Нервная система анатомическое строение и функциональное деление
Прежде чем приступить к рассмотрению существующих в организме человека физиологических механизмов борьбы со стрессом, целесообразно вспомнить строение и функции нервной системы, поскольку именно она играет главенствующую роль в управлении жизнедеятельностью. Нервная система — совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. Нервная система обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма, осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения, составляет материальную основу психической деятельности (речь, мышление, социальное поведение). Центральная нервная система спрятана в костные футляры: в черепе располагается головной мозг, а в канале позвоночного столба — спинной мозг. В головном мозге выделяют несколько «этажей», на каждом из которых происходит интересная и непростая работа. В продолговатом мозге расположены центры самых главных функций организма (дыхания, сердцебиения, поддержания сосудистого тонуса), защитных реакций (чихания, кашля, моргания, слезоотделения, рвоты), некоторых видов обмена. В продолговатом мозге и следующем отделе головного мозга — мосту — заложены ядра большинства черепно-мозговых нервов, которые отвечают за мимику человека, слух, чувствительность кожи лица, глотание, функционирование большинства внутренних органов. Мозжечок отвечает за координацию движений и поддержание мышечного тонуса. Расположенный далее средний мозг руководит движениями глазных яблок, на более высоком уровне контролирует деятельность скелетных мышц и их тонус, включается в образование эмоций, обеспечивает слуховые и зрительные ориентировочные рефлексы. Промежуточный мозг, по мнению последователей эволюционного учения Дарвина, на заре эволюции был «главнокомандующим» в нервной системе, поэтому несет в себе функции «второго пилота» в восприятии всех сигналов из внешней и внутренней среды (таламус) и регуляции органов и систем (гипоталамус). И, наконец, «первый пилот» — большие полушария. Высший анализ, тончайшая обработка поступающей информации, детальная разработка ответных действий — функция больших полушарий головного мозга и в первую очередь их серого вещества — коры и подкорковых ядер.
Спинной мозг устроен менее сложно, имеет вид тяжа длиной 41—45 см и диаметром 1 см, в центре которого находится канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Спинной мозг, образованный серым и белым веществом, иннервирует скелетную мускулатуру (кроме мышц головы) и внутренние органы. В сером веществе спинного мозга расположены центры безусловных рефлексов (коленный рефлекс и т.д.) и вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторной деятельности желудка. Таким образом, серое вещество принимает участие в двигательных реакциях (рефлекторная функция). Посредством белого вещества осуществляется связь различных отделов спинного мозга, связь головного мозга с остальными частями ЦНС, соединение рецепторов с исполнительными органами, то есть за счет проведения нервных импульсов осуществляется проводниковая функция. Периферическая нервная система представлена нервами (нервными волокнами), ганглиями (нервными узлами) и нервными окончаниями. Нервы — скопления отростков нервных клеток (нейронов) вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы (электрические сигналы, распространяющиеся по клеточным мембранам). Традиционно выделяют чувствительные, двигательные и смешанные нервы, которые отличаются по строению и выполняемым функциям. Нервные узлы — скопления тел нейронов вне ЦНС. Нервные окончания — концевые образования отростков нейронов в рабочих органах и железах (функционально разделяются на рецепторные и эффекторные).
