Концептуальные подходы к определению механизма алалии.
Механизм алалии на данном этапе развития науки остаётся недостаточно изученной проблемой. Представители разных направлений в изучении алалии сходятся в том, что в основе расстройства языкового механизма лежит органическая недостаточность мозга. При этом одни исследователи расстройство функционирования языкового механизма связывают с патологией моторики, другие — с патологией некоторых сторон психической деятельности, третьи — с избирательной недостаточностью в овладении языком как своеобразной знаковой системой. В зависимости от методологического подхода к объяснению механизма алалии выделяют три группы концепций: «моторные», «психологические» и «языковые». Ретроспективный взгляд на историю вопроса показывает, что Р. Коэн (напомним, он первым дал развёрнутое описание алалии в 1888г.) стал родоначальником так называемых «моторных» концепций алалии. Алалией исследователь считал «чаще всего врожденную аномалию» у детей, которые «абсолютно неспособны произносить звуки и слоги», но у которых, по словам автора, органы, необходимые для развития речи, находятся в нормальном состоянии. При анализе алалии Р. Коэн исходил из популярных в то время представлений о работе речевого механизма и полагал, что алалия — функциональное нарушение тех центров и путей головного мозга, которые ответственны за состояние речи, главным образом — нарушение центра координации артикулярных движений. Для формирования речи он предлагал комплекс медицинских и педагогических мероприятий, направленный на «растормаживание нервных путей», на создание условий для «управления деятельностью головного мозга» и «повышения умственных функций», чтобы таким образом «разбудить» способность говорения. В этот комплекс включены индивидуализированное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, гидротерапия, «умственная гимнастика» (расширение у детей понятий и представлений), повторение за обучающим слов и предложений и артикуляторные упражнения.
Мнение о моторной недостаточности как сущности алалии стало развиваться в различных вариациях многими исследователями. В итоге, основным фактором в патогенезе моторной алалии стали считать артикуляторные апраксии, сенсорной, соответственно, слуховые агнозии. Не всех исследователей удовлетворяли подобные концепции алалии, потому что только моторными причинами нельзя объяснить типичные, например, для моторной формы патологии аграмматизм, нарушения поиска слов и фонем, другие языковые нарушения. Поэтому в начале XX в. возникли конкурирующие концепции — «психологические». Сторонники их, отмечая действительно имеющиеся у многих детей с алапией разнообразные нарушения психической деятельности, расценивали данные нарушения как патогенные факторы алалии. К этим факторам относили (а ряд исследователей и сейчас продолжает относить) нарушения мышления, памяти, внимания, речевой и неречевой моторики, слухового и зрительного восприятия, эмоционально-волевой сферы и иные нарушения (А. Либманн, 1900; М.В. Богданов-Березовский, 1909; Г. Трошин, 1915; В. Олтушевски, 1905; Э. Фрешельс, 1931; Р.Е. Левина, 1951 и др). Согласно таким представлениям об алалии методы воспитания речи у детей в основном направлялись на формирование разных сторон психической деятельности; при этом не отвергались применявшиеся сторонниками «моторных» концепций упражнения для развития артикуляторной способности. Давая оценку представленных концепций, В.А.Ковшиков указывает, что для них характерны следующие общие недостатки. Во-первых, внешние проявления нарушений артикуляции и неречевые расстройства у детей принимаются за сущность алалии, поэтому внутренняя природа алалии, ее специфика остаются нераскрытыми. Во-вторых, игнорируется своеобразие строения и функционирования неречевых и речевых процессов, а также их отношений в психической деятельности, вследствие чего между неречевыми и речевыми расстройствами механически устанавливаются причинно-следственные связи. В-третьих, не учитывается, что язык как реальное явление — полимодальная функциональная система, сложноорганизованный процесс, включающий комплекс взаимодействующих семантических, синтаксических, морфологических, лексических, фонематических и фонетических операций, и поэтому не сводим к моторным или к отдельным элементарным и даже сложноорганизованным сенсорным компонентам, входящим в языковой процесс, но не составляющим его существа. Эти недостатки обусловливают эмпиризм и эклектизм большинства методик воспитания речи у детей с алалией (с. 14).
Неудовлетворенность «моторными» и «психологическими» концепциями и методами логопедической работы вызвала поиски других объяснений алалии и методов ее преодоления. Результатом этих поисков явились «языковые» концепции, которые представляются наиболее аргументированными. Представители этих концепций рассматривают язык, как относительно автономную, сложноорганизованную, многоуровневую систему, которая может нарушаться независимо от состояния других систем, что и наблюдается при алалии, для которой характерно нарушение функционального, операционного плана языка при сохранных или относительно сохранных у детей других системах деятельности. Придерживаясь такого понимания языка и его расстройства при алалии, сторонники «языковых» концепций пытаются найти адекватные методы нормализации деятельности расстроенного механизма. Главная задача логопедического воздействия — воспитание у детей представлений (разумеется, неосознаваемых) о закономерностях функционирования языковой системы, о взаимодействии составляющих ее компонентов (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1973; 1974; Б.М. Гриншпун, 1975; В.К. Воробьева, 1979; Е.Ф. Соботович,1982; В.А. Ковшиков, 1984 и др.) В работе преимущественно используется коммуникативная функция речи, и сама работа проводится в обязательной тесной связи с различными формами деятельности детей.
Классификация алалий.
Алалия – сложное и неоднородное явление, что объясняет существование разнообразных классификаций данной формы речевой патологии алалии, в основу которых заложены различные критерии: по «патогенетическому принципу», раскрывающему механизм нарушения речи, построены следующие классификации. 1. А.Либманн (1900), являясь представителем «моторных» концепций, выделил моторную, сенсорную, сенсомоторную «слухонемоту». 2. Р.Е.Левина (1951) предложила «психологическую» классификацию алалии, выделяя группы детей с первичной неполноценностью фонематического слуха, зрительного или предметного восприятия, двигательными нарушениями и нарушениями психической активности. 3. В.К.Орфинская (1963) предложила «лингвистическую» классификацию, выделяя 10 форм алалии по ведущему нарушению формирования языковых операций (например, операций фонемного анализа и синтеза). 4. В.А.Ковшиков (1984) разработал «психолингвистическую» классификацию, в соответствии с которой выделяются экспрессивная (моторная) и импрессивная (сенсорная) формы алалии. в зависимости от наличия или отсутствия у детей неврологической и психопатологическойсимптоматики, алалию разделяют на 2 формы: - неосложненная форма алалии («чистая»); - осложненная форма алалии («комбинационная»). по симптоматическому принципу Р.Е.Левина и другие авторы разделяют алалию на три «уровня общего недоразвития речи» («уровня речевого развития») (1968). В.А.Ковшиков предлагает использовать степени нарушения развития языковой системы. При этом, В.А.Ковшиков, Т.Б.Филичева считают, что возможно выделение и последующих уровней (степеней) нарушения языковой системы. Следует принять во внимание, что степень нарушения отдельных подсистем языка у конкретного ребенка может быть как одинаковой, так и разной. Одинаковая степень нарушения языковой системы оценивается как равномерный тип нарушения языковой системы. В этом случае все подсистемы страдают одинаково, в равной степени. При разной степени их нарушения (например, в большей степени проявляется нарушение формирования лексико-грамматических средств языка) говорят о неравномерном типе нарушения.
Тема 3. Моторная алалия План. 1. Определение моторной алалии. Механизм нарушения речи. 2. Дизонтогенез речевого развития при моторной алалии. 3. Симптоматика моторной алалии: · речевая симптоматика; · неречевая симптоматика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|