Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности ценообразования на рынках ресурсов




 

Производственная деятельность фирмы предполагает приобретение ею необходимых ресурсов (природных, трудовых, материальных, финансовых), которые реально вовлечённые в процесс производства, выступают как факторы. Поэтому, рынки, на которых происходит продажа-купля ресурсов (факторов), называются рынками ресурсов (факторов производства). Они включают рынок земли (природные ресурсы), рынок труда и рынок капитала. На этих рынках действуют те же законы, что и на потребительском рынке, но каждый рынок имеет свою специфику.

На рынках ресурсов (факторов производства) покупателями в основном выступают фирмы и государство, а продавцами — государство и домашние хозяйства (собственники ресурсов).

Важная особенность цен на ресурсы заключается в том, что, с одной стороны, отих уровня зависят расходы предприятий на приобретение факторов производства, а с другой — они выступают основным фактором, который определяет доходы собственников ресурсов в форме ренты, заработной платы, процента и прибыли. Цены на ресурсы в рыночной экономике формируются под влиянием спроса и предложения.

Главная особенность спроса на ресурсы состоит в том, что он имеет производный характер, т.е. зависит от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Поэтому чем выше спрос на конечную продукцию, тем выше спрос на ресурсы, необходимые для ее выпуска.

Кроме того, спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы определяется ценами на них. Средства, затрачиваемые на покупку ресурсов, входят в издержки производства. Поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволяет ей минимизировать издержки и максимизировать прибыль.

Спрос на ресурсы также зависит от их отдачи или производительности, которая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства. Поэтому фирма будет расширять применение ресурсов до тех пор, пока от каждого дополнительного ресурса доход увеличивается в большей степени, чем издержки.

Рассмотрим спрос на ресурсы отдельной фирмы на конкурентном рынке факторов производства в краткосрочном и долговременном периодах. Конкурентный рынок факторов производства это рынок, на котором имеется такое большое количество продавцов и покупателей ресурсов, что отдельный продавец или покупатель не может влиять наихрыночную цену. Как покупатели, так и продавцы ресурсов могут свободно принимать решения о входе и выходе с этого рынка.

Предположим, что фирма в краткосрочном периоде использует только один переменный ресурс—труд (L). Чем больше его затрачивается в процессе производства, тем больше продукции выпускает фирма. Прирост выпуска продукции в физических единицах, обеспеченный за счет увеличения использования переменного ресурса на одну единицу, называется предельным продуктом (МР ). Изменение дохода фирмы за счет приобретения дополнительной единицы переменного ресурса называется предельной доходностью ресурса (MRP). Выгода от найма каждого рабочего зависит от размеров предельного продукта и добавочного дохода, который может быть получен в результате продаж дополнительной единицы продукции. Следовательно, предельная доходность ресурса (доход от предельного продукта ресурса) определяется как произведение предельного продукта ресурса и предельного дохода от продажи дополнительной единицы продукции. В нашем примере доход от предельного продукта ресурса труда (MRPL) равен:

 

MRPL=MPL ´ MR,

 

где МРL предельный продукт ресурса труда;

MR предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.

Определение предельной доходности ресурса позволяет фирме оценить эффективность использования дополнительных единиц ресурса.

Предельную доходность ресурса можно рассчитать и по-другому. Предельный продукт (MPL) — это дополнительная продукция, связанная с наймом дополнительной единицы труда , а предельный доход фирмы (MR) — это дополнительный доход, полученный от продажи добавочного объема продукции . Доход от предельного продукта ресурса труда может быть определен по следующей формуле:

 

Данное уравнение показывает изменение общего дохода, связанное с изменением количества единиц ресурса — труда. С ростом количества труда, вовлеченного в производство, величина предельной доходности убывает. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, по мере роста объема выпускаемой продукции сокращается предельный доход. Во-вторых, величина самого предельного продукта начинает уменьшаться согласно действию закона убывающей отдачи факторов производства. Это обуславливает ниспадающий характер предельной доходности ресурса (MRPL) (рис. 8.1.).