Поскольку от головного мозга берут свое начало черепномозговые нервы, а от спинного мозга — спинномозговые нервы, можно заключить, что ЦНС руководит всеми сторонами нашей жизни через посредство периферической нервной системы.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА СОМАТИЧЕСКАЯ - АВТОНОМНАЯ (ВЕГЕТАТИВНАЯ)
Симпатическая Парасимпатическая
Рис. 3. Функциональное деление нервной системы
Функциональное деление нервной системы выглядит следующим образом (рис. 3). Понятно, что руководить походкой и актом мочеиспускания — разные задачи. И вовсе не потому, что одно сложно, а другое нет. Просто это разные вещи, для выполнения которых необходим разный уровень «обдумывания» в ЦНС двух этих действий, а значит и разные пути регулирования. Не механизмы, а именно пути. Поэтому и актуально подразделять нервную систему по выполняемым функциям. Итак, тот отдел нервной системы (он включает в себя и нервы, и определенные структуры в головном и спинном мозге), который руководит работой опорно-двигательного аппарата, то есть костей, суставов и поперечно-полосатых мышц, называется соматической нервной системой (от греч. soma — тело). А отдел (также состоящий из элементов как центральной, так и периферической нервной системы), контролирующий деятельность внутренних органов и сосудов, называется вегетативной нервной системой. В отличие от соматического отдела, который подчинен воле человека, вегетативная нервная система не подвластна нашему сознательному влиянию, отсюда и наиболее часто встречающееся название — автономная. Автономная нервная система подразделяется на симпатический и парасимпатический отделы, которые противоположны по своему действию и различны по устройству своих рефлекторных дуг. Делая зарядку, вы отжимаетесь. При этом одни сухожилия оказываются растянутыми, другие — сжатыми. Это и есть стимул для рецепторов, которые в них заложены: вернувшийся нервный импульс заставит вас оторвать тело от пола и в очередной раз выпрямить руки. Скорость выполняемых упражнений, их количество и амплитуда — те характеристики, которые подвластны вашему влиянию. Это и есть пример регуляции, работы опорно-двигательного аппарата посредством соматической нервной системы.
Вы убегаете от злой собаки, и, независимо от вашей воли, организм начинает перестраиваться для оптимального выполнения основной задачи — спастись бегством: дыхание становится частым и поверхностным, частота сердечных сокращений увеличивается, давление повышается, кишечник, почки и мочевой пузырь резко замедляют свою деятельность (на бегу-то нужду не особенно справишь), во рту пересохло, зрачки расширены («у страха глаза велики»). Это и есть яркий пример регуляторных воздействий симпатического отдела автономной нервной системы. Предположим, все завершилось благополучно, и собака потеряла к вам интерес. Вы устали, легли отдохнуть и заснули. И снова, независимо от вашего сознания, организм начинает перестраиваться: дыхание становится глубоким и редким, сердце бьется медленно, артериальное давление снижается. Только мочевыделительная система активизировалась (недаром столь закономерно посещение уборной после утреннего пробуждения). Вот такое замедление работы многих систем организма во время безмятежного сна — результат воздействия парасимпатического отдела автономной нервной системы. Важно отметить, что любой внутренний орган (включая сосуды) имеет в себе окончания как симпатического, так и парасимпатического отделов автономной нервной системы. Это обеспечивает адекватность его работы в конкретной ситуации в ответ на требование данного момента.
Механизмы стресса 1. Стресс-реализующие системы. В нормальном здоровом организме человека существуют механизмы, направленные на борьбу с неблагоприятными факторами, воздействие которых может привести к гибели. Следует подчеркнуть, что данные механизмы приспособления к воздействию стрессоров неспецифичны и являются общими для любых стрессовых воздействий, что позволяет говорить об общем адаптационном синдроме (или стресс-реакции). Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.
При рождении ребенка женщина испытывает физическую боль, она напугана незнакомой обстановкой, она тревожится за жизнь и здоровье ребенка, одним словом, испытывает сильное душевное и физическое потрясение. Спустя некоторое время, она впервые берет на руки своего малыша, чувствует прилив нежности и сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — родов и долгожданного рождения — совершенно различны, даже противоположны, но их стрес-сорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым. В современной литературе механизмы, лежащие в основе стресс-реакции, называют стресс-реализующими системами. Первый этап в стресс-реакции — активация симпатического и парасимпатического звеньев автономной нервной системы. Сильное эмоциональное возбуждение вызывает активацию высших вегетативных центров, в том числе эрготрофных (симпатических, в основном задних ядер гипоталамуса), и активацию симпатической нервной системы, что в свою очередь повышает функциональные возможности скелетных мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Одновременно с этим увеличивается активность трофотропных (парасимпатических) ядер гипоталамуса и парасимпатического отдела автономной нервной системы, что обеспечивает высокие возможности восстановительных процессов, направленных на сохранение гомеостаза (постоянства внутренней среды) в организме. Физиологические изменения в организме, наблюдаемые на первом этапе стресс-реакции: 1) учащение сердцебиения; 2) усиление сердечных сокращений; 3) расширение сосудов сердца; 4) сужение брюшных артерий; 5) расширение зрачков; 6) расширение бронхиальных трубок; 7) увеличение силы скелетных мышц; 8) выработка глюкозы в печени; 9) увеличение продуктивности мыслительной деятельности; 10) расширение артерий, проходящих в толще скелетных мышц; 11) ускорение обмена веществ. Если стрессор продолжает действовать, то возможности симпатической нервной системы по причине ограниченности запасов медиаторов (биологически активных веществ, секретируемых нервными окончаниями и обусловливающих передачу нервных импульсов) не позволяют противодействовать ему. В этом случае включается следующий, второй, механизм, который получил название реакции «битва—бегство» (позволяет организму либо бороться с угрозой, либо бежать от нее). Данная реакция рассматривается как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к активности в ответ на действие стрессора.
При возбуждении миндалевидного ядра (одного из центральных образований лимбической системы) мощный поток импульсов идет к эрготропным ядрам гипоталамуса, оттуда импульсация направляется к грудному отделу спинного мозга и, наконец, к центральному органу этого механизма — мозговому слою надпочечников. В результате происходит выброс адреналина и норадреналина, что приводит к увеличению артериального давления, сердечного выброса, снижению кровотока в неработающих мышцах и органах, возрастает уровень свободных жирных кислот, триглицеридов, холестерина и глюкозы. Благодаря этим физиологическим изменениям люди в чрезвычайной ситуации способны совершать невероятные поступки. Когда достаточно слабый человек поднимает машину, которой придавило ребенка, можно говорить о невероятной силе, сообщаемой нам реакцией «битва—бегство». Важно отметить, что функцией парасимпатической нервной системы является возвращение нас в расслабленное состояние после того, как угроза миновала. В целом первый и второй механизмы общего адаптационного синдрома называют симпато-адреналовой реакцией (САР). Если стрессор продолжает оказывать повреждающее воздействие, не компенсируемое реакцией «битва—бегство», то наступает следующий этап в стресс-реакции, в ходе которого активизируются другие эндокринные механизмы — адренокортикальный, сома-тотропный и тиреоидный. Адренокортикальный механизм включается в том случае, если активация симпатической нервной системы и мозгового слоя надпочечников оказывается неэффективной. Цепь событий в этом случае такова: неокортекс —> септально-гипоталамический комплекс —> выделение кортиколиберина —> активация гипофиза —> выработка АКТГ —> активация коры надпочечников —> выделение глюкокортикоидов (кортизол, гидрокортизон и др.) и ми-нералкортикоидов (альдостерон). Главное в этом механизме — это продукция глюкокортикоидов, поскольку они вызывают значительное повышение энергетических запасов (возрастает уровень глюкозы и свободных жирных кислот). Все это происходит для того, чтобы подготовить организм для дальнейшей борьбы со стрессом или бегству от него. Однако чрезмерное выделение глюкокортикоидов приводит к нежелательным эффектам, то есть наступает плата за адаптацию. Одним из наиболее важных изменений является снижение лимфоцитов (вырабатываются вилочковой железой и лимфатическими узлами), которые крайне важны для нормальной деятельности иммунной системы, так как их основная функция — уничтожение инородных субстанций (например, бактерий). Вследствие этого резко снижается интенсивность иммунных механизмов. Одновременно на данном этапе возрастает риск развития инфаркта миокарда за счет спазма сосудов. Альдостерон также подготавливает нас к активным действиям, поднимая артериальное давление настолько, чтобы питательные вещества и кислород быстрее и легче поступали к наиболее активным частям нашего организма — внутренним органам и конечностям. Повышение артериального давления происходит за счет увеличения объема жидкостей в организме вследствие снижения выработки мочи и задержки выработки натрия. Многие авторы считают, что одновременно с адренокор-тикальным активируется соматотропный механизм: нео-кортекс—> септально-гиппокампово-гипоталамическое возбуждение —> выделение соматолиберина гипоталамусом —> выделение соматотропного гормона аденогипофи-зом. Данный гормон (за счет высвобождения соматомеди-на) повышает резистентность к инсулину (как при диабете), ускоряет мобилизацию накопленных в организме жиров, в результате чего в крови повышается содержание глюкозы и свободных жирных кислот, то есть увеличиваются энергетические запасы. Активация тиреоидного механизма происходит по следующей схеме: неокортекс —> септально-гиппокампово-гипоталамическое возбуждение —> тиролиберин гипоталамуса —> активация гипофиза —> выработка тириотропного гормона (ТТГ) —> активация щитовидной железы —> выработка тиреоидных гормонов (ТЗ — трийодтиронин, Т4 — тироксин). Физиологический смысл данного защитного механизма заключается в том, что тиреоидные гормоны повышают чувствительность тканей к циркулирующим в крови катехоламинам, повышают уровень энергообразования, активизируют деятельность сердца (сократимость, ЧСС), повышают артериальное давление, в целом учащается базальный ритм метаболизма. При этом повышается тревожность и уменьшается чувство усталости. В настоящее время многими учеными проводятся исследования на тему «Может ли стресс стать причиной необратимых нарушений мозга». Гиппокамп — это та часть мозга, которая «бьет тревогу» при столкновении со стрессом. Именно рецепторы клеток гиппокампа определяют присутствие в организме глюкокортикоидов, вырабатываемых надпочечниками (уже в течение первых 30 минут в слюне диагностируется повышение уровня кортизола). Продолжительный стресс разрушает эти рецепторы и клетки гиппокампа в целом. А поскольку клетки мозга лишены способности восстанавливаться, то мы теряем их навсегда. Отсюда возникает очень интересный вопрос: возможно, если у нас станет недостаточно глюкокортикоид-ных рецепторов, мы перестанем реагировать на стресс? Для ответа на этот вопрос ученые продолжают проводить эксперименты. 2. Стресс-лимитирующие системы. В процессе эволюции в организме человека появились механизмы, которые препятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побочные отрицательные воздействия на органы-мишени. Такие механизмы получили название стресс-лимитирующие системы, или системы естественной профилактики стресса. • ГАМК-эргическая система. Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими нейронами ЦНС, в том числе и тормозными. Под влиянием ферментов ГАМК превращается в мозге в ГОМК (гамма-оксимасляная кислота), которая способна тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе и гипоталамуса. В результате не происходит запуска стресс-реакции. • Эндогенные опиаты (энкефалины, эндорфины, динорфины). Образуются из бета-липотропина в гипофизе под влиянием стресса. Эти вещества вызывают эйфорию, снижают болевую чувствительность, повышают работоспособность, увеличивают возможность выполнения длительной мышечной работы, снижают чувство тревоги. В целом эти вещества снижают психогенные реакции человека на раздражители, уменьшая интенсивность эмоциональной реакции, запускающей стресс-реакцию. • Простогландины (преимущественно группы Е). Их продукция возрастает при стрессе, в результате чего снижается чувствительность ряда тканей к действию ка-техоламинов. Особенно это выражается в отношении чувствительности нейронов центральной нервной системы к норадреналину. Таким образом, простогландины снижают выраженность стресс-реакции. • Антиоксидантная система. Как отмечалось ранее, при действии глюкокортикоидов активируется перекисное окисление липидов, следствием чего является образование свободных радикалов, которые приводят к активации многих биохимических реакций в клетках, что нарушает их жизнедеятельность (плата за адаптацию). Однако в организме существуют эндогенные «тушители» этих сво-боднорадикальных процессов, которые получили название антиоксиданты. К ним относят витамин Е, серосодержащие аминокислоты (цистин, цистеин), фермент суперок-сиддисмутаза. • Трофотропные механизмы. Активация парасимпатической нервной системы во время стресс-реакции представляет собой важнейший механизм зашиты от побочных эффектов глюкокортикоидов и других участников стресс-реакции. Следует отметить, что помимо запуска этого защитного механизма естественным путем (неокортекс —> гипоталамус —> парасимпатические центры ствола мозга и сакрального отдела спинного мозга), существует возможность искусственного повышения активности парасимпатического отдела автономной нервной системы, что можно использовать в качестве профилактики негативных последствий стресса. Тонус парасимпатической нервной системы повышается при умеренной физической нагрузке, мышечной релаксации или медитации. Медитация представляет собой различные формы сосредоточения — повторение отдельных слов или фраз («мантр»), повторение физических действий, например, дыхательные движения с концентрацией внимания на них, зрительная концентрация, сосредоточение на какой-то парадоксальной проблеме (например: как звучит хлопок одной ладони?). К повышению активности парасимпатического отдела ВНС приводит переход на диафрагмальное дыхание. Реберное и ключичное дыхание активизирует симпатическую нервную систему.
