Культура беларуси XIX века
Культура Беларуси в первой половине XIX в. находилась под сильным влиянием польской и в несколько меньшей степени русской культур. После восстания 1830-1831 г. царское правительство всерьез принялось за вытеснение польского языка и культуры. Полонизация сменилась русификацией. Важное место в русификации Беларуси царизм отводил православной церкви. В 1839 г. была ликвидирована униатская церковь, к которой ранее принадлежало более 23 населения и в которой сохранили прежние белорусские православные традиции. Ликвидация униатской конфессии сопровождалась уничтожением созданной ею богослужебной литературы и других религиозно-культурных ценностей, хотя многие из бывших униатов продолжают тайно держаться своих прежних традиций. Хранителем языка и белорусских национально-культурных традиций выступало преимущественно крестьянство. Но и среди шляхты до конца не исчезла связь с родной землей, жило чувство так называемого литовского патриотизма. После присоединения к России в губернских и уездных городах Беларуси были открыты русскоязычные школы. В соответствии с реформой просвещения 1803-1804 гг. школы белорусских губерний были включены в состав Виленского учебного округа. Система образования была сословной. Центром образования и науки являлся Виленский университет, в котором преподавание велось на польском языке. После подавления восстания 1832 г. Виленский университет как средоточие шляхетского патриотизма и свободомыслия был закрыт. В начале 1812 г. Решением правительства Полоцкий иезуитский коллегиум был преобразован в академию. Академия имела богатую библиотеку, типографию, здесь работало три факультета, однако в 1820 г. иезуиты были изгнаны из Российской империи и их учебные заведения перешли в распоряжение других католических орденов. В 20-30-х гг. XIX в. в Беларуси работало более 20 ланкастерских школ (бесплатных школ для бедных), а к 60-м гг. XIX в. в Беларуси было 576 учебных заведений всех типов, в которых обучалось 0,5 % всего населения.
Значительного развития в первой половине XIX в. достигла астрономия, математика, медицина. Выделилась белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я.Доленга-Ходаковский. Т.Нарбут, братья Тышкевичи, А.Киркор, П.М.Шпилевский. В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни, например война 1812 г., тяжелая доля крестьянина и солдата рекрута, надежды на лучшее и т.д. Анонимные поэмы «Энеида навыворот» и «Тарас на Парнасе» стали одним из начал становления белорусской литературы. Первым ее классиком стал Винцент Дунин-Марцинкевич. В театральном искусстве основное место занимал польский репертуар, хотя с 30-х гг. XIX в. началось вытеснение его русским. В становлении белорусского национального театра большую роль сыграл минский музыкально-драматический кружок, созданный В.Дуниным-Марцинкевичем. На его либретто композитор С. Монюшко написал оперу «Селянка», которая в 1852 г. была поставлена в Минске, потом в Бобруйске и Слуцке. Первые попытки создания национально-характерного произведения на основе белорусских народных песен и танцев принадлежит композитору с Витебщины Антону Абрамовичу. Для архитектуры было характерно господство классицизма. Об этом свидетельствуют дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Определенную роль в живописи сыграли воспитанники Виленской художественной школы, которые внесли значительный вклад в культуру белорусского, литовского и польского народов. Живописец Ян Дамель (1780-1840) создал много картин исторического жанра, портреты видных ученых и других известных людей, пейзажи. Целый ряд портретов в стиле позднего классицизма и романтизма (М.Радзивила, Л.Сапеги, А.Мицкевича и др.) написал И.Олешкевич (1777-1830). Яркий представитель романтизма В.Ванькович (1800-1842) создал портреты А.Пушкина, А.Мицкевича и др. Иван Хруцкий (1810-1885) прославился как мастер классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был Викентий Дмоховский (1807-1862). Он написал более 100 пейзажей и жанровых картин.
