Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины, тенденции и последствия

Главными тенденциями развития Республики Корея с конца 90-х гг. прошлого века стали постиндустриализация и либерализация экономики. Важной вехой, ставшей рубежом между в прошлом успешной моделью экспортоориентированного догоняющего развития и либеральной моделью будущего, стал финансово-экономический кризис 1997-99 гг., пришедший в Южную Корею из Азии и вскрывший многие уязвимые места и просчеты в ее экономической модели. Уроки, которые Южная Корея тогда получила, борясь с неожиданно тяжелыми последствиями, сводились к следующему:

В финансовом секторе:

- требовалось провести санацию и радикальную перестройку банковской системы; укрепить и способствовать всемерному развитию всех составляющих финансового рынка страны; завершить его либерализацию;

В реальном секторе:

В области промышленности:

- следовало модернизировать и технологически переоснастить промышленное производство, чтобы повысить конкурентоспособность продукции на внешнем рынке (а она, как известно, в 90-е гг. стала падать из-за роста уровня зарплаты в стране и потери преимущества дешевой рабочей силы, а также развернувшейся конкуренции китайской продукции);

- необходимо было повысить производительность труда;

- требовалось повысить удельный вес продукции с высокой степенью обработки, с высокой долей добавленной стоимостью;

- наука должна была стать самым главным фактором производства;

* МГИМО (У) МИД РФ. Москва

- насущной необходимостью стало развитие высокотехнологичных отраслей.

В сельском хозяйстве требовались:

- модернизация аграрного производства в рамках создания АПК;

- повышение обеспеченности населения продовольствием;

- повышение эффективности аграрного производства и сохранение продовольственной безопасности в условиях членства в ВТО и заключения соглашений о свободной торговли (ССТ).

В сфере услуг необходимо было:

- расширить и модернизировать все направления третичного сектора за счет развития новых услуг и качественного более совершенного наполнения имеющихся;

- сообщить его развитию такой динамизм, чтобы его доля в ВВП соответствовала бы уровню постиндустриальной страны (свыше 55-60%).

В корпоративном секторе:

- требовалось решить целый ряд проблем, касающихся преобразований форм собственности, систем управления и монопольного доминирования на внутреннем рынке. Новый корпоративный бизнес должен был стать более однородным, открытым, прозрачным, мобильным и конкурентоспособным в условиях глобализации.

В области государственного регулирования и госсектора:

- должны были произойти изменения в плане его дальнейшей либерализации.

В социальной сфере и на рынке труда:

- должна была произойти радикальная перестройка, приближающая социально-экономическую модель РК к постиндустриализму.

Десятилетие после азиатского финансового кризиса было весьма благоприятным и успешным для Республики Корея в плане ее дальнейшего экономического развития. После пережитого резкого спада в 1998 г. (-6,9%) страна вышла на существенный подъем в 8,5% в 2000 г., который несколько снизился и утвердился на позиции 5-6% ежегодного прироста ВВП в 2004-2007 гг. В октябре 2005 г. агентство Fitch Ratings присвоило РК суверенный кредитный рейтинг А+, и с тех он остается без изменения. По прогнозу Всемирного банка, темпы экономического развития Южной Кореи в 2008 г. уже должны были составить не 5,1%, а 4,6% и 5,0% в 2009 г.

Но в середине 2008 г. Южная Корея оказалась вновь в кризисной ситуации, которую многие эксперты сравнивают с прежним кризисом и стремятся оценить серьезность угрозы для новой южнокорейской экономики – экономики знаний. Серьезных вызовов и проявлений кризисных тенденций в современной экономической ситуации в стране более чем достаточно.

Каковы же эти вызовы, которые бросает мировой финансовый кризис Южной Корее?

Это, прежде всего вызовы:

- прочности, эффективности ее финансовой и банковской системы;

- устойчивости и мобильности и эффективности управления валютным курсом;

- конкурентоспособности и эффективности южнокорейского экспортного производства;

- устойчивости корпоративного сектора;

- оперативности внешнеэкономического сотрудничества.

