Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уборки. График и правила проведения различного рода видов уборок в помещениях медицинских организаций.

Лекция № Х

Источниками загрязнений функциональных помещений МО являются:

· Человек

· Продукты его жизнедеятельности

· Разрушающиеся материалы

· Пыль и грязь, занесённые с улицы

· Клещи домашней пыли и продукты их жизнедеятельности

· Постель больного содержит чешуйки человеческой кожи, текстиля. При посеве «постельной пыли» обнаруживаются различные микроорганизмы, грибы, бактерии и вирусы, а также различные аллергены, химические вещества

 

Места обитания микроорганизмов:

· На руках больных и персонала

· На поверхностях дверных ручек, выключателей, кранов раковин, на тумбочках и спинках кроватей, на стенах и потолке

· В воздухе

· На одежде и постельном белье больных

· На предметах ухода и изделиях медицинского назначения

· В медицинских отходах

· На клавиатуре компьютера, на поверхностях телефонных трубок

Виды микроорганизмов:

Золотистый стафилококк – возбудитель гнойно-септических инфекций. Контаминируют (обсеменяют) поверхности вокруг источника инфекции (бельё, мебель, стены). «Хорошо чувствуют себя» в сухой среде.

Сальмонелла – возбудитель внутрибольничного сальмонеллёза, может разноситься по помещениям с потоками пыли.

Синегнойная палочка – возбудитель тяжёлых инфекций различной локализации, «любит» влажную среду6 раковины, краны, влажные полотенца, влажная ветошь для уборки. При выработке устойчивости к дезинфектантам может находиться в рабочем растворе, предназначенном для уборки (нужна ротация дезрастворов).

Вирус гепатита «В» - возбудитель инфекционного гепатита, может содержаться в высохших каплях крови и биологических жидкостях на стенах, на полу. На прикроватном столике и т.п.

Кишечная палочка – контаминирует руки персонала.

Цель уборок – очистка и дезинфекция воздуха, поверхностей и ИМН.

 

Существует много видов уборки. Классифицируют виды уборки по механизации, по месту, по использованию химических средств, по целевому назначению, по периодичности и интенсивности.

От того используется вода и в каком количестве или нет выделяют:

•Сухую уборку

•Влажную уборку

•Мокрую уборку

Сухая уборка – это сбор пыли, мелкой грязи, песка или порошка без использования воды и чистящих средств. К сухой уборке относится удаление пыли и подметание щетками или подметание пылевыми мопами – ручной способ уборки; механизированный ручной способ уборки с применением электровеников, электрощеток, подметальных машин толкаемого типа; механизированное подметание с помощью специальных подметальных машин; уборка пылесосами.

Одноразовые сухие салфетки - гигиенически чистый уборочный инвентарь, который позволяет собрать пыль, не распространяя ее вокруг. Салфетки могут быть изготовлены из микрофибры, искусственной замши, нетканого материала. Но для эффективности такого способа необходимо большое количество салфеток. В МО сухие уборки не рекомендуются, кроме случаев, когда рассыпан сахар-песок или порошок дезсредства.

Влажная уборка – обработка помещений с помощью жидкостей с использованием дезинфицирующих средств. Нанесение жидких средств производится способами протирания и орошения. При этом остаточное увлажнение поверхностей должно быть минимальным. Влажная уборка осуществляется также мопами. Это самый современный и очень гигиеничный способ уборки, активно используемый в медицинских учреждениях.

Мокрая уборка – это традиционный вид уборки, мытье пола с большим количеством воды и моющими и дезинфицирующими средствами. Применяется она при значительных или въевшихся загрязнениях, а также в целях дезинфекции и во время комплексных отмывок, при проведении генеральных уборок в родильных домах.

Существует несколько систем уборки полов в зависимости от количества используемых ведер:

• одноведерная система;

• двухведерная система;

• безведерная система: швабры со встроенной водоподающей системой; система предварительно подготовленных мопов.

ОДНОВЕДЕРНАЯ СИСТЕМА. Этот метод повсеместно использовался в нашей стране. При использовании одноведерного метода чистящий раствор загрязняется очень быстро, так как грязный моп промывается в том же ведре, в котором раствор используется для следующего использования. Кроме того, при этом методе существует большая опасность переноса болезнетворных микроорганизмов.

ДВУХВЕДЕРНАЯ СИСТЕМА. Этот метод позволяет дольше использовать рабочий раствор, кроме того, качество работы при использовании этого метода, существенно выше. Первое ведро – дезраствор для дезинфекции поверхности, второе ведро – проточную воду, предназначено для промывания ветоши от загрязнений (чем чаще меняют в данном ведре воду, тем лучше сохраняется чистота дезраствора в первом ведре). Вёдра должны быть соответствующим образом промаркированы с помощью надписей «Для мытья» (синие ведро) и «Для ополаскивания ветоши» (красное ведро).

БЕЗВЕДЕРНАЯ СИСТЕМА. Эта система относится к методу влажной уборки и имеет два основных вида: совмещенную со шваброй водоподающую систему и систему предварительно подготовленных мопов.

Общие требования к санитарному содержанию помещений и уборкам в МО содержит СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (п. 11 разд.1).

