Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экомониторинг в зонах отселения в Российской Федерации (вследствие катастрофы на ЧАЭС)

Корчигина В.В., Мартынович М.С.,

студенты Института судебных экспертиз

Университета имени О.Е. Кутафина

Научный руководитель: к.ю.н., доцент Семикаленова А.И.

 

Экомониторинг в зонах отселения в Российской Федерации (вследствие катастрофы на ЧАЭС)

Значение проблем окружающей среды во всех аспектах – политическом, экономическом, научно-техническом, социальном и культурном – волнует ученых и общественность уже не одно десятилетие. 2017 год объявлен в Российской Федерации «Годом Экологии» в соответствие с указом Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации года экологии» №7, подписанном 5 января 2016 года. В целях реализации данного указа президента РФ и привлечения внимания общественности к данной проблеме была разработана стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года[1]. В рамках подготовки этой стратегии был проведен комплексный анализ состояния окружающей среды на территории РФ.

Состояние окружающей среды на территории Российской Федерации на данный момент оценивается как неблагоприятное, вследствие чего необходимо принять меры по нормализации экологической ситуации в стране. Пункт 12 данной стратегии указывает на сохраняющуюся повышенную опасность радиоактивного загрязнения территорий вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Для разрешения этой проблемы предполагается применить различные механизмы по охране окружающей среды: повысить эффективность государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)[2].

Прежде всего, необходимо уяснить сущность такого важного понятия как «экология».

«Экология» (от греч. «oikos» - дом, жилище, местопребывание, и греч. «logos» - наука) - наука о доме, об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Впервые термин «экология» был предложен Э. Геккелем в монографии "Всеобщая морфология" в 1866 г. Первоначально эта наука затрагивала вопросы взаимоотношения популяций организмов, их видов, сообществ с экосистемой и биосферой в целом, однако уже в середине XX в., в связи с усилившимся воздействием человека на природу, этот термин приобрел более широкое значение. Экологию стали трактовать в качестве научной основы рационального природопользования и охраны живых организмов.

Охрана окружающей среды является одной из главных функций государства, но изначально вопросы использования и охраны природы разрешались в рамках экономической деятельности государства, однако сегодня эта проблема носит глобальный характер. Понятие экологии стало трактоваться более широко, а вместе с тем расширилось представление о ее влиянии на все сферы деятельности государства. Становление данного процесса предполагало появление особых правовых механизмов регулирования в области экологической безопасности. Поэтому важно было подготовить особую группу специалистов, обладающих специальной компетенцией при решении данных вопросов. Экология относится к ряду наук, синтезирующих разнородные знания из других отраслей: биологии, географии, химии, физики, математики, почвоведения и т.д., а изучение проблем охраны окружающей среды требует синтеза экологического знания с экономическими и юридическими аспектами; при этом становится очевидным, что соответствующий специалист должен обладать специальными знаниями. В юридической науке понятие «специальные знания» понимается как система теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства и ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки[3]. Особыми носителями специальных знаний выступают специалисты и эксперты. Таким образом, возрастание роли экологических проблем привело к образованию нового направления экспертной деятельности – экологической экспертизы.

Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. «экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду[4]. Целью экологической экспертизы является обеспечение предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества. Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля и мониторинга.

Механизмы экологического контроля и мониторинга настолько тесно связаны, что это даёт основание порой рассматривать экологический мониторинг подвидом, составной частью экологического контроля, что не является верным. Экологический контроль и экологический мониторинг являются самостоятельными институтами. Если экологический контроль можно определить как контроль за охраной окружающей среды, т.е. контроль за деятельностью, обеспечивающей охрану, то экологический мониторинг – контроль за состоянием окружающей среды.

Понятие мониторинга окружающей среды впервые было введено профессором Р. Манном на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г. и в настоящее время получило международное признание.

Мониторингом окружающей среды было предложено называть систему повторных наблюдений одного и более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой[5].

В России одним из первых теорию мониторинга окружающей среды стал разрабатывать Ю.А. Израэль. Уточняя определение мониторинга окружающей среды, профессор сделал акцент не только на наблюдении, но и на прогнозе, введя в определение термина «мониторинг окружающей среды» антропогенный фактор как основную причину этих изменений. Мониторингом окружающей среды он называет систему наблюдений, оценки и прогноза антропогенных изменений состояния окружающей природной среды.

Экологическая проблема встает наиболее остро, когда речь заходит об уровнях радиации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Наряду с мерами по физической и социальной защите человека, предусмотренными Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установлены меры по экологическому оздоровлению территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. В результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению разной степени подверглись 80% территории Беларуси, вся северная часть правобережья Украины. Общая площадь территории России составила свыше 55 тыс. км2. В частности, в этой зоне осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, государственный экологический надзор и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды), государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно-загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно-загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот.