Культура Беларуси второй половины XIX в. развивалась в иных условиях пор сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения. Восстание 1863 г. вызвало поворот в правительственной политике в сторону интенсивной русификации. Школьная реформа 1864 г. демократизировала сферу начального и среднего образования. К концу XIX в. в Беларуси было 13 гимназий, 3 прогимназии, более 20 уездных училищ и около 1400 начальных школ, однако общий уровень народного образования оставался низким, около 70% взрослого населения оставалось неграмотным. В 60-90-х гг. XIX в. в Беларуси печать была представлена двумя официальными изданиями - «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости». В 1886-1902 гг. издавалась литературно-политическая газета «Минский листок». В газете публиковались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси М.Довнар-Заполльского, Н.Янчука, А.Богдановича и др., печатались произведения Я.Лучины, К.Каганца и др. Белорусская книга в это время издавалась преимущественно за границей. Во второй половине XIX в. производились научные исследования по истории языка, культуры и быта белорусского народа. В последние десятилетия XIX в. выделяется деятельность крупных белорусских ученых М.Довнар-Запольского, Н.Никифоровского, Е.Романова, П.Шейна, М.Владимирского-Буданова, М.Любавского и других. В 1870 г. в Петербурге был издан первый фундаментальный «Словарь белорусского наречия» И.Носовича. Определенную роль в собирании белорусского фольклора и изучении этнографии Беларуси сыграли русские и польские ученые П.Владимиров, И.Срезневский, А.Соболевский, А.Потебня, М.Федоровский.
Многие произведения литературы были тематически связаны с восстанием 1863 г. К ним, прежде всего, относилась публицистика К.Калиновского, представленная его прокламациями, в которых автор разоблачал политику царизма. В первые два десятилетия после восстания 1863 г. преобладающим жанром в белорусской литературе являлась анонимная стихотворная «гутарка», близкая к фольклору. Образцами таких произведений могут служить «Гутарка Данiлы са Сцяпанам», «Сход» и др. Они отражали настрое6ния белорусского крестьянства; написаны живым народным языком, в реалистической манере. Новое оживление в развитии белорусской литературы началось с приходом в нее писателей-демократов – Ф.Богушевича, Я.Лучины, А.Гуриновича, А.Обуховича, Ф.Топчевского, К.Каганца. Театральная и музыкальная культура второй половины XIX в. характеризовалась идейным и эмоциональным богатством. В Беларуси развивались различные формы народного театра (народная драма, батлейка). Истоки белорусского национального профессионального театра связаны с деятельностью писателя, драматурга и театрального деятеля В.Дунина-Марцинкевича. В своем имении Люцинка в 50-х гг. он организовал домашний театр. В 1852 г. его театр поставил в Минске оперу «Сельская идиллия». В 1890 г. в Минске был открыт городской театр. В 1898 г. возникло в Минске «Товарищество любителей изящных искусств». Оно состояло из 4-х секций: литературной, драматической, художественной и музыкальной. К началу XX в. Минск стал центром литературной и театрально-музыкальной жизни Беларуси. В конце XIX в. в Беларусь на гастроли приезжали известные исполнители – певцы Л.Собинов, М.Фишер, Ф.Шаляпин, А.Мазини, пианисты и композиторы С.Рахманинов, А.Скрябин, А.Зилоти и др. Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции, открывали музыкальные учебные заведения, библиотеки. В 1871 г. при костеле Святого Роха было создано музыкальное училище органистов.
В 60-90-х гг. XIX в. происходила демократизация изобразительного искусства Беларуси, укреплялись позиции реализма; к концу века обозначилась тенденция формирования национальной художественной школы. На развитие изобразительного искусства Беларуси заметное влияние оказало творчество автора исторических полотен К.Альхимовича, мастера бытового жанра и мозаичного панно Н.Силивановича, пейзажиста и портретиста А.Горавского и др. Жизнь белорусского народа, городские пейзажи, памятники архитектуры нашли отражение в произведениях Э.Павловича, М.Кулеши. Заметное место заняли в искусстве того времени пейзажные полотна Ф.Рушица, Г.Вейсенгофа, В.Белыницкого-Бирули. В конце XIX в. в некоторых городах Беларуси возникают частные художественные школы. Наибольшую известность получила школа в Витебске, созданная Ю.Пэном. Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. Больших успехов достигла строительная техника, расширилось гражданское строительство. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм (сочетание разнообразных стилевых элементов в архитектурных формах фасадов и интерьеров: готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля). К началу XX в. культурная жизнь Беларуси приобрела новые черты, ее развитие становится более стремительным и богатым по содержанию. Полилингвизм и поликонфессиональность становятся характерными чертами и важными факторами развития культуры Беларуси.
