Требования к результатам обучения и освоения содержания
Пояснительная записка
Общая характеристика программы курса
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 8 класса составлена на основании:
1) Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от «5» марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
2) Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.
3) Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
4) Информатика. Программа для основной школы:5 6 классы, 7–9 классы. Авторы:. Босова Л.Л., Босова А. Ю.. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
1) Закон РФ «Об образовании»
2) Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования от 09.03.2004 г. №1312
3) Примерная программа (основного) общего образования по информатике рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
4) Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
5) Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/16 учебный год.
6) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования (наличия ЭВМ, программного и методического обеспечения).
7) Годовой календарный график ГБОУ СОШ № 151 на 2015 – 2016 учебный год, на основе которого устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года.
8) Учебный план ГБОУ СОШ № 151 на 2015 – 2016 учебный год.
В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 68 часов в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
ü формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
ü умений и способов деятельности в области информатики;
ü совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
ü воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
· овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
· воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
· выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к результатам обучения и освоения содержания
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
· владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
· опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
· формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Условия реализации курса
Учебно-методические пособия для учителя
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
- учебник по базовому курсу Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. «Информатика» 8 класс – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;
- рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г;
- Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Дополнительная литература
1. Стандарт базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года.
2. Примерная программа (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)
3. Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы)/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. (http://metodist.lbz.ru)
4. Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (http://metodist.lbz.ru)
5. Е.В.Полякова Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) – Волгоград: «Учитель», 2008 [174]
6. Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 + дискета [160]
7. Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161]
8. Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. – Волгоград: «Учитель», 2006 [175]
9. Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [176]
10. Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [177]
11. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. – Спб. «Питер», 2004 [158]
12. Тихомиров В.П. Информатика часть 1-5. МЭСИ. – Москва, 2005 [178]
13. Ларина Э.С. Информатика. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: «Учитель», 2009 [179]
14. Пышная Е.А. Информатика. 5-11 классы. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: «Учитель», 2009 [180]
15. Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. – Волгоград: «Учитель», 2009 [181]
16. Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07
17. Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 – 40)
18. Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (http://metodist.lbz.ru)
19. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
20. Ресурсы Википедии
Электронные учебные пособия
1. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
4. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников 8 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
· словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
· наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
· практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
· проблемное обучение;
· метод проектов;
· ролевой метод.
Основные типы уроков:
· урок изучения нового материала;
· урок контроля знаний;
· обобщающий урок;
· комбинированный урок.
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
1.4. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ – 3,
Самостоятельная работа — 3
Теоретический диктант - 1
Интерактивный тест - 3.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 15-25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 8 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).
№п/п
| Дата проведения
| Тема урока
| Основные элементы содержания
| Планируемые результаты
| Основные виды учебной деятельности (УУД, работа с текстом, ИКТ, межпредметные понятия)
| Средства обучения (в т.ч. демонстрации /лабораторные/ эксперимент)
| Дом. задание
| |
Личностные
| Метапредметные
| Предметные
| |
План
| Факт
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
|
| Качества личности школьника:
- умения и навыки безопасного и целесообразного
поведения при работе в компьютерном классе;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
| Уметь:
- представлять о роли ИКТ при
изучении школьных предметов и в повседневной жизни;
- увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
| Знать/понимать:
- общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ;
|
| «Правильная посадка за компьютером»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b0a2030-1e06-4b67-9191-a7de053a61e1/%5BINF_028%5D_%5BPD_53%5D.swf)
«Информационные ресурсы современного
общества»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d8b4238-eb72-4edc-84d3-a8e6806cd580/9_157.swf)
Видеоурок «Техника безопасности в компьютерном классе»
| РТ стр. 6-13 выборочно
| |
Тема «Математические основы информатики» (12 ч)
| |
|
|
| Общие сведения о системах счисления.
| Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развернутая форма записи числа; свернутая форма записи числа
| Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий
| Уметь:
- анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;
| Знать/понимать:
- общие представления о позиционных и
непозиционных системах счисления;
- определение основания и алфавита системы счисления, переход от свернутой формы записи числа к его развернутой записи;
| Аналитическая деятельность:
• выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;
• выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
• анализировать логическую структуру высказываний.
Практическая деятельность:
• переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
• выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
• записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;
• строить таблицы истинности для логических выражений;
• вычислять истинностное значение логического выражения.
