Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпускная аттестационная работа

 

Активизация творческой деятельности младших школьников на уроках технологии

 

 

«Допустить к защите» (приказ №_______от ______________)   Директор ЦНИиИ   ________________ / П.Н. Алешин / (подпись) Научный руководитель программы профессиональной переподготовки:   _____________ / Л.Б. Абдуллина / (подпись) (Ф.И.О.) Выполнил: слушатель программы профессиональной переподготовки «Начальное образование» (название программы) Михайлова Надежда Васильевна (Ф.И.О. слушателя полностью)   Научный руководитель аттестационной работы: Петрова Татьяна Ивановна (Ф.И.О. полностью) канд. пед. наук, доцент (ученая степень, звание)

 

Стерлитамак 2016

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы активизации творческой деятельности школьников.................................... 6

1.1 Сущность понятия «деятельность» и «творческая деятельность».......... 6

1.2 Формы и методы активизации творческой деятельности на уроках

технологии..................................................................................................... 13

ГЛАВА 2. Организационно-методические условия активизации творческой деятельности младших школьников на уроках технологии............................................................................................. 23

2.1 Метод проектов как эффективное средство активизации творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.............................................. 23

2.2. Методические рекомендации по активизации творческой деятельности младших школьников на уроках технологии при выполнении проектов................. 38

Заключение............................................................................................. 46

Список использованной литературы....................................... 48

Приложение............................................................................................. 51

 


ВВЕДЕНИЕ

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного интеллектуального и творческого развития.

Образовательная область предмета «Технология» способствует развитию у школьников целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, развитию эстетического сознания, организации учебного процесса, проектирования и создания объектов, функциональной технологической грамотности т.д. Способствует развитию таких важных качеств личности, как уважительное отношение к труду, трудолюбие, бережливость, творческий подход к принятию решений, упорство в достижении поставленной цели.

Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества.

Актуальность работы связана с тем, что в наше время, когда от самой жизни исходит призыв к активному творчеству каждого, ясно, что молодежь нужно планомерно обучать творчеству. Способность людей к неожиданному взгляду на природу вещей, стремление молодежи к нестандартным решениям – это качества, составляющие огромный капитал общества. Когда у человека раскрываются и получают развитие его творческие способности, то выигрывает не только он сам, но и все общество в целом. Именно на таких людях основывается движение вперед, поднимающее человечество на новую ступень развития.

Творческая деятельность стала массовым явлением. Однако оно может стать еще более эффективным, если своевременно организовать его подготовку. Имеются в виду, прежде всего, образовательные школы.

Поиск путей активизации творческой деятельности школьника является одной из основных задач педагогической науки. Важнейшая составляющая педагогического процесса - создание оптимальных условий для становления целостной, всесторонне развитой личности, готовой к активным творческим действиям. В этой связи возникает потребность в разработке и исследовании проблемы формирования творчески активной личности ребенка на занятиях по технологии, так как именно уроки технологии являются активным средством овладения специальными и общетрудовыми умениями, технического мышления, развития познавательных интересов, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей.

Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогики, педагогической психологии и психологии творчества. Проводится анализ особенностей организации творческой деятельности (А.В. Дистервег, Т.В. Андреева, Д.Б. Богоявленская, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Э.П. Торренс и др.). Вопросами творческой активности, трудовой деятельности, креативности личности интересуются в отечественных исследованиях В.И. Андреевой, П.Р. Атутова, М.В. Колосовой, В.Н. Дружинина, Б.М. Теплова, И.В. Дубровиной, Л.С. Выготского и др.

Самостоятельно занимаясь творческой деятельностью, школьники развивают память и внимание, приучаются к настойчивости, аккуратности и терпению. Творческая деятельность помогает развить логику и художественный вкус, способствует формированию пространственного воображения. Занятия творчеством не только развивают воображение, но и дают школьнику множество практических навыков овладения трудовым приемам.

В современных условиях модернизации системы Российского образования особую значимость приобретают исследования и внедрение результативных инноваций в традиционную классно-урочную систему обучения, а также поиск ее новых форм. К числу таких иных форм относится и метод проектов, который широко используется в рамках современного образовательного процесса.

Объект исследования: технологическая подготовка младших школьников на уроках технологии в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: активизация творческой деятельности школьников на уроках технологии при выполнении проектов.