Каковы результаты и последствия этого воздействия мирового финансового кризиса?

Если судить по показателям макроэкономики:

- В Республике Корея с 2008 г. проявляется все больше признаков затяжного экономического спада. В целом за 2008 г. ВВП страны вырос всего на 2,5%. Напомним, что в предыдущем 2007 г. корейская экономика имела прирост ВВП в 5%. Главной причиной столь неблагоприятной ситуации стало беспрецедентное падение объемов производства и экспорта. В основе этих тревожных для южнокорейской экономики тенденций лежит резкое падение спроса за рубежом на корейскую экспортную продукцию в условиях глобальной экономической рецессии. ВВП РК на 60% формируется за счет экспорта. Таким образом, осуществить «мягкую посадку» экономики, как планировало руководство страны, не удалось.

В наступившем 2009 г., несмотря на некоторое ослабление инфляционного давления, многие экономические показатели, включая промышленное производство, внутренний спрос и объем экспорта, продолжают ухудшаться. Так, экспорт в январе 2009 г. сократился на 32,8% по сравнению с январем 2008 г. Объем продаж товаров широкого потребления за декабрь 2008 г. снизился на 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

По данным Министерства экономики знаний РК, отрицательное сальдо торгового баланса Республики Корея в 2008 году составило около 13 млрд. долл. США. Дефицит торгового баланса фиксируется впервые с 1997 года на фоне мирового финансового кризиса и высоких цен на энергоносители в прошедшем году. Экспорт за 2008 год вырос на 13,7 % и достиг 422,4 млрд. долл. США. Импорт, однако, увеличился еще больше – на 22 %, составив 435,4 млрд. долл. США.

Среди отраслей, экспорт продукции которых в прошлом году рос наиболее активно, оказались нефтепереработка, судостроение, черная металлургия, машиностроение и телекоммуникации. С другой стороны, в таких отраслях, как текстильная промышленность, автомобилестроение, производство потребительской электроники, микрочипов и компьютеров, наблюдался спад объемов отгрузок.

В 2008 году объем экспорта продукции индустрии высоких технологий Республики Корея достиг 131,3 млрд. долл. США(31% от всего объема экспорта). Годовой темп роста составил 0,9%. Замедление темпов прироста отрасли связывают главным образом с низкими ценами на микрочипы и глобальным экономическим кризисом. Импорт по статье «продукция информационных технологий», по данным Министерства экономики знаний РК, составил в 2008 году 73,5 млрд. долл. США. Таким образом, положительное сальдо торгового баланса в этой отрасли сложилось в размере 57,8 млрд. долл. США. Объем экспорта микрочипов впервые с 2001 года сократился, что было связано с их перепроизводством. Однако это сокращение было компенсировано существенным ростом вывоза за рубеж мобильных телефонов и дисплеев. В частности, экспорт мобильных телефонов подскочил на 19,1 процента, составив 33,4 млрд. долл. США.

По географическим направлениям ситуация следующая: экспорт в Европу и Японию сократился, однако поставки в Китай, США, страны Ближнего Востока и Латинской Америки – возросли.

Наиболее быстрыми темпами рос и южнокорейский экспорт в развивающиеся страны (за 2007 г. его прирост составил 20,3%, а общая сумма – 244,8 млрд. долл., тогда как экспорт в развитые страны вырос лишь на 3,9% и достиг в 126,6 млрд. долл.).

В конце декабря 2008 г. официально было объявлено о том, что кризис ликвидности преодолен и нет серьезных опасений по поводу его возврата. Банки и другие финансовые учреждения аккумулировали значительные объемы валюты, которая не поставлялась ими на финансовый рынок. Это стало одной из причин резкого снижения курса национальной валюты.

Тем не менее, на финансовом рынке сохраняется нестабильность, что порождает весьма скептическое отношение к ней иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы рекордными темпами распродают акции на Корейской фондовой бирже. С начала 2008 г. и по октябрь превышение продаж корейских акций иностранцами над покупками составило 42,6 трлн. вон (29,59 млрд. долл. по текущему курсу). Такого Сеульская фондовая биржа не видела с самого своего основания в 1992 г. В результате корейский биржевой индекс KOSPI, который в 2007 г. впервые преодолел отметку в 2000 пунктов, в последнее время быстро снижался и опустился ниже отметки 1000 пунктов. В прежние годы иностранцы активно скупали корейские акции, в результате чего в 2004 г. иностранная доля в капитализации местного фондового рынка достигла 41,98%.В конце 2008 г. этот показатель составлял 29,5% от суммарной стоимости акций на Сеульской бирже.

По данным Министерства экономики знаний РК, иностранные инвестиции в экономику РК возросли в 2008 году на 11,3% по сравнению с предыдущим годом, составив 11,7 млрд. долл. США. Рост инвестиций по сравнению с предыдущим годом зафиксирован впервые с 2004 года, чему способствовала успешная реализация соответствующего плана, принятого правительством РК в мае 2008 года. В наступившем году министерство планирует привлечь иностранные инвестиции на сумму 12,5 млрд. долл. США.

Следует учитывать, что РК и сама выступает достаточно крупным инвестором. В 2007 г. объем южнокорейских прямых инвестиций в зарубежные страны впервые превысила 20 млрд. долл. Это было результатом значительного укрепления курса национальной валюты, а также политики правительства по стимулированию инвестиций за рубеж. Южнокорейские компании наиболее активно инвестировали средства в страны Азии, Африки и Латинской Америки, вкладывая их в электронную, автомобильную, химическую, горнодобывающие отрасли промышленности, а также в приобретение недвижимости.Правительство планирует довести объем заказов, которые корейские фирмы получат в 2009 году на строительство промышленных предприятий за рубежом, до 50 млрд. долл. США. 8 января с.г. министр экономики знаний Ли Юн Хо провел встречу с представителями строительных компаний для обсуждения путей достижения намеченной цели – в частности, за счет расширения присутствия корейских компаний на латиноамериканском рынке. Для помощи отечественным строительным компаниям в Латинской Америке правительство собирается открыть специальный центр в бразильском городе Сан-Паулу. Правительство также намерено значительно увеличить объем средств для страхования экспортных кредитов корейских строительных компаний. В прошлом году общий объем заказов на строительство промышленных предприятий, полученных корейскими фирмами, достиг 46,2 млрд. долл. США, что на 9,5 % превысило аналогичный показатель 2007 г.

Правительство РК намерено ускорить процесс сокращения государственного регулирования экономики с целью повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Для этого планируется установить даты истечения срока действия существующих ныне нормативных актов в различных секторах экономики. По мере истечения срока действия значительная часть нормативных актов будет отменяться, у некоторых других актов, если они будут признаны полезными, срок может быть продлен. В 2009 г. предполагается отменить около 1000 нормативных актов. В мае 2008 г. в Южной Корее было объявлено о начале осуществления в июле правительственного плана приватизации ряда государственных компаний. В декабре эта программа была конкретизирована заявлением, что 69 государственных компаний подвергнутся реструктуризации, которая означает широкомасштабные сокращения сотрудников, введение системы дифференцированной оплаты в зависимости от трудового вклада и распродажу принадлежащего им имущества. В течение ближайших 3-4 лет общая численность персонала 69 госкомпаний будет уменьшена на 19 тыс. чел., или 13%. Программа реструктуризации госкомпаний – четвертая с начала 2008 г. мера в области преодоления глобального финансового кризиса и улучшения экономической ситуации в стране, предпринятая правительством. В ноябре прошлого года был одобрен законопроект, дающий возможность приватизировать государственные банки.

