Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

служебных задач сотрудниками ОВД




Юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Пра­воохранительная деятельность большинства юридических профессий про­текает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу и чем меньше шабло­на будет допущено этими лицами, тем более вероятен правильный исход в поисках истины.

Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепен­но накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятель­ность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т.д. при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирова­ния. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующе­го законодательства, регламентирующими эти действия.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоцио­нальность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается от­рицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка очень часто бывает отсрочена на сравнительно большой период времени.

 Профессиональная юридическая деятельность – в основном, деятель­ность государственная. Государство ставит перед правоохранительными ор­ганами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию пре­ступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных ор­ганов. Эти требования по мере роста юридической культуры всех членов об­щества повышаются как по отношению ко всей правоохранительной систе­ме, так и каждому ее звену, к каждому ее работнику.

Труд многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличия права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечислен­ных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответ­ственности за последствия своих действий.

Основная задача психологии юридического труда – выявление рацио­нальных соотношений между требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология юридического труда опирается на методы, теоретические положения и эксперименталь­ные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, пси­хологии труда, юридической социологии, права и т.д. Системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов.

Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считается престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, они не представляют, какие тре­бования будут предъявляться к ним.

Юридическая деятельность – это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное поня­тие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой от­ветственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

Для большинства юридических профессий характерной чертой являет­ся организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта:

1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели; органи­зация работы по конкретному делу в условиях ненормированного рабочего дня;

2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т.д1.

 В судопроизводстве поиск истины – это творческий процесс, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату всегда необходимы чуткость, вни­мание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д.

Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило движение к ко­нечной цели – установлению истины. В этой деятельности выделяются сле­дующие стороны: познавательная, коммуникативная, организационная, удостоверительная, воспитательная.

Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономер­ности психической деятельности в следственной, судебной и иной юриди­ческой деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональ­ных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуаль­ных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объек­тивным требованиям данной профессии.

Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой дея­тельности, а также качеств личности, которые в ней реализуются.

 Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструк­тивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

1. Социальная деятельность. Охватывает политический аспект в дея­тельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя исправительного учреждения и т.д. как организаторов борьбы с преступ­ностью на порученном им участке. Включает профилактические мероприя­тия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для воз­вращения его к социальной норме поведения.

2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной инфор­мации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, опера­тивного работника,судьи.

3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, ана­лиза и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование рабо­ты есть также результат реконструктивной деятельности.

4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходи­мой информации в процессе общения1. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительных учреждений.

5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном реше­нии профессиональной задачи.

6. Удостоверительная деятельность – приведение всей полученной ин­формации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (пос­тановление, протокол, приговор и т.д.).

В основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая ре­ализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности следователя имеет особое значение на первом этапе расследования и заключается в вычленении из окружающей среды крими­налистически значимой информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступником и т.п.), которая дает следователю возможность с до­стоверностью представить событие преступления с такой степенью точнос­ти как этого требует закон. Язык и речь, т.е. коммуникативная сторона деятельности – главные ин­струменты в следственной работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На допросах нередко реша­ется судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области пси­хологии и тактики допроса, его профессиональное мастерство.

Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посто­ронних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным воздействиям, противодействию заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряже­ния нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь органи­зовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навы­ками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость – стержневое качество воли – выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все свои силы для ее достижения.

Следователь – организатор расследования, принимает ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве ор­ганизатора деятельности многих людей. Практическая работа постоянно требует от него собранности, точности и организованности.

Реконструктивная сторона деятельности следователя проявляется в пе­реработке информации и принятии решений. Следователь в настоящее вре­мя должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, крими­налистику, криминологию и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и.д. От следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура.

В структуре профессиограммы следователя имеется еще социальная сто-рена, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлениями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия на­правляются на выяснение причин, условий и принятия мер к их ликвидации.

Работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интере­са все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безре­зультатными.

Криминалистическая наблюдательность – при осмотре места происшес­твия – это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие об­становки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение бы­ло максимально эффективным, до начала осмотра всегда важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная информация неред­ко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, однако она, тем не менее, дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося.

Психологическая наблюдательность – это необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для сле­дователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех след­ственных действий, где источником доказательственной информации вы­ступают люди, и выбор оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими особенностями. Психологическая наблюда­тельность необходима следователю и при проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками расследуемого дела. На­пример, умении диагностировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов1.

При анализе различных уровней оперативно-розыскной и следственной деятельности, образующих их структуру, особенно выделяется коммуника­тивная сторона. Исследование ее структуры, познание психологических за­кономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального ре­гулирования дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне. Коммуни­кативный аспект в деятельности следователя является одним из доминиру­ющих, так как он, пожалуй, в первую очередь, должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных, порой, экстремальных условиях.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона следова­тель наделен правом давать поручения, обязательные для исполнения орга­нами дознания; следователь определяет потребность во взаимодействии, цели и направления расследования преступления. Часто следователю при­ходится выступать как руководителю коллективов, осуществляющих дейст­вия в трудных, а иногда экстремальных условиях: обыск и задержание не­скольких лиц, осмотр сложного транспортного происшествия (крушение поезда), осмотр места пожара и т.д.

Для следственной работы необходимы следующие организационные ка­чества:

1. Самоорганизованность, энергичность, настойчивость, обеспечиваю-. щие целенаправленное расследование уголовного дела, систематическую работу по нему.

2. Ответственность, требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уголовно­го дела.

3. Выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство со­бственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.

Личность следователя, как видно из изложенного выше, отличается многогранностью и сложностью. Она складывается и формируется в основ­ном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определя­ющим является личность человека, который избрал профессию следователя в качестве одной из главных своих жизненных целей. Огромное значение в формировании личности следователя имеет учебная подготовка и профес­сиональная деятельность, которые предъявляют сложный комплекс требо­ваний к его личностным качествам и профессиональным навыкам, разви­тию и закреплению их в структуре личности.

Профессия судьи исключительно сложна, многообразна и реализует значительное количество специальных качеств и навыков личности, кото­рые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личнос­ти судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.

Профессиональная деятельность судьи детально четко регламентирова­на законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Вырабатывается это на ос­нове высоких моральных качеств, правосознания, в результате постоянного понимания ответственности и важности своей деятельности перед общест­вом и государством.

В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Консти­туцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности, прави­лами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Он должен избе­гать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Судья не дол­жен причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц.

Постоянная ответственность судьи перед обществом предельно стиму­лирует его познавательные способности, анализ всей получаемой информа­ции, требует от него четкости и ясности в принятии решений. «Судьей до­лжен быть человек, который своим личным поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет большой общественно-политический опыт, умеет разбираться в людях и еще должен быть культурный человек».

В практической деятельности судьи оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения:

- формируют у граждан правосознание;

- уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания;

- при высокой культуре судебных процессов создают непосредственно вокруг преступников и их пособников атмосферу морального осуждения;

- судебные процессы стимулируют общественное мнение к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его правоте, способности, умении решать сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из основных специфи­ческих особенностей коммуникативных свойств личности судьи.

Главное в коммуникативных свойствах личности судьи – не стремление быть приятным в общении, а умение своим видом показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно и подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуника­тивных качествах судьи должны отсутствовать повышенная жестикуляция, раздражительность, грубость, насмешка, излишняя назидательность. Судья обязательно должен обладать такими качествами, как тактичность, вежли­вость, сдержанность в манерах поведения, эмоциях и речи.

Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и всем иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса дает возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.

Судье важно развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи его он сможет на основании главным образом словес­ной информации мысленно воссоздать модель прошедшего события, обсто­ятельства которого рассматриваются в судебном заседании.

Ошибочно думать, что роль судьи сводится только к внимательному вы­слушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых, потерпевших, свидетелей, дающих ложные показания. Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправдан­ность поведения того или иного лица в суде. Опытного судью в процессе всегда отличает беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона деятельности судьи – это текущий и завер­шающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого в соответствии с дей­ствующим законодательством приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и социальный интеллект, память, вообра­жение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Как правило, интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах расследования дела.

Необходимость осуществления функций организации судебного про­цесса, деятельности многих участников процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора – дисциплинированности, собраннос­ти, целеустремленности, настойчивости, организации всех своих поступ­ков, всей своей деятельности. Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе аккуратность в вы­полнении каждого отдельного действия, каждого элемента общей структу­ры судебной деятельности.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, оп­ределение, решение и др. В этой деятельности реализуется общая и специ­альная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов по делу.

Деятельность работников прокуратуры многогранна и ответственна, она конкретно связана с защитой законных прав и интересов граждан. Ни одно нарушение закона не должно оставаться без реагирования со стороны про­куратуры, которая призвана обеспечивать соблюдение законов.

В Российской Федерации существуют следующие отрасли прокурорско­го надзора:

1) надзор за исполнением законов органами государственного управле­ния, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лица­ми и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами дознания и предваритель­ного следствия;

3) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В своей практической деятельности для достижения успеха прокурор и его помощники должны обладать определенными личностными качествами и, в частности, мышлением.

Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Про­фессиональная деятельность его требует большой личной инициативы, це­леустремленности, упорства, настойчивости, хороших организаторских способностей.

Коммуникативная и удостоверительная стороны деятельности прокуро­ра связаны с использованием речи в ее основных формах, как устной так и письменной.

Формирование мнения прокурора о наказании при рассмотрении в суде уголовного дела – сложный процесс, где учитываются данные правового ха­рактера, предусмотренные законом, а также сказывается множество иных факторов. Прокурор участвует в деле практически с момента возбуждения и до вынесения приговора, поэтому мнению государственного обвинителя принадлежит особая роль. В процессе он всегда высказывает его первым. Потому очень важно, чтобы оно было четко сформулировано и убедитель­но аргументировано1.

Определенное мастерство требуется от прокурора при ведении допросов в зале судебного заседания, в особенности допросов членов организованной преступной группы, занимавших в этой группе различное иерархическое положение.

Политическая зрелость, нравственная чистота, понимание значимости своего труда умножает силы и способности прокурора, помогает ему пра­вильно ориентироваться в сложной обстановке, предохраняет от узкопро­фессионального отношения к своим обязанностям.

Деятельность инспектора уголовного розыска, находящегося на перед­нем крае борьбы с преступностью, состоит в раскрытии, расследовании и предупреждении уголовных преступлений: убийств, грабежей, разбоев, бандитизма, краж и т.д. Его деятельность протекает часто в условиях эк­стремальности и отличается высокой эмоциональной напряженностью. По­этому работа в уголовном розыске требует от сотрудника большой находчи­вости, смелости, инициативы, хорошей образной памяти, умения владеть собой, быстро и хладнокровно принимать решения, высокого уровня само­организованности и настойчивости.

Эта многообразная и достаточно сложная работа, в большинстве случа­ев связанная с определенным риском, регулируется законом, в рамках ко­торого и действует сотрудник уголовного розыска.

Разносторонняя деятельность работников уголовного розыска осущес­твляется, в основном, в двух формах.

Во-первых, вместе со следователем инспектор уголовного розыска выез­жает на место происшествия, участвует в осмотре, обыске, задержании и других следственных действиях.

Во-вторых, сотрудники уголовного розыска, используя профессиональ­ные методы и приемы, ставят своей задачей предупредить реализацию преступных замыслов. Работникам уголовного розыска в этих случаях при­ходится с помощью специальных приемов получать необходимую инфор­мацию о преступниках, их связях, местах нахождения и намерениях. В большинстве случаев результатом этой деятельности является неожидан­ное для преступника задержание его с поличным.

Как и в структуре профессиограммы следователя, в деятельности ин­спектора уголовного розыска активно проявляется поисковая сторона, кото­рая заключается в выявлении следов преступника и создании его психологи­ческого портрета, которые дают возможность вести розыск и последующую идентификацию личности. Вычленяя необходимую информацию на месте происшествия, инспектор уголовного розыска концентрирует внимание на «критических фигурах» (место взлома, взрыва, труп и т.д.) и «критических полях» (пути проникновения и пути ухода преступника и т.п.).

У инспектора уголовного розыска наблюдение как психический процесс и форма деятельности вырабатывает интеллектуальное качество – профес­сиональную наблюдательность, которая становится чертой личности инспектора и очень важна для него. Эту наблюдательность можно назвать еще проницательностью – качеством, которое очень важно для инспектора уго­ловного розыска.

Важным аспектом психологической наблюдательности является умение наблюдать за собой, анализировать свои поступки и действия, учитывать свои ошибки и вовремя их исправлять.