«СПРЕЙ - МЕТОД». В процессе уборки этим методом потребуется ёмкость с распылителем и моющим средством. Жидкость наносится на салфетку, а не на обрабатываемую поверхность. Данный метод удобен для обработки поверхностей, но не полов.

11. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

11.1. Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация МО организует предварительный и периодический (не реже одного раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.

11.2. Хранение моющих и дезинфекционных средств должно осуществляться в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенных местах.

11.3. Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов:

- для дезинфекции, для предстерилизационной очистки и для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами);

- для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования;

- для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В (в случае отсутствия установок для обеззараживания).

Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.

11.4. При работе с дезинфекционными средствами необходимо соблюдать все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты, указанные в инструкциях по применению.

11.5. Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря. Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек.

11.6. Мытье оконных стекол должно проводиться по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.

11.7. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже одного раза в месяц с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.

11.8. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся.

Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям.

Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.

11.9. При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их протирания на высоту не менее двух метров (в операционных блоках - на всю высоту стен), окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой, а затем проводят обеззараживание воздуха в помещении.

11.10. Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов.

При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток многоразовые салфетки подлежат стирке.

11.11. Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.

11.12. Для обеззараживания воздуха в помещениях с асептическим режимом следует применять разрешенные для этой цели оборудование и/или химические средства.

Технология обработки и режимы обеззараживания воздуха изложены в соответствующих нормативно-методических документах и инструкциях по применению конкретного дезинфекционного оборудования и дезинфицирующих средств.

С целью снижения обсемененности воздуха до безопасного уровня применяются следующие технологии:

- воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствие людей, и закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей, необходимое число облучателей для каждого помещения определяют расчетным путем согласно действующим нормам;

- воздействие аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствие людей с помощью специальной распыливающей аппаратуры (генераторы аэрозолей) при проведении дезинфекции по типу заключительной и при проведении генеральных уборок;

- применение бактериальных фильтров, в том числе электрофильтров.

11.13. Для проведения уборки (кроме помещений класса А) допускается привлекать профессиональные уборочные (клининговые) компании, работающие в круглосуточном режиме, для которых необходимо предусматривать отдельные помещения. Персонал клининговых компаний при проведении уборки в ООМД должен соблюдать настоящие санитарные правила. Требования к условиям труда персонала клининговых компаний, работающего в МО, определены пунктом 15 главы I настоящих санитарных правил.

11.14. Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

11.15. Сбор грязного белья осуществляется в закрытой таре (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передаваться в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и дезинфицируются.

11.16. В стационарах и поликлиниках предусматриваются центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе встроенных. Кладовая для чистого белья оборудуется стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции. Центральная кладовая для грязного белья оборудуется напольными стеллажами, умывальником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха.

11.17. Процессы, связанные с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой белья, должны быть механизированы.

11.18. Стирка белья должна осуществляться в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам.

11.19. Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом.

Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем.

11.20. После выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. Дезинфекционной обработке подлежат кровать и тумбочка пациента. В медицинской организации должен быть обменный фонд постельных принадлежностей, для хранения которого предусматривается специальное помещение.

11.21. В строящихся и реконструируемых МО рекомендуется устройство пунктов обработки кроватей с последующей комплектацией постельными принадлежностями.

11.22. В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование помещений должно быть прекращено.

В случае необходимости проведения ремонта в действующем здании допускается проведение ремонтных работ при обеспечении надежной изоляции функционирующих помещений (в том числе технических) от ремонтируемых. При ремонте пищеблоков питание пациентов и персонала обеспечивается другими организациями общественного питания, имеющими разрешение на приготовление лечебного питания.

11.23. В ООМД не должно быть синантропных членистоногих, крыс и мышевидных грызунов. Проведение дезинсекции и дератизации должно осуществляться в соответствии с санитарными правилами специализированными организациями.

11.24. Сбор, временное хранение и удаление отходов различных классов опасности в ООМД осуществляются в соответствии с санитарными правилами по обращению с медицинскими отходами.

11.25. Урны, установленные для сбора мусора у входов в здания и на территории (через каждые 50 м), должны очищаться от мусора ежедневно и содержаться в чистоте.

11.26. ООМД должна быть обеспечена необходимым количеством технологического оборудования для обращения с отходами разных классов опасности (стойки-тележки, пакеты, мешки, контейнеры, в том числе непрокалываемые, и другое).

 

Регистрация генеральных уборок

Для этого используют Журналы генеральных уборок, в которых принято отмечать дату проведения уборки, режим обработки поверхностей (бактериальный, противовирусный и т.д.), наименование и концентрацию дезинфицирующего средства, его экспозицию, указывают фамилию лица, проводившего уборку.

Концентрацию и объём дезинфицирующего средства подбирают по инструкции к данному препарату.

 

 

Снижение риска развития возникновения хирургической раневой инфекции определило научный интерес к разработке новых технологий ГУ операционных блоков с применением современной распыляющей аппаратуры. Аэрозоли при распылении обеззараживают не только окружающие поверхности, но и воздух в помещении. Представител распыляющей аппаратуры является аппарат «Ультраспрейер» плюс препарат «Дезаргент» на основепероксида водорода с добавлением комплексных солей серебра.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...