Цель: выявить педагогические условия активизации творческой деятельности школьников на уроках технологии.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить наиболее эффективные методы и приемы активизации творческой деятельности школьников на уроках технологии.

3. Обосновать эффективность проектного метода обучения для активизации творческой деятельности школьников на уроках технологии.

4. Разработать методические рекомендации по активизации творческой деятельности школьников на уроках технологии в процессе выполнения проектов.

Методы исследования: изучение школьной документации, наблюдение, анализ, систематизация, метод проектов, конструирование.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы учителями технологии в своей практической работе.

База исследования: МАОУ «СОШ №33» город Стерлитамак.

Выпускная аттестационная работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы активизации творческой деятельности ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность понятия «деятельность» и «творческая деятельность»

Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. Как конечный результат деятельности выступает цель, она представляет собой существующий предмет, который создал человеком, определенные умения, знания, творческий результат, навыки [6].

Основными видами деятельности школьников являются - учение, игра, труд. По направленности можно выделить общественную, познавательную, спортивную, художественную, техническую, ремесленническую, гедоническую (направленную на получение удовольствия) деятельность. Общение является особым видом деятельности [19, с. 91].

Деятельность подразделяется на активную и пассивную. Уже с младенчества ребенок показывает себя как активный человек. Ребенок предъявляет требования к сверстникам, взрослым, отражает свое отношение к предметам, людям. Под влиянием воспитания и среды в будущем активность может как снижаться, так и повышаться. Хорошие результаты обеспечиваются только эмоционально окрашенной творческой деятельностью, активной, в которую человек, вкладывающий свою душу полностью всецело реализуя свои возможности, выражает себя как личность. Эта деятельность доставляет удовольствие, становится источником вдохновения и энергии. Вот поэтому важна проявляющаяся активность личности в данной деятельности.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового [25]. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества.

В. И. Андреев, анализируя творчество как вид человеческой деятельности, выделяет ряд необходимых признаков, которые проявляются интегративно, в единстве. Это:

а) наличие противоречия творческой задачи или проблемной ситуации;

б) личная и социальная прогрессивность и значимость, т.е. она приносит вклад в развитие личности и общества;

в) наличие объективных (материальных, социальных) условий предпосылок для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих данных личности) предпосылок для творчества;

д) оригинальность и новизна результата или процесса.

Если из названных признаков исключить одно деятельность не может быть названа творческой, указывает он [13, с.6].

Творческая деятельность – это форма деятельности человека или коллектива - создание никогда ранее не качественно нового, существовавшего. Стимулом к творческой деятельности является проблемная ситуация, разрешение которой невозможно осуществит традиционными путями [24].

В.А. Андреев пишет: «Творческая деятельность учащихся - это вид учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, осуществляемых преимущественно в ситуациях применения педагогических средств косвенного или перспективного управления, ориентированных на максимальное использование самоуправления личности, результат которой обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и, особенно, ее творческих способностей».

Любая деятельность, в том числе и творческая, состоит из этапов. Классификация этапов, предлагаемых различными авторами, в той или иной мере отличаются друг от друга, хотя, в общем виде они схожи. Первый этап (сознательная работа) – подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка, интуитивного проблеска новой идеи). Второй этап (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи). Третий этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в виде принципа, замысла). Четвертый этап (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка [13, с. 7].

Всю творческую деятельность можно разделить на два основных вида: научно – техническое и художественное творчество.

Основной задачей научно – технического творчества является создание современных конкурентоспособных объектов техники, которые по своим технико – экономическим показателям и конструктивному исполнению соответствуют научно – техническим достижениям. В основе технического творчества лежит проектная деятельность [13, с. 9].

Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведения искусства, носит название художественного творчества. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных образов, в использовании новых художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обобщении жанров данного вида искусства.

Кроме того, многие педагоги выделяют следующие виды творческой деятельности в зависимости от:

- преобладания интуитивных или логических процедур – интуитивно-эвристическую и нормативно-логическую деятельность;

- специфики содержания творческих задач – исследовательскую деятельность, художественное и прикладное творчество;

- соотношение эмпирических и теоретических процедур творческой деятельности; эмпирическую и теоретическую;

- степени инициативы при постановке и решении творческой задачи: самостоятельную и вынужденную деятельность;

- соотношение логических процедур деятельности: индуктивно-творческую и дедуктивно-творческую;

- сфера деятельности и соотношение объективной или субъективной значимости новизны результата: учебно-творческую и научную;

- предметной области: математическую, физическую, графическую, технологическую и т.д.;

- формы организации: индивидуальную, групповую, коллективную;

- профессии: педагогическую, инженерную и т.д.