В организации получения информации от различных людей о личности преступника, его приметах, конкретных связях, возможном месте нахожде­ния заключается коммуникативная сторона деятельности инспектора уго­ловного розыска.

Сущность удостоверительной стороны деятельности этого инспектора заключается в фиксации добытой информации в специальной письменной форме.

Важна для инспектора уголовного розыска организационная сторона его деятельности. Ему часто приходится выезжать на место происшествия, встречаться с большим количеством людей, посещать различные учрежде­ния и организации. Для этого инспектор должен обладать высоким уровнем самодисциплины, умением планировать время, организовать труд добро­вольных помощников и общественность, активно используя их помощь и поддержку.

Реконструктивная сторона деятельности инспектора заключается в мыс­ленном воссоздании картины преступления, разработке основных версий по делу и подготовке плана, направленного на успешное раскрытие пре­ступления. Он также должен стремиться предупредить преступления, со­здать на своем участке обстановку, которая препятствовала бы осуществле­нию преступных намерений со стороны подучетного контингента лиц. Для этого инспектору необходимо вступать в контакт с людьми, уметь учиты­вать быстро меняющуюся обстановку, проявлять находчивость и выдержку, сочетать убеждение и принуждение в условиях соблюдения правовых пред­писаний.

В практической деятельности очень часто возникают сложные ситуации в момент задержания. Здесь инспектору следует четко определить способ задержания в данной ситуации, учитывая при этом личность человека, ко­торого необходимо задержать. Взгляд, специфический оборот речи, движе­ние не должны остаться незамеченными.

Деятельность сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями кропотливая, внешне не эффективная. Однако никто другой не возвращает обществу и государству такого большого количества материальных ценнос­тей, как работники этих подразделений. Преступники, с которыми им при­ходится иметь дело, как правило, очень грамотные, достаточно квалифици­рованные и изворотливые люди. Результаты своей преступной деятельности они умеют хорошо скрывать.

Работа этих сотрудников отличается от работы уголовного розыска. В уголовном розыске в основном работу ведут «от преступления» (убийст­ва, изнасилования, кражи и т.д.), а в борьбе с экономическими преступле­ниями инспекторам приходится «идти к преступлению», отыскивая его по мало заметным признакам. Сотрудникам этой службы приходится прове­рять заявления и жалобы граждан о нарушениях и злоупотреблениях в сис­теме торговли, об обмане покупателей, пересортице, завышении цен, о жизни отдельных материально ответственных лиц «не по средствам» и т.д. Необходимо обладать большим запасом разносторонних знаний, опытом и терпением, чтобы из перечисленных признаков была воссоздана картина замаскированного хищения собственности.

Сотрудники борьбы с экономическими преступлениями должны и хоро­шо знать бухгалтерский учет, товароведение, технологию изготовления продукции, особенности переработки, транспортировки и хранения раз­личных потребительских товаров с тем, чтобы использовать эти знания для раскрытия сложных, замаскированных хищений.

В профессиограмме работника борьбы с экономическими преступлени­ями выделяются социальная, коммуникативная, поисковая, организацион­ная и удостоверительная стороны деятельности, в которых реализуются личностные качества, умения и навыки, обеспечивающие успех в его слож­ной работе. Главное для инспектора – умение разбираться в людях, отли­чить честного человека от стяжателя, ориентироваться в сложной иерархии группы расхитителей и безошибочно выделить в ней слабое звено, через ко­торое можно было бы раскрыть сложное и достаточно замаскированное хи­щение. Важно при расследовании этой категории дел выявить мотивы, ус­ловия и цели, которые способствовали совершению конкретных хищений в различных областях промышленности, городского и сельского хозяйства, в торговле и т.д.

Основными задачами участкового инспектора милиции являются обеспе­чение общественного порядка, выявления причин и условий, способствую­щих совершению преступлений, и принятие необходимых мер к их устране­нию на обслуживаемой территории. Участковый инспектор охраняет права и законные интересы каждого гражданина, а также организаций, учреждений и предприятий от преступных посягательств и иных правонарушений.

В профессиограмме участкового инспектора выделяются социальная, конструктивная, организационная, удостоверительная, коммуникативная и поисковая стороны деятельности, в которых реализуются личностные ка­чества, навыки и умения, обеспечивающие успех в его нелегкой работе.

