Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования инстинктивного поведения.




К. Лоренц - исследование новорожденных гусят (инсайт). Вывод: врожденным является ключевой раздражитель. Новорожденные гусята. В обычных условиях инстинкт – следование за матерью. Лоренц в экспериментальных условиях подменяет мать. Ставит искусственно-муляжное изображение гусыни. Гусята идут за муляжом. Подушка. Гусята идут за подушкой. Самое эффектное – пойдут за самим экспериментатором.Инстинкт доопределяется при жизни при наличии раздражителей. Объект, за которым пойдет гусенок, должен двигаться. Следовать за движущимся объектом, а сам объект может быть любым. Наличие ключевого раздражителя.Характеристика психического отражения на данной стадии. Животное отражает лишь отдельные свойства окружающего мира, он отражает их субъективно, в виде ощущений – элементарная сенсорная психика (паук считает жертвой все что вибрирует, в том числе и камертон)

Исследования поведения американского сомика. Аквариум. Американский сомик – небольшая рыбка. Приманка находится на каком-то расстоянии, и на пути к приманке – марлевая перегородка. Когда рыбы находились в определенной стороне аквариума, то с противоположной стороны на дно опускали кусочек мяса. Деятельность рыб протекает в связи с двумя основными воздействиями. Она побуждается запахом мяса и развертывается в направлении этого главного, доминирующего воздействия; с другой стороны рыбы замечают преграду. Но нет простой цепи движений: сначала реакция на запах, затем – на натянутую марлю. Нет сложения влияния обоих этих воздействий. Запах имеет биологический смысл пищи; обходные движения, связаны с преградой, которая сама по себе не вызывает никакой реакции. По мере повторения опытов рыбы без лишних движений направляются к проходу, а затем к пище. Перегородку убрали, но сомики все равно огибают бывшую перегородку. Постепенно путь выпрямляется. Воздействие, определяющее обходное движение, прочно связывается у рыб с воздействием самой пищи, с ее запахом. Оно уже с самого начала воспринималось ими наряду и слитно с запахом пищи, а не как входящее в другой «узел» взаимосвязанных свойств, т.е. свойство другой вещи. Имеется несоответствие, противоречие в поведении: их деятельность фактически уже определяется воздействием со стороны отдельных вещей (пища, преграда), а отражение действительности остается у них отражением отдельных ее свойств.

Предмет 1: приманка – конечный результат. Предмет 2: перегородка – условие достижения результата.

В зоопсихологии и паук и сомик относятся к стадии более развитой психики, но в этих ситуациях срабатывают инстинктивные механизмы.

33)биологические предпосылки возникновения сознания

Специфическая форма поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека. Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной). У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Сравнение поведения животных и трудовой деятельности человека

Критерий Поведение животных Трудовая деятельность человека
1.Средства поведения Естественные органы и объекты (лапы, зубы, палки, подставки) Орудия труда
2.Происхождение поведения Продукт биологического эволюционного развития. Необходимо для приспособления к окружающей среде. Механизмы инстинктивного поведения, научения Продукт общественного развития человека. Регулируется экономическими, моральными, правовыми законами.
3.Строение поведения А) Инстинкт. Деятельность и операции объединены. Б) Навык. Появляются операции – различные способы выполнения одной деятельности. В) Интеллектуальное поведение. Решение 2-фазных задач, фаза подготовки и осуществления. Действия (мотив и цель не совпадают). Возникает разделение труда, продукты или результаты не всегда приводят непосредственно к удовлетворению нужды.

Биологические предпосылки трудовой деятельности: прямохождение, уровень развития ЦНС, язык, использование некоторых аналогов орудийной деятельности, общественно-групповое поведение

 

Признаки трудовой деятельности Филогенетические предпосылки Природные ограничения.
1. Совместность; орудийность. Групповое поведение; «сообщества», средства общения Эти предпосылки не взаимосвязаны, не зависят друг от друга
Функциональное использование орудий, индивидуальное    
2. Возникновение действий отдельных участников труда, необходимость сознания. Возможности 2-фазного решения практических задач с учетом пространственно-временных условий их выполнения. Нет учета и обеспечения социальных условий.
3. Наличие материальной культуры, орудий труда Возможность изготовления орудий для выполнения практической задачи, для себя, но не для другого. Орудия не сохраняются.
4. Наличие духовной культуры, знакового языка, знаковой речи. Наличие сигнальной аффективной речи Нет знаков
Возможность обучения животных знаковой речи В этом нет естественной необходимости  

1. Совместная орудийность

Для труда характерны 2 взаимозависимые черты:

употребление и изготовление орудий:

специально изготавливаются орудия труда (орудие – преобразование внешней природы)

орудия труда сохраняют для последующего использования (материальная культура сохраняется, хотя в природе такой необходимости нет, это неестественно)

орудия труда имеют относительно устойчивое функциональное назначение

труд совершается в условиях совместной, коллективной деятельности.

Обе эти предпосылки существуют и у животных, но они не взаимосвязаны, всегда по отдельности – либо одно, либо другое. Животные изготавливают орудия, но не сохраняют их, нет материальной культуры. Как бы ни была сложна орудийная деятельность животных, она не имеет характера общественного процесса, не совершается коллективно и не определяет собой отношений общения. В противоположность этому человеческий труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве, предполагающем разделение трудовых функций, опосредствующей их общение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...