В процессе обучения творчески активная деятельность образовывает у школьников ряд качеств, которые в конечном результате положительно скажутся на последующем обучении, социализации личности школьника. Для образования внутренне богатого мира, школьников необходимо выбирать такие методы и приемы мотивации к активной творческой деятельности, раскрывающие перед школьником заманчивую перспективу прохождения трудностей, развитие творческого потенциала.

Первейшим педагогическим требованием, предъявляемым к процессу обучения с точки зрения творческого мышления то что ни в коем случае нельзя подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические условия, когда школьники, высказав предположение или догадку, не могут их логически аргументировать.

В процессе творческой деятельности развиваются творческие способности. Для того чтобы у школьников развивались творческие способности, нужно развивать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи.

Основными признаками творчества считаются доступные наблюдению продукты деятельности, имеющие характерные свойства: редкость, новизну, полезность, необычность, оригинальность, и т.д. Творческая деятельность, которую обязательно затрагивают все исследователи проблемы творчества, определяется как процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества с наименьшей затратой сил и времени.

В данное время мало знать, необходимо уметь использовать знания в различных ситуациях, а для этого необходимы творческие способности. Эти способности не врожденный дар, а очень полезное и крайне необходимое приобретение. И развивать творческие способности надо с детства.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка» [14, с. 34].

Творческая деятельность школьника не выходит за пределы имеющихся у учащегося знаний. Результативность развития и формирования творческих черт личности во помногу подчиняется умениям учителей осуществлить ее. Главнейшим педагогическим требованием к ученической творческой деятельности служит учет особенностей возраста учащихся. Особенности возраста - это в наибольшей степени характерные для определенного возрастного промежутка школьников, особенности психического, социального, физического развития.

На необходимость изучения и учета возрастных особенностей детей обратил внимание еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, выдвинувший требование точного учета в учебной и воспитательной работе индивидуальных и возрастных особенностей школьников и детей. Данное требование Коменский возвел в разряд принципа природосообразности, согласно которому преподаватель должен, воспитывая и обучая ребенка, точно следовать природным законам развития школьника.

Но если мы не будем учитывать особенностей развития психики учеников, будет невозможным справедливо сопоставить мотивы, средства, цель для достижения поставленных целей. Следует уделить внимание мотивам деятельности, ведь именно они предопределяют заинтересованность к работе, стремление к достижению поставленных целей и возникновению проблемной ситуации. Учитель должен не только увидеть увлеченность младших школьников, но помочь им развить творческую фантазию и воображение.

Непрерывность творческого процесса имеет немалое значение в творческой деятельности. Практика нам может показать, что нерегулярная творческая деятельность неэффективна. Эта деятельность возможно вызывает заинтересованность к определенной осуществляемой работе, активизирует во время выполнения познавательную деятельность, даже может содействовать образованию проблемной ситуации. Нерегулярная созидательная деятельность ни в коем случае не приведет к развитию творческого отношения к трудовой деятельности, стремления к рационализации и изобретательству, исследовательской и экспериментаторской работе, т.е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, регулярная созидательная деятельность школьников на протяжении всего обучения в школе безусловно приведет к воспитанию и развитию стабильного интереса к творчеству.

Следует в наибольшей степени опираться на положительные эмоции школьников в процессе развития творческой деятельности (радости, удивления, переживания успеха, симпатии и т.д.). Негативные эмоции приглушают проявления творческого мышления.

Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь - то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

В творческой деятельности учащихся характерны все главные закономерности, они имеют место также и в творческом труде взрослых [5, с. 30]:

1. Все, что создают обучающиеся в процессе творческой деятельности, не зависит от общественных значений, требующих кропотливого и напряженного труда.

2. По своим психическим компонентам творчество школьников приближается к творческой деятельности взрослых. Данному процессу свойственен высокий уровень интеллектуальной деятельности, проявляющийся не в одной или двух психические функции, а личностью человека в целом со всем его глубоким комплексом психофизических сил, знаний, способностей умений.

