Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система органов предварительного расследования

Организация, появление и расследование преступлений. Органы предварительного расследования.

1) Понятие, виды органов предварительного расследования, их функции, задачи и полномочия

2) Система органов предварительного расследования

Предварительное расследование – деятельность, уполномоченных на то государственных органов по установлению событий преступление и лиц, которые его совершили.
Эта деятельность детально регламентирована законом (УПК РФ) и может осуществляться только в установленном порядке (процессуальная форма).

Задачи ПР:
-всесторонняя и полное установление всех обстоятельств нарушений уголовно-правового запрета
-изобличение лиц, нарушивших запрет, привлечение их в качестве обвиняемых, в случае необходимости – применение мер процессуального принуждения
-защита прав лиц, пострадавших от поступления (потерпевшие), принятие мер к возмещению ущерба
-реабилитация невиновных

Существует два вида (формы) ПР:
-предварительное следствие
-дознание

1. Предварительное следствие. Осуществляется по большинству уголовных дел (ч 2 ст 151 УПК РФ). Существует 4 правоохранительных органов, в которых имеются следственные аппараты и те органы, которые могут осуществлять ПР. Следственный комитет, ФСБ, органы внутренних дел, ФСКН (федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (сейчас нет)). Каждый из этих органов проводит ПС по определенным категориям дел (ст 151 УПК), т е каждый по своей компетенции. Процессуальные полномочия абсолютно одинаковы, а порядок производства ПС не зависит от ведомственной принадлежности. Следователь, при производстве ПС, обладает процессуальной самостоятельностью и наделен весьма обширными властными полномочиями (38 УПК РФ). СТ 21 ч 4 УПК РФ – все требования, поручения, запросы следователя обязательны для исполнения всеми учреждения, должностными лицами, гражданами и т д. Основная обязанность следователя (ч 2 ст 21 УПК РФ) – принятие всех необходимых мер, предусмотренных законов, по установлению событий преступления, изобличение лица или лиц, виновных в преступлении.

2. Дознание. Проводится по определенным категориям дел, закрепленных в УПК (ч 3 ст 150). Дознание проводится специальными органами дознания (в лице дознавателей), к этим органам (ст 40) относятся – органы внутренних дел, органы ФСБ, органы службы судебных приставов, таможенные органы, органы государственного пожарного надзора, военной полиции, командиры воинских частейсоединений, начальники воинский учреждений и гарнизонов. Дознание осуществляется по тем же правилам, что и ПС, но с некоторыми особенностями. Два вида дознания – в общем порядке и в сокращенной форме.

Отличия дознания от ПС:
-дознание осуществляется не от имени дознавателя, а от имени органа дознания, поэтому все основные решения по уголовному делу, подлежат утверждению начальника органа дознания.
-сроки дознания намного короче, чем ПС (минимальный срок ПС – 2 месяца, дознание в общем порядке – 30 суток, максимальный срок дознания – не более 6 месяцев (в мн случае – до года).
-ПС всегда осуществляется по тяжким и особо тяжким преступлениям.
-на дознании отсутствует предъявление обвинения. Итоговым документом дознания признается не обвинительное заключение, а обвинительный акт.
-дознание проводится по тем же правилам, что и ПС

Функции органов предварительного расследования

Основная функция органов ПР (а для органов ПС – единственная) состоит в уголовном преследовании.

Уголовное преследование – процессуальная деятельность, проводимая органами предварительного расследования, целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлении (Ст 55 п 5).

Органы дознания осуществляют еще один вид – оперативно-розыскную деятельность. ФЗ от 12 авг 1995 «об оперативно-розыскной деятельности».

Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно или негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законом об ОРД в пределах их полномочий, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, его собственности, обеспечение безопасности общества и государственности от преступных посягательств посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Задачи ОРД:
-выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, которые подготавливали, совершали преступление
-розыск лиц, скрывающихся от органов ПР или суда, уклоняющихся от уголовного указания, розыск без вести пропавших
-добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экологической безопасности РФ

Методы ОРД. Как гласными или негласными методами. К гласным относится – опрос лица, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, неопосредствованное исследование документов, проверочная закупка. К негласным – наблюдение (электронное), негласное обследование помещений, зданий, транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушка, оперативные внедрения, оперативный эксперимент.

Система органов предварительного расследования

В системе ОПР существует, как правило, несколько звеньев. Основное звено – районное (городское), органы субъектов, (до недавнего времени по федеральным округам, сейчас остался только Северо-Кавказский), уровень РФ.

