Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование функций черепных нервов.

Особенности неврологического обследования детей.

 

Исследование нервной системы должно быть всесторонним, комплексным. Оно требует детального анализа патологических признаков, сочетания клинических приёмов обследования с инструментальными и лабораторными методами. При исследовании нервной системы необходимо учитывать возраст обследуемого, степень зрелости организма, состояние внутренних органов и других систем.

Исследование нервной системы ребёнка имеет особенности. Каждому возрастному периоду свойственны различные нормативы и особенности неврологического статуса. Отмечается также зависимость основных лабораторных данных от возраста.

Имеют значения условия, в которых выполняется исследование. Дети должны быть спокойны и контактны. Исследование надо проводить в игровой обстановке с использованием игрушек. С детьми школьного возраста важно установить полный психологический контакт. Необходимо также соблюдать доверительное отношение между обследуемым и исследующим, памятуя, что при патологии нервной системы этот контакт нередко затруднён.

 

Исследование рефлекторно-двигательных функций.

При исследовании двигательных функций прежде всего устанавливают объём и силу движений, состояние мышечной системы, наличие похудания мышц или их чрезмерного развития, излишних движений, или, наоборот, скованности.

Мышечную силу определяют посредством специальных приёмов, а также с помощью динамометров и оценивают по пятибалльной системе. Для оценки слабости конечностей используются специальные пробы (пробы Барре).

Для характеристики функций движений важное значение имеет также оценка сухожильных и надкостничных рефлексов. Рефлексы являются одними из важнейших показателей состояния нервной системы, степени её зрелости, а также целостности рефлекторной дуги и центральных механизмов регуляции. По типу рецепторов, с которых вызываются рефлексы, различают:

· глубокие рефлексы – надбровный, нижнечелюстной, рефлекс с сухожилия двуглавой мышцы, рефлекс с сухожилия двуглавой мышцы, рефлекс с сухожилия трёхглавой мышцы, пястно-лучевой, коленный, рефлекс с ахиллова сухожилия;

· рефлексы, вызываемые со слизистых оболочек – корнеальный, конъюнктивальный, глоточный, нёбный;

· рефлексы, вызываемые с рецепторов кожи – брюшные, кремастерный, подошвенный и анальный.

Рефлексы оценивают в определённом порядке – сверху вниз. Определяют их нормальное состояние (норморефлексия), их повышение (гиперрефлексия), понижение (гипорефлексия), полное отсутствие (арефлексия), или асимметрию (анизорефлексия), когда рефлексы с одной стороны выше, а с другой ниже.

Исследование экстрапирамидной системы.

При оценке двигательных функций необходимо исследовать также состояние экстрапирамидной системы. Экстрапирамидные нарушения проявляются изменениями мышечного тонуса, координации движений, двигательной активности, равновесия тела в покое и при ходьбе. В исследование экстрапирамидной системы входит оценка состояния её паллидарного и стриарного отделов, а также мозжечка.

В процессе исследования паллидарного отдела обращают внимание на речь, активность движений, позу больного, походку, состояние мышечного тонуса, наличие дрожания (тремор) рук, головы.

При исследовании стриарного отдела, прежде всего, выявляются насильственные движения – гиперкинезы. Необходимо учитывать, что они могут распространяться и на речедвигательный аппарат: возникают запинки в речи, непроизвольные вскрикивания, нарушения артикуляции.

Большое значение имеет оценка функций мозжечка. Он обеспечивает точность целенаправленных движений, согласованность действий мышц сгибателей и разгибателей, контролирует равновесие тела, принимает участие в регуляции мышечного тонуса.

 

Исследование чувствительности.

При исследовании чувствительности основываются на показаниях больных в ответ на те или иные раздражители. Однако исследование чувствительности у детей представляет большие трудности, так как ребёнок не всегда может чётко дифференцировать раздражение, правильно проанализировать свои ощущения и адекватно их описать. У детей младшего возраста нередко приходится ограничиваться исследованием только болевой чувствительности, так как реакция на болевые раздражители наиболее заметна. Вначале исследуют поверхностную чувствительность, а затем глубокую.

Тактильную чувствительность исследуют с помощью прикосновения к коже ваткой или кисточкой. Болевую – с помощью иглы. Температурную – прикосновением пробирок с горячей и холодной водой. Суставно-мышечное чувство исследуют при помощи пассивных движений в мелких и крупных суставах. Чувство давления определяют надавливанием пальца. Вибрационную чувствительность исследуют путём прикладывания ножки вибрирующего камертона к тому или иному участку тела.

Нарушения чувствительности могут быть количественными и качественными.

Исследование функций черепных нервов.

Изучение функций черепных нервов имеет большое значение для оценки неврологического статуса. Начинать исследования надо с оценки состояния первой пары. Исследование обонятельного нерва проводят при помощи склянок с ароматическими веществами. Каждый носовой ход обследуют отдельно. Дети раннего возраста на резкие запахи реагируют выражением неудовольствия.

В неврологии исследуют зрительный нерв, оценивая остроту зрения, цветоощущение, поля зрения, глазное дно. Остроту зрения исследуют с помощью специальных таблиц с нанесёнными на них 10 рядами букв или различных картинок (дошк. возр.). У грудных детей судят по реакции ребёнка на свет, по способности фиксировать взгляд на ярких предметах. Цветоощущение исследуют с помощью специальных таблиц, цветовых картинок, фигур. Поля зрения исследуют при помощи специального прибора – периметра. В норме границы полей зрения на белый цвет составляют кнаружи 900, кнутри 600, книзу 700, кверху 600. Глазное дно исследуют при помощи офтальмоскопа.

Глазодвигательный, блоковый и отводящий нервы исследуют одновременно, так как они выполняют общую функцию – осуществляют движение глазных яблок. Исследуют форму и размер зрачка, его реакцию на свет. При исследовании троичного нерва определяют его чувствительную двигательную функцию.

При исследовании слухового нерва проверяют остроту слуха и способность к локализации источника звуков. Остроту слуха определяют для каждого уха отдельно. Слух считают нормальным, если шёпотная речь воспринимается с расстояния 5 метров. Более детальную остроту слуха исследуют с помощью аудиографии.

У новорожденных и детей в первые месяцы жизни о сохранности слуха судят по их реакции на резкий звуковой раздражитель (хлопок в ладони). Осуществляют также исследование воздушной и костной проводимости звука при помощи звучащего камертона.

Для оценки функции вестибулярного нерва выясняют, нет ли головокружения, нарушений координации движений.

Языко-глоточный и блуждающий нервы исследуют одновременно, так как они совместно обеспечивают чувствительность и двигательную иннервацию глотки, гортани, мягкого нёба, вкусовую чувствительность задней трети языка, секреторную иннервацию околоушной слюнной железы. (Используют сладкие, горькие, кислые вещества.)

Исследуют функции добавочного нерва, при этом больному предлагают повернуть голову в сторону, пожать плечами, сблизить лопатки.

При анализе подъязычного нерва определяют положение языка в полости рта и при высовывании, подвижность языка, тонус мышц языка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...