Важную роль в творческой деятельности исполняют познавательные процессы, потребности волевые действия и чувства. Развивая ощущение и восприятие мы дает возможность принимать окружающие явления и предметы во всей их полноте. Через внимание человек может выделить важнейший для решения возникшей задачи объект, вследствии способности запоминания используются в процессе творческой деятельности накопленные умения и знания.

Всякий творческий труд характеризуется решением определенных задач, этого можно достигнуть не обычным восприятием, а средством мыслительной деятельности, в итоге которой уже из имеющих знаний можно сделать новые выводы. Мотивы и потребности продвигают человека к творческому труду; интересы содействуют направленности его сознания на предмет творческого труда; чувства и эмоции делают эту деятельность еще более вдохновенной, а волевые действия содействуют решению осознанно поставленной задачи.

3. В процессе творческого труда школьников можно выделить те же стадии, что и процесс творческой деятельности старших: возникновение творческой задачи или идеи; решение задачи; реализация решения на практике.

В процессе творческой деятельности школьников можно выделить собственные особенности:

1. Для каждого творчества характерна новизна, она может быть как субъективной так и объективной. Если сказать другими словами, в процессе творческого труда могут создаваться продукты труда, новые для общества (объективная новизна) или новые только для того, кто их создал (субъективная новизна). Проводя изучение результатов творческой деятельности школьников, можно увидеть, что они весьма редки, школьники создают новые объекты лишь для себя, а не для общества, т. е. их творческий труд характеризуется субъективной новизной.

2. Творческую деятельность школьников можно охарактеризовать более низким уровнем самостоятельных действий, потому что школьники не имеют необходимого опыта работы, они пробуют свои силы в решении творческих задач в период своего развития и роста. В ходе развития школьников развиваются и формируются познавательные процессы. С каждым годом жизни более содержательными становятся у них представления, восприятия, усиляется абстрактное мышление, растет роль произвольного внимания и памяти, обогащается речь,. Это все налагает отпечаток на всю деятельность школьников, в том числе и на творческую. Школьники способны проводить сложный синтез и анализ воспринимаемых явлений и предметов. В стадии становления находится абстрактное мышление, при этом большую роль играют еще конкретно-образные компоненты. С возрастом произвольное запоминание все больше заменяет непроизвольное, но последнее продолжает еще занимать большое место: произвольное внимание является уже довольно развитым, но и

непроизвольное внимание играет значительную роль

Творческая деятельность стала массовым явлением. Особенности творческой деятельности таковы, что педагогическое руководство ею приобретает решающее значение.

 

1.2. Формы и методы активизации творческой деятельности на уроках

технологии

Активизация – побуждение к более активной деятельности [Активизация, 2016]. Подласый И.П. пишет [19, с. 368]: «Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе». Ведущая цель активизации учебного процесса – это повышение качества учебного процесса, формирование активности школьников. Преподавательская практика использует разные пути активизации, среди которых основной является - разнообразие методов, средств обучения, форм. Выбор этих сочетаний в возникающих ситуациях стимулируют самостоятельность и активность школьников.

Наивысшее активизирующее действие на уроках дают условия, в которых школьники должны:

- самостоятельно отстаивать мнение;

- учавствовать в обсуждениях и дискуссиях;

- ставить вопросы учителям и товарищам;

- разбирать ответы одноклассников;

- давать оценку ответам и письменным работам товарищей;

- помогать отстающим;

- разъяснять слабым школьникам непонятные места;

- в силу своих возможностей выбирать задание;

- выискивать несколько путей возможного решения учебной проблемы (задачи);

- решать задачи познавательного характера путем комплексного употребления известных ему способов решения.

Поиск ответов на традиционный дидактический вопрос «как учить?» выводит всех нас на группу методов обучения. Без них невозможно реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью и достичь поставленной цели. Подласый И.П. пишет [19, с. 470]: «Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели, содержание, методы, формы, средства обучения» является определяющей».

Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность учителя и школьников, направленная на достижение заданной цели обучения. Подласый И.П. пишет: «Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования». В педагогической литературе понятие метода обучение редко относят к деятельности только учителя или к деятельности школьников. В первом случае мы говорим о методах преподавания. Во втором случаев – о методах учения. Если же мы говорим о совместной работе учащихся и учителя, то в данном случае, несомненно, речь идет о методах обучения.

В составе методов обучения можно выделить приемы. По мнению Подласого И.П. [19,с. 472]. «Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре».

