Работа по историческому источнику.
Учитель: - Ой, ребята, мы с вами попали в год 1632 и как раз сегодня суд. Давайте посмотрим что происходит в зале суда, кажется здесь судят какого- то знаменитого человека. Двое учащихся показывают сценку. Перед судьей стоит человек. Суд зачитывает приговор. Работа с источником. В конце сентября 1632 г. Галилею было приказано немедленно прибыть в Рим. Больной 68-летний ученый вынужден был подчиниться решению комиссии римской инквизиции и отправиться в тяжелый для него путь. 22 июня 1633 г. инквизиция произнесла над ним приговор и заставила его произвести «отречение». Из приговора кардиналов Галилею: «.Желая оградить людей от вреда и соблазна, которые происходили от твоего поведения и угрожали чистоте веры... ученые-богословы постановили:
Рассмотрев и зрело обсудив все стороны твоего дела и приняв во внимание твои показания и извинения... мы пришли к заключению:...присуждаем объявляем тебя, Галилей, в ереси... по этой причине ты подлежишь всем исправлениям и наказаниям, установленным в таких случаях священными канонами... Освободиться от них ты сможешь лишь в том случае, если от чистого сердца и с непритворной верой отречешься и проклянешь все заблуждения и ереси и в таких выражениях, какие тебе будут указаны... Но дабы столь тяжкий грех твой и ослушание не остались без всякой мзды и послужили бы предостережением для других, мы решили запретить книгу «Диалог Галилея», а тебя самого заключить в тюрьму...»
Учащийся стоя на коленях читает отречение: - Я, Галилео Галилей, от чистого сердца и с непритворной верой отрекаюсь от своих взглядов и проклинаю все заблуждения и ереси.
(Выходя из зала суда, Галилео говорит фразу: - А все- таки она вертится!) Сценка окончена. Учитель: Почему Галилей отрекся от своих убеждений? И что значит последняя фраза в этой сцене? Ответ: -потому что уже постаревший и тяжело больной он понял что отстоять свои взгляды ему не удастся, но его фраза о том, что Земля вертится показывает, что в глубине души он остался верен своему научному открытию. Науку нельзя задушить. Фоторепортаж. Учитель: - Давайте представим, что вы корреспонденты и вам дали задание сделать фоторепортаж об открытиях периода эпохи Возрождения. Для этого заглянем в научную лабораторию. - Итак, мы находимся в лаборатории Уильяма Гарвея. Какое открытие он сделал? (выходит первый фоторепортер и ведет репортаж с места события) Ответ учащихся: - Более полутора тысяч лет непререкаемым авторитетом в медицине пользовались труды Клавдия Галена, римского врача и естествоиспытателя, жившего во 2 в. Его учение утверждало, будто артериальная и венозная кровь — жидкости разные, и «тепло и жизнь» разносит только артериальная кровь, а венозная «питает органы». Разрушил господство этих взглядов один из самых образованных людей своего времени, английский врач и ученый Уильям Гарвей (1578— 1657), открытия которого позволили многое узнать о строении человеческого организма. С ранней юности его привлекали естественные науки. Пять лет он путешествовал по Европе. Франция, Германия, Италия —всюду Гарвей посещал лекции знаменитых профессоров. В 1628 г. выходит книга Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», 72 страницы которой сделали его имя бессмертным.
Гарвей открыл секрет кровообращения. Он первым доказал, что в теле животного и человека по замкнутому пути все время передвигается одно и то же количество крови, и показал роль сердца в этом процессе. Все медики Европы ополчились против Гарвея, его преследовали клевета, подметные письма... Гарвей не прекратил своих исследований. Его интересовало развитие зародышей. «Все живое — из яйца», — сформулировал он свою теорию. Открытия Уильяма Гарвея дали людям научные представления о кровообращении и зарождении жизни. Учитель: - Сейчас мы в гостях еще у одной знаменитости – это Френсис Бэкон- юрист, политик, оратор, философ, историк, литератор. Но что же он совершил? Ответ: Крупнейшая заслуга Бэкона заключается в том, что он предложил новый метод изучения явлений природы — наблюдения и опыты. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Более того, Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой. Ученого, делающего научные открытия на основе наблюдений и опытов, философ сравнивал с пчелой: «Пчела.., извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению... Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей — опыта и рассудка». Бэкон умер, простудившись во время одного из физических опытов. Учитель: - А вот лаборатория еще одного ученого. Кто это? Ответ: Ренэ Декарт (1596—1650), как и Фрнсис Бэкон, считается основоположником науки и философии нового времени. Жизнь Декарта складывалась непросто. Сначала обычная жизнь французского дворянина, находящего удовольствие в верховой езде, фехтовании, кутежах и картах. Затем неожиданно для окружающих он резко меняет образ жизни — снимает небольшой домик в Сен-Жерменском предместье Парижа, закрывается в нем и начинает изучать математику. Через два года неустанных занятий также неожиданно надевает мундир военного и начинает переезжать из страны в страну, из армии в армию. Но тяга к науке побеждает. Он отправляется в Голландию, где живет двадцать лет и совершает свои важнейшие открытия в области философии и математики.