Во внешнеэкономической политике правительство Ли Мен Бака последовательно продолжает курс на торговую либерализацию и развитие регионального и глобального сотрудничества. В первую очередь, это касается заключения соглашений о свободной торговле с увеличивающимся числом стран-партнеров РК. В первую очередь, поставлена задача активизировать подготовку таких соглашений с Евросоюзом, Индией, Канадой, Мексикой, Китаем и Японией. В РК предполагают, что с подписание этих соглашений объем южнокорейского экспорта может легко превысить 1 трлн. долл. Однако достижение подобных договоренностей требует от Южной Кореи многих усилий, компромиссов и времени. Южная Корея уже подписала такие соглашения с Чили, Сингапуром, Европейской ассоциацией свободной торговли, объединяющей Швейцарию, Норвегию, Исландию, Лихтенштейн. Помимо этого, РК заключила соглашение о свободной торговле с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), касающиеся промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции. С большими трудностями проходил процесс ратификации такого соглашения РК с США из-за сопротивления оппозиции и населения страны ввозу американской замороженной говядины. В 2008 г. Южная Корея активно продолжала переговоры с Евросоюзом по заключению двустороннего Соглашения о свободной торговле. РК согласилась на принятие европейских стандартов в технологиях автомобилестроения.

Если рассматривать с позиций микроэкономики:

В декабре 2008 г. комитет по финансовому контролю призвал банки поддержать малый и средний бизнес, активизировав выдачу кредитов на различные цели. В то же время правительство, помогая банкам финансами, не призывает их спасать компании, неспособные выйти из кризиса. Напротив, следует оказывать поддержку тем структурам, у которых есть потенциальные возможности преодолеть временные трудности. Следует отметить и такой присущий финансово-экономическим кризисам процесс, который набирает силу в современной нелегкой экономической ситуации в Южной Корее, как рост банкротств отечественных ком паний. Так, в августе 2008 г. их насчитывалось 178, в декабре того же года – 345, а в январе 2009 г. – 262.

По состоянию на конец сентября 2008 г., внешняя задолженность Республики Корея достигла рекордной величины в 425,1 млрд. долл. США, что на 4,5 млрд. долл. США больше, чем трем месяцами ранее. По данным Банка Кореи, рост задолженности связан с увеличением объемов внешних заимствований, осуществляемых корейскими банками и компаниями. Объем краткосрочных заимствований, то есть сделок на срок до одного года, составил 189,4 млрд. долл. США, или 44,6 процента от общего размера внешнего долга. Растущие объемы внешних заимствований наряду с отрицательным платежным балансом страны привели к тому, что Корея впервые за 8 лет превратилась в страну-должника, так как объем ссуд, выданных корейскими банками иностранным заемщикам, оказался меньше объема ссуд, которые корейские банки и компании сумели получить за рубежом.

Следует учитывать, что РК и сама выступает достаточно крупным инвестором. В 2007 г. объем южнокорейских прямых инвестиций в зарубежные страны впервые превысила 20 млрд. долл. Это было результатом значительного укрепления курса национальной валюты, а также политики правительства по стимулированию инвестиций за рубеж. Южнокорейские компании наиболее активно инвестировали средства в страны Азии, Африки и Латинской Америки, вкладывая их в электронную, автомобильную, химическую, горнодобывающие отрасли промышленности, а также в приобретение недвижимости. Правительство планирует довести объем заказов, которые корейские фирмы получат в 2009 году на строительство промышленных предприятий за рубежом, до 50 млрд. долл. США. 8 января с.г. министр экономики знаний Ли Юн Хо провел встречу с представителями строительных компаний для обсуждения путей достижения намеченной цели – в частности, за счет расширения присутствия корейских компаний на латиноамериканском рынке. Для помощи отечественным строительным компаниям в Латинской Америке правительство собирается открыть специальный центр в бразильском городе Сан-Паулу. Правительство также намерено значительно увеличить объем средств для страхования экспортных кредитов корейских строительных компаний. В прошлом году общий о бъем заказов на строительство промышленных предприятий, полученных корейскими фирмами, достиг 46,2 млрд. долл. США, что на 9,5 % превысило аналогичный показатель 2007 г.