ЭТНОГРАФИЯ. Исключительно важную роль для становления исторического самосознания сыграли работы историков и этнографов Ю.Рачковского, П.Шейна, Е.Карского, М.Довнар-Запольского. Они опубликовали ряд материалов, в которых рассматривались различные стороны быта белорусского народа, его язык, материальная и духовная культура. В тех исторических условиях, когда представители официальной идеологии империи отказывали белорусскому народу не только в праве на историческое настоящее и будущее, но и отрицали наличие у него самобытного исторического прошлого, существование языкового, культурного национального своеобразия, труды Е.Карского доказывают на основе веских научных аргументов. Фундаментальный труд Е.Карского «Белорусы» - серия исследований по истории белорусского языка и литературы, базировался на массе письменных и этнографических источников, почерпнутых в ходе многих фольклорных экспедиций по Беларуси и Литве, из живой языковой народной стихии. Карский сумел доказать тесную связь современного ему белорусского языка с языком старинных белорусских литературных памятников. За деятельность в области этнографии Е.Карский был награжден золотой медалью Русского географического общества в 1894 г.
Одним из крупнейших исследователей белорусской этнографии и истории в XIX в. был М.Довнар-Запольский – сын мелкого чиновника из безземельной белорусской шляхты, родился в г. Речица Мозырьского уезда Минской губернии. В цикле статей под названием «Белорусское прошлое» (1888) он излагает свои взгляды: 1. «Белорусское племя имело свою историю, отличную от истории соседей, родственных ему племен, свои исторические традиционные начала». 2. «Белорусский народ имеет этнографические отличия от соседних народностей, отличается от них складом своего развития, понятий и наклонностей». 3. «В устах его еще сохранилось море песен, многие из которых дышат родной, заветной стариной; из песен многие рисуют бытовую обстановку жизни, в них выливает белорус свою радость и горе… Много есть песен в которых белорус вспоминает о своем прежнем несчастье, это хватающая за душу песнь народа-раба, стонущего среди гонений под игом чужеземной неволи. Вообще народное наше творчество составляет наше великое богатство, которым белорусы могут гордиться, которое должны поддерживать и сохранять». 4. «Белорусское наречие является преемником говора, которым изъяснялись древние кривичи… Этот говор отличался от общерусского языка уже в XIII-XIV вв.» Эти мысли Довнар-Запольского, чрезвычайно прогрессивные по тем временам, не утратили своей силы и актуальности и по сей день. Большой интерес представляет также и то, что ученый задавал вопрос о том, «Можно ли возродить белорусскую национальность» и «что представляет по существу возрождение национальности – положительное для нее благо или зло?». Довнар-Запольский отвечал на него утвердительно, отмечая, что возрождение национальных черт способствует быстрому культурному росту нации.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР. В XIX в. традиции усадебного музицирования постепенно угасают. Лишь несколько центров музыкально-театральной культуры продолжают существование в начале века: имение Тышкевича в Свислочи и Плещеницах, Рокицкого в Городище (под Минском), Буйницкого в Заборье, резиденция Голицина в Витебске. Особенно известна была тышкевичская Свислочь. Здесь находилась одна из лучших в крае гимназий, в которой учился Н.Орда, К.