| - «Понятие о системах счисления»
(http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html)
- «Развернутая форма записи числа»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf)
| §1.1.1, стр. 5
| |
|
|
| Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
| Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развернутая форма записи числа; свернутая форма записи числа; двоичная система счисления; двоичная арифметика
|
|
| Знать/понимать:
- перевод небольших десятичных чисел в
двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную
систему счисления; - выполнение операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
| - презентация «Системы счисления»;
- анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6f80d82-fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/%5BINF_029%5D_%5BAM_02%5D.swf)
- анимация «Арифметические операции в позиционных системах
счисления»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58ada0e5-fc12-42b1-9978-7a583b483569/9_111.swf)
| §1.1.2, 1.1.6
стр.8,12
| |
|
|
| Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления
| Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развернутая форма записи числа; свернутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления
|
|
| Знать/понимать:
- перевод небольших десятичных чисел в
восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и
восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему
счисления;
| - анимация «Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/21854672-a155-4879-b433-bae02a2d1bd8/%5BINF_030%5D_%5BAM_01%5D.swf
| §1.1.3, 1.1.4,
1.1.7,
стр.9,10,13
| |
|
|
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
| Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развернутая форма записи числа; свернутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления
|
|
| Знать/понимать:
- перевод небольших десятичных чисел в
систему счисления с произвольным основанием
| - презентация «Системы счисления»;
- анимация «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf)
- конструктор тестов MytestХ
| §1.1.5,
стр.10
| |
|
|
| Представление целых чисел
| Ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых и вещественных чисел; представление целых чисел со знаком; формат с плавающей запятой; мантисса; порядок
|
| Уметь:
- понимать ограничения на диапазон значений
величин при вычислениях;
| Знать/понимать:
- представление о структуре памяти
компьютера: память – ячейка – бит (разряд)
| - информационный модуль «Число и его компьютерный код»
(http://fcior.edu.ru/card/11501/chislo-i-ego-kompyuternyy-kod.html);
- практический модуль «Число и его компьютерный код»
(http://fcior.edu.ru/card/9581/chislo-i-ego-kompyuternyy-kod.html);
- анимация «Представление целых чисел в памяти компьютера»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ecf4ab69-d8ac-40a8-b26a-2780aa70b33d/9_118.swf);
- информационный модуль «Дополнительный код числа. Алгоритм
получения дополнительного кода отрицательного числа»
(http://fcior.edu.ru/card/14187/dopolnitelnyy-kod-chisla-algoritm-polucheniya-dopolnitelnogo-koda-otricatelnogo-chisla.html)
| §1.2.1,
стр.17
| |
|
|
| Представление вещественных чисел
|
| Уметь:
- понимать возможности представления
вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения
научных и инженерных задач.
| Знать/понимать:
представление о научной (экспоненциальной)
форме записи вещественных чисел; представление о формате с
плавающей запятой.
| - презентация «Представление информации в компьютере»;
- информационный модуль «Числа с фиксированной и плавающей запятой»
(http://fcior.edu.ru/card/2107/chisla-s-fiksirovannoy-i-plavayushey-zapyatoy.html);
- - конструктор тестов MytestХ
| §1.2.2,
стр.19
| |
|
|
| Высказывание. Логические операции.
| Алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание
|
| Уметь:
- выполнять анализ логической структуры
высказываний;
- понимать связи между логическими операциями
и логическими связками, между логическими операциями и
операциями над множествами
| Знать/понимать:
- о разделе математики алгебре
логики, высказывании как ее объекте, об операциях над
высказываниями
| - презентация «Элементы алгебры логики»;
- тренировочный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19d0fb95-871d-4063-961d-e7dc5725e555/9_121.swf);
- демонстрация «Основные понятия математической
логики»
(http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a969e5e4-f2e2-43f0-963b-65199b61416e/view/)
- информационный модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»
(http://fcior.edu.ru/card/12468/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnye-logicheskie-operacii.html);
- практический модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»
(http://fcior.edu.ru/card/4453/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnye-logicheskie-operacii.html)
| §1.3.1, 1.3.2,
стр.22,24
| |
|
|
| Построение таблиц истинности для логических выражений
| Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности
|
| Уметь:
- проводить формализацию и анализ логической
структуры высказываний;
- видеть инвариантную
сущность во внешне различных объектах.
| Знать/понимать:
- о таблице истинности для
логического выражения.
| - презентация «Элементы алгебры логики»;
- информационный, практический и контрольный модули «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»
(http://fcior.edu.ru/card/4059/postroenie-otricaniya-k-prostym-vyskazyvaniyam-zapisannym-na-russkom-yazyke.html);
(http://fcior.edu.ru/card/7120/postroenie-otricaniya-k-prostym-vyskazyvaniyam-zapisannym-na-russkom-yazyke.html);
(http://fcior.edu.ru/card/7268/postroenie-otricaniya-k-prostym-vyskazyvaniyam-zapisannym-na-russkom-yazyke.html)
| §1.3.3, стр.29-30
| |
|
|
| Свойства логических операций.
|
| Уметь:
- проводить анализ и преобразования логических
выражений;
- видеть инвариантную сущность во
внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы
алгебры чисел);
| Знать/понимать:
- о свойствах логических операций
(законах алгебры логики);
- преобразования логических
выражений в соответствии с логическими законами;
| - презентация «Элементы алгебры логики»;
- информационный, практический и контрольный модули «Логические законы и правила преобразования логических выражений»
(http://fcior.edu.ru/card/2000/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html);
(http://fcior.edu.ru/card/3342/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html);
(http://fcior.edu.ru/card/5667/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html)
| §1.3.4
| |
|
|
| Решение логических задач
| Логическое высказывание; логическое выражение; логическое значение; логическая операция; таблица истинности; законы алгебры логики.
|
| Уметь:
- проводить формализацию высказываний, анализ
и преобразования логических выражений;
- выбирать метод
для решения конкретной задачи.