Несмотря на продолжающийся финансовый кризис, корейские компании планируют выделить в 2009 году на реализацию энергетических проектов в зарубежных стран ах 7 млрд. долл. США. По сообщению Министерства экономики знаний, указанный показатель на 22,8% превышает уровень 2008 г. При этом 5,2 млрд. долл. США предстоит затратить на разработку нефтяных и газовых месторождений, а 1,8 млрд. долл. США – на разработку месторождений других видов энергоресурсов и промышленного сырья, в частности, каменного угля и меди. Кроме того, корейские компании активизируют участие в совместных с зарубежными странами проектах добычи энергетических и сырьевых ресурсов. В прошлом году РК реализовывала в зарубежных странах 71 энергетический проект.

С позиций учета опыта предыдущего кризиса и реструктуризации экономики:

Одна из проблем прошлого – это диспропорциональное развитие регионов страны и недостаточное развитие внутреннего рынка. Пришедшая к власти в феврале 2008 г. новая администрация Ли Мен Бака объявила свою программу экономического развития страны. Предложенный план экономического развития «5+2» сводился к тому, что вся территория страны подразделялась с учетом особых характеристик на 7 крупный экономических зон: пять обычных – столичный регион, провинции Чхунчхон, Чолла, Кенсан Намдо и Кенсан Пукто и две специальных – провинции Канвон и Чечжу. Эта концепция отражала мировую тенденцию на формирование крупных экономических зон и активизацию сотрудничества между регионами.

Для оптимального реагирования на вызовы глобального финансового кризиса в октябре прошлого года в РК был создан новый органЭкономический консультативный совет, заседания которого проходят регулярно, не реже одного раза в месяц. бъем продаж товаров широкого потебления в декабре 2008 г. рем 2008 г. нутренний спрос и объем экспорта, продолжают ухудшаться. Начиная с сентября прошлого года, правительство РК прилагает активные усилия по преодолению кризиса долларовой ликвидности. В октябре 2008 г. правительство РК обнародовало комплексный план преодоления глобального финансового кризиса, который включает в себя ряд мер, направленных на то, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия неблагоприятной ситуации в мировой банковской системе, на фондовых и валютных рынках. Среди них – гарантии отечественным банкам по зарубежным займам, поддержка ликвидности национальной валюты и американского доллара, меры по стабилизации фондового рынка, поддержка малого и среднего бизнеса, а также участие в международных антикризисных действиях.

Правительственный план предусматривает предоставление государственных гарантий отечественным банкам по займам в иностранной валюте у зарубежных финансовых учреждений. В частности, гарантии сроком на три года будут распространяться на кредиты, взятые с 20 октября 2008 г. до 30 июня 2009 г. Ожидается, что объем гарантий по займам составит около ста миллиардов долларов. Эта сумма была определена с учетом того, что подлежащие выплате до конца июня 2009 г. внешние заимствования корейских банков достигают 80 млрд. долл.

Еще 30 млрд. долл. планируется направить непосредственно в банковский сектор для поддержания адекватного уровня воновой ликвидности с помощью сделок РЕПО, скупки государственных долговых обязательств и ускоренного выкупа стабилизационных облигаций (monetary stabilization bonds, выпускаются Банком Кореи для абсорбции избыточной ликвидности), интервенции на валютной бирже во избежание резких колебаний обменного курса воны.

Необходимые средства предполагается взять из государственных валютных резервов, и они должны уменьшить дефицит наличной валюты в отечественных банках. Около 760 млн. долл. (1 трлн. вон.) должны быть направлены в подконтрольный государству Индустриальный банк Кореи для расширения программы кредитования малого и среднего бизнеса.

В июле 2008 г. скачок инфляции составил рекордный за 10 лет для страны показатель – почти 6%. Одним из факторов, подталкивающих инфляцию, стало падение курса воны. Валютные интервенции правительства, проводимые с целью поддержать вону, большого успеха не имели. Пытаясь сдержать инфляцию, Банк Кореи в августе 2008 г. повысил учетную ставку с 5 до 5,25%, что могло привести к замедлению экономического роста. Но тогда правительство пыталось решить первоочередную задачу – обуздать инфляцию. В августе наметилось некоторое замедление роста потребительских цен по сравнению с июлем, обусловленное главным образом удешевлением нефти на мировом рынке. 9 января 2009 г. Банк Кореи снизил учетную ставку до 2,5%. При этом Банк предупредил, что политика снижения учетной ставки может продолжиться в ближайшем будущем. Это самая низкая величина ставки за всю экономическую историю страны.