1. Следственный комитет. ФЗ от 28 дек 2010 №403-фз. Функционирует с янв 2011. Согласно ст 1, СК является федеральным государственным органом, который осуществляет в соответствии с законодательством России полномочия в сфере уголовного судопроизводства. СК составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящий руководителей вышестоящим. Согласно закону, руководство деятельностью осуществляет Президент. Существует положение о СК, от 14 янв 2011 «вопросы деятельности СК»

· Задачи:
-оперативное и качественное расследование преступлений, в компетенции данного органа
-обеспечение законности при приеме, регистрации, проверки сообщений о возбуждении уголовных дел, защита прав и свобод человека и гражданина
-осуществление процессуального контроля деятельности СК и их должностных лиц
-вопросы мн сотрудничества

Возглавляет СК председатель, который несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед СК. Назначаетсяосвобождается от должности Президентом. Имеет первого и иных заместителей.

· Система:
-центральный аппарат и его подразделения
-главное следственное управление., следственное управление по субъектам и приравненные к ним специализированные (военные)
-следственные отделы и отделения по районам и городам и приравненные к ним специализированные подразделения СК.

СК России осуществляет свою деятельность непосредственно иили через главное следственное управление (ГСУ), которое является структурным подразделением его центрального аппарата. Таким образом, ГСУ СК РФ осуществляет процессуальный и ведомственный контроль за следственными органами, разрабатывает организационные, тактические, методические вопросы, организации и расследования преступлений, а также расследует дела особой сложности. В следственный аппарат ГСУ входят старшие следователи по особо важным делам, следователи, криминалисты.

2. Высшим звеном органов УВД является департамент данный правоохранительных органы обеспечивает исполнение законодательства России об уголовном судопроизводстве и возглавляет органы предварительного следствия в системе МВД. Начальник назначается главой государства по представлению Председателя Правительства, одновременно является зам. министра МВД. В состав входят: организационно-аналитическое, контрольно-методическое управления по расследованию преступной деятельности.

3. Система органов дознания. Дознание и неотложное следственное действие по уголовным делам осуществляют ОВД. ФЗ «о полиции» от 7 февр 2011.

 

· Направление деятельности:
-защита личности, общества и государства от противоправных посягательств
-предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений
-выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам
-розыск лиц, производство по делам об административных правонарушениях, обеспечение правопорядка в общественных местах, контроль за оборотом оружия

В соответствии с ФЗ полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции входят отделения организации службы, созданные для возложения на полицию обязанностей.

Территориальный орган внутренних дел. Окружной уровень, межрегиональный уровень (оперативное бюро МВД, центр специального назначения, линейного управление МВД на жд, водном, воздушном транспорте), региональный уровень, районный уровень.

4. Прокуратура РФ.

· понятие и место прокуратуры в системе органов государственной власти

· принцип организации деятельности

· функции

· система органов и организации

· государственная служба и кадровое обеспечение

Закон о Прокуратуре от 17 янв 1992 года № 2202-1. Не относится ни к одной из трех ветвей власти. Прокураторе не принадлежат полномочия судебной власти, т к, с одной стороны, она не является элементом судебной системы, не может выполнять правосудия (и др полномочия).Прокуратура не может быть отнесена и к органам исполнительной власти, т к она не входит в структуру правительства, председатель правительства не назначает Генерального прокурора и не освобождает его от должности, прокуратура не включена в систему управленческой системы исполнительной власти. Не относится и к законодательной ветви власти. Не наделена законотворческой функции, не подчинена Государственной Думе и Совету Федерации. Деятельность органов Прокуратуры – это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства страны, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод, законных интересов, как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы Прокуратуры могут только будучи структурой, организация и легальность которой, не зависит ни от органов государственной власти, ни от различного рода общесвенных объединений и политических партий.

Принципы организации деятельности Прокуратуры – основополагающие положения, руководящие идеи, начала, определяющие сущность, назначение, цели и задачи Прокуратуры, которые установлены Конституции, ФЗ и мн договорами страны. Принципы являются фундаментом, на котором базируются организация и деятельность Прокуратуры.

· Принцип законности. Межотраслевой принцип. Имеет особое значение для организации деятельности Прокуратуры. С одной стороны, работники должны следовать предписанием закону, а, с другой стороны, осуществляет надзор. Вся работа направлена на достижение целей, обеспечение верховенство закона, единство и укрепление законности. Законность – это принцип и организации, и деятельности Прокуратуры.

· Принцип единства. Состоит в том, что Прокуратура представляет собой единую федеральную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

· Принцип централизации. Обуславливает устройство органов и организации прокуратуры.