Рассмотрим сущность и особенности наиболее аргументированных классификаций методов обучения

1. Традиционная классификация методов обучения, которая берет начало в древних педагогических и философских системах и уточненная для наших условий. В роли всеобщего признака выделяемого в ней метода берется источник знаний. Всего известно три источника знаний: слово, практика, наглядность. В течении исторического прогресса к ним прибавился еще один – книга, в последние десять лет все чаще о себе заявляет безбумажный источник информации – видео в совмещении с новыми компьютерными системами. В этой классификации можно выделить пять методов: наглядный, практический, видеометод, работа с книгой, словесный.

2. Классификация методов по назначению (Б.П. Есипов, М.А. Данилов). В роли обобщающего признака классификации выступают логичные этапы, через которых проходит процесс воспитания и обучения на уроке. Выделяют методы:

- приобретение знаний;

- формирование навыков и умений;

- творческая деятельность;

- закрепление;

- проверка умений, знаний, навыков.

3. Классификация методов по характеру (типу) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Тип познавательной деятельности (ТПД) — это уровень напряженности (самостоятельности) познавательной деятельности, которого достигают школьники, когда работают по представленной учителем последовательности обучения. С этой характеристикой тесно сопряжены уже известные нами уровни мыслительной активности школьников. В этой классификации можно выделить следующие методы:

- информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный);

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- эвристический (частично-поисковый);

- исследовательский.

Следует рассмотреть сущность предложенных в ней методов [19, с. 476].

Сущность объяснительно-иллюстративный метода заключается в следующем следующем:

1) знания школьникам излагаются в «готовом» виде;

2) учитель организует разными способами понимание знаний;

3) школьники осуществляют осмысление и восприятие (рецепцию) знаний, отмечают знания в памяти.

При восприятии используют все возможные источники информации (наглядность, слово и т. д.), логика изложения может развиваться как дедуктивным так и индуктивным путем. Ведущая деятельность учителя ограничивается организацией восприятия знаний.

В репродуктивном методе можно выделить следующие признаки:

1) знания школьникам выдаются в «готовом» виде;

2) учитель сообщает и объясняет знания;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, запоминают их и понимают;

4) требуемая прочность усвоения знаний обеспечивается путем неоднократного повторения знаний.

Деятельность человека может быть исполнительской, творческой, или репродуктивной. Репродуктивная деятельность идет перед началом творческой. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами обучения.

Метод проблемного изложения служит промежуточным от исполнительской к творческой деятельности. На некотором этапе обучения школьники не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому педагог показывает путь исследования проблемы, описывая ее решение от начала до конца. Сущность эвристического (частично-поискового) метода обучения заключается в том, что:

1) знания школьникам не излагаются в «готовом» виде, их необходимо самостоятельно добывать;

2) учитель организует не объяснение знаний, а поиск новых знаний с помощью разных средств;

3) школьники под руководством учителя сами решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, рассуждают, обобщают, анализируют, делают выводы, сравнивают, и т. д., в результате чего у учеников формируются осознанные прочные знания.

Сущность исследовательского метода обучения выражается в следующих характерных признаках:

1) учитель совместно со школьниками формулирует проблему, решению которой отводится отрезок учебного времени;

2) знания школьникам не сообщаются. Ученики сами получают их в ходе исследования проблемы, сравнения разных вариантов добываемых ответов.

3) учитель оперативно управляет процессом решения проблемных задач;

4) учебно-воспитательный процесс характеризуется очень высокой интенсивностью, полученные знания отличаются действенностью, глубиной, прочностью, учение сопровождается повышенным интересом.

Для исследовательского метода обучения характерно творческое усвоение знаний. Недостатками этого метода являются – значительные затраты времени и энергии учащихся и учителей. Для применения исследовательского метода требуется высокий уровень педагогической квалификации.

Для формирования творческой деятельности обучающихся на занятиях трудового обучения используются следующие методы.

Для активизации творческой деятельности используют практические методы. Они лучше других содействуют приучению школьников к качественному исполнению задания, способствует формированию таких качеств, как экономность, умение подходить к процессу творчески, хозяйственность и т.д. У школьников идет формировка привычки тщательной организации трудового процесса (анализ задачи и условий ее решения, осознание целей предстоящей работы, составление плана, подготовка материалов и инструментов к выполнению работы, анализ выводов, тщательный контроль качества работы [26, с. 58].