Выводы Сбалансированная работа симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы позволяет человеку адекватно реагировать на любые предъявляемые требования. В организме человека существуют естественные механизмы, активизирующиеся при воздействии стрессогенных факторов и направленные на борьбу со стрессом, а также системы, препятствующие развитию стресс-реакции или снижающие ее побочные отрицательные воздействия.
Вопросы к главе 3: 1. Чем представлены центральный и периферический 2. Из каких отделов состоит головной мозг человека? 3. Какие функции выполняют соматическая и автономная (вегетативная) нервная система? 4. Чем отличаются по своему воздействию на организм симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы? 5. Дайте определение понятию «стресс-реализующие системы». 6. Какова физиологическая роль выброса в кровь гормонов адреналина и норадреналина на начальных этапах стресс-реакции? 7. К каким нежелательным эффектам приводит чрезмерное выделение глюкокортикоидов при включении в стресс-реакцию адренокортикального механизма? 8. Какие стресс-лимитирующие системы, существующие в организме человека, вам известны? 9. Как в рамках профилактики негативных последствий стресса можно искусственно повысить активность парасимпатического отдела автономной нервной системы? 10.При возникновении стрессовой ситуации в организме резко увеличивается выработка глюкозы в печени. Объясните физиологический смысл этого явления.
Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА
Вопросы, рассматриваемые в главе: Понятие психологического стресса. Психические стрессоры. Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса. Виды (уровни) реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса.
В предыдущих главах были рассмотрены физиологические механизмы воздействия стресса на человека. Психологические факторы были лишь упомянуты, в этой главе они будут рассмотрены подробно. С физиологической точки зрения, краткосрочный стресс — вовсе не «болезненное» состояние, а процесс, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями, адаптируется к изменяющимся условиям окружающей действительности. Свое пагубное влияние на психологическое и физическое здоровье человека стресс оказывает в ситуациях, когда он слишком силен или действует слишком долго. Рассмотренный выше общий адаптационный синдром является физиологическим ответом организма на стрессовое воздействие и свойственен в равной степени как животным, так и человеку. Однако когда люди говорят, что испытывают стресс, они обычно подразумевают, что находятся в состоянии нервного напряжения, утомлены, расстроены, сердятся или подавлены. Поэтому мы можем говорить о том, что, в отличие от животных, реакция человека на стрессовое воздействие имеет сложную многоуровневую структуру, определяемую в том числе и психологической составляющей. Характер реакции человека на воздействие потенциального стрессора зависит от целого ряда причин и, прежде всего, от субъективной оценки человеком ситуации. Выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, личностных особенностей и т.д. Большое значение имеет оценка человеком угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация. Посещение врача-стоматолога может быть огромным стрессом для человека, который боится лечить зубы, и не будет стрессом для того, кто не испытывает страха перед этой процедурой. Таким образом, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется. Участников психологической группы попросили вспомнить случаи из своего опыта, когда их жизнь подвергалась опасности. Одна из женщин рассказала историю, произошедшую примерно 20 лет тому назад. Наша героиня ехала на рейсовом автобусе, который шел из одного районного центра в другой, выйти ей предстояло около небольшой деревни, где она собиралась провести отпуск. Она вышла, благополучно добралась до места, отлично провела отпуск и вернулась домой. На этом ее рассказ был прерван возмущенными вопросами аудитории, которая не могла понять, в чем состояла опасность для жизни. Тогда женщина рассказала вторую часть истории. Через много лет, будучи корреспондентом областной газеты, она получила задание подготовить статью об авариях на транспорте. Собирая материал, она случайно наткнулась на сообщение о том, что тот самый автобус, на котором она много лет назад ехала в отпуск, попал в серьезную катастрофу на железнодорожном переезде, несколько человек погибли, остальные были ранены. Таким образом, героиня