Деятельность инспектора ГАИ связана в основном с регулированием движения транспорта и предупреждением дорожно-транспортных проис­шествий на улицах и дорогах. Структура профессиограммы инспектора ГАИ сложная, включающая в себя ряд профессий. В первую очередь это профессия инспектора правоохранительного органа, в которой, как указы­валось выше, реализуются все шесть сторон, характерных для данного вида деятельности: поисковая, коммуникативная, удостоверительная, организа­ционная, реконструктивная и социальная. Работник ГАИ должен хорошо управлять различными транспортными средствами и для этого обладать ка­чествами, входящими в профессиограмму водителя. Он должен быть внима­тельным и решительным человеком, к тому же обладать повышенным чув­ством ответственности за свои действия.

Сотрудник таможенных органов борется с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Его деятельность непосредственно связана с пересе­чением гражданами нашей страны и иностранцами Государственной грани­цы Российской Федерации. Как правило, таможни располагаются непосред­ственно вблизи границы, а также в аэропортах, где заканчиваются заграничные рейсы самолетов, и в морских портах. Характерной чертой дея­тельности инспектора таможни является дефицит времени: в подавляющем большинстве случаев таможенный досмотр вещей и пассажиров связан с рас­писанием движения самолетов, поездов, теплоходов и т.д.

Отметим, что в деятельности любого инспектора таможни, а в особен­ности у оперативного работника этого органа выделяются поисковая, орга­низационная, коммуникативная и конструктивные стороны. Особенно вы­сок удельный вес поисковой деятельности, которая обеспечивает успех при обнаружении контрабанды.

В практической деятельности у талантливого инспектора очень велика поисковая доминанта, которая обеспечивает «вычленение» необходимой информации. Специфические требования предъявляются также к комму­никативным, организационным и интеллектуальным качествам работников таможни, так как их деятельность протекает обычно в условиях строгого де­фицита времени, постоянного общения с большой массой людей и т.д. Кроме специальных знаний таможенный инспектор должен владеть инос­транными языками, знать экономику, товароведение, хорошо разбираться в людях.


Заключение

Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессиональ­ного воспитания, обучения и усовершенствования. Кратко остановимся на характеристике перечисленных этапов.

Профориентация – это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста.

Профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятель­ность вузов, органов прокуратуры и МВД по специализированному отбору на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности. При проведении собеседования изучаются склонности и направлен­ность личности. В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стрем­ление к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципи­альность.

Одной из важных задач органов прокуратуры, юстиции и суда, а также вузов является координация своих действий по отбору абитуриентов, орга­низация их обучения и воспитания.

Потребность в самовоспитании органически входит в общую структуру отношений личности к окружающему миру, людям, к себе, своей деятель­ности и является одним из внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному поведению. Стремление к знаниям, к трудовой и об­щественной деятельности побуждает человека к дальнейшему совершен­ствованию своих способностей, к активным действиям во имя долга как осознанной необходимости выполнения своих обязанностей перед общест­вом, коллективом, самим собой.

Велика и ответственна в процессе обучения и воспитания роль юриди­ческого вуза, который должен задатки обучающегося развить в систему ка­честв, навыков и умений, необходимых личности будущего юриста для добросовестного выполнения своих служебных задач.


Список использованной литературы

 

1. Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. – М., 1965.

2.  Васильев В.Л. Юридическая психология. – М., 1991.

3.  Дулов А.В. Судебная психология. – Минск, 1975.

4. Лук А. Н. Память и кибернетика. – М., 1966.

5. Макаренко А. С. Полн. собр. соч. в 7 тт. – М., 1958..

6.  Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. – М., 1974.

7. Общая психология / Под ред. акад. А В. Петровского. – М., 1986.

8. Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т.З. – 2-е изд. – М., 1955.

9. Пекелис В. Твои возможности, человек. – М., 1973.

10. Психоло­гия / Под ред. А. П. Рудика. – М., 1974.

11.  Психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.,1986.

12.  Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 1867.

13. Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.

14. Сеченов И. М.. Избранные произведения. – М., 1958.

15.  Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания. // Законность. – 1993. – № 12.

16. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. – М., 1996.

17.  Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 1995.

 


[1] Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959, с. 23.

 

1 Лук А. Н. Память и кибернетика. – М., 1966, с. 80.

1 Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. – М., 1965, с. 77.

 

1 Пекелис В. Твои

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...