Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

Эссе

На тему

«Моё любимое право»

Защита прав потребителей.

Введение.

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

«Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принят Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года.

Что должен знать потребитель.

Защита прав потребителей при продаже товаров

В случае обнаружения в товаре недостатков (если это не оговорено продавцом) в течение гарантийного срока потребитель вправе по своему усмотрению:

·потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом,

·потребовать соразмерного уменьшения покупной цены,

·потребовать замены на товар такой же марки (модели, артикула),

·потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула),

·отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Если гарантийный срок или срок годности на товар не установлен, то потребитель вправе предъявить требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет с момента передачи товара, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В отношении технически сложных товаров (перечень утверждается Правительством РФ) эти требования предъявляются в течение 15 дней со дня передачи товара. По истечении этого срока - только в случае, если недостаток является существенным, нарушены сроки устранения недостатков или при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока с совокупности более 30 дней.

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (кроме определенных товаров) на аналогичный в течение 14 дней, не считая дня покупки, если:

·товар не подошел по форме, габаритам, расцветке, размеру или комплектации,

·на него имеется товарный или кассовый чек (или иной документ, подтверждающий оплату),

·сохранены товарный вид, пломбы, ярлыки и товар не был в употреблении.

 

Продавец выдает товарный (кассовый) чек (или иной документ, удостоверяющий факт покупки товара потребителем). При этом отсутствие указанных документов не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества изготовителю или импортеру и потребовать от них уплаченной суммы.

Продавец принимает товар у потребителя и удовлетворяет его требования, если не докажет, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования, хранения, транспортировки, действия третьих лиц или непреодолимой силы. В случае необходимости продавец имеет право провести проверку качества товара. При наличии спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Недостатки устраняются продавцом незамедлительно, если иной срок не определен соглашением сторон в письменной форме (не более 45 дней).

Качество товаров. Безопасность товаров. Информация, представляемая потребителю.

Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) соответствующего качества.

Товар (работа, услуга) признается качественным (-ой) в случаях:

·соответствия качества договору купли-продажи,

·соответствия обычно предъявляемым требованиям и пригодным (-ой) для целей его (ее) непосредственного использования, если в договоре отсутствуют условия о качестве товара (работы, услуги),

·пригодности для использования в конкретных целях, оговоренных при заключении договора,

·соответствия образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию,

·соответствия обязательным требованиям, если они установлены законом или установленным в соответствии с ним порядком.

Существенным недостатком товара (работы, услуги) считается неустранимый недостаток или недостаток, который:

·не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени,

·выявляется неоднократно,

·проявляется вновь после его устранения,

·другие подобные недостатки.

Государственная и общественная защита прав потребителей

Федеральные органы исполнительной власти

Государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ в области защиты прав потребителей осуществляется:

·уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) и его территориальными органами,

·иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством РФ.

Мероприятия государственного контроля и надзора.

Разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждение положения о порядке рассмотрения дел о нарушении прав потребителей осуществляется Минздравсоцразвития РФ

Органы государственной власти субъектов РФ,

Осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

 

·рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей,

·обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей),

·при выявления по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

 

Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

Потребитель

Потребитель вправе осуществлять по своему выбору ряд действий, если исполнитель нарушает сроки выполнения работ (оказания услуг)

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения причиненных ему убытков.

Потребитель вправе по своему выбору потребовать при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге):

·безвозмездного устранения недостатков,

·соответствующего уменьшения цены работы (услуги),

·безвозмездного изготовления другой вещи (взамен первой) из однородного материала или повторного выполнения работы,

·возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами третьих лиц.

Если недостатки не устранены в установленные договором сроки или являются существенными, потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков.

Исполнитель

·выполняет работу (оказывает услугу) в соответствии с установленными правилами выполнения отдельных видов работ (оказания услуг) или договора в определенный срок,

·уплачивает покупателю неустойку (пеню) в случае нарушения срока работ (оказания услуг),

·устраняет недостатки в разумный срок, назначенный потребителем (указывается в договоре или ином, подписанном сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов по этому договору.

Потребитель обязан оплатить:

·оказанные ему услуги в порядке и сроки, установленные договором,

·выполненную в полном объеме работу после ее принятия (с его согласия работа может быть оплачена при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса).

Обязательства потребителя перед исполнителем по оплате считаются исполненными с момента внесения наличных средств в кассу исполнителя, либо в кредитную организацию, либо в кассу коммерческой организации, имеющей право принимать оплату за оказанные услуги (выполнение работы).


За нарушение законодательства о защите прав потребителей предусмотрены следующие виды ответственности:

· административная

· уголовная

· гражданско-правовая.

Гражданско-правовая ответственность:

· изготовители (исполнители, продавцы, уполномоченные организации, индивидуальные предприниматели, импортеры) несут ответственность перед потребителем в соответствии с законом или договором;

· убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной законодательством или договором;

· уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождает указанных выше лиц от исполнения возложенных на них обязательств в натуре перед потребителем;

· требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению указанными выше лицами в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с нарушителя штраф в размере 50% суммы присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (штраф взыскивается в доход бюджета);

· продавец (изготовитель, исполнитель, уполномоченная организация, индивидуальный предприниматель, импортер) освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащие исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащие исполнение произошло вследствие непреодолимой силы. А также по иным законным основаниям.

Виды нарушений законодательства о защите прав потребителей, за которые предусмотрена ответственность:

Непредоставление информации о товаре (работе, услуге):

·при заключении договора,

·если договор уже заключен.

Предоставление недостоверной или неполной информации о товаре (работе, услуге) или изготовителе, приведшее к:

·возникновению недостатков товара (работы, услуги) после передачи его потребителю,

·причинению вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя.

Конструктивные, производственные, рецептурные и иные недостатки товара (работы, услуги), повлекшие причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя.

Нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю.

Нарушение установленных сроков выполнения работ (оказания услуг) или назначенных потребителем новых сроков.

Нарушение сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

Нарушение сроков:

·устранения недостатков товара,

·замены товара ненадлежащего качества,

·удовлетворения требований о соразмерном уменьшении покупной цены, возмещении расходов на исправление недостатков, о возмещении убытков, о предоставлении надлежащей информации,

·замены товара аналогичным товаром.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав.

Согласно п.п. 6.2, 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Роспотребнадзор вправе давать физическим лицам разъяснения и применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера лишь по вопросам своей компетенции. При этом пресечение фактов нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности может и должно осуществляться Роспотребнадзором исключительно в порядке, определенном соответствующими императивными правовыми нормами.

Применительно к сфере защиты прав потребителей полномочия Роспотребнадзора сводятся к функциям по контролю и надзору за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации (п. 5.1 Положения), в частности, к «государственному контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,

 

регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» (п. 5.1.2 Положения) и «контролю за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг» (п. 5.1.3 Положения).

В том же контексте реализуется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и полномочие, установленное п. 6.2 Положения, ставящее право давать юридическим и физическим лицам соответствующие разъяснения в зависимость от того, касается ли это вопросов, отнесенных к компетенции Роспотребнадзора.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» «судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей», при этом «никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия», что исключает в принципе какую-либо возможность для Роспотребнадзора понудить в административном порядке тот или иной хозяйствующий субъект к исполнению обязательства, основанного на гражданско-правовом договоре

В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле Роспотребнадзор для достижения выше указанных целей.

 

 

· Уголовный кодекс РФ

· Основные положения закона о

защите прав потребителей

· Интернет-ресурсы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...