 

 

 

 


Показатель стоимости предельного продукта ресурса (VMPL) определяется путем умножения предельного продукта ресурса на цену, по которой продана дополнительная продукция:

 

VMPL = MPL ´ P,

 

где Р цена продукции фирмы.

На совершенно конкурентном рынке цена продукции равна предельному доходу (Р = MR).Отсюда стоимость предельного продукта ресурса будет равна предельной доходности ресурса при любом объеме его использования (VMPL = MRPL). Стоимость предельного продукта труда показывает ценность продукции, произведенной дополнительными работниками и проданной на рынке, что, в конечном счете, соответствует спросу на труд.

Концепция предельной доходности может быть применена к процедуре найма фирмой рабочих. Предельная доходность продукта показывает, сколько фирма готова заплатить, чтобы нанять дополнительного рабочего. Перед принятием решения об использовании в производстве дополнительного количества единиц труда фирма всегда сравнивает возможный доход с издержками, т.е. оценивает прибыль. Прирост общих издержек фирмы за счет введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельными издержками на ресурсы (MRC). Когда фирма нанимает работника на совершенно конкурентном рынке труда, то предельные издержки на каждый человеко-день труда будут равны ежедневной заработной плате (MRCL = W).

Следовательно, изменение прибыли от привлечения дополнительной единицы труда составит:

 

Dприбыли = Dвыручки - Dиздержек = МРL ´ Р - W.

 

Прибыль достигнет максимума, когда ее прирост будет равен нулю. Спрос фирмы на ресурс определяется равенством:

 

МРL ´ Р = W.

Величина предельной доходности труда показывает конечный результат привлечения одного дополнительного работника. Однако наем этого работника одновременно увеличивает и издержки на величину его заработной платы. Следовательно, чистый эффект привлечения дополнительного работника, влияющий на объем прибыли фирмы, определяется как разность предельной доходности ресурса и размера заработной платы дополнительного работника:

 

MRPL - MRCL = MRPL - W.

 

Существует правило использования ресурсов: прибыль фирмы увеличивается за счет привлечения дополнительных единиц ресурса вплоть до того момента (точка К на рис. 8.2), когда доход от предельного продукта ресурса будет равен предельным издержкам ресурса: MRP = MPC.

 
 

 

 


Предложение ресурсов (факторов производства) это то их количество, которое может быть представлено на рынке в определенное время и по определенным ценам. Предложение факторов производства обусловливается их ограниченностью, редкостью, определяется спросом на них и зависит от специфики каждого ресурса.

Кривая рыночного предложения ресурсов в кратковременном периоде также имеет восходящий характер (рис. 8.4).

Фирма заинтересована не в наибольшем объеме выпускаемой продукции, а в таком, который обеспечит максимальную прибыль. Максимизирующее прибыль количество ресурсов труда, используемых фирмой, определяется точкой пересечения кривыхих предложения и спроса.

 
 

 


На рис. 8.5 проиллюстрирован механизм установления рыночного равновесия на рынке ресурсов. Кривая спроса, например, труда, DL, совпадает с кривой МRР1. Спрос на труд повышается по мере того, как ставка заработной платы понижается. Поскольку рынок труда совершенно конкурентен, фирма может нанять столько рабочих, сколько она пожелает при рыночной зарплате. Поэтому кривая предложения трудовых ресурсов (S) является горизонтальной линией и совпадает с кривой предельных издержек (МRС).

 
 

 

 

 

 


Фирма может купить любые ресурсы по рыночным ценам. Поскольку цена единицы продукта и предельный доход на совершенно конкурентном рынке продукции равны, постольку и цена на ресурсы и предельные издержки на ресурсы также равны (Р = MRC). Принцип выбора фирмой количества используемого ресурса аналогичен принципу определения оптимального объема выпуска. Фирме выгодно увеличивать количество используемых ресурсов до точки К, где их предельная доходность равна предельным издержкам (MRP = MRC).

В условиях несовершенной конкуренции покупатель или продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов. Предельная доходность ресурса в условиях совершенной конкуренции уменьшается по одной причине: снижается предельный продукт. В условиях несовершенной конкуренции MRP убывает по двум причинам: уменьшается предельный продукт и падает цена на него. В результате кривая предельной доходности (МRР2) имеет больший угол наклона, т.е. менее эластична, чем кривая предельной доходности ресурсов в условиях совершенной конкуренции (MRP1)(рис. 8.5).

В долгосрочном периоде все используемые фирмой ресурсы являются переменными. Предположим, что фирма применяет три фактора производства: труд, капитал и землю. Она максимизирует прибыль, увеличивая применение каждого из факторов производства до того момента, когда предельная доходность равна предельным издержкам ресурса, т.е. должны быть выполнены следующие три условия:

МРL ´ MR = W или MRPL = W;

МРK ´ MR = rК или MRPК = rК;

МРЗ ´ MR = rЗ или MRPЗ = rЗ,

где МРL, МРК, МРЗ — предельный продукт труда, капитала и земли;

MR — предельный доход от использования ресурсов;

W, rК, rЗ — заработная плата, процент, земельная рента.

Поскольку заработная плата, процент и земельная рента представляют собой цены на соответствующие ресурсы, то фирма-производитель из множества вариантов делает выбор, принимая во внимание как производительность ресурсов, так и цены на них. Фирма минимизирует издержки производства при условии, когда достигается равенство отношений предельной доходности каждого ресурса ких ценам:

Очевидно, что данное равенство вытекает из предыдущих. Логично, что фирмы-производители будут замещать более дорогие ресурсы более дешевыми, а менее производительные — более производительными. Существует правило наименьших издержек: процесс замещения факторов производства происходит до того момента, когда последняя денежная единица, истраченная на каждый ресурс, даст одинаковый предельный продукт.

Минимизация издержек является необходимым, но не единственным условием максимизации прибыли. Как известно, выпуск продукции с максимальной прибылью достигается при условии равенства предельного дохода предельным издержкам (MR = МС).

У фирмы может быть несколько объемов выпуска, при которых ее издержки будут минимальными. Но только при одном объеме выпуска она может получить максимальную прибыль. Правило максимизации прибыли гласит: любая фирма, максимизирующая прибыль приобретает ресурсы на конкурентных рынках в таком сочетании, чтобы каждый вводимый фактор производства использовался до того момента, когда его цена станет равна его предельной доходности:

 

РК = MRPК; РL = MRPL; PЗ = MRPЗ

 

Преобразуем равенства, разделив их обе части на РК, РL и РЗ. Получим следующее равенство:

 

 

Это равенство отражает условие получения фирмой максимальной прибыли. В этом случае фирма полностью использует все возможности факторов производства.

Согласно теории предельной производительности все владельцы ресурсов получают вознаграждение в соответствии со своим вкладом в производство продукции. На первый взгляд распределение доходов осуществляется вполне справедливо, однако здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, распределение дохода характеризуется значительным неравенством из-за неравенства в распределении производственных ресурсов, поскольку у всех членов общества разные способности, а некоторые из них и вообще не в состоянии участвовать в производстве и получать доходы. Кроме того, согласно теории предельной производительности собственники ресурсов получают их часть по наследству, соответственно и доход от унаследованной собственности на ресурсы находится в противоречии с принципом "каждому в соответствии с тем, что он создает".

Во-вторых, теория предельной производительности основывается на предположении о конкурентных рынках. В действительности же в силу существующей на рынке ресурсов монополии и монопсонии ставки заработной платы и цены на другие ресурсы не отражают вклада факторов производства в выпуск продукта. Представляется, что в любой национальной экономике должны быть подсистемы, призванные регулировать распределение в соответствии с принципами социальной справедливости (налоговая, фискальная политика, принципы наследования и т.д.).

 

Рынок труда - это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения услуг труда. Рынок труда предполагает: свободу предложения труда, свободу спроса на труд; свободное колебание заработной платы.

