Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России
Суть рыночных отношенийсводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Когда рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер этим характеризуется неразвитый рынок. Здесь рынок играет определенную роль, способствует дифферентации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров: 1) Неограниченно число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними; 2) Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества; 3) Полная мобильность факторов производства и неограниченная свобода передвижения капитала. 4) Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.) Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов невозможно без информации; и др. Всем этим характеризуется свободный рынок, т.е. классический. Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход, обречен на нищенское существование. Для нас же сегодня крайне важно, как отмечал В.Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое идеально отвечало бы этому требованию.
Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются: 1) Обеспечение свободы хозяйственной деятельности; 2) Формирование механизма свободного ценообразования; 3) Свободное маневрирование ресурсами; 4) Полнота и доступ к информации; 5) Наличие рыночной инфраструктуры; 6) Сохранение нерыночного сектора экономики; 7) Последовательная интеграция; 8) Обеспечение социальных гарантий гражданам. К сожалению, эти условия накануне третьего тысячелетия в России не созданы. Развитие рынка в переходной экономике России осуществляется по трем направлениям: 1) В рамках корпоративно-монополистических форм крупных хозяйственных систем. Важнейшая задача продвижения к рыночной экономике состоит в сломе этой корпоративно-монополистической власти и развитии реальной самостоятельности для всех хозяйственных организаций и мелких предпринимательских структур, различных форм свободного ассоциирования; 2) Там где ранее товарные экономические отношения не возникали. Это касается недвижимости, жилья, финансов, денежных ресурсов; 3) Формирование новых рынков, которые характеризуют новое направление эволюции – возникновение рыночных отношений труда и капитала, становление рынков рабочей силы и капиталов, генезис которых является специфической чертой переходной экономики. Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения». Итак:
1) Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения. 2) Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров. 3) Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях. 4) Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль. 5) Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государства. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т.д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др. 6) Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета. Основной задачей для перехода к рыночным отношениям является либерализация экономики, которая включает в себя: 1) внутриэкономическую либерализацию; 2) либерализацию внешнеэкономических отношений; 3) становление рыночной инфраструктуры. Подобные преобразования характерны для всех стран, совершающих переход от плановой экономики к рыночной. Внутриэкономическая либерализация связана с проведением следующих шагов: 1) высвобождением процесса формирования цен от централизованного регулирования;
2) введением свободы торговли для физических и юридических лиц; 3) подчинением деятельности производителей требованиям рынка. Указанные преобразования оказывают серьезное влияние на существующую до сих пор систему хозяйствования, образ жизни и мышления людей, порождает серьезные проблемы. Значительные противоречия возникают в производственной сфере: 1) многие предприятия в рыночных условиях оказываются неконкурентоспособными, особенно с иностранными товаропроизводителями; 2) в наиболее тяжелое положение попадают производители, получавшие ранее дотации от государства или работавшие на государственный заказ (на предприятиях ВПК, в сельском хозяйстве); 3) трудное положение товаропроизводителей усугубляется сокращением спроса населения. Либерализация внешнеэкономических отношений. Эффективный рыночный механизм в экономике может быть создан только при условии его тесной взаимосвязи с мировым рынком. Основными формами такой либерализации являются: расширение доступа в страну зарубежных инвестиций; устранение централизации внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта; либерализация экспорта; обеспечение конвертируемости национальной валюты. Политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, обеспечивая развитие рыночных отношений в стране и их включение в мировое хозяйство, а также поддерживая развитие отечественного производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|