Личностные особенности проживания кризиса середины жизни
Зрелость, зрелый возраст — это длительный (с точки зрения акмеологии) возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью, характеризующийся высоким уровнем отдельных сторон психического развития. Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируты, а также самонаблюдение людей, длительное одиночество неизбежно вызывает изменения в психической деятельности человека. Из физиологии известно, что человек может обходиться без воды в течение десяти суток, а без пищи — до тридцати дней. Однако девяносто процентов жертв кораблекрушений гибнут в первые три дня. Долгое время причина гибели людей на море в столь короткие промежутки времени оставалась не вполне ясной. Французский врач А. Бомбар, сам переплывший с целью эксперимента на резиновой лодке Атлантический океан, выдвинул гипотезу, согласно которой причиной гибели людей является страх и полное одиночество [3]. М. Сифр, спелеолог, проведший 63 дня в условиях сильной сенсорной депри-вации, отмечал у себя ухудшение памяти, снижение способности к осмыслению и обобщению чувственных восприятий, появление галлюцинаций. Д. Слокам, совершивший в одиночку кругосветное путешествие на яхте, писал, что чувствовал себя бесконечно одиноким, как насекомое, «плывущее на соломинке», что его часто охватывал страх [18]. Р. Бэрд после трех месяцев одиночества в Антарктиде оценил свое состояние как депрессивное. Наиболее четко влияние изоляции на развитие психозов прослеживается у заключенных, вынужденных длительное время отбывать наказание в камерах одиночного заключения. Так, Ч. Диккенс, посетивший заключенных в одиночных камерах, сделал весьма яркое признание. «Я считаю, — писал он, — что одиночное заключение так болезненно действует на рассудок, что он теря1-ет способность воспринимать грубую действительность внешнего мира с его кипучей деятельностью» (цит. по: [8. С. 36]).
Карательная система одиночного заключения в основном была направлена на расправу с политическими противниками. Об ужасе одиночного заключения говорят записки русских революционеров [4]. Большинство из них не выдерживало этого испытания. Их уделом было безумие или самоубийство. Смысл одиночного заключения, по мысли Н. А. Морозова, проведшего 29 лет в Шлиссельбургской крепости, состоял в том, чтобы «убить и искалечить вместо тела душу» [10. С. 437]. Исследования, проведенные в колониях строгого режима, показывают, что изоляция человека в местах лишения свободы предполагает серьезные ограничения, которые у многих осужденных вызывают дезадаптацию на основе утраты важных для личности социальных связей и ведут к психозам (см.: [1. С. 175]). По клинической картине такие состояния укладываются в рамки параноидного синдрома. Известный русский психиатр П. Б. Ганнуш-кин еще в 1904 г. в своей книге «Острая паранойя» отмечал, что реактивные психические состояния могут развиваться у людей, по тем или другим причинам оказавшихся в условиях изоляции. Наиболее ярко основные черты одиночества проступают, когда человек длительное время находится в таких естественных условиях, которые ограничивают его общение с другими людьми. Моделью такого рода условий Гримак считает индивидуальную изоляцию в лабораторных условиях. В этой связи он вводит три признака острого одиночества: сенсорную депривацию, социальную депривацию и фактор «заключения» (см.: [6. С. 128—136]). Сенсорная депривация связана со снижением интенсивности и уменьшением разнообразности притока раздражителей, поступающих из внешней среды. Социальная депривация обусловлена отсутствием возможности общения с другими людьми, или же общение возможно лишь со строго ограниченным количеством людей. В этом случае человек не получает привычной социально значимой информации, не может реализовать чувственно-эмоциональные контакты, которые возникают при общении с другими людьми. Фактор «заключения» характерен для индивидуальной изоляции. Он связан с лишением возможности свободного передвижения, соприкосновения с окружающей средой и с вынужденным нахождением в ограниченном пространстве.
