Приемы захвата внимания аудитории.
Особенности подготовки публичного выступления
I. Как готовиться к устному выступлению.
Существуют 4 способы подготовки к публичному выступлению
Обдумывание выступления
С чего начать подготовку?
Структура публичного выступления
Трехчастная структура
Во вступлении различают ЗАЧИН (цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и ЗАВЯЗКУ (цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).
Заключение может включать НАПОМИНАНИЕ (цель – напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), ОБОБЩЕНИЕ (цель – сформулировать словами обобщающий вывод) и ПРИЗЫВ (цель – вызвать реакцию слушателей). Требование к выступлению: в нем должна содержаться логика, понятная слушателям.
К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме.
II. Начало выступления
Организационный момент в аудитории.
Вопрос подготовки аудитории – не дело самого оратора, а дело тех, кто организует аудиторию
Вступление. Примеры зачинов. 1. Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудитории. Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречашсь и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема... 2. Итак, вы уже прослушати ряд интересных и ярких выступлений моих коллег по проблемам... Я сам с удовольствием их послу- шат и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем. 3. Здравствуйте! Ну, кажется все собрались9 Надо ли еще кого- нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного подождать, если кто-то задержатся, но точно придет....Итак, теперь начинаем. Наша тема... 4. Здравствуйте! О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть! 5. Добрый день! Ну, я вижу, нас собратось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, уже здесь. Думаю, мы уже можем начать...
Приемы захвата внимания аудитории. 1. Обращение к событию, времени, месту. «Начните с того места, где вы находитесь», — советует П.Сопер. Скажите: «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой... Вот висит портрет Толстого... Сегодня годовщина... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что... Сегодня утром в «Последних известиях» сообщили...» и т.д. и т.п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.
2. Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях.
Д. Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы». П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что связано со столкновением: «Ищите конфликт: столкновение и борьба вызывают невольный интерес...»; «стоит оратору сказать: «Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью» — и аудитория сразу встрепенется». Вот еще примеры такого начата: Почему родители всегда недовольны своими детьми? Почему дети всегда считают, что старшее поколение их не понимает? Ссоры между мужем и женой — обычное дело. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться и т.д.
3. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. Например: Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о... Сегодня в программе «Утро» я услышал любопытное сообщение..., Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что... и т.д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слушал) тоже...» — и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать.
4. Риторический вопрос. Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: Нужна ли нам частная собственность? Должно ли образование быть бесплатным? Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована другими, частными риторическими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно, чересчур «красиво».
5. Ссылка на свое эмоциональное состояние. Например: Сегодня я очень волнуюсь, выступая перед вами...; У меня сегодня особенное настроение, и вот почему... и т.д.
6. Демонстрация какого-либо предмета. Можно начать так: Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее вруки... Вместе с тем в ней нет ни слова правды... Или: Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у мфя.даже не знаю как. А значок этот-— «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране? Или: Посмотрите, как красиво в цвете сделана реклама. Какой хороший лозунг ее украшает — «За честь, справедливость, порядочность!». Вместе с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть.
7. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами. Можно начать так: Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора..., Недавно я прочитал, что...: Однажды со мной произошел такой случай...: Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мной в купе оказался очень интересный попутчик... и т.д.
8. Цитирование знакомого. Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал... Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, предварительно обработано гак, чтобы вызвать интерес у слушателей.
9. Цитирование знаменитости. Например: Бернард Шоу как-то сказал...: Говорят, Петр Говорил своим сподвижникам...: Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза... и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и се качество обеспечит привлечение внимания.
10. Изложение цели и задачи выступления. Данный прием действен только в очень компетентной аудитории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в проблеме и внимание их уже фактически обеспечено самим интересом к теме. Так поступают лекторы в учебной аудитории.
11. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем. Вот что писал на эту тему Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему “Как составляются завещания в Перу”, но мы заинтересовались бы беседой “Как составлять наши собственные завещания”».
Можно указать и на некоторые неправильные приемы в начальной части выступления (случаи «коммуникативного самоубийства»):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|