Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи анализа себестоимости продукции




 

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации продукции, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. Себестоимость как обобщающий показатель отражает эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, повышения качества продукции, совершенствования организации труда, производства и управления, то есть качество производства в целом.

Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и одним из важнейших элементов совокупности целей управления производством.

В планировании, учете и анализе для целей выявления путей снижения себестоимости продукции, контроля за уровнем затрат, развития внутрихозяйственного расчета используются различные виды себестоимости:

- индивидуальная себестоимость – сумма затрат на изготовление конкретного вида изделия;

- технологическая себестоимость – сумма затрат на осуществление технологического процесса изготовления продукции (заработная плата производственных рабочих начисления на фонд заработной платы, затраты на материалы и энергию, израсходованные непосредственно на изготовление продукции, затраты на техническое обслуживание, ремонт и амортизацию оборудования; стоимость инструмента и приспособлений) за исключением затрат на покупные детали;

- цеховая себестоимость – сумма затрат цеха на производство продукции;

- производственная себестоимость - сумма затрат организации на производство продукции, включающая цеховые себестоимости, затраты по управлению производством в целом в пределах организации, т.е. общехозяйственные расходы;

- полная себестоимость – сумма затрат организации на производство и реализацию продукции, включающая производственную себестоимость и внепроизводственные расходы, то есть затраты, связанные с реализацией продукции.

Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции — четкое определение состава производственных затрат. В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования расходов, связанных с производством и реализацией продукции, определены во второй части Налогового кодекса Российской федерации, принятой 31.12.2001 г. Кроме того, руководствуясь Налоговым кодексом, министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

На предприятиях планируются и учитываются следующие показатели себестоимости продукции: себестоимость товарной и реализованной товарной продукции; затраты на 1 руб. товарной продукции; себестоимость сравнимой товарной продукции, себестоимость отдельных изделий.

Кроме того, в практике планирования, учета, калькулирования и анализа различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат (прямых и косвенных) всех цехов не ее изготовление. Производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (т.е. расходов, связанных с реализацией продукции покупателям).

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

· объективная оценка выполнения плана по себестоимости продукции и изменение выполнения плана относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

· исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

· установление динамики важнейших показателей себестоимости и выполнения плана по ним;

· определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых и нормативных;

· обеспечение ответственных за планирование и учет затрат необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

· содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

· выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Непосредственной задачей анализа себестоимости являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

В результате анализа себестоимости выявляются факторы, способствующие как увеличению, так и снижению себестоимости; определяются пути снижения себестоимости продукции. От того, как предприятие в своей хозяйственной деятельности решает вопросы снижения себестоимости продукции, зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами. Экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от грамотного и качественного анализа себестоимости.

Характер этих задач анализа себестоимости, цели анализа свидетельствуют о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...