Безусловно, что состояние одиночества в естественных условиях существенно отличается от индивидуальной изоляции в строгом эксперименте. Одется и образует ровное плато, за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. Однако в современных исследованиях [1; 2; 3; 4; 5; 7; 8; 9; 10; 12-; 17; 18; 19; 21] убедительно показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается и ему свойственны свои особенности. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких как активность человека, способность к анализу достижений и ошибок про-| шлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни, в частности, вследствие интеграции пройденных им этапов жизненного пути. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие в период зрелости включает свои оптимумы, пики, спады [3; 4]. Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся возможностями достижения наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеологический подход в оценке и понимании человека на рассматриваемом возрастном этапе базируется на учете возможности развивае-мости, тренируемости, пластичности большинства его психических качеств в период зрелости и исходит из целесообразности опоры на накопленный человеком профессиональный и личностный опыт, на возрастающую в период зрелости активность человека как субъекта своей жизнедеятельности. Одним словом, средний возраст является важным и значимым не только в жизни самого человека в силу его социальной и биологической зрелости, устойчивости, активности, но и для общества в целом. Именно поэтому становится актуальным исследование личностных особенностей и возможности людей среднего (зрелого) возраста, особенностей, влияющих на характер протекания кризиса середины жизни. Период зрелости, называемый серединой жизни, стал предметом нашего исследования.
Древние греки называли зрелый возраст и сопутствующее ему состояние духа человека порой «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, цвет, цветущую пору, т. е. момент наиболее полного расцвета человеческой личности, тождественности себе. Человек в зрелом возрасте занимает срединное положение между своими родителями, вступившими в пору старости, и своими детьми, которые в это же время оканчивают школу, начинают самостоятельный путь в жизни. В этой связи перестраивается жизнь семьи, ценности зрелых людей начинают играть ведущую роль и в жизни общества. Зрелые люди часто утверждают свои вкусы, свой образ жизни, стиль деятельности в обществе — по сути, они являются законодателями моды (в самом широком смысле этого слова). В этом возрасте многие люди достигают вершины профессиональной и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в самых разнообразных сферах общественной жизни, именно в этом возрасте люди занимают социальные позиции, руководящие должности, становятся директорами, председателями, докторами наук и научными руководителями, в их руки переходят функции главы семьи (как по отношению к младшим, так и по отношению к более старшим). Они кормильцы семьи, их благосостояние также достигает высшего уровня (обеспеченность жильем, техническими средствами быта и т. д.). Словом, «акме» и в наше время остается «акме», зрелый человек и сегодня занимает центральное место в общественной и возрастной структуре общества, в нем завязаны главные приводные ремни государственного, общественного и хозяйственного механизмов. И роль эта из разряда главных.
В зрелом возрасте выявляется основная цель жизненного пути, которая становится ведущей и в отношении которой насыщаются смыслом все основные виды деятельности, жизнедеятельность человека, развивается личность и изменяются психические процессы. Такая цель связана с ведущей с позиции акмеологии деятельностью, которой в зрелом возрасте можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в трудовую деятельность, шире — в производительную жизнь общества [10]. Зрелый возраст — период стабилизации личности, период, когда уже накоплен значительный жизненный опыт и вместе с тем сохраняется достаточно далекая жизненная перспектива. Однако характер такой стабилизации существенно обусловлен своеобразием формирования смысложизненных ориентации на предыдущих возрастных этапах. В ряде случаев период зрелости может быть временем ломки смысложизненных ориентации [23]. В этот период отмечаются профессиональные и личностные кризисы, которые выражаются в изменении профессиональной, семейной, социальной жизни личности, а также сопровождаются перестройкой смысловых структур профессионального и личного сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социально-профессиональной и личностной позиции (Л. И. Анцыферова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.) (см.: [5]). Жизненный путь не представляет собой плавного поступательного движения и бывает сопряжен с периодами резкого взлета, временного регресса, даже инволюции личности. Критические периоды имеют в целом позитивное значение для личности, т. к. нередко за негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой высшей форме. В кризисные периоды в личности взрослого человека одновременно с разрушающей происходит и конструктивная работа. Китайская пиктограмма, например, символизирующая кризис, замечательно отражает идею духовного кризиса. Она состоит из двух основных знаков, или радикалов, один из которых означает опасность, а другой — возможность. Таким образом, хотя прохождение через критические состояния, свойственные зрелому возрасту, часто бывает трудным и пугающим, оно обладает огромным эволюционным и целительным потенциалом. Кризис в самом общем смысле можно определить как особый момент человеческого существования, в котором присутствуют две противоположные тенденции —разрушение старого, отжившего и мешающего и одновременно созидание нового, целостного и гармоничного — будь то отмирание и возрождение клеточных структур или радикальная смена мировоззрений. Кризис характеризуется наличием мощного сопротивления уходящего и тревоги по поводу нового и неведомого, это момент, когда человек в целом испытывает внутренний переворот, из которого он выходит изменившимся. Либо он вооружается новыми возможностями, либо терпит поражение.