Калиновский и многие другие известные деятели культуры и национально-освободительного движения Беларуси, Литвы и Польши. Музыкальнее представления давались в Свислочи до 20-х гг. XIX в. Польский исследователь Миллер сообщает: «Были в Свислочи способные артисты, музыканты, танцоры; ставились балеты, музыкальные представления». Наряду с крепостными артистами, учащимися гимназии и любителями из числа знатных вельмож, нередко на сцене Свислочи выступали известные профессиональные артисты. Основу репертуара составляли комические оперы французских композиторов: Гретри, Блеза, Меро; довольно широко были представлены итальянцы: Паизиелло, Баккерини, Пиччини, Фабрицци, Монсиньи. Имение в Городище, принадлежавшее губернскому маршалку Людвигу Рокицкому, славилось образцовым оркестром, исполнявшим симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена. В Городище ставились также оперы домашнего капельмейстера Ю.Дещинского. В театре Алоизия Буйницкого в Заборье ставились музыкально-сценические произведения местных авторов Рошковского и Карбовского, которые пользовались большим успехом у публики. В середине 40-х гг. XIX в. существовал домашний театр в Витебске у генерал-лейтенанта А.Голицина, губернатора Смоленского, Витебского и Могилевского. Руководили музыкальными постановками капельмейстер Г.Ягеман и балетмейстер М.Пион. Но наиболее важную роль в музыкально-театральной культуре играли частные коммерческие труппы. Их было немало: труппы под руководством С.Дешнера, Ашпергера, Кажинского, Шиманского, Рутковского, Жуковского, Скибинского. Это были смешанные оперно-драматические труппы, в которых одни и те же актеры играли и в опере, и в драме, и в комедии. В репертуаре были оперы Госсека, Саккини, Сальери, Паизиелло, Эльснера, Россини, Вебера. В первой половине XIX в. были широко известны певцы А.Рутковский, К.Рутковская (дочь), А.Ашпергер (работавший в минской труппе, затем – в Виленском и Варшавском театрах первым тенором) Фишер, Скибинский. В 30-40-е гг. широкой известностью пользовалась труппа Шмидгоффа. Об артистах этой труппы сохранилось восторженное высказывание русского музыкального критика и композитора А.Серова. В середине XIX в. Минским драматическим театром руководил В.Дроздовский. Помимо пьес Гоголя, Некрасова, Квитки здесь звучали оперы Верстовского, Доницетти, комические оперы Дамсе. В главных женских ролях выступала дочь В.Дроздовского Мария, которую критики называли украшением минской сцены. Специально для М.Дроздовской минский композитор Флориан Миладовский в 1860 г. написал оперетту «Конкуренты», поставленную на сцене Минского театра. 70-80-е гг. принесли белорусским меломанам знакомство с русскими операми и оперными труппами. Это стало возможным благодаря строительству железных дорог. В Минске гастролировали театры Даниловича и Металлова. Репертуар их составляли «Галька» Монюшко, «Аскольдова могила» Верстовского, «Жизнь за царя» Глинки, «Наталка-Полтавка» Лысенко и др. В это же время активизируется деятельность местных любительских трупп, среди которых высоким профессиональным уровнем вокалистов отличалась Витебская. Здесь выступала А.Корбут, с большим успехом исполнявшая романсы Чайковского, арии из опер Мейербера и Рубинштейна. В 90-е гг. в Вильно выступал театр Картавого. Дирижировать спектаклями пригласили выдающегося русского дирижера В.Сука, который сыграл большую роль в повышении профессионального уровня труппы. Были поставлены «Аида», «Травиата», «Трубадур» Верди, «Кармен» Бизе, «Севильский цирюльник» Россини, «Фауст» Гуно, «Жизнь за царя» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Демон» Рубинштейна, «Евгений Онегин» и «Мазепа» Чайковского, «Галька» Монюшко. Свою антрепризу в Минске создал предприимчивый И.Шуман (Шуманенко). У него пели выдающиеся вокалисты: Е.Конча (сопрано), Ф.Ощустович (тенор), О.Фюрер (бас). Благодаря стараниям Шумана впервые в музыкальной истории Минска в 1894 г. опера затмила все другие виды искусств, стала фактором общественной жизни. Этому способствовала также и восходящая звезда оперной сцены М.Цыбущенко, блиставшая здесь.