| Знать/понимать:
- составление и преобразование логических
выражений в соответствии с логическими законами.
| - презентация «Элементы алгебры логики»;
- информационный, практический и контрольный модули «Решение логических задач»
(http://fcior.edu.ru/card/9561/reshenie-logicheskih-zadach.html);
(http://fcior.edu.ru/card/29148/reshenie-logicheskih-zadach.html);
(http://fcior.edu.ru/card/8052/reshenie-logicheskih-zadach.html)
| §1.3.5,
стр.32
| |
|
|
| Логические элементы
|
| Уметь:
- представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическое
выражение, электронная схема).
| Знать/понимать:
- о логических элементах
(конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах;
- анализ электронных схем.
| - презентация «Элементы алгебры логики»;
- тренажер «Логика» (http://kpolyakov.narod.ru/prog/logic.htm);
- информационный модуль «Достоинcтва и недостатки двоичной системы счисле-ния при использовании ее в компьютере»
(http://fcior.edu.ru/card/23457/dostoinctva-i-nedostatki-dvoichnoy-sistemy-schisleniya-pri-ispolzovanii-ee-v-kompyutere.html)
| §1.3.6,
стр.34
| |
|
|
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».
| Система счисления; двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная система счисления; представление целых и вещественных чисел; высказывание; логическое выражение; таблица истинности; законы логики;
| Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий;
- способность
увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
| Уметь:
- выполнять анализ различных объектов;
- видеть инвариантную сущность во внешне различных
объектах;
| Знать/понимать:
- основные понятия темы «Математические
основы информатики».
|
| - Конструктор тестов MytestX
|
| |
Тема «Основы алгоритмизации» (10 ч)
| |
|
|
| Алгоритмы и исполнители
| Алгоритм, свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость; исполнитель, характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритма
| Качества личности школьника:
алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
| Уметь:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широты сферы его применения;
- понимать ограничения,
накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем.
| Знать/понимать:
- смысл понятия «алгоритм»;
- умение
анализировать предлагаемые последовательности команд на
предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность,
детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- термины «исполнитель», «формальный исполнитель»,
«среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;
- умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с
заданной системой команд.
| Аналитическая деятельность:
• определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
• анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
• определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
• сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
• преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
• строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения
| - презентация «Алгоритмы и исполнители»;
- демонстрация «Происхождение и определение понятия алгоритма»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/9_31.swf);
- демонстрация «Свойства
алгоритма»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/9_33.swf);
- анимация «Работа с алгоритмом»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7aa26e2d-966b-480e-ae91-5be71f5fe682/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BIG_043%5D.swf);
| §2.1
| |
|
|
| Способы записи алгоритмов
| Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык
| Уметь:
- анализировать предлагаемые
последовательности команд на предмет наличия у них таких
свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- понимание
преимущества и недостатков той или иной формы записи
алгоритмов;
- умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой;
- умение выбирать форму записи алгоритма,
соответствующую решаемой задаче.
| Знать/понимать:
- различные способов записи алгоритмов.
| - презентация «Способы записи алгоритмов»
- система КуМир
| §2.2
| |
|
|
| Объекты алгоритмов
| Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица
| Уметь:
- понимать сущность понятия «величина»;
- понимать границы применимости величин того или иного типа.
| Знать/понимать:
- представление о величинах, с которыми работают
алгоритмы;
- правила записи выражений на алгоритмическом
языке;
- сущность операции присваивания.
| - презентация «Объекты алгоритмов»;
- демонстрация «Понятие величины, типы величин»
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f38ea1b0-69c8-485b-aac2-e5bc1bced661/9_75.swf);
- система КуМир
| §2.3
| |
|
|
| Алгоритмическая конструкция следование
| Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы
| Уметь:
- выделять линейные алгоритмы в
различных процессах;
- понимать ограниченности возможностей
линейных алгоритмов.
| Знать/понимать:
- представление об алгоритмической конструкции
«следование»;
- исполнение линейного алгоритма для
формального исполнителя с заданной системой команд;
- составление простых (коротких) линейных алгоритмов для
формального исполнителя с заданной системой команд.
| - презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование»;
- демонстрация «Режимы работы программы "Конструктор алгоритмов"»
(http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8674dfb4-7a55-4782-b54d-c0a057d89563/view/);
- программа "Конструктор алгоритмов"
(http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5bd854db-5096-4c76-9d3c-81bf8d2b89b5/view/)
- система КуМир
| §2.4.1
| |
|
|
| Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная и неполная форма ветвления
| Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы,
| Уметь:
- выделять алгоритмы с ветвлением в
различных процессах;
- понимать ограниченность возможностей
линейных алгоритмов.
| Знать/понимать:
- представление об алгоритмической конструкции
«ветвление»;
- исполнение алгоритма с ветвлением для
формального исполнителя с заданной системой команд;
- составление простых (коротких) алгоритмов с ветвлением для
формального исполнителя с заданной системой команд.
| - презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление»
- программа "Конструктор алгоритмов"
- Система КуМир
| § 2.4.2
| |
|
|
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы
| Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгори |
Воспользуйтесь поиском по сайту: