Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

на один товар при изменении цены на другой товар)




EdА/рВ = DQА / QА ´ 100, % , доли ед., где А и В – различные товары.
В / РВ ´ 100, %

Ed > 0, товар В – заменитель товара А,

Ed < 0, товар В дополняет товар А,

Ed – ничтожно мал, товар В независим от товара А.

Но EdА/рВ ¹ EdВ/рА.

 

3.3. Предложение: факторы и закон его изменения.

 

Предложение – количество товара, которое продавцы готовы продать по данной цене в конкретном месте и в конкретное время.

На микроуровне говорят об индивидуальном предложении (отдельных производителей на отдельном, частном рынке) и рыночном предложении (суммарном предложении всех продавцов для каждой цены товара).

Кривая предложения (supply curve) показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Закон изменения предложения А. Курно (law of supply) –прямая зависимость между ценой и объемам продаж – предложение товара возрастает при росте цены (неизменности других условий рынка) и уменьшается при ее снижении.

Функция предложения (supply function) – зависимость предложения (Sp) от влияющих на него различных факторов, например, от цены (Р) Sp = f (P).

Следует различать изменение объема предложения (изменяется только цена товара) и характера предложения (изменяются факторы, бывшие ранее постоянными). Графически изменение объема предложения выражается в «движении» по кривой предложения вниз или вверх. Изменение же характера предложения выражается в смещении кривой предложения вправо (технический прогресс) или влево (при росте налогов).

На предложение влияют не только цена, но и неценовые факторы:

1. Цены на ресурсы (снижение затрат на сырье ® рост выпуска продукции)

2. Налоги и дотации (рост налогов ® рост затрат ® снижение предложения товара)

3. Технические возможности производителя (рост эффективности производства)

4. Ожидания производителей (рост цен ® увеличение предложения ® расширение производства)

 

Эластичность предложения по цене

 

ES/P = DS / S ´ 100, % , доли ед., ES/P > 0.
DР / Р ´ 100, %

Фактор чувствительности предложения к цене – период времени реагирования производителя на изменение цены:

1. Мгновенный (от 1 дня до n месяцев) – ES/P = 0.

2. Краткосрочный период – ES/P > 0, предложение эластично.

3. Долгосрочный период – ES/P > 0, предложение еще более эластично.

 

3.4. Равновесие спроса и предложения.

Равновесная цена. Роль цены в экономике

 

Равновесие – ситуация на рынке, когда спроса и предложение совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

Равновесная цена означает, что товаров выпущено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие – выражение максимальной эффективности рыночной экономики, так как только в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Таким образом, равновесная цена – это цена уравновешивающая спрос и предложение.

 

Роль цены в экономике

Цена – это:

– главный элемент рыночного механизма;

 

– важнейший инструмент анализа, планирования и регулирования хозяйственной деятельности;

 

– решающий фактор воздействия на спрос и предложение;

 

– выражение интересов рыночных субъектов и определение их поведения на рынке;

– отражение ценности благ в процессе их обмена.

 

Функции цены:

 

распределительная – устанавливает пропорции между производством и потреблением, отраслями хозяйства, видами экономической деятельности, регионами и странами;

 

стимулирующая – стимулирует повышение эффективности общественного производства, ускорение научно-технического прогресса, расширение и обновление продукции, работ, услуг и т.п.;

учетная – контроль за расходованием средств и финансовым состоянием фирм, предприятий и домохозяйств).

 

Основные подходы к установлению цен:

 

рыночный (на основе конъюнктуры рынка, спроса и предложения товаров, работ, услуг);

затратный (на основе издержек производства и реализации продукции, работ, услуг).

Классификация цен:

 

1. По объему продаж и вида товаров, работ, услуг:

оптовые цены (реализация крупными партиями);

розничные цены (продажа небольшими объемами индивидуальным покупателям);

тарифы, расценки (оплата работ, услуг);

2. По степени свободы:

жестко фиксированные, твердые цены ( назначаемые органами ценообразования);

регулируемые (устанавливаемый госорганами верхний предел цен на определенные товары или предельный уровень рентабельности продукции);

рыночные цены ( формируемые на рынке по законам спроса и предложения);

3. Другие виды цен:

аукционная (продажная цена товара на аукционе);

государственная (устанавливаемая государством);

договорная, контрактная (цена сделки по купле-продаже товара);

коммерческая (свободная, рыночная цена);

котировальная (фиксируемая средняя типичная цена на товар за определенный период времени. Служит ориентиром при заключении новых контрактов);

мировая (типичная цена товара в международных контрактах, исчисляется в свободно конвертируемой валюте);

проникновения (низкая первоначальная цена на товар, устанавливаемая с целью немедленного достижения массового спроса на рынке);

расчетная /единая цена каждой фьючерсной (запланированной) позиции на данный день. Устанавливается расчетной палатой, как правило, на основе сделок, совершенных в последнюю минуту перед окончанием торгов/;

трансфертная (цена при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании);

фьючерсная ( цена по биржевым фьючерсным сделкам);

цена замены (объем товаров и услуг, который нужно обменять на другие товары и услуги);

сопоставимые (цены, исчисленные без учета инфляции);

плановые, прогнозные (цены, используемые при разработке планов, проектов, кратко –, средне –, и долгосрочных программ, прогнозов).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...