В исследованиях жизненного пути личности выделяются особые фазы, связанные с возникновением кризисов. Одной из них является период кризиса середины жизни, который многими исследователями определяется в интервале от 35 до 45 лет. Данный период занимает особое место в структуре жизненного пути человека, т. к. именно в это время происходит переосмысление и переоценка жизни (Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлайт, Г. Крайг, Г. Шихи). Изменяется система отношений и «образ Я» (Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман), появляется новое чувство времени (Г. С. Абрамова, Б. С. Братусь, Б. Ливехуд, Г. Шихи). Происходят серьезные изменения в семейной, социальной и профессиональной сферах (Г. С. Абрамова, Г. Крайг, Б. Ливехуд, Г. Шихи). Термин «кризис середины жизни» впервые был предложен Д. Левинсо-ном. Понимание психологического кризиса, в том числе и кризиса середины жизни, как органичной части процесса становления личности отчетливо прослеживается в работах выдающихся психиатров и психотерапевтов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направления: Р. Ас-саджиоли, С. Грофа, А. Маслоу, В. Франкла, Э. Эриксона, К.Г. Юнга, К. Яс-перса. Он является предметом многих специальных исследований [2; 12; 17; 18; 22; 24; 25]. Психологическим содержанием кризиса середины жизни является: переоценка ценностей и часто в связи с этим обесценивание мечты, исчерпанность одних жизненных смыслов и поиск других, формирование продуктивного отношения к жизни, определяющего последующую самореализацию личности, другими словами, это время начала новой жизни. Б. Ливехуд, Г. Шихи, К. Г. Юнг связывают кризис середины жизни с глубинными изменениями души [14; 24; 25]. Отмечается существенная перестройка личности с учетом изменения положения человека в жизни. В основе периодизации Г. Шихи [24] лежит принцип своевременного изменения личности в период кризисов. Обобщение исследований [2; 7; 10; 11; 12; 13; 14; 16; 17; 18; 19; 21; 22; 24] по проблеме кризиса середины жизни позволяет выделить четыре основных фактора данного кризиса: 1) переживание убывания физических сил, ухудшение здоровья, потеря внешней привлекательности, снижение активности; 2) осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением, неудовлетворенность достигнутым положением; 3) изменение временной перспективы: прошлое становится более продолжительным, а будущее получает границу; 4) переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор, смысла жизни. Независимо от отрицательного или положительного отношения к понятию «кризис» большинство исследователей считают критический период определенным рубежом в развитии взрослого человека, когда он оценивает достигнутое, подвергает сомнению прежние ценности, пересматривает жизненную стратегию, ищет новое содержание и смысл жизни. Главной задачей зрелости можно назвать наиболее полную реализацию себя. Генеративность становится своеобразным новообразованием зрелого возраста, которое, став итогом завершения кризиса середины жизни, меняет сознание личности, а в конечном счете это в соответствующей степени влияет и на саму социальную среду, в которой функционирует человек. Новый взгляд человека на свой возраст может быть обусловлен многими обстоятельствами: экономическим положением в стране, социальными условиями и особенностями того времени, в котором ему довелось жить. Среди главных опасностей, подстерегающих в среднем возрасте на пороге новой жизни, можно назвать эмоциональную негибкость, неумение переключить свои эмоции в нужное русло. В прямом родстве с эмоциональной негибкостью — отрицательный настрой на свой возраст, переживание. Жизнь постоянно предоставляет нам возможности для личностного развития, когда нужно принимать на себя ответственность за свою жизнь. Как ни упрощенно это звучит, личностный рост — неизбежное условие переживания кризиса середины жизни. Конечный смысл этого переживания заключается в необходимости и потребности глубже исследовать свои зависимости, комплексы и страхи, взять на себя полную ответственность за свое существование, эмоциональное состояние и духовное развитие. Диалоги в