Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы захвата внимания аудитории.

Особенности подготовки публичного выступления

 

I. Как готовиться к устному выступлению.

 

Существуют 4 способы подготовки к публичному выступлению

 

  1. Экспромт – выступление без подготовки
  2. План-конспект – заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.
  3. Текст выступления – текст, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.
  4. Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Обдумывание выступления

 

С чего начать подготовку?

 

  1. «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей» (Д. Карнеги). Приступать к поиску литературы нужно после того, как вы исчерпаете свои мысли.
  2. Для выступления выбирайте 1-2 вопроса. Так вам будет легче, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления.
  3. Имейте резервные знания. Материала должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетом, необходим для выступления. «Резервное знание» (Д. Карнеги) придает уверенность выступающему.
  4. Обдумывая выступление нужно разбить его на тематические комплексы. Их должно быть 3-4, не больше. Сначала скажу о…, затем о…., потом о…, и, наконец, о…..,
  5. Заранее высказывайте самому себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, т.е. свою оценку той или иной мысли.
  6. То, что хотите лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам.

 

Структура публичного выступления

 

Трехчастная структура

 

  1. Вступление. Обозначается проблема, сообщается основная мысль
  2. Основная часть. Приводятся аргументы и доказательства.
  3. Заключение. Подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.

Во вступлении различают ЗАЧИН (цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и ЗАВЯЗКУ (цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Заключение может включать НАПОМИНАНИЕ (цель – напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), ОБОБЩЕНИЕ (цель – сформулировать словами обобщающий вывод) и ПРИЗЫВ (цель – вызвать реакцию слушателей).

Требование к выступлению: в нем должна содержаться логика, понятная слушателям.

 

  1. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

 

К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме.

 

  1. Не бойтесь слушателей.
  2. Сконцентрируйте свое внимание не на своих собственных переживаниях, а а содержание своей речи.
  3. Скажите слушателям не все. Оставьте себе резервное знание – мысль о них укрепят вашу уверенность в себе.
  4. Не готовьтесь в день выступления.
  5. За час-полтора сконцентрируйтесь на своем выступлении.

 

II. Начало выступления

 

Организационный момент в аудитории.

 

Вопрос подготовки аудитории – не дело самого оратора, а дело тех, кто организует аудиторию

 

  1. В аудитории должен быть свежий воздух
  2. Самый благоприятный фон – синий. На темном фоне выступать лучше, он концентрирует внимание аудитории.
  3. Позади вас должно быть минимум мебели.
  4. Ни в коем случае за вашей спиной не должно быть ничего движущегося (президиум, посторонних людей, слушателей)
  5. Оратор должен находиться в самом освещенном месте зала.
  6. Не стойте среди слушателей – стойте перед слушателями.
  7. Желательно, чтобы слушатели, сидя перед вами, не видели входную дверь (опаздывающих, заглядывающих)
  8. Начиная выступление не демонстрируйте какого-либо недовольства – численностью собравшихся. Никогда не делайте замечаний аудитории в целом.
  9. Никогда не начинайте с ходу – дайте аудитории хотя бы секунд 30, чтобы она вас рассмотрела, привыкла, немного постойте. Поправьте стул, трибуну, разложите записи, закройте или откройте форточку, кивните кому-нибудь из аудитории (даже если вы никого не знаете)
  10. Пойдите навстречу интересам слушателей – если просят, выразите готовность работать без перерыва, закончить пораньше. Это всегда настраивает аудиторию в пользу оратора.
  11. Перед началом выступления необходимо собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед: «пустые кресла негативно действуют на слушателей, аудиторию не расшевелить, если она рассеяна по залу» (Д. Карнеги).

 

 

Вступление.

Примеры зачинов.

1. Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудито­рии. Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречашсь и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема...

2. Итак, вы уже прослушати ряд интересных и ярких выступле­ний моих коллег по проблемам... Я сам с удовольствием их послу- шат и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое по­нимание данных проблем.

3. Здравствуйте! Ну, кажется все собрались9 Надо ли еще кого- нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного по­дождать, если кто-то задержатся, но точно придет....Итак, теперь начинаем. Наша тема...

4. Здравствуйте! О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть!

5. Добрый день! Ну, я вижу, нас собратось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, уже здесь. Думаю, мы уже можем начать...

 

 

Приемы захвата внимания аудитории.

1. Обращение к событию, времени, месту.

«Начните с того места, где вы находитесь», — советует П.Со­пер. Скажите: «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой... Вот висит портрет Толстого... Сегодня годовщина... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что... Сегодня утром в «Последних известиях» сообщили...» и т.д. и т.п. Этот при­ем несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

 

2. Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях.

Д. Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное выска­зывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы».

П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что связано со столкновением: «Ищите конфликт: столкновение и борьба вы­зывают невольный интерес...»; «стоит оратору сказать: «Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью» — и аудитория сразу встрепенется». Вот еще примеры такого начата: Почему родители всегда недовольны своими детьми? Почему дети всегда считают, что старшее поколение их не понима­ет? Ссоры между мужем и женой — обычное дело. Почему это про­исходит? Давайте попробуем разобраться и т.д.

 

3. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник инфор­мации.

Например: Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о... Сегодня в программе «Утро» я услышал любопытное сообщение..., Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что... и т.д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смот­рели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обыч­но говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слушал) тоже...» — и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слу­шать.

 

4. Риторический вопрос.

Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: Нужна ли нам частная соб­ственность? Должно ли образование быть бесплатным?

Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступле­ния риторическим вопросом, должна далее быть немедленно раз­вита, конкретизирована другими, частными риторическими во­просами или аргументами; одиночный риторический вопрос вы­глядит часто слишком декларативно, чересчур «красиво».

 

5. Ссылка на свое эмоциональное состояние.

Например: Сегодня я очень волнуюсь, выступая перед вами...; У меня сегодня особенное настроение, и вот почему... и т.д.

 

6. Демонстрация какого-либо предмета.

Можно начать так: Вот у меня в руках книга. Прекрасный пере­плет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее вруки... Вместе с тем в ней нет ни слова правды... Или: Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохра­нился у мфя.даже не знаю как. А значок этот-— «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране? Или: По­смотрите, как красиво в цвете сделана реклама. Какой хороший ло­зунг ее украшает — «За честь, справедливость, порядочность!». Вме­сте с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть.

 

7. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами.

Можно начать так: Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора..., Недавно я прочитал, что...: Однажды со мной произошел такой случай...: Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мной в купе оказался очень интересный попутчик... и т.д.

 

8. Цитирование знакомого.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал... Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, предварительно обработано гак, чтобы вызвать интерес у слуша­телей.

 

9. Цитирование знаменитости.

Например: Бернард Шоу как-то сказал...: Говорят, Петр Гово­рил своим сподвижникам...: Льву Толстому принадлежит очень лю­бопытная фраза... и т.д. Удобство такого начала в том, что афо­ризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и се каче­ство обеспечит привлечение внимания.

 

10. Изложение цели и задачи выступления.

Данный прием действен только в очень компетентной ауди­тории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в про­блеме и внимание их уже фактически обеспечено самим интере­сом к теме. Так поступают лекторы в учебной аудитории.

 

11. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.

Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять лично­стное напряжение у слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем. Вот что писал на эту тему Д. Карне­ги: «Нас не интересует беседа на тему “Как составляются завеща­ния в Перу”, но мы заинтересовались бы беседой “Как составлять наши собственные завещания”».

 

Можно указать и на некоторые неправильные приемы в на­чальной части выступления (случаи «коммуникативного самоубий­ства»):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...