Согласно закону РСФСР от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом[6]. В нашей статье мы решили обратить внимание на экологическую ситуацию зон отселения, а также меры, принимаемые по экологическому контролю относительно данных территорий. Статья 9 Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. №1244 - I устанавливает, что «зона отселения - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше 0.1 Ки/кв. км».

Радиационные загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС обнаружены на территории 19 областей России. Наиболее загрязненной является Брянская область. В России в зону отселения входят 202 населенных пункта Брянской области. Из крупных городов в эту зону попал г.Новозыбков, который называют также «Российским Чернобылем». Рассмотрим основные направления экологического мониторинга в этих районах.

Для получения объективной информации о состоянии и об уровне загрязнения различных объектов окружающей среды необходимо располагать надёжными средствами и методами экологического контроля. Средства экологического наблюдения и контроля подразделяются на: контактные, неконтактные (дистанционные), биологические[7].

Контактные методы контроля состояния окружающей среды представлены в виде как классических методов химического анализа, так и современных методов инструментального анализа. Наиболее применяемые из них - спектральные, электрохимические и хроматографические методы анализа объектов окружающей среды.

Контактные методы наблюдения и контроля за состоянием природной среды дополняются неконтактными (дистанционными), т.е. основанными на использовании двух свойств зондирующих полей (электромагнитных, акустических, гравитационных): предполагается осуществление взаимодействия с контролируемым объектом и перенесение полученной информации на датчик.

Неконтактные методы наблюдения и контроля представлены двумя основными группами методов: аэрокосмическими и геофизическими. Основными видами аэрокосмических методов исследования являются оптическая фотосъёмка, телевизионная, инфракрасная, радиотепловая, радиолокационная, радарная и многозональная съёмка. С 1990-х годов в России проводились организационные работы в области экологического мониторинга с использованием космических средств.

Методы биодиагностики качества окружающей среды можно разделить на две группы – биоиндикации и биотестирования (последние называют также токсикологическими методами). Объектом исследования первых являются организмы или сообщества организмов-биоиндикаторов, наблюдаемые в естественных условиях обитания.

Биоиндикаторами называются растительные и животные организмы, наличие, количество и состояние которых служат показателями изменения качества среды их обитания. Глубина биоиндикации может быть различной от простой визуальной диагностики растений до изучения иммунных и генетических изменений в организме индикаторов.

Вторая группа методов предназначена для изучения реакции тест-объектов – организмов, помещаемых в исследуемую среду. Они подразумевают оценку токсических свойств загрязняющих веществ с использованием модельных живых систем (тест-объектов). Оценка токсичности производится, как правило, в лабораторных условиях. Методы биоиндикации основаны на наблюдениях отдельных организмов, популяции или сообществ организмов в естественной среде обитания с целью определения по их реакциям (изменениям) качества окружающей среды.

Общая схема контроля включает следующие этапы: 1) отбор пробы; 2) обработка пробы с целью консервации измеряемого параметра и её транспортировка; 3) хранение и подготовка пробы к анализу; 4) измерение контролируемого параметра; 5) обработка и хранение результатов.

Государственный экологический мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга.

В рамках мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 и на период до 2015 года» создана «Единая государственная система мониторинга радиационной обстановки на территории РФ», объединяющая ведомственные системы мониторинга Росгидромета и Росатома. В рамках данного комплекса было создано Научно–производственное объединение «Тайфун» для обеспечения задач Росгидромета по мониторингу состояния и загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации. Основными направлениями его деятельности являются[8]:

1. Мониторинг радиационной обстановки.

2. Мониторинг загрязнения окружающей среды в части:

· атмосферного воздуха (бенз(а)пирен, тяжелые металлы);

· почв (тяжелые металлы, пестициды);

· стойких органических загрязнителей (все компоненты окружающей среды).

Радиационный мониторинг на территории Брянской области проводится ГУ «Брянский ЦГМС» по двум направлениям: систематический радиационный контроль состояния объектов природной среды и проведение работ по уточнению радиационной обстановки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Систематический природный контроль состояния объектов природной среды включает в себя: ежедневное измерение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на метеостанциях, измерение МЭД в реперных точках, отбор и измерение суммарной бета активности проб радиоактивных выпадений и аэрозолей.

Анализ доклада Т.Ф. Дубровиной «Мониторинг радиоактивного загрязнения территории брянской области, пострадавшей в результате аварии на ЧАЭС»[9], позволяет утверждать, что контроль гамма-излучения проводится семью метеостанциями Брянской области. По данным ежедневных наблюдений значения МЭД, кроме станции Красная Гора, за последние 12 месяцев были в пределах колебаний естественного фона (10 – 14 мкР/час).