среднем возрасте между персоной и тенью становятся необходимостью баланса между социальной политикой общества и истиной каждой человеческой личности. По мнению ряда авторов, результатом кризиса средних лет является выработка нового образа Я, переосмысление жизненных целей, внесение коррекции во все области привычного существования, приведение личности в соответствие с изменившимися условиями жизни. Происходит нечто вроде терапии смыслом жизни, когда человек, осмысливая уже прожитое, обдумывая предстоящее, оказывается порой способным на самые радикальные шаги. Кризис среднего возраста изначально несет в себе положительное начало, т. к. способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразованиям в психике. А вот каким будет это переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию — будет зависеть от конкретных условий его протекания и непосредственно от данного человека, его характера, способности. Это подходящий момент для учебы на курсах повышения квалификации, для встреч с людьми, имеющими те же проблемы в других профессиях; для знакомства с новыми методами работы, с новыми ценностями, взглядами, расширения кругозора. Если в этом возрасте человек находит новую задачу в той же или новой сфере деятельности, то он молодеет [14]. Конструктивный выход из возможного конфликта предполагает повышение квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального, семейного и личного статуса, наличие широкого репертуара ролей, поиск и обретение смысла жизни. Все вышефиксируемые особенности зрелого возраста, естественно, требуют дальнейшего изучения и расширения эмпирических исследований. В русле такого рода исследований выполнялась и наша работа. Для изучения особенностей протекания кризиса середины жизни были использованы следующие методы: метод клинической беседы, диагностическая метафора (авторский вариант), метод структурированной беседы (авторский вариант), метод контент-анализа. При исследовании личностных особенностей были использованы следующие методики: методика исследования самоотношения (МИС, С. Р. Пантилеев [15]), методика мотивацион-ной индукции (неоконченные предложения Ж. Нюттена), методика смысло-жизненных ориентации (Д. А. Леонтьев [13]), самоактуализационный тест (Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская [7]), методика диагностики индивидуально-типологических свойств личности (Л. Н. Собчик [20]). На основании данных исследования (125 человек) можно констатировать, что не все люди среднего возраста переживают кризис середины жизни, да и сам кризис у разных людей протекает по-разному. Были выделены типы проживания периода середины жизни. Основанием для выделения типов явились следующие основные критерии: уровень смысложизненной ориентации и формы реагирования на проблемы, обусловленные возрастными особенностями, сложностями и задачами среднего возраста (активные и пассивные). К активным формам реагирования на кризис относятся такие формы поведения, как получение образования, часто второго, переквалификация в соответствии с востребованностью на рынке труда и с собственными устремлениями и потребностями; трудоголизм — работа становится смыслом жизни, отмечается наличие компульсивного поведения; служение Богу (многие испытуемые находят смысл); растворение в семье. К пассивным формам реагирования были отнесены: инфантильные формы поведения, характеризующиеся беспомощностью и безответственностью («Судьбу не обманешь...»; «От меня ничего не зависит...»; «Лучше все равно не будет...»); алкоголизм; психосоматические проявления. Дополнительно были выделены следующие показатели: самоотношение (уровень самопринятия, саморуководства, внутренней конфликтности, самообвинения); самоактуализация (уровень гибкости поведения, сензитив-ности, спонтанности, контактности, познавательной потребности, креативности); локус контроля (интернальный, экстернальный); наличие и особенности временной перспективы; субъективная оценка собственной жизненной ситуации. Проанализировав результаты исследования по данным показателям, были выделены четыре группы испытуемых по типу проживания и переживания периода середины жизни. 