ТЕАТР. Основоположником белорусской драматургии и создателем профессионального театра по праву считается В.Дунин-Марцинкевич (1807-1884) – создатель жанра фарса-водевиля, автор поэм, повестей в стихах. Пьесы Дунина-Марцинкевича «Идиллия», «Пинская шляхта», «Сватовство» - стали первыми произведениями национальной драматургии. Целенаправленное и последовательное использование в них белорусского языка требовало в то время немало мужества и самоотверженности. Официальные власти враждебно встречали подобные устремления, и, тем не менее, Дунин-Марцинкевич пользовался неизменной любовью и поддержкой народа. В начале его пьесы ставились в домашнем театре, где он сам был одновременно автором, актером и режиссером. В спектаклях участвовала семья, друзья, артисты Минского театра. По примеру театра Дунина-Марцинкевича возникло множество любительских театров. Творческий союз Дунина-Марцинкевича и Монюшко. Интерес драматурга Дунина-Марцинкевича и композитора Монюшко к белорусскому фольклору, языку, культуре привел к совместному созданию ряда произведений. Первым опытом их творческого сотрудничества стала одноактная комическая оперетта «Рекрутский набор» (1841). Возможно, они были соавторами еще двух оперетт – «Чудесная вода» и «Состязание музыкантов». Но наиболее яркое их сочинение - опера «Селянка» (1852). Своеобразна история постановки: в день премьеры пришел приказ о запрещении спектаклей на «простонародном» языке. Афиши не были расклеены в городе. Известие о запрете быстро разнеслось по Минску, и благодаря этому сбор был небывалый. По жанровым, стилевым особенностям «Селянка» представляет собой народно-бытовую комическую оперу. Сюжет её не сложен. Помещик Кароль Летальский, долго живший за границей, возвращается в свое родовое имение. Будущая жизнь в родном краю представляется ему безрадостной и неинтересной. Но внезапно вспыхнувшая любовь к благородной и отзывчивой девушке из народа Юлии мгновенно излечивает его от франкомании, он становится заботливым покровителем крестьян, хорошим хозяином и не помышляет покидать впредь родные места. Так идиллически и наивно решаются все проблемы в «Селянке». Перевоспитавшийся помещик становится как бы рупором авторских идей: помещику надлежит быть внимательным и благосклонным к своим подданным, а те в свою очередь должны любить «доброго пана». Опера двуязычна: паны в ней говорят по-польски, крестьяне по-белорусски. Исследователь белорусского музыкального театра Б.Смольский справедливо утверждал, что «сюжет оперы, чередование музыкальных и диалогических номеров, сама композиция произведения – все это свидетельствует не только о литературном даровании Дунина-Марцинкевича, но и о знании им законов музыкальной драматургии». В опере использованы приемы контрастной драматургии. Разговорные диалоги и речитативы чередуются с ариями и ансамблями. Постановка была осуществлена силами музыкально-драматического кружка. Дунин-Марцинкевич исполнял главную роль – Наума Приговорки. По отзывам того времени постановка отличалась яркостью, красочностью, эмоциональностью, это была картинка из жизни белорусского народа с его песнями и поговорками. Особым успехом у слушателей пользовались народные песни «Як пайшоу наш каваль», «Я цяцерку злавiу», танец «Мяцелiца». Огромный успех сопутствовал «Селянке» в Минске, Бобруйске, Слуцке, Несвиже. В 1857 г. либретто оперы было издано в Петербурге. В «Селянке» впервые зазвучали со сцены белорусские народные песни и танцы, пословицы, поговорки; впервые в театральном зале публика услышала живую белорусскую речь.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Большую роль в деле музыкального образования в XIX в. сыграли частные музыкальные школы Марии Монтегранди, М.Голуб; Шляхетский пансион при Бернардинском монастыре, Минская мужская гимназия (где учился Монюшко). Широко известны были частные преподаватели К.Кжижановский (скрипач, учитель Ельского) Павловский, Марцинкевич.
КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ в XIX в. получает широкий размах. Происходит ее демократизация – организуются первые публичные концерты. Наиболее известные исполнители: скрипачи – И.Добровенский, И.Помарнацкий, М.Ельский, Р.Фидельман; пианисты – Наполеон Орда (был знаком с Шопеном, Листом), Флориан Миладовский, Гольденвейзер; вокалист – Глинский. Все они были также композиторами, претворявшими в своей музыке стиль западноевропейского романтизма на основе местных традиций. Типичные жанры: фантазия, мазурка, полонез, вальс и т.п. В 1892 г. состоялся концерт С.Рахманинова в Минске. Во второй половине XIX в. ежедневно в летнее время в городском саду выступал минский оркестр. Зимой концерты переносились в помещение. Велика заслуга этого оркестра в пропаганде русской музыки, особенно – Глинки. В 70-е гг. XIX в. наметился подъем хорового искусства. Наиболее широкую известность получил хор собирателя народных песен и дирижера Д.А.Агренёва-Славянского. Этот хор исколесил с гастролями не только большую часть России, но и немало стран Европы и Северной Америки. Репертуар составляли русские и белорусские народные песни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|