Ренэ Декарт видит главную цель науки в завоевании человеком господства над силами природы, которые следует заставить служить людям. Наука должна приносить практическую пользу, но для этого ей следует основываться на достоверных знаниях. Источником таких знаний Декарт считал разум человека. Человек мыслит, он бесконечно сомневается в своих научных предположениях, и в этом движении мысли рождаются научные знания. «Мыслю, следовательно, существую...» — говорил он. В познании мира Декарт огромное значение придавал математике, считая ее идеалом и образцом для всех других наук. Он создал аналитическую геометрию, ввел понятие переменной величины. На уроках алгебры мы и сейчас пользуетесь введенными им алгебраическими обозначениями. Учитель: - Посмотрите, это Джон Локк, он в рабочем кабинете. Чем его имя примечательно для нас? Ответ: Главная заслуга Джона Локка состояла в том, что он разработал учение о естественных, прирожденных правах человека: праве на жизнь, свободу и собственность. Локк считал, что от природы все люди равны. Он разработал также учение о разделении властей — отделении исполнительной власти от законодательной. Законодательную власть, считал он, надо отдать депутатам парламента, избранным народом, а исполнительную поручить монарху и его правительству. Локк был сторонником конституционной монархии, т. е. такой монархии, в которой власть короля ограничена конституцией. Тестирование. Учитель: - Вот мы вернулись из нашего путешествия по городу. Я думаю, что такая прогулка пойдет вам на пользу. Теперь мы в классе, где я вам предлагаю закрепить свои знания, выполнив тестирование: Проверка знаний в форме тестирования на компьютере (учащиеся садятся за компьютеры) ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ»: 1. Какой термин является синонимом Возрождения? а) ренессанс б) декаданс в) оба термина являются синонимами Возрождения.
2. Кто из великих гуманистов Возрождения был вторым человеком в государстве после короля, но не отказался ради власти и денег от собственных идей? а) Джон Локк; б) Томас Мор; в) Вильям Шекспир; г) Питер Брейгель. З. Кто из великих ученых эпохи Возрождения был сожжен на костре за свои научные убеждения? А) Николай Коперник; Б) Джордано Бруно; в) Галилео Галилей; г) все вышеперечисленные. 4. Кто является автором гелиоцентрической системы мира? а) Николай Коперник; б) Джордано Бруно; в) Галилео Галилей; г) каждый внес свой вклад в создание системы. 5. Кто из ученых Возрождения заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения? а)Роджер Бэкон б) Леонардо да Винчи; в) Ренэ Декарт; г) Фрэнсис Бэкон. 6. Самый знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения, автор «Джоконды» а) Рафаэль; б) Эль Греко; в) Леонардо да Винчи; г) Диего Веласкес. 7. Кто из величайших гениев Возрождения был не в ладах с латинским языком? А) Леонардо да Винчи; Б) Галилео Галилей; В) Джордано Бруно; Г) Николай Коперник. 8. В чем находило итальянское Возрождение величие человека? А) в его Богоподобности; Б) в его смиренности; В) в его активности; г) в его таланте. 9. Чем отличаются картины итальянских мастеров и художников Северного Возрождения? а) они практически неразличимы по технике исполнения и жанровым особенностям; б) у итальянских мастеров четко прослеживается центр картины, у художников Северного Возрождения центр везде и нигде; в) у итальянских мастеров больше картин на религиозные темы, у художников Северного Возрождения — на бытовые темы; г) у итальянских мастеров в центре внимания — человек, у художников Северного Возрождения — природа. 10. Кто из нижеперечисленных деятелей эпохи Возрождения заслужил у современников и потомков прозвище титанов Зла? а) Леонардо да Винчи; б) Лоренцо Медичи; в) Микеланджело; г) Цезарь Борджиа.
V. Обобщение материала: - В заключении изучения этой большой темы я бы хотела сказать, что Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив в наследство человечеству произведения, которые, в свою очередь, стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства. Здесь же, как мы увидели, происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. На этой основе складывается новое представление о Вселенной. Рождается новый метод исследования природы – сочетание опыта (практики) и теории (разума). Возникают идеи о праве человека на свободу, счастье, на развитие и проявление своих способностей, достойное духовное и физическое существование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|