Отбор суточных проб радиоактивных выпадений проводится тремя метеостанциями с помощью марлевых горизонтальных планшетов. Это метеостанции п. Мичуринский, Брянского района и Жуковка, расположенные в 100 км зоне Смоленской АЭС, а также метеостанция «Красная Гора», находящаяся в зоне с плотностью загрязнения 5-15 Ku/км2. Анализ материалов наблюдений показывает, что на загрязненной территории (п. Красная Гора) выпадения Cs-137 выше, чем на остальных метеостанциях: г. Брянск – 4,5 Бк/м2; г. Жуковка – 5,1 Бк/м2. Однако выпадения Cs-137 имеют тенденцию к уменьшению (2001 г. – 61,2 Бк/м2; 2002 г. – 29 Бк/м2; 2003 г. – 19,8 Бк/м2).

На метеостанции, расположенной в п. Мичуринский Брянского района, также отбираются пробы радиоактивных аэрозолей с помощью воздухо- фильтрующей установки ФВУ «Тайфун» на фильтр ФПП -15-1,5. По данным наблюдений, в 2004 году среднемесячная концентрация Cs-137 в радиоактивных аэрозолях составила 0,1 х 10 - 5 Бк/м3, что в 2,4 раза выше, чем средневзвешенная концентрация на территории РФ, но на семь порядков ниже допустимой объемной активности Cs-137 в воздухе для населения.

Работы по уточнению радиационной обстановки на территориях населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС, состоят из экспедиционных (полевых) и лабораторных работ.

Полевые работы в населенных пунктах представляют собой отбор проб почвы пробоотборником на целинных участках на глубину 30 см и измерением мощности дозы гамма-излучения в точке отбора. Работы проводятся согласно «Методическим рекомендациям по оценке радиационной обстановки в населенных пунктах»[10]. В период с 1998 года по 2005 год в ГУ «Брянский ЦГМС» была уточнена радиационная обстановка в 465 н.п. (из них в 83 н.п. по 2-3 раза). На территории этих н.п. отобрана и проанализирована 4031 проба почвы. В год обследовалось от 33 до 117 н.п. в зависимости от объемов финансирования.[11] В радиометрической лаборатории отобранные пробы подвергаются гамма-спектрометрическому анализу на содержание Cs-137. При определении средней плотности загрязнения территории населенного пункта Cs-137 учитываются все результаты обследований, проведенных в данном н.п., прошедшие экспертную оценку в НПО «Тайфун» и занесенные в базу данных. При этом все данные приводятся к одной дате с учетом распада. В основном результаты уточнения радиационной обстановки подтверждают данные, полученные ранее. Данные экологического мониторинга ФГБУ НПО «Тайфун» публикуются в сборниках, которые представляют собой официальное издание по радиоактивному загрязнению территорий населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239, 240 вследствие Чернобыльской катастрофы. Последний такой сборник был опубликован в 2015 году.

Согласно прогнозам, сделанным в НПО «Тайфун», следует, что территории с уровнем загрязнения свыше 40 Ku/ кв.км исчезнут к 2049 году, территории с уровнем загрязнения свыше 15 Ku/ кв.км исчезнут к 2092 году, а чистой территория Брянской области станет только через 320 лет. Поэтому контроль уровня загрязнения почвы Cs-137 остается необходимым до сих пор.

Контроль за состоянием окружающей среды – функция не только отдельных ведомств, научных объединений и метеостанций. Каждый человек обязан сохранять «живой мир», ведь не природа находится рядом с человеком, а человек с природой.

 

 


[1] Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/ (дата обращения: 28.06.2017).

[2] Стратегия экологической безопасности российской федерации на период до 2025 года, утв. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/ (дата обращения: 28.06.2017).

[3] Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология). – М., 2017. С.10.

[4] Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ //URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8515/21f038db00083226b58a7807e8b13accd8c636ab/(дата обращения: 28.06.2017).

[5] И.В. Якунина, Н.С. Попов Методы и приборы контроля окружающей среды. Экологический мониторинг. – Тамбов, 2009. – C. 6.

[6] Закон РСФСР от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991, № 21. Ст. 699.

[7] И.В. Якунина, Н.С. Попов Методы и приборы контроля окружающей среды. Экологический мониторинг. – Тамбов, 2009. – C. 13.

[8] Государственная система экологического мониторинга Росгидромета //URL: http://www.rpatyphoon.ru/activities/ecomonitoring/rgm.php (дата обращения 28.06.2017).

[9] Дубровина Т.Ф. «Мониторинг радиоактивного загрязнения территории брянской области, пострадавшей в результате аварии на ЧАЭС» //URL: http://libryansk.ru/files/project/chernobyl_25/text/npk.pdf (дата обращения 28.06.2017).

[10] «Методические рекомендации по оценке радиационной обстановки в населенных пунктах» //URL:http://www.alppp.ru/law/bezopasnost-i-ohrana-pravoporjadka/78/metodicheskie-rekomendacii-po-ocenke-radiacionnoj-obstanovki-v-naselennyh-punktah.pdf (дата обращения 28.06.2017).

[11] См.:Дубровина Т.Ф. Указ.соч.//URL:http://libryansk.ru/files/project/chernobyl_25/text/npk.pdf (дата обращения 28.06.2017).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...