на один товар при изменении цены на другой товар)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Ed > 0, товар В – заменитель товара А, Ed < 0, товар В дополняет товар А, Ed – ничтожно мал, товар В независим от товара А. Но EdА/рВ ¹ EdВ/рА.
3.3. Предложение: факторы и закон его изменения.
Предложение – количество товара, которое продавцы готовы продать по данной цене в конкретном месте и в конкретное время. На микроуровне говорят об индивидуальном предложении (отдельных производителей на отдельном, частном рынке) и рыночном предложении (суммарном предложении всех продавцов для каждой цены товара). Кривая предложения (supply curve) показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Закон изменения предложения А. Курно (law of supply) –прямая зависимость между ценой и объемам продаж – предложение товара возрастает при росте цены (неизменности других условий рынка) и уменьшается при ее снижении. Функция предложения (supply function) – зависимость предложения (Sp) от влияющих на него различных факторов, например, от цены (Р) Sp = f (P). Следует различать изменение объема предложения (изменяется только цена товара) и характера предложения (изменяются факторы, бывшие ранее постоянными). Графически изменение объема предложения выражается в «движении» по кривой предложения вниз или вверх. Изменение же характера предложения выражается в смещении кривой предложения вправо (технический прогресс) или влево (при росте налогов). На предложение влияют не только цена, но и неценовые факторы: 1. Цены на ресурсы (снижение затрат на сырье ® рост выпуска продукции) 2. Налоги и дотации (рост налогов ® рост затрат ® снижение предложения товара)
3. Технические возможности производителя (рост эффективности производства) 4. Ожидания производителей (рост цен ® увеличение предложения ® расширение производства)
Эластичность предложения по цене
Фактор чувствительности предложения к цене – период времени реагирования производителя на изменение цены: 1. Мгновенный (от 1 дня до n месяцев) – ES/P = 0. 2. Краткосрочный период – ES/P > 0, предложение эластично. 3. Долгосрочный период – ES/P > 0, предложение еще более эластично.
3.4. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Роль цены в экономике
Равновесие – ситуация на рынке, когда спроса и предложение совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Равновесная цена означает, что товаров выпущено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие – выражение максимальной эффективности рыночной экономики, так как только в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Таким образом, равновесная цена – это цена уравновешивающая спрос и предложение.
Роль цены в экономике Цена – это: – главный элемент рыночного механизма;
– важнейший инструмент анализа, планирования и регулирования хозяйственной деятельности;
– решающий фактор воздействия на спрос и предложение;
– выражение интересов рыночных субъектов и определение их поведения на рынке; – отражение ценности благ в процессе их обмена.
Функции цены:
– распределительная – устанавливает пропорции между производством и потреблением, отраслями хозяйства, видами экономической деятельности, регионами и странами;
– стимулирующая – стимулирует повышение эффективности общественного производства, ускорение научно-технического прогресса, расширение и обновление продукции, работ, услуг и т.п.;
– учетная – контроль за расходованием средств и финансовым состоянием фирм, предприятий и домохозяйств).
Основные подходы к установлению цен:
– рыночный (на основе конъюнктуры рынка, спроса и предложения товаров, работ, услуг); – затратный (на основе издержек производства и реализации продукции, работ, услуг). Классификация цен:
1. По объему продаж и вида товаров, работ, услуг: – оптовые цены (реализация крупными партиями); – розничные цены (продажа небольшими объемами индивидуальным покупателям); – тарифы, расценки (оплата работ, услуг); 2. По степени свободы: – жестко фиксированные, твердые цены ( назначаемые органами ценообразования); – регулируемые (устанавливаемый госорганами верхний предел цен на определенные товары или предельный уровень рентабельности продукции); – рыночные цены ( формируемые на рынке по законам спроса и предложения); 3. Другие виды цен: – аукционная (продажная цена товара на аукционе); – государственная (устанавливаемая государством); – договорная, контрактная (цена сделки по купле-продаже товара); – коммерческая (свободная, рыночная цена); – котировальная (фиксируемая средняя типичная цена на товар за определенный период времени. Служит ориентиром при заключении новых контрактов); – мировая (типичная цена товара в международных контрактах, исчисляется в свободно конвертируемой валюте); – проникновения (низкая первоначальная цена на товар, устанавливаемая с целью немедленного достижения массового спроса на рынке); – расчетная /единая цена каждой фьючерсной (запланированной) позиции на данный день. Устанавливается расчетной палатой, как правило, на основе сделок, совершенных в последнюю минуту перед окончанием торгов/; – трансфертная (цена при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании); – фьючерсная ( цена по биржевым фьючерсным сделкам); – цена замены (объем товаров и услуг, который нужно обменять на другие товары и услуги); – сопоставимые (цены, исчисленные без учета инфляции); – плановые, прогнозные (цены, используемые при разработке планов, проектов, кратко –, средне –, и долгосрочных программ, прогнозов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|