4. МОЛИТВА И РИТМ
Созерцания третьей и четвертой недели структурно соответствуют излюбленной молитве св. Игнатия Anima Christi (" Душа Христова" ). Текст этой молитвы мы берем из статьи Турстона [5], поскольку в этом тексте есть важная строка (6-я), отсутствующая в традиционно использующемся тексте, но придающая всему тексту более явную смысловую симметрию. В приводимых далее латинском и русском текстах строки пронумерованы, но последние две не имеют самостоятельных номеров, ибо они только развертывают смысл 12-й строки. 1. Anima Christi, sanctifica me, 2. Corpus Christi, salve me, 3. Sanguis Christi, inebria me. 4. Aqua Lateris Christi, Lava me. 5. Passio Christi, conforta me. 6. Mors Christi, vivifica me, 7. 0, bone lesu, exaudi me, 8. Intra tua vulnera absconde me, 9. Ne permittas me separari a te, 10. Ab hoste maligno defende me, 11. In hora mortis meae voca me, 12. Etjube me venire ad te. Un cum Sanctis tuia Laudem te In saecula saeculorum. Amen.
Душа Христова, освяти меня, Тело Христово, спаси меня, Кровь Христова, напои меня, Вода ребра Христова, омой меня, Страсти Христовы, укрепите меня, Смерть Христова, оживи меня, О, благий Иисусе, услышь меня, В язвах Твоих сокрой меня, Не дай мне отделиться от Тебя, От лукавого защити меня, В час смерти моей призови меня, И повели мне прийти к Тебе, Дабы со святыми Твоими восхвалять Тебя Во веки веков. Аминь. Первые 6 строк этой молитвы обращены ко Христу распинаемому, в то время как вторые - ко Христу воскресшему. Нетрудно обнаружить, что структуры семантических связей внутри каждой из частей аналогичны. Первая строка (обращение к душе Христа) непосредственно связана с 5-й и 6-й, а вторая (обращение к телу Христа) - с 3-й и 4-й. Аналогично этому 7-я строка (призыв ко Христу услышать молящегося) связана с просьбой об отклике в 11-й и 12-й строках, а 8-я строка (мольба о неотделимости молящегося от Христа) конкретизируется в 9-й и 10-й строках. Графически такую зависимость можно выразить следующим образом:
Это графическое изображение явно указывает на имеющийся ритмический повтор (симметрию) смысловых элементов. Эта ритмическая структура показывает, что чтение молитвы Anima Christi по второму и третьему образу не только выделяет отдельные значащие слова, но и ритмически связывает определенные строки, обогащая смысловое наполнение каждой из них. Пребывание в этой молитве целостно воспроизводит созерцание третьей и четвертой недели и осуществляет духовное соединение с Иисусом Христом, позволяя индивидуально воспроизводить третью и четвертую (завершающие) недели " Духовных упражнений" в самостоятельной молитве. Подобные ритмические смысловые структуры можно обнаружить и в других молитвенных текстах [З]. В качестве примера рассмотрим текст молитвы Господней, который естественно разбивается на смысловые элементы " по одному слову, (имеющему самостоятельное значение)" [2. С. 83]: Отче наш/ сущий на небесах/ Да святится имя Твое/ Да придет Царствие Твое/ Да будет воля Твоя/ и на земле/ /как и на небе/ Хлеб наш насущный/Дай нам/ на сей день/ /И прости нам/ долги наши/ /Как и мы прощаем/ должникам нашим/ /И не введи нас во искушение/ Но избави нас от лукавого!. При таком членении хорошо видно, как можно, следуя рекомендациям " Духовных упражнений", последовательно созерцать величие Отца, собственную ничтожность и греховность, любовь Бога к человеку и необходимость совершенствоваться в исполнении Его воли. При этом такие созерцания ритмически повторяются в ходе произнесения молитвы по второму и третьему образу. Выделенные фрагменты молитвы Господней естественно приводят к созерцаниям, которые можно выразить следующим образом:
Отче наш - сама возможность обратиться к Богу как к Отцу, заповеданная Иисусом, воплощает отеческую любовь Бога к человеку, на которую мы призваны отозваться своей любовью. Сущий на небесах - это выражение безграничного величия Отца, причем небеса здесь имеются в виду не в смысле верхних слоев атмосферы, но как предельное сверхприродное понятие. Да святится имя Твое - означает не только исходную святость Его имени, но и обязанность человека святить это имя, прославлять Его, исполняя его волю. Да придет Царствие Твое — можно осмыслить как упование на приход к нам уже существующего царства Божиего, но одновременно и понимание греховности мира и человека, т. е. как сопоставление величия Бога и ничтожности человека. Да будет воля Твоя — выражает смирение человека перед Господней волей, необходимость совершенствоваться в ее исполнении. И на Земле - выражает надежду на любовь Бога, не отвергнувшего грешную землю. Как и на небе — слова эти говорят о безграничном величии Царя небесного. Хлеб наш насущный - это выражение нашей зависимости от насущных земных нужд, подчеркивающее ничтожность человека. Дай нам — упование на любовь и заботу Бога. На сей день — выражение готовности ограничиться в своих помыслах ближайшими заботами, не требуя ничего сверх того, т. е. готовность подчиниться своей зависимости от Бога. И прости нам — подчеркивается снова величие Бога, имеющего власть прощать. Грехи наши - признание собственной греховности. Как и мы. прощаем должникам нашим - в этом наша готовность следовать воле Господней. И не введи нас во искушение - признание зависимости всей нашей жизни от Бога. Но избавь нас от лукавого — признание собственной невозможности преодолеть зло, т. е. опять созерцание собственной греховности. Не случайно Отче наш оказывается основной молитвой всех четырех недель - в ней вхождение молящегося в ритм молитвы поддерживается выявленным здесь семантическим ритмом, присущим самому тексту этой молитвы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|