· Принцип независимости прокурора (ст 4). Заключается в том, что органы Прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти субъектов России, органов местного самоуправления, общественных объединений. Именно принцип независимости создает условия для эффективной деятельности прокуратуры по предупреждению, своевременному выявлению и устранению нарушения закона, исключает вмешательство со стороны кого бы то не было, включая должностных лиц, не осуществляющих своих полномочий в органах Прокуратуры.

· Принцип гласности. Означает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, которые не противоречит деятельности правоохране стране. Данный принцип обеспечивает открытость для населения, институтов гражданского общества, СМИ.

· Принцип информирования. В соответствии с ним, органы Прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов, органы местного самоуправления, а также населения по состоянию законности. Генеральный прокурор России ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии законности и права порядка, а также по проделанной работе по их укреплению.

· Принцип непартийного характера. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, которые преследуют политические цели, и принимают участия в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, в органы и организации Прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями каких-либо общественных объединений.

· Принцип справедливости

· Принцип гуманизма

· Принцип профессионализма

· Принцип уважения и охраны прав и свобод граждан.

Функции прокуратуры

Прокуратура России выполняет следующие функции:

· Прокурорский надзор

· Уголовное преследование

· Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

· Участие Прокурора в рассмотрении дел судами

· Участие в правотворческой деятельности

· Проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов

· Рассмотрение и разрешение в органах Прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

· Мн сотрудничество прокуратуры

Прокурорский надзор – урегулированное нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемое от имени РФ, специально созданными для этого органами Прокуратуры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства в конституции, соблюдении и исполнении законов. Охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства.

В рамках единого прокурорского надзора выделяют различные отрасли, представляющие собой основные направления деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции России и исполнением законов.

Отрасли прокурорского надзора:
-надзор за исполнением законов (общий)
-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОПР, дознание и предварительное следствие
-надзор за исполнением закона судебными приставами
-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемое судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

1. Надзор за исполнением законов.

· Предметом надзора является соблюдение Конституции, исполнение законов, действ на территории РФ, федеральными органами исполнения власти, СК, представительными (законодательным) и исполнительными органами государственной власти субъектов страны, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Предмет общего надзора – соответствие закону правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше. При осуществлении его органы Прокуратуры не должны подчинять и заменять собой действие других государственных органов.

 

· Полномочия прокурора:
-при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входит в помещение органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи поступившей в органы Прокуратуры информации о фактах нарушения закона.
-требовать от руководителей и других должностных лиц и указанных органов предоставление необходимых документов, материалов, их копий, статистических и иных ведений. Выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок, по поступившим в органы Прокуратуры материалам и обращений, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
-вызывать должностных лиц граждан для объяснений по поводу нарушений закона
-может возбуждать производство об административном правонарушении
-может требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности
-может предостерегать о недопустимости нарушения закона
-своим решением (постановлением) освобождает лиц, которые незаконно подвергнуты административному содержанию на основание решений несудебных органов
-полномочен протестовать противоречащие законы правовые акты и может обращаться в суды с требованием о признание таких актов недействительными
-прокурор вносит представление об устранении нарушении закона

 

· Акты прокурорского реагирования в общем надзоре:
-протест прокурора (приносит протест на противоречащий закону правовой акт в тот орган или должностное лицо, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или должностное лицо, или суд. Протест должен быть обязательно рассмотрен в течение 10 дней. О решении прокурор должен быть поставлен в известность.
-представление прокурора. Представление об устранении нарушений закона вносятся в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца – конкретные меры по устранению допущенных нарушениях закона, их причин и условий, о результатах принятых мер должно быть сообщено Прокурору в письменной форме.
-постановление. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении
-предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона.

 

2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

· Предметом надзора является соблюдение прав и свобод (смотри вышеуказанные органы ст 21 закона).

 

· Полномочия прокурора:
-рассматривает и проверяет заявление, жалобы и иные сообщения о нарушение прав и свобод человека и гражданина
-разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод
-принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданин
-привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба

 

· Акты реагирования: протест и представления. Протест приносится на акт, нарушающий права человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Либо прокурор обращается в суд. Представление о нарушении прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочно устранить допущенное нарушение.

 

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющих ОРД, дознание и ПС.

· Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка, разрешение заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, выполнение ОПР и проведении расследовании, а также законность решений органов, осуществляющих ОРД.

· Полномочия данной деятельности устанавливаются УПК.

 

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

· Предмет надзора является законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения в органах, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом. Соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и законность их наказания.

 

· Полномочия: имеет право посещать в любое время суток, опрашивать задержанных, знакомится с документами., требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу и осужденных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...