Конструирование – разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех деталей и отдельных частей машины. Конструктору и учащемуся приходится решать конструктивные задачи и разрешать проблемные ситуации, причем это не всегда ведет к получению объективно нового результата. Конструирование в учебном процессе предполагает, прежде всего, развитие творческих способностей учащихся в области техники. В учебной деятельности важно, чтобы результат творческого решения был нов для самого учащегося. Получая продукт труда, обладающий субъективной новизной, учащийся развивает свои способности к творческой деятельности в области техники [13, с.140].

Решение творческих задач характеризуется самостоятельным определением способов решения, нахождением и поиском закономерностей, необходимых для проектирования, а в следующем и при изготовлении изделия, решением задач, которые содержат творческие и поисковые элементы. Они в дальнейшем способствуют поиску и изучению необходимого теоретического материала. Творческие задания частного характера (например, по уменьшению или по увеличению размеров изделия, улучшению (изменению) объекта путем замены деталей, изменению внешнего оформления готового изделия и т.д.) способствуют развитию включения школьников в творческий процесс, который связан с подтверждением конструктивной разработки идеи изготавливаемого объекта. На этапе изготовления изделия такие задания могут быть предложены школьникам.

Одним из эффективных методов формирования способностей к исследованию у школьников является мыслительный эксперимент. Применяются на практике два вида мыслительных экспериментов: первый служит частью предварительных работ для проведения настоящего эксперимента, второй представляет собой проведение и организацию идеального эксперимента, осуществление на практике которого невозможно. Этот эксперимент важен для совершенствования эвристического мышления и творческого воображения. Обучающийся оперируется на пространственное воображение, мысленно ставит тот или иной объект в разные положения и выбирает такие условия, в которых должны проявляться важнейшие особенности изучаемого предмета [26, с. 67].

Одним из эффективных методов решения творческих задач выделяется мозговой штурм или мозговая атака. Этот метод может основываться на следующих психологических эффектах. Если мы возьмем группу из 5-9 человек и каждому предложим индивидуально выразить предложения и идеи по решению определенной рационализаторской и изобретательской задачи, то в итоге получим идей меньше, чем, если предложить группе школьников коллективно выразить свои идеи по этой задаче. Во время проведения мозгового штурма происходит как бы цепная реакция идей, которая приводит к интеллектуальному взрыву, что позволяет найти решение той или иной задачи. Универсальность данного метода позволяет с его помощью рассматривать любое затруднение или любую проблему, в какой бы сфере она не возникла.

Синектика также является одним из эффективных методов решения творческих задач. Данный метод имеет актуальность и на нынешний день. В переводе с греческого этот метод обозначает «совмещение различных элементов». Идея этого метода заключается в воссоединении отдельных творческих личностей в одну группу, которая нужна для совместной постановке и решения конструкторских задач. Метод синектика может включать в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, которые проявляются у человека в момент творческой деятельности [13, с. 92].

Игровые технологии с равным успехом увлекают и первоклассника, и выпускника средней школы. Спектр педагогических целей применении игры в ходе обучения, развития и воспитания личности очень широкий. Среди педагогических игр по целевой ориентации можно выделить: дидактические, позволяющие организовывать разные виды учебно-воспитательной деятельности; сформировывать практические и познавательные умения, т.е. углубить полученные знания; воспитывающие, ориентирующиеся на воспитании эстетических, нравственных, волевых, коммуникативных и др. качеств личности; контролирующие, которые могут одновременно выполнять функции оценочно - контрольной деятельности. Игровая форма обучения имеет большое множество резервных, неиспользованных возможностей и для творчества педагога, и для активизации творческой деятельности школьников. Вот что в связи с этим пишет И.В. Шатовская: «В психологии игровой деятельности немало загадок. Ребенку, чтобы почувствовать себя полководцем, обязательно нужна «лошадь». Самая обыкновенная палка поможет образу воплотиться. Воображению необходима вещественная зацепка. Иногда простейший реквизит создает игру на пустом месте» [3, с. 315].

Одним из результативных методов формирования творческого потенциала является метод проектов [16, с. 37]. По мнению Симоненко В.Д.: «Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определенной цели, решение какой-либо проблемы». В ходе выполнения творческого проекта школьники овладевают технологией решения задач – от постановки вопроса до конечного результата.

Использование метода проектов в образовательной области «Технология» содействует формированию у школьников основ культуры труда, технологической грамотности, усвоение различных способов обработки материалов и информации творческого

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...