Рынок труда обладает рядом особенностей,Во-первых,спрос на рынке труда, как отмечалось ранее, является производным спросом, т.е. производным от тех готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данного труда. Труд как ресурс удовлетворяет потребности покупателя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. В связи с этим спрос на труд определяется производительностью конкретного вида труда и уровнем цен на продукты, в производстве которых он используется.

Во-вторых,рынков труда, строго говоря, существуетмного, ибо предлагается труд работников разных специальностей и в разных местностях..

В-третьих, специфичность самого товара, реализуемого на рынке труда. Носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (ученый, инженер, врачи т.д.), но и целым рядом других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями и т.д. Это обстоятельство значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда.

С другой стороны, и работодатели (т.е. те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивают коммуникабельность (способность к совместной работе, общительность работника), его способность к переобучению, трудовой мобильности и т.п.

В-четвертых, острота противоречий между продавцами и покупателями, т.е. между наемными работниками и предпринимателями (фирмами). Такие противоречия в рыночной экономике существуют всегда и везде: продавцы, чем бы они ни торговали, хотят продать подороже, а покупатели - купить подешевле. Однако при купле-продаже обычных товаров покупатели при слишком высокой цене на товар могут поискать других продавцов, где цены ниже, или вовсе отказаться от покупки данного товара, заменив его другим товаром-субститутом (заменителем). Продавцы также могут при резком падении цен на товар отказаться от продажи своих товаров на данном рынке или придержать их для более поздней реализации (если это не скоропортящиеся продукты), или сократить их производство и за счет этого расширить производство других (более выгодных в настоящее время) товаров.

В совершенно ином положении находятся продавцы товара "труд". Как правило, это товар - единственный, которым они располагают для продажи. Если наниматели предложат рабочим слишком низкую заработную плату, то последние будут не в состоянии прокормить свои семьи. Ситуация окажется еще худшей, если работник вовсе не найдет работы. Не продав свой товар (труд), работник не сможет купить жизненно необходимые ему потребительские товары и услуги.

В-пятых,последствия сделки о найме труда. При покупке труда (найме работника) покупатель взамен на заработную плату не просто требует от продавца (работника) исполнения определенных обязанностей, но и становится его начальником на все время найма, а продавец труда становится его подчиненным. При этом наниматель имеет реальную власть над нанятым им работником, чего не происходит при продаже любой другой услуги. Отношения власти порождают соответствующие противоречия.

Основными субъектами рынка труда являются:

- контрагенты трудовых отношений — работники и работодатели;

- посредники между работодателями и наемными работниками (центры занятости, опекунские советы и т.д.);

- представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства (Министерство труда и социальной защиты и др. контролирующие органы);

- представители интересов работников и работодателей — такие общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т.д., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.

К основным компонентам рынка труда относятся: цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение. Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы; конкуренция в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей — за рабочие руки, а также работников-работодателей — за условия найма; спрос в форме потребности в рабочей силе в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций, а предложение в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявленных на рынке и способных быть туда доставленными. Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, фазы экономического цикла. Предложение труда зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем количестве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.

Инфраструктуру рынка труда можно определить как совокупность материально-технических, организационных и правовых условий, без которых невозможно нормальное функционирование сферы товарного обращения рабочей силы. В инфраструктуру рынка труда входят, например, служба занятости, бюро по трудоустройству, центры по переподготовке, институты общественных работ и фонды занятости, акты правового регулирования взаимоотношений продавцов и покупателей рабочей силы и др. Она обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.

Сначала проанализируем предложение труда отдельным работником, а затем рассмотрим кривые предложения на рынках труда.

Решение индивида о том, какое количество труда предложить, можно анализировать как своего рода компромисс между двумя необходимыми ему "товарами" — досугом и купленными потребительскими благами. Выбирая между этими возможностями, потребители (они же продавцы рабочей силы) сталкиваются с двумя основными ограничениями: 1) ограниченностью времени в сутках и 2) часовой ставкой заработной платы, определяющей покупательную способность индивида.

Если представить, что рабочему предложили более высокую почасовую ставку оплаты и в то же время он может сам определить продолжительность своей работы, то он оказывается на распутье: с одной стороны, он испытывает искушение поработать больше, чем раньше, поскольку каждый час работы лучше оплачивается. Каждый час свободного времени теперь означает убытки, поэтому рабочий стремится заместить свободные часы сверхурочной работой. Этот процесс экономисты называют эффектом замещения. Ведь рабочий замещает отдых дополнительными товарами, покупаемыми на свою заработную плату. Повышение заработной платы делает более высокой стоимость отдыха ввиду того, что каждый его час означает отказ от более высокой почасовой заработной платы.

С другой стороны, повышение ставки заработной платы дает рабочему возможность купить себе большее количество и лучшего качества товаров и услуг при неизменном количестве отработанных часов. Работник может позволить себе взять, например, неоплачиваемый дополнительный выходной, может пойти на неделю в отпуск зимой и получить дополнительную неделю отдыха летом. В этом случае начинает действовать эффект дохода: с увеличением дохода индивид чувствует себя богаче и может получить больше наслаждения от отдыха.

Таким образом, повышение ставки зарплаты влияет на выбор между трудом и досугом двояко. В одном случае повышение ставки заработной платы создает эффект замещения, увеличивая количество отработанных часов, альтернативную стоимость труда, стимулируя, таким образом, замену отдыха на труд. В другом — повышение ставки заработной платы создает эффект дохода, сокращая количество отработанных часов. Повышение реальных доходов работников стимулирует потребление ими "нормальных товаров", каковыми является и отдых. Следовательно, сам по себе эффект дохода от повышения заработной платы выразится в сокращении количества труда, предлагаемого работниками.

Необходимо отметить еще одну особенность индивидуального предложения на рынке труда. При падении реальной зарплаты, для того чтобы обеспечить прежний уровень потребления жизненных благ, домохозяйствам приходится увеличивать предложение труда. На работу идут женщины, дети, многие работники стараются работать в нескольких местах, на 1,5 ставки и т.д. Это явление можно назвать эффектом низкого дохода.

Если ставка заработной платы низка, то сильнее эффект замещения досуга на труд, т.е. с ростом заработной платы увеличивается предложение рабочей силы. Однако по мере увеличения заработной платы начинает действовать эффект дохода и работники все более предпочитают досуг труду. В случае, когда эффект изменения дохода точно компенсирует эффект замещения, предложение труда становится совершенно неэластичным, т.е. изменение ставки заработной платы не влияет на объем предложения труда. При понижении дохода домохозяйств ниже ранее достигнутого уровня потребления происходит замещение свободного времени на труд.

Кривая предложения труда отдельным индивидом изображена на рис. 8.6.

 
 

 


От точки А до точки В преобладает эффект замещения, от точки В до точки С — эффект дохода и эффект замещения взаимоуравновешиваются, от точки С до точки D преобладает эффект дохода, а от точки А до точки Е преобладает эффект низкого дохода, выражающийся в увеличении предложения труда при падающей ставке заработной платы.

Несмотря на то что кривая предложения индивидом своего труда может изгибаться, в целом кривая предложения любого вида труда, по крайней мере с определенного уровня заработной платы, имеет тенденцию к возрастанию.

Существует несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей рабочей силы в зависимости от степени конкуренции:

· конкурентный рынок;

· монопсония;

· модель, учитывающая деятельность профсоюзов;

· двусторонняя монополия.

Классическая модельконкурентного рынка труда характеризуется следующими чертами:

1) имеется большое число работодателей, представляющих интересы фирм, которые конкурируют друг с другом при предъявлении спроса на рабочую силу;

2) существует большое число имеющих одинаковую квалификацию работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение труда;

3) ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы. Взаимодействие спроса и предложения на совершенно конкурентном рынке может быть представлено соответствующими кривыми, показанными на рис. 8.7.

 

На вертикальной оси отложены ставки заработной платы — W, а на горизонтальной — количество труда — Q.