Пытаясь повысить конкурентоспособность национальной экономики и потенциал экономического роста, что особенно актуально во времена финансовой и экономической нестабильности, президент Ли Мен Бак выдвинул планы – довести расходы на научные исследования и проектно-конструкторские разработки до 5% от ВВП страны. РК занимает 26-е место в мире (всего оценивали 177 стран мира) по индексу человеческого развития, что считается высоким уровнем развития человеческого потенциала.

В сентябре 2008 г. правительство огласило список из 22 отраслей, которые должны стать новыми источниками экономического роста страны. Среди новых «локомотивов роста» упомянуты развитие альтернативных возобновляемых источников энергии, биофармацевтических технологий, широкое применение светоизлучающих диодов, конвергенция вещательных и информационных технологий. Согласно расчетам правительства, добавленная стоимость в обозначенных им отраслях, составляющая сейчас 220 трлн. вон, к 2018 году вырастет до 700 трлн. вон. При этом экспорт продукции этих отраслей за тот же период увеличится со 177 млрд. до 900 млрд. долл. США в год.

В их числе были и пять секторов, связанных с новыми информационными технологиями, включающими производство полупроводников, дисплеев, мобильную связь следующего поколения, светодиодное освещение, а также радиочастотную идентификацию (RFID) и распространенные сенсорные сети (USN). До 2013 г. в развитие новых источников роста планируется инвестировать около 86 млрд. долл.

В то же время Южная Корея проявляет себя как активный импортер новейшей зарубежной технологии и ноу-хау. В последние годы размер патентных отчислений постоянно увеличивался: в 2005 г. он составлял 4,5 млрд. долл., в 2006 г. – 4,7 млрд. долл., в 2007 г. – 5,8 млрд. долл. При этом, корейские разработчики тоже получают отчисления от иностранных компаний, но не в таких объемах: в 2006 г. – 2,05 млрд. долл., а в 2007 г. – 1,92 млрд. долл.

С учетом точек зрения зарубежных и южнокорейских экспертов:

Несмотря на то, что ситуация во многом напоминает ту, что была в 1997 г., эксперты МВФ и мировых финансовых организаций не считают южнокорейскую экономику слабой, чтобы не справиться с финансовым кризисом. Основаниями для такой оценки являлись весьма значительные валютные резервы, составляющие на январе 2009 г. 201 млрд. долл., а также те коренные изменения в корейском бизнесе, что произошли за истекшие 11 лет. Это и то, что всего лишь 12% общей суммы кредитов отечественных финансовых учреждений поступили из зарубежных стран. Напомним, что в 1997 г. коэффициент задолженности южнокорейских компаний составлял в среднем 425%, то есть сумма задолженности по краткосрочным и долгосрочным обязательствам более чем в 4 раза превышала их собственный капитал. В настоящее время коэффициент задолженности компаний, чьи акции зарегистрированы на фондовой бирже, составляет в среднем 90%, а отношение суммы банковских кредитов к сумме сбережений – 105,4%.

В целом в РК к текущим испытаниям относятся спокойно, считая, что страна уже накопила немалый и в значительной степени успешный опыт преодоления валютного кризиса 1998 г. и выхода на новый более высокий виток экономического развития. Исходя из этого, в стране надеются, что и этот кризис будет достаточно быстро преодолен и станет основой для еще более динамичного развития. Видимо, поэтому президент Ли Мен Бак считает, что, несмотря на то, что в текущем году РК будет переживать еще большие трудности, чем в прошлом, она первой выйдет из мирового финансового кризиса.

Впрочем, большого оптимизма в РК никто не проявляет. Оценивая мировую экономическую ситуацию и имея в виду прогнозный показатель МВФ мирового экономического роста на 2009 г., президент призвал граждан страны готовиться к худшему, к признанию необходимости принятия превентивных мер для выхода из экономической рецессии. По его же словам, если в стране начнется рецессия, то она будет самой сильной в ее истории и превзойдет по своим последствиям спад времен азиатского финансового кризиса.