1. Зрелый самоактуализирующийся тип развития личности, не переживающей кризис (13 % испытуемых). Исследуемые данной группы не переживают кризис середины жизни на данный момент времени. Главными показателями испытуемых данной группы являются: наличие высокой смысложизненной ориентации, активные формы реагирования на возникающие проблемы. Испытуемые имеют высокий уровень самоактуализации, позитивное самоотношение, низкий уровень конфликтности и самообвинения. Субъективная оценка собственной жизненной ситуации описывается как положительная, вполне позитивная и удовлетворяющая потребностям реализации личности. 2. Обыденно-жизненный, бытовой тип развития личности, «плывущий» по течению, где личность не ощущает кризис, но и не развивается (уровень «Я буднично-повседневного» по А. А. Бодалеву) (49 % испытуемых). У испытуемых данной группы возможно латентное, неосознаваемое протекание кризиса. Испытуемых данной группы характеризуют: достаточно высокая смысложизненная ориентация и пассивные формы реагирования на возникающие проблемы, достаточно позитивная временная перспектива с некоторым опасением относительно будущего, позитивное самоотношение, средний уровень самоактуализации. Характерными являются выраженные: экстернальный локус контроля и конформные черты личности (зависимость от чужого влияния и мнения). 3. Инволюционный кризисный тип развития личности с деструктивным протеканием кризиса середины жизни (14 % испытуемых). Характерными для данных испытуемых являются низкая смысложизненная ориентация и пассивные формы реагирования на возникающие проблемы. Характеристиками людей данной группы могут служить: экстернальный локус контроля, негативное восприятие будущего, страх, безысходность, потеря смысла жизни, низкий уровень самоактуализации, негативное самоотношение, высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения. Характерными для представителей данной группы являются: негативное отношение к старению организма, непринятие инволюционных процессов, неудовлетворенность своей внешностью, присутствие жалоб на ухудшение здоровья, непринятие этого. Неудовлетворенность собой включает, прежде всего, несамореализо-ванность, безрезультативность жизни, потерю себя, неумение найти внутренние ресурсы, активизировать их. 4. Конфликтный тип развития личности, склонной к переживанию кризиса середины жизни, с повышенной внутриличностной конфликтностью и сниженной смысложизненной ориентацией (24 % испытуемых). Характерными для данных испытуемых являются: низкая смысложизненная ориентация и активные формы реагирования на возникающие проблемы. Испытуемых данной группы характеризует то, что они понимают и признают наличие у себя проблем (в том числе и в сфере осмысленности жизни) и пытаются найти выход из сложившейся жизненной ситуации. Чаще проблемы связаны с результативностью и целеустремленностью в жизни. Характеристиками людей данной группы могут служить: экстернальный локус контроля, негативное восприятие будущего, выраженность внутренней конфликтности и самообвинения, средний уровень самоактуализации. Испытуемые негативно воспринимают инволюционные процессы в организме, но стараются активно противостоять признакам старения. Анализ типов проживания кризиса середины жизни позволил говорить о том, что конструктивное протекание кризиса сопряжено со следующими личностными особенностями: позитивным самоотношением (высокий уровень самооценки, самопринятия, саморуководства, самоуважения, адекватная самооценка, низкий уровень конфликтности и самообвинения); высоким уровнем самоактуализации (позитивное восприятие временнбй перспективы, ориентация на собственные возможности и принятие ответственности за свою жизнь на себя (интернальный локус контроля), сохранение высокого уровня синергичности, спонтанности и контактности, высокая степень познавательной потребности и креативности); высоким уровнем смысложизненной ориентации (развитие жизненного интереса, ощущение результативности жизни, удовлетворенность самореализацией, интерес и эмоциональную насыщенность жизни, целеустремленность). Деструктивное протекание кризиса середины жизни сопряжено со следующими личностными особенностями: негативным самоотношением (низкий уровень самопринятия, саморуководства, самоуважения, неадекватная самооценка, высокий уровень конфликтности и самообвинения); низким
