Образование и воспитание в Древнем Египте. Дома жизни.
Образование и воспитание детей в Древнем Египте формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Описать подробно, как проходил процесс обучения в древности не представляется возможным из-за скупости сведений, которые мы имеем о древнеегипетских цивилизациях. Простой люд грамоте, как правило, не обучался, да и ни к чему ему она была. Дети ремесленников, хлебопашцев, слуг обучались ремеслу у своих родителей и наставников в мастерских. Но к обучению людей, которым предстояло заниматься управлением государства, заниматься архитектурой, строительством, врачеванием в Древнем Египте относились весьма серьезно. В конце второго тысячелетия до н. э. Египет стал бюрократическим государством, в котором все и вся подвергалось учету. Армия чиновников считала полученный урожай в хозяйствах, перераспределяла его, создавала законы и доводила до сведения людей приказы фараона, вела судебные тяжбы и оформляла брачные контракты. Дети в египетской семье были в радость, особенно мальчики, которым предстояло стать наследниками. Наследники наследовали как имущество, так и должности своих родителей. Сохранились сведения, что будущий фараон Парамсес (Рамсес 1) за свою жизнь удостоился множества титулов: гражданских, жреческих, военных. В зрелом возрасте, когда он был возвышен фараоном и стал правителем всех рабов, большинство своих прежних титулов он передал своему сыну Сети. Фараоны раздавали должности и титулы своим приближенным за заслуги перед государством. Эти должности и титулы были гарантированы государством им на всю жизнь, и не только, - они оставались в семье навсегда, то есть переходили по наследству. Если ты хочешь завещать свое место сыну, то должен уведомить об этом государственные органы. В то же время государство карало тех, кто вел себя недостойно. На одной гробнице существует надпись, что за недостойное поведение человек будет наказан. Надпись гласит: “Тебя не будет. Твой сын не будет на месте твоем” Существовали законы, по которым строптивый чиновник лишался должности, при этом одновременно его дети лишались всех привилегий и становились слугами.
Вот собственно те побудительные мотивы, в практическом плане, которыми руководствовалась основная часть населения Египта в древние времена. Кроме этого в своей жизнедеятельности египтяне руководствовались и установленными моральными принципами общежития. Существовали нравоучительные тексты, которые должен был знать каждый египтянин. Отступить от установленных моральных норм - это значит обеспечить себе жалкое существование в загробном мире. Все египтяне были верующими людьми и верили в загробную жизнь, которая для достойных людей будет достойной. Достойными людьми считались в Египте люди, строго выполняющие все божественные предписания наместника бога на земле – фараона. Вокруг фараона – его личности кипела жизнь в Древнем Египте. Проживая свою земную жизнь, фараон готовился к другой своей главной жизни – жизни, после смерти. О достойной загробной жизни вместе с фараоном мечтали все его подчиненные и, по мере возможности, для перехода в иной мир старались подготовить себе усыпальницы. Для создания усыпальниц для фараона и вельмож с их сложными мифологическими композициями, а также дворцовых комплексов, необходимы были обширные знания. Судьба чиновника всецело была в руках непосредственного начальника, и, одновременно, судьба всех была в руках фараона. Не выполнивший свою задачу чиновник мог в одночасье лишиться всего, поэтому он был заинтересован, чтобы его подчиненные рьяно и квалифицированно выполняли свою работу, так как его жизнь всецело зависела от хорошей работы его подчиненных. Поэтому он принимал на должности детей своих подчиненных после того, как убеждался, что те обладают необходимыми знаниями. Существовала минимальная ступень для ответственного работника, с которой он начинал свою карьеру. Это был гарант государства, что дети чиновников будут иметь кусок хлеба. Далее продвижение молодого чиновника по служебной лестнице зависело от знаний и способностей.
Школы находились при храмах. И родители приводили детей с малолетства, когда они решали, что ребенок созрел для обучения. Сохранились сведения, что некий чиновник привел своего малыша в школу, когда ему исполнилось пять лет. С рождения дети египтян бегали голышом. Мальчики носили ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок. Мальчику перед школой давали набедренную повязку. Повзрослевшие девочки одевали платьица. Но девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет. Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. Заглавие и начальные строчки текста писали красными чернилами, остальной текс - черными. Каждый писец обучался и рисованию, поэтому он рисовал и рисунки на папирусе. При этих школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения. При обучении египетских чиновников уделялось много внимания заучиванию различных священных текстов. На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наукам. Будущие чиновники должны были разбираться в строительстве, изготовлении различных технических устройств и даже в военном далее. Чиновник должен был знать все, что ему может пригодиться в работе. Например, он должен знать: сколько материала необходимо для строительства тех или иных сооружений,
сколько нужно людей выделить для перевозки этого материала, сколько провианта необходимо отправляющемуся в поход войску, как поставить на пьедестал большую статую и т.д. Эти сведения чиновнику были необходимы, чтобы сделать карьеру при дворце, и, в случае необходимости, выполнять ту или иную работу в зависимости от нужд государства. Чиновники и жрецы были самыми образованным людьми в Древнем Египте. Чиновниками считались архитекторы, инженеры, художники, организаторы производства и даже военных специалистов. Но все же мудрецами – учеными следует называть жрецов, которые занимались не только организацией религиозных обрядов, но и науками: астрономией, магией, философией. Как и сыновья чиновников, они, как правило, становились жрецами по наследству. Школьников, которых готовили стать жрецами, учили, как и всех детей, читать, писать, считать. Но, после того как они освоят азы обучения, им все свое внимание переходилось переключать на изучение религиозных догм и религиозных обрядов. Ученики сдавали экзамены. Того, кого признавали выдержавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, далее купали, брили наголо, умащали тело благовоньями и одевали в жреческое одеяние. Наиболее одаренные молодые люди, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам в университетах древности “Домах жизни”. “Дома Жизни” располагались рядом с храмами. Там, кроме обычных помещений, где располагалась школа, были помещения, где жрецы хранили египетские ценности - религиозные и научные книги. Это были древние библиотеки, которые обслуживали жрецы- библиотекари. При библиотеках были залы для знакомства с книгами и рабочие места писцов, которые переписывали книги. При Рамсесах "Дома Жизни" стали не только библиотеками и научными центрами, но и также политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные дела. Позже в Домах Жизни стали ставить первые театральные постановки, театрализованные мистерии. Заключение
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям. Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений. Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. Позже в таких семьях появляются небольшие группы учеников. На первоначальной стадии обучения заботились, прежде всего, о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике. Приобретение грамотности, профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Литература ü Пьер Монтэ “Египет Рамсесов” Смоленск 2002 г. ü Джуринский А.Н. История педагогики: Уч. пособие для ст-тов педвузов. - М.: ГИЦ «Владос», 1999. ü История педагогики: учеб. пособие для дошкольных пед. училищ / Под ред. М.Ф. Шабаевой. - М.: Учпедгиз, 1961.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|