Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выручка и факторы, влияющие на эластичность




Введение

 

Микроэкономика рассматривает принципы действия рыночного механизма, мотивацию потребителей и товаропроизводителей, проблемы эффективного и рационального использования экономических ресурсов, дает представление о механизме установления цены на тот или иной товар под воздействием спроса и предложения, об объеме выпускаемой продукции в различных рыночных структурах, о получении максимальной прибыли и достижении уровня минимальных издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Поэтому в этой работе я хотела бы осветить проблемы экономики страны в режиме рыночных отношений, разобраться в понятиях спроса и предложения, их величины и эластичности.

Рынок - косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики.

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.


Спрос и его величина. Закон спроса. Кривая спроса

 

Спрос играет большую роль на микроуровне. То количество товара Х, которое потребители желают и могут приобрести для удовлетворения своих потребностей, называется количеством товара, на которое предъявляется спрос - (QD), его величиной, объемом спроса.

Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени.

Спрос (D) же - это вся совокупность значений QD (величины спроса) товара Х соответствующих различным возможным величинам цены товара Рх, при прочих равных условиях, это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия.

Спрос можно представить в виде таблицы, функциональной зависимости и графически.

 

Цена 1 кг яблок (руб) Продано (тонн)
200 2
150 4
130 6
100 9
80 15
50 25

 

Эта шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимосвязь цены и спроса. Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представляется кривой спроса. Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках иного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. Появляется закон спроса:

Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. И обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

 

Этот график называется кривой спроса.

 

 

Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене.

График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

 

Изменения в спросе

 

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Например, такие:

цены других товаров, взаимосвязанных с товаром Х

Пример: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

вкусы потребителей (Т);

Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды

средний доход домохозяйств (Y);

Пример: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа.

распределение доходов между домохозяйствами (Y*);

количество покупателей (N);;

Пример: снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

ожидание изменений цен товаров (Е).

Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него

Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

Перемены в спросе могут произойти только в случае изменений факторов, влияющих на спрос (кроме изменений цены самого товара). Если ни один из этих неценовых факторов не изменится, то спрос останется прежним, и кривая спроса не переместится из начального состояния. Когда в результате каких-то изменений в рыночной ситуации меняется QDх, но все факторы, влияющие на QDх, кроме цены Рх, сохраняются неизменными (а значит, кривая спроса на товар Х остается на прежнем месте), спрос на товар Х не меняется. В подобных случаях происходит лишь изменение величины QDх при прочих равных условиях, следовательно, происходит перемещение вдоль той же кривой спроса.

 

Предложение

 

Количество предложенного товара (quantit y su pplied - QS x), или величина предложения - количество товара Х, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпустить и продать.

Предложением (S) на товар Х называют всю совокупность значений QSх товара X, соответствующих различным возможным величинам цены PX при прочих равных условиях.

На рынке обычно возникает возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам. Продавцы одного и того же вида товара устанавливают два уровня цен:

цену, ниже которой никто не стал бы продавать;

цены, по которым никто из них не откажется реализовывать продукт.

Например, на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать, как показано в шкале предложения.

 

Шкала предложения

 

Цена 1 кг яблок (руб) Продавцы готовы продать (тонн)
200 25
150 15
130 9
100 6
80 4
50 2

 

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения. Данные этой таблицы отражают важнейшую характеристику предложения: повышение цены товара Х при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию количества товара Х, предлагаемого фирмами к продаже.

 


Это является законом предложения. На основе этого закона можно построить кривую предложения, которая будет иметь «восходящий» характер.

Изменение предложения. Сдвиги кривой предложения. Если под воздействием изменений какого-либо фактора величины QSх меняются при каждой цене и смещается вся кривая предложения, то происходит изменение предложения: когда предложение расширяется, кривая S смещается вправо; а в случае сужения предложения - кривая предложения сместится влево. Увеличению предложения способствуют:

рост числа производителей;

снижение цен на ресурсы; повышение уровня технологии;

субсидий товаропроизводителям.

Сокращение предложения вызывается увеличением налогов, ростом цен на ресурсы.

Равновесная цена:

Каким образом под воздействием спроса и предложения устанавливается цена товара Х на рынке? Рассмотрим рынок товара Х и формирование его цены. Для этого сравним QDx и QSx при различных значениях Рх и совместим два графика.

 

 

Точка Р на графике - равновесная цена, свидетельствующая, что цена продавцов (по которой им выгодно торговать), совпадает с ценой покупателей (которая их устраивает), то есть это цена, при которой выполняется равенство: QDX = QSX

Если спроецировать равновесную точку на ось абсцисс, то мы обнаружим равновесное количество (Кр), характеризующее количественное совпадение спроса и предложения. Равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.

Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.

В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.

На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишнее для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.

 

Эластичность

 

Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.

Эластичность спроса - это изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

В общем случае под эластичностью понимается отношение процентного изменения функции к процентному изменению аргумента.

Эластичность спроса по цене:

Эластичность спроса по цене вычисляется по формуле:

 

 

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции.

 

 

Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют эластичным.

Ed > 1, поэтому спрос на товар Х является эластичным по цене.

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

Если Еd < 1


 

Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

 

 

Еd = 1.

 

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

 

 

Если Еd = 0

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.

 

Еd = бесконечности∞

 

Выручка и факторы, влияющие на эластичность

 

Если спрос на товар Х эластичен, то фирмы могут увеличить свою выручку (ТR) путем снижения цены и повышения уровня продаж. Соответственно, при неэластичном спросе на товар Х, понижение цены товара Х приведет к падению выручки фирм. При единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

То есть на выручку оказывает влияние эластичность. А эластичность спроса по цене, в свою очередь, зависит:

а) от степени необходимости (чем она больше, тем ниже эластичность);

б) количества товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность;

предметы первой необходимости имеют обычно невысокую эластичность, поскольку не располагают близкими заменителями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью)

в) факторов времени (чем его больше, тем легче потребителю отреагировать на изменение цены, т.е. выше эластичность).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...