этой истории ОБЪЕКТИВНО находилась в опасности, а СУБЪЕКТИВНО (так как не знала об этом) этой опасности не чувствовала и, естественно, не испытала никакого стресса. Примером противоположной ситуации может служить рассказ другой участницы той же психологической группы. Ее история произошла в 1999 г., в тот период, когда Москва была напугана страшными терактами: взрывами домов на Каширском шоссе и улице Гурьянова. Она стояла у окна и вдруг увидела, что в ее двор въезжает грузовик. Эта машина показалась ей подозрительной. Через 10 минут она окончательно убедила себя в том, что в грузовике взрывчатка и это террористический акт. Она рассказывает, что почувствовала необычайный прилив сил, не в полной мере давая себе отчет в своих действиях, она в считанные минуты собрала детей, предупредила соседей, позвонила в милицию и выскочила на улицу. Прибывший наряд милиции выяснил, что в грузовике соседи перевозили мебель, и никакой опасности нет. Героиня этой истории, хоть и вспоминает этот случай с некоторой долей юмора, в то же время говорит, что никогда ни до, ни после она не испытывала такого животного страха, как в те минуты. Таким образом, ОБЪЕКТИВНО ситуация была безопасной, а СУБЪЕКТИВНО была расценена как крайне опасная и вызвала сильнейший стресс. Мы часто рассуждаем о том, как важно спокойно относится к раздражающим нас вещам, даем советы родным, друзьям и приятелям, что не стоит обращать внимание на мелочи (конфликт на работе — подумаешь, с кем не бывает, нахамили в общественном транспорте — обычное дело, пробка — ну что делать, сам вчера стоял два часа и т.д.). И, как правило, очень трудно применить советы и эти знания к себе. Для того чтобы оценить уровень собственной стрессо-устойчивости, можно проделать небольшое упражнение: Предупреждение! Это упражнение можно делать лишь в том случае, если в вашей жизни не произошло кризисных или трагических событий, перевернувших вашу жизнь, оно подходит для обычной, повседневной жизни. Возьмите лист бумаги, разделите его на две половины, слева напишите события и ситуации, которые вызвали раздражение, негодование, взволновали и огорчили вас в последние несколько дней, справа оцените степень воздействия по пятибалльной шкале (5 — максимальное раздражение, 1 — легкая степень недовольства), просуммируйте полученный результат. Потом сверните этот лист и отложите его на неделю. Через неделю попробуйте вспомнить записанные вами события и снова оцените их по пятибалльной шкале, снова сложите все проставленные вами оценки. Теперь сравните полученные результаты. Попробуем оценить, что получилось: Вариант 1. Результаты полностью совпали. У вас хорошая память. Вариант 2. Вы вспомнили все события, но оценка их поменялась в ту или другую сторону. Вы можете понять, насколько ошиблись в первоначальной оценке события. Например, Вы в первом случае оценили конфликт с подрутой в пять баллов, а через неделю, успокоившись и проанализировав ситуацию, — в два балла. Это значит, что, возможно, вы отреагировали на ситуацию слишком эмоционально. Вариант 3: Некоторые события Вы не вспомнили, или в Вашем списке появились события, которых раньше не было. Еще более выраженная ошибка в эмоциональной оценке события. Теперь попробуем поставить себе оценку за стрессоустойчивость. Посчитаем средний балл для первого и второго случая, например:
Теперь от первого значения отнимем второе: 3 - 1,5 = 1,5. Можно говорить о том, что в данном примере человек переоценивает эмоциональную значимость событий на 1,5 балла по пятибалльной шкале (для сравнения, это примерно та же разница, как между школьными оценками пять и три с плюсом). За эту разницу мы часто платим своим здоровьем и душевным спокойствием. Рекомендации Если какое-то событие или ряд событий через некоторое время вы оценили более значимыми, чем впервые, или через две, три, четыре недели оно не теряет своей эмоциональной яркости, то это может свидетельствовать о том, что эта ситуация является для вас проблемной. Можно порекомендовать уделить ей больше внимания или, возможно, обратиться к специалисту. Однако, как правило, события, которые нас взволновали сегодня, завтра кажутся уже не такими значимыми. Можно порекомендовать несколько приемов, которые позволят спокойнее относиться к обычным, повседневным, «жизненным» стрессам: • Представьте себе, как вы будете рассказывать об этом событии через неделю, месяц, год. Часто этот простой прием позволяет быстро оценить реальную значимость происшествия для вас. • Подумайте и прорепетируйте, что бы вы сказали, если бы эта ситуация произошла не с вами, а с кем-то из ваших знакомых. • Сразу после взволновавшего события позвольте себе быстро «выпустить пар»: поделитесь с окружающими своими переживаниями, побейте кулаком подушку, покричите, порвите бумагу, выругайтесь, совершите какое-нибудь физическое действие и т.