Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие города обозначены на карте под номерами 1, 2 и 3?

Карты

Используя две карты ниже, выполните задания:

1. Найдите на карте места расселения двух главных славянских племен: ильменских словен и полян (подсказка: племенным центром полян был Киев, центром ильменских словен - Новгород).

2. Найдите на карте маршрут похода князя Олега из Новгорода в Киев в 882 году (вторая карта)

3. Найдите на карте путь «из варяг в греки», зная, что он проходил из Финского залива по реке Неве в Ладожское озеро, из Ладоги по реке Волхов в озеро Ильмень, из Ильменя по реке Ловать, дальше волоком лодки тащили по суше до Днепра, по Днепру до Черного моря и по морю вдоль берега до Константинополя.

4. Найдите на карте маршруты походов на Константинополь князя Олега (907 год) и князя Игоря (941, 944).

5. Мы знаем, что к западу от Руси проживали племена балтов (литва, ятвяги, пруссы и другие), на севере и востоке проживали финно-угорские племена (карелы, чудь, меря, мордва и другие). А какие государства на востоке, юго-востоке и юге были соседями Руси? (подсказка: это три государства, которые исповедовали три разные религии: православие, ислам и иудаизм).

6. Какое кочевое племя, проживавшее в причерноморских степях, постоянно нападало на южные рубежи Руси? (подсказка: именно они устроили засаду на днепровских порогах и убили возвращавшегося домой в Киев князя Святослава в 972 году).

7. С какими государствами воевал Святослав? (подсказка: одно государство на Волге он победил, другое полностью уничтожил, стерев с лица земли один из его главных городов - Саркел, а с третьим ему, в отличие от князя Олега, справиться не удалось).

8. Какие славянские племена были покорены Святославом? (подсказку ищите в легенде первой карты).

9. В какой город на Дунае хотел перенести столицу своего государства Святослав, заявив, что «здесь центр земли моей»? (город указан на второй карте)

10. Найдите на второй карте Червонную (Червенскую) Русь (с центрами в Червене, Львове, Перемышле, Галиче, Берестье), которую присоединил к Руси Владимир I, отобрав ее у Польши (сейчас это территория западной Украины и Польши).


 


 

Задания для самопроверки

1. Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии?

1) Аскольда

2) Дира

3) Рюрика

4) Олега

 

2. Волхвами в Древней Руси называли

1) обедневших крестьян-общинников

2) глав крупных зажиточных семей

3) первых священнослужителей в христианских храмах

4) жрецов языческих культов, знахарей

3. Согласно летописным свидетельствам Рюрик правил во второй половине IX в. в (во)

1) Киеве

2) Новгороде

3) Владимире

4) Чернигове

4. «Иду на вы» — с этими словами обращался к своим врагам перед походом князь

1) Олег

2) Святослав

3) Владимир Мономах

4) Ярослав Мудрый

5. Кто из кня­зей осуществил поход на Ца­рь­град в 907 г.?

1) князь Олег

2) князь Игорь

3) князь Владимир

4) князь Святослав

6. С кем воевал князь Святослав Игоревич (942–972)?

1) с татаро-монголами

2) с хазарами

3) с крестоносцами

4) с варягами

7. В Древней Руси словом «вервь» называли

1) время ухода крестьян от владельца

2) форму сбора дани

3) общину

4) совет бояр при князе

8. Укажите годы прав­ле­ния князя Вла­ди­ми­ра Святого.

1) 862—879 гг.

2) 912—945 гг.

3) 980—1015 гг.

4) 1113—1125 гг.

9. Какое го­су­дар­ство на юго-востоке со­сед­ство­ва­ло с Древнерусским государством на ран­нем пе­ри­о­де его ис­то­рии (IX–X вв.)?

1) Дунайская Болгария

2) Венгрия

3) Хазарский каганат

4) Золотая Орда

 

10. Поляне, древляне, вя­ти­чи – это пле­мен­ные союзы

1) восточнославянские

2) балтские

3) угро-финские

4) тюркские

11. Назовите князя, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го был заключён пер­вый пись­мен­ный до­го­вор между Русью и Ви­зан­тий­ской империей.

1) Вла­ди­мир Мономах

2) Олег Вещий

3) Игорь Старый

4) Вла­ди­мир Святославич

 

12.Что из названного было одной из причин принятия христианства на Руси?
  1) стремление к укреплению великокняжеской власти
  2) необходимость создания нового свода законов Руси
  3) распад Древнерусского государства на несколько самостоятельных центров
  4) необходимость свержения монголо-татарского владычества над Русью
13.Что из перечисленного относилось к последствиям крещения Руси?
  1) ослабление власти великого князя
  2) обострение отношений Руси с соседями, придерживавшимися иной веры
  3) обострение усобиц между русскими князьями
  4) приобщение Руси к греческой, византийской культуре
14.Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь. «Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»
  1) ясаком
  2) полюдьем
  3) барщиной
  4) тяглом

15. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, о каком торговом пути идет речь. «…а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море … И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому морю ко Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река».
  1) великом шелковом пути
  2) из варяг в греки
  3) великом Волжском пути
  4) из словен в хазары

16. Запишите термин, о котором идѐт речь.