С учетом социально-экономических оценок и ожиданий корейского населения:

Администрация президента Ли Мен Бака обеспокоена отсутствием признаков улучшения в наступившем 2009 году. В частности, продолжается снижение экспортной активности, которое вызывает дальнейшее сокращение производства, ухудшает ситуацию в области занятости, приводит к снижению реальных доходов населения страны и потребительской активности. Усугубляет ситуацию и то, что снижение стоимости недвижимости и ценных бумаг оказывает отрицательное влияние на психологию потребителей, еще более углубляя экономический спад. Мировой финансовый кризис и застой в экономике сказываются на ситуации на южнокорейском рынке труда. По данным национальной статистической службы РК, доля семей, главы которых не имеют определенной работы, превысила в третьем квартале 2008 г. 16% (примерно 2,7 млн. чел.). Это рекордный показатель, начиная с 2003 г., когда стала вестись поквартальная статистика подобного рода. Еще один показатель неблагоприятной ситуации

в экономике Южной Кореи – это тот, что впервые за последние 4 года опять начал расти коэффициент Энгеля, который определяет удельный вес расходов на питание в общем объеме потребительских расходов. Для богатых стран он составляет менее 40%. Начиная с 2004 г., коэффициент Энгеля в Южной Корее неизменно снижался и достиг в третьем квартале 2007 г. 26%, но в 2008 г. он вырос до 26,7%. Это свидетельствует о том, что уровень благосостояния южнокорейских граждан стал снижаться. Их траты на жилье и коммунальные услуги, медицинское обслуживание и питание в общем объеме потребительских расходов выросли на 5,9%, 5,5% и 5,3%, в то время как расходы на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд сократились.

В этих условиях правительство РК предпринимает меры по продвижению краткосрочных проектов развития местной промышленности, которые способствуют созданию новых рабочих мест в сферах малого и среднего бизнеса. В этом плане РК применяет опыт и других стран по преодолению кризиса, увеличивая производственные инвестиции и стимулируя потребление.

Что касается прогнозов выхода южнокорейской экономики из текущего кризиса, сразу следует отметить, что это полностью зависит от прогнозов развития мировой экономики, которые пока в лучшем случае остаются неясными, если не мрачными. Практически весь мир сейчас находится в тисках экономической рецессии. Южнокорейские экономисты прогнозируют, что в текущем году рост экономики страны составит около 2%, однако существует вероятность, что прирост окажется еще ниже – примерно 1%. Даже оптимистичный сценарий двухпроцентного роста не исключает, что по многим показателям этот рост окажется нулевым или отрицательным. Столь низкий показатель означает серьезный откат. Если состояние мировой экономики ухудшится, прирост южнокорейского ВВП в нынешнем году может оказаться ниже одного процента или даже отрицательным. Продолжительный экономический спад негативно скажется как на качестве управления компаниями, так и на уровне занятости. Это, в свою очередь, приведет к снижению реальных доходов населения и сокращению потребительской активности. Хозяйственная система РК находится практически на пороге дефляции. Предполагается также, что прирост экспорта в этом году не превысит 10%. Тем не менее, несмотря на то, экспорт сократится, одновременное снижение импорта приведет к возникновению профицита торгового баланса. Снижение спроса на южнокорейские товары на мировом рынке приведет к возникновению так называемого депрессионного профицита, который возникнет как результат более быстрого снижения объема импорта по сравнению с объемом экспорта.

Валютный курс, который имеет сильнейшее влияние на состояние южнокорейской экономики, будет оставаться нестабильным до середины года, отражая ситуацию на мировых финансовых рынках. Поэтому говорить о перспективах полного восстановления экономики пока рано.

Выступая в октябре 2008 г. в Сеуле на Девятом всемирном форуме знаний, президент Ли Мен Бак высказался за создание новой международной организации, которая решала бы такие глобальные проблемы как нынешний финансовый кризис, изменения климата и дефицит энергоресурсов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...