д. Подробно о том, как быстро помочь себе в стрессовой ситуации, рассказано в третьем разделе этой книги. • Освойте и по необходимости применяйте приемы саморегуляции (например, релаксация, медитация, аутотренинг и т.д.). Психологический стресс можно определить как феномен осознавания, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Такое понимание психологического стресса первым ввел Р. Лазарус. Понятно, что всякое событие, нарушающее привычное течение жизни, может быть причиной стресса. К психическим стрессорам относится все, что может нас взволновать: несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, обман, утрата, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям и многое другое. Не только избыток раздражителей, но и их нехватка может действовать как стрессор. К таким стрессорам можно отнести монотонность, скуку, одиночество, изоляцию. Разным этапам жизни свойственна своя специфика стрессовых ситуаций, например: начало учебы, уход из родительского дома, вступление в брак, рождение детей, профессиональные достижения и неудачи и т.д. Американские исследователи Томас Холмс и Ричард Рейх в 1967 г. разработали шкалу тяжести стрессового воздействия различных жизненных событий («Тпе social readjustment rating scale»). События были оценены по шкале от 0 до 100 баллов в зависимости от давления, оказываемого на психику: Смерть мужа/жены — 100 Развод — 73 Разлад в супружеской жизни — 65 Тюремное заключение — 63 Смерть близкого члена семьи — 63 Серьезная травма или заболевание — 53 Брак — 50 Потеря работы — 47 Примирение и другие перемены в семейной жизни — 45 Выход на пенсию — 45 Изменение в состоянии здоровья члена семьи — 44 Беременность — 40 Сексуальные проблемы — 39 Появление нового члена семьи — 39 Перемена места работы — 39 Изменения в финансовом положении — 37 Смерть близкого друга — 37 Перевод на другую работу — 36 Серьезные разногласия с партнером — 35 Крупный долг — 31 Приближение срока уплаты долга — 30 Перемена в ответственности по месту работа — 29 Уход сына или дочери из родного дома — 29 Конфликты с тестем/свекром, тещей/свекровью — 29 Исключительный личный поступок или достижение — 27 Поступление в школу или ее окончание — 26 Перемена в условиях жизни — 25 Смена привычек — 24 Проблемы и конфликты с начальством — 23 Изменение рабочего времени или условий работы — 20 Смена жилья — 20 Перемена школы — 20 Смена отдыха — 19 Перемена в общественной деятельности — 18 Мелкий долг — 17 Перемены, связанные со сном и режимом дня — 16 Перемены в семье — 15 Перемены в привычном образе питания — 15 Отпуск — 13 Праздник — 12 Проступок (штраф за проезд без билета и др.) — 11 Как вы видите, стресс вызывают не только отрицательные, но и положительные события, ведь они тоже требуют приспособления. Вы можете легко убедиться в верности этого тезиса, если вспомните свои переживания до, во время и после радостного эмоционального события (праздника, концерта, дискотеки). Сначала радостное возбуждение, ожидание предстоящего события — это первая стадия стрессовой реакции; во время события активность, стремление продолжать и продолжать веселиться, нежелание прекращать праздник — это вторая стадия стресса; и наконец, ощущение усталости и даже иногда опустошения после события — это третья стадия стрессовой реакции. Во второй главе уже вводились понятия «эустресс» и «дистресс». Эустресс связан с позитивными событиями в жизни человека и, вызывая неспецифическую стрессовую реакцию организма, оказывает мобилизующее и возбуждающее воздействие на человека. Когда мы говорим о «борьбе со стрессом», «последствиях стресса», мы обычно имеем в виду эмоционально отрицательный тип стресса, или дистресс (от англ. distress — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда). Таким образом, перечень событий, способных оказать стрессовое воздействие, можно было бы продолжать. Но для каждого конкретного человека как его состав, так и интенсивность воздействия стрессовых ситуаций будут индивидуальны. От чего же зависит, какое именно событие воспринимается как стрессовое?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|