Кривая DL характеризует изменение спроса на труд. Она имеет отрицательный угол наклона. При прочих равных условиях, т.е. для работников равной квалификации, наибольший спрос приходится на тех, кто претендует на низкие ставки заработной платы, а наименьший, наоборот, на тех, кто претендует на высокие ставки.

Кривая SL отражает изменение предложения труда и имеет положительный угол наклона. Наибольшее число работников одинаковой квалификации настроены на высокую заработную плату, и лишь незначительное число согласно работать при низких заработках.

В точке Е, где пересекаются кривые спроса и предложения, спрос и предложение труда совпадают и возникает ситуация равновесия на рынке труда, т.е. количество работников, которое работодатели хотят нанять (Qe) на определенных условиях оплаты труда (We), соответствует числу работников, согласных работать за эту заработную плату.

Если цена труда выше равновесной, то наблюдается безработица, если ниже, то существует дефицит работников. Но в условиях совершенной конкуренции и рыночной гибкости ставок заработной платы ее отклонение от равновесного уровня не может продолжаться долго. Установление заработной платы выше относительно равновесного уровня вызывает сокращение спроса на труд со стороны фирм и, одновременно, увеличение предложения труда со стороны работников. В результате наблюдается избыток предложения труда. Возникающая при этом безработица оказывает давление на заработную плату в сторону ее понижения до равновесного уровня. В случае если заработная плата опускается ниже этого уровня, разворачивается противоположный процесс. В конечном счете конкурентный рынок труда характеризуется общим равновесием спроса на труд и предложением труда, а также равновесным уровнем заработной платы.

Рынок труда может иметь вид монопсонии. В этом случае предложение представлено множеством работников, а спрос — единственной фирмой-работодателем. Монопсонические условия на рынке труда складываются, как правило, в небольших населенных пунктах и отдаленных районах, где функционирует одно предприятие, обеспечивающее занятость большинства населения. Такой рынок труда характеризуется следующими условиями:

1) работники, занятые определенным видом труда, сосредоточены в основном на одной фирме;

2) данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо ввиду того, что при имеющейся у работника специальности и квалификации он не может найти другое место работы, не пройдя переподготовку;

3) фирма «диктует заработную плату» в том смысле, что ее ставка находится в прямой зависимости от числа нанимаемых работников.

В ряде случаев рынок труда может иметь вид олигопсонии, когда нескольким работодателям противостоит множество работников.

Рассмотрим процесс формирования ставки заработной платы и уровня занятости на монопсоническом рынке труда.

На рис. 8.8. кривая SS характеризует предложение труда, или средние издержки на труд со стороны фирмы. Каждая точка на данной кривой показывает ставку заработной платы одного работника, которую необходимо платить для привлечения соответствующего количества работников. Но более высокую заработную плату, которую фирма вынуждена платить для привлечения дополнительных работников, необходимо выплачивать и тем, кто уже нанят по более низким ставкам заработной платы, так как монопсонист стремится избежать недовольства из-за разных ставок на равный труд.

Выплата единой заработной платы всем работникам означает, что издержки на дополнительного работника (предельные издержки на труд, т.е. MRC) превышают ставку заработной платы на величину, необходимую для доведения ставки заработной платы всех ранее нанятых работников до нового уровня. Таким образом, кривая предельных издержек труда MRC показывает, как будут изменяться предельные издержки фирмы на наем работников по более высоким ставкам в связи с необходимостью доведения ставок заработной платы ранее нанятых работников до ставок дополнительно принятых работников.

На рис. 8.8 видно, что кривая предельных издержек MRC расположена выше кривой средних издержек труда, или предложения труда SS, так как предельные издержки монопсониста на наем работников выше средних ставок заработной платы. Для максимизации прибыли фирма стремится уравнять предельные издержки на труд с предельным спросом на труд в точке пересечения кривой спросаDD с кривой предельных издержек MRC (точка в). Монопсонист будет нанимать Qm работников (по сравнению с Qc в условиях совершенной конкуренции) и платить ставку заработной платы Wm (в отличие от конкурентной ставки Wc). Таким образом, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества рабочих. При этом он выплачивает более низкую ставку заработной платы, чем в условиях совершенно конкурентного рынка труда. Наниматель-монопсонист считает выгодным сокращать занятость, чтобы снизить ставку заработной платы ниже конкурентной.