уровнем самоактуализации (негативное восприятие временной перспективы, чрезмерная ориентация на других и перекладывание ответственности за свою жизнь на других и обстоятельства жизни (экстернальный локус контроля), низкий уровень синергичности, спонтанности и контактности, низкая степень познавательной потребности и креативности); низким уровнем смыс-ложизненной ориентации (отсутствие интереса и эмоциональной насыщенности в жизни, оценивание своей жизни как нерезультативной, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие целеустремленности). Личностные особенности (такие, как высокая смысложизненная ориентация, интернальный локус контроля, позитивная временная перспектива, высокая степень развитости контактности, сензитивности, гибкости поведения, спонтанности, синергичности, познавательной потребности, креативности, позитивное самоотношение) могут выступать внутренними ресурсами развития личности при проживании периода середины жизни. Проведенный в работе детальный анализ личностных особенностей протекания кризиса середины жизни позволяет разработать эффективную стратегию консультативной работы со взрослыми в кризисные периоды их жизни. Это значительно расширяет возможности психологов-консультантов в выборе адекватных форм психологической помощи взрослым людям. Преодоление кризиса, переживаемого личностью, может обеспечивать возможность обретения ею новой целостности и жизненных смыслов, которые являются необходимым условием для самореализации личности. Знание психических механизмов, закономерностей и особенностей кризисных явлений, возникающих в процессе разворачивающегося жизненного кризиса, позволит их учитывать и конструктивно преодолевать. Литература 1. Ананьев, Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев. — М., 1972. 2. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития /Дж. Баттеворт, М. Харрис. — М.: Когито-Центр, 2000. 3. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека / А. А. Бодалев. — М.: Флинта: Наука, 1998. 4. Бодалев, А. А. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни / А. А. Бодалев, В. Т. Ганжин // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 11—23. 5. Вишнякова, Н. Ф. Становление креативной акмеологии как новой отрасли знаний в системе высшего образования / Н. Ф. Вишнякова // Психология зрелости и старения. — 1999. — С. 6-12. 6.Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41—46 лет). - М„ 1984. 7. Гозман,Л.Я. Самоактуализационныйтест/Л.Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. — М., 1995. 8. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002. 9. Деркач, А. А. Акмеология/ А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003.
10. Ермолаева, М. В. Психология зрелого и позднего возраста/ М. В. Ермолаева. — М., 2004. 11. Исаев, Е. И. Возрастная психология / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков//Вопр. психологии. - 2002. - № 2. - С. 88-95. 12. Крайг, Г. Психология развития: Пер. с англ. / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2000. 13. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1992. 14. Ливехуд, Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Б. Ливехуд. — Калуга, 1994. 15. Пантилеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантилеев. — М.: Смысл, 1993. 16. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К. Н. Поливанова. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. 17.Развитие личности в среднем возрасте / П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган, Дж. Гивищ // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М., 1982. — С. 182-186. 18. Райгородский,Д. Я. Психология зрелости: Хрестоматия /Д. Я. Райгородский. — Самара, 2003. 19. Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М: Школа-Пресс, 2000. 20. Собчик, Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: Метод, рук-во / Л. Н. Собчик. — М., 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|