Совокупность политеистических верований, основанных на обожествлении сил природы.

Ответ: ___________________________.

 

17.


 

18. Какие суждения, от­но­ся­щи­е­ся к событиям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести предложенных.

 

1) Этот тор­го­вый путь был одним из важ­ней­ших в Ев­ро­пе в этот период.

2) Ос­нов­ным торговым парт­не­ром Руси в этот пе­ри­од была Византия.

3) Рус­ские князья на­ча­ли совершать во­ен­ные походы на Ви­зан­тию в на­ча­ле Х века.

4) Ос­нов­ны­ми союзниками рус­ских князей в конце IX — на­ча­ле X века были печенеги.

5) Ос­нов­ны­ми предметами экс­пор­та были бла­го­во­ния и фрукты.

6) На­се­ле­ние Древней Руси пла­ти­ло дань ве­ли­ко­му князю за управ­ле­ние русскими землями.

 

Какие города обозначены на карте под номерами 1, 2 и 3?

 

 


19.

- Заполните пропуск в предложении: «Киевский князь _________ в начале X в. совершил успешный поход по маршруту, обозначенному на схеме тонкими чёрными стрелками ».

- Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

- Укажите название государства, столица которого обозначена цифрой «5», в период отражённых на схеме событий.

 

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны:

1. На схеме обозначен город, в котором согласно «Повести временных лет» было принято решение о приглашении варяжских князей.

2. Цифрой «2» на схеме обозначен город – центр восточнославянского племенного союза ильменских словен.

3. Походы, обозначенные на схеме широкими чёрными стрелками
и белыми стрелками , относятся к деятельности одного и того же киевского князя.

4. Цифрой «4» на схеме обозначена столица Волжской Булгарии.

5. Торговый путь, обозначенный на схеме, известен в истории как путь «из варяг в греки».

6. Киевский князь Игорь погиб во время восстания восточнославянского племенного союза, центр которого обозначен на схеме цифрой «3».


Начало формы

20. Из записок историка «Как скоро началось сильное сражение, то скифы, окружённые магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте. Сам <…>, израненный и истекший кровию, не остался бы жив, если бы не спасла его наступившая ночь, У неприятелей, говорят, на сём сражении убито было 15 тысяч человек; у наших убитых было только 350 человек и множество раненых. Такую победу одержали римляне в сей битве. <…> всю ночь печалился по побиении своей рати. Но, чувствуя, что ничего уже не может сделать непобедимому нашему войску, почитал обязанностью благоразумного полководца сохранить оставшихся воинов. Итак, на другой день, по утру, посылает к императору просить мира с такими условиями: тавроскифы должны отдать римлянам Доростол, отослать пленных, выйти из Болгарии и возвратиться в своё отечество, а римляне должны дать им безопасно отплыть на судах своих, не нападая на них с огненосными кораблями (ибо они чрезвычайно боялись мидийского огня, могущего даже камни превращать в пепел), позволить провозить к себе хлеб и посланных для торговли в Византию считать, по прежнему обычаю, друзьями. Государь охотно принял предложение союза (он мир предпочитал войне, зная, что один сохраняет, а другая, напротив того, истребляет народы), утвердил условия и дал каждому по две меры хлеба. Получивших хлеб было 22 тысячи человек, оставшихся из 60 тысяч русского войска; следственно, прочие 38 тысяч пали от римского меча. По утверждении мира <…> просил позволения у государя придти к нему для личных переговоров. Он согласился и, в позлащённом вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый великим отрядом всадников, блиставших доспехами. <…> переезжал чрез реку на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, грёб наравне с прочими, без всякого различия. Поговорив немного с императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад. Таким образом кончилась война римлян с россами».
Назовите русского князя, имя которого неоднократно пропущено в тексте. Назовите русскую правительницу, которая была его матерью. Укажите век, к которому относятся описываемые события.

Конец формы

Начало формы

Укажите любые три названных в отрывке условия, включённых в упоминаемый в тексте мирный договор.

Конец формы

Начало формы

Назовите сына данного князя, одержавшего победу в междоусобной борьбе со своими братьями. Привлекая исторические знания, укажите любые два мероприятия, проведённые в годы правления сына данного князя.

Конец формы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...