Модель рынка труда с учетом действий профсоюзов. Профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы.

С целью увеличения спроса на труд профсоюзы стремятся:

- увеличить спрос на производимые продукты или услуги при помощи рекламы «товаров с профсоюзной этикеткой»;

- повысить производительность труда;

- изменить цены на другие вводимые факторы производства.

Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы через ограничение предложения труда путем борьбы за сокращение детского труда, ограничение миграции, обязательный выход на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста, сокращение рабочей недели.

Отраслевые профсоюзы, не ограничивая число своих членов, стремятся объединить практически всех работников отрасли. Это позволяет им оказывать на работодателей значительное давление при установлении ставок заработной платы, поскольку с помощью забастовки профсоюз может полностью лишить фирму предложения труда. Графически это воздействие показано на рис.8.9.

Объединяя практически всех работников и контролируя предложение труда, профсоюзы навязывают фирме ставку заработной платы Wv, превышающую конкурентную ставку Wс. Кривая предложения труда перемещается из SS в WvaS. При ставке заработной платы Wv наниматели будут сокращать занятость с Qс до Qv.

 

 


Модельдвусторонней монополии характеризует рыночную структуру, где существует единственный продавец и единственный покупатель труда. Она характерна для условий монопсонического рынка труда, на котором сформировался сильный отраслевой профсоюз. Схематично это можно представить, объединив монопсоническую модель с моделью отраслевых профсоюзов, как показано на рис. 8.10.

 

 

 


Если фирма-монопсонист стремится установить ставку заработной платы на уровне Wm, а отраслевой профсоюз добивается установления ее на уровне Wv, то в конечном счете ставка будет приближаться к равновесному уровню Wс При этом у фирмы исчезает стремление к ограничению занятости до уровня Qm, и она устанавливается на уровне Qс. В итоге ставки заработной платы и уровень занятости приближаются к условиям конкурентного рынка труда.

 

 

Рынок капитала

 

В современной экономической теории нет общепризнанного определения капитала, поэтому термин "капитал" имеет много значений:

а) он рассматривается как определенный запас материальных благ;

б) он представляет собой не только материальные предметы, но и нематериальные элементы (человеческие способности, образование и т.д.);

в) капитал отождествляется со средствами производства;

Под капиталом на рынке факторов производства понимается стоимость которая может приносить доход т е в конечной форме капитал –это в

Свободные деньги которые могут быть использованы в том или ином деле с целью получения дохода Рынок капитала состоит из двух частей:

· рынок акций, на котором покупаются и продаются доли участия в собственности предприятия;

· рынок заемного капитала, т.е. кредита, где обращаются как краткосрочные средства — деньги, так и долгосрочные — облигации.

Как и на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов действует закон спроса и предложения. Спрос на капитал это спрос на инвестиционные средства, необходимые для приобретения капитала в физической форме (средств производства: машин, станков, оборудования и т.п.). На первый взгляд спрос на капитал представляет собой спрос на определенную сумму денег. Однако следует различать спрос на деньги как таковые и спрос на капитал в денежном выражении. Спрос на деньги предъявляют домашние хозяйства для удовлетворения своих потребительских нужд (покупка одежды, продуктов питания, предметов бытового назначения и т.д.). Спрос на капитал предъявляет бизнес. Природа этого спроса другая. Она связана с предпринимательской деятельностью. Предпринимателю инвестиционные средства необходимы для приобретения средств производства, с помощью которых будут произведены товары и услуги. Следовательно, спрос на капитал является производным, порожденным спросом.

Капитал пользуется спросом, потому что он производителен. Как известно, производительность фактора производства связана с законом убывающей отдачи, определяющим динамику уровня дохода (рис. 8.11).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...