Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод введения новой переменной.

Методы решения уравнений и неравенств повышенной сложности в математических олимпиадах

Яковлев Артем, 10 класс, Маряхичева О.А.., учитель математики

МБОУ «СОШ п.Опытный» Цивильского района ЧР

Краткая аннотация:

Ключевые слова: математика, уравнения, неравенства, нестандартные способы решения

Ежегодно я принимаю участие в олимпиадах по математике различного уровня, где встречаюсь с решением уравнений и неравенств. Я решил изучить нестандартные методы решения уравнений и неравенств, что бы применять их в следующем году. Поэтому

Цель моей работы: Изучить и научиться применять методы решения уравнений и неравенств, встречающихся в математических олимпиадах.

Задачи:

1) Изучить и разобрать различные методы решений уравнений и неравенств

2) Выбрать несколько наиболее простых и понятных способов решения

3) Попробовать применить эти способы решений в математических олимпиадах последних 3-ёх лет

4) Сделать вывод об актуальности этих методов в решении уравнений и неравенств в математических олимпиадах.

Исследуя литературу по данной теме, я выделил для себя 4 основных метода решения уравнений и неравенств:

1) Метод разложения на множители

2) Метод введения новой переменной

3) Функционально-графический метод.

4) Использование классических неравенств при решении олимпиадных задач

Рассмотрим данные методы более подробно.

Метод разложения на множители

Алгебраические уравнения и неравенства можно представить в виде P(x) = 0, P(x) ≤ 0 или P(x) ≥0 соответственно, где P(x) – многочлен. При решении алгебраических уравнений и неравенств зачастую приходится раскладывать многочлен на множители, то есть представлять его в виде произведения нескольких многочленов. Основным способам разложения многочлена на множители является применение формул сокращенного умножения, выделение полного квадрата, вынесение общего множителя, подбор корня многочлена по его старшему и свободному коэффициентам (следствие теоремы Безу).

Пример 1. Решите уравнение y - y 2-2 y 3=

Р ешение.

Необходимо преобразовать уравнение таким образом, чтобы выделить куб суммы или разности двух выражений.

3 y - 3 y 2 - 6 y 3 -1 = 0,

y 3-3 y 2+3 y -1-7 y 3=0,

(y -1)3=7 y 3.

Извлечем корень кубический из правой и левой частей уравнения, получим

y - 1 = y , отсюда y =

Далеко не всегда многочлены имеют рациональные корни. В этом случае при разложении на множители приходится искать специальные способы – искусственные приемы: представление одного из слагаемых в виде суммы, прибавление и вычитание одного и того же выражения с целью последующей группировки, деление многочлена на многочлен (после отыскания корней по следствию из теоремы Безу).

Пример 2: Разложить на множители x4 +3x3 –x2-4x+2.

Целых корней многочлен не имеет (нужно проверить лишь делители числа 2).

Проведем группировку слагаемых: (x4+x3) + (2x3+2x2)+(-2x2-2x) –x2 -2x-2= x2(x2+x) +

+ 2x(x2+x)-2(x2+x) – (x2+2x-2) = (x2+x) (x2+2x-2)- (x2+2x-2)= (x2+2x-2) (x2+x-1)
Разложив на множители каждый из полученных квадратных трехчленов, придем к результату:
Но, как бы нам не хотелось, некоторые многочлены (а точнее подавляющее большинство) так и не получится представить в виде произведения.

Пример 3:

Решите неравенство t 4-4 t 3+12 t 2-24 t +24<0

Решение.

t 4 - 4 t 3 +12 t 2 - 24 t + 24 < 0
t 4 - 4 t 3 + 4 t 2 - 4 t 2 +12 t 2 - 24 t + 24 < 0

(t 2-2 t)2+(8 t 2-24 t +24)<0.

Но (t 2 - 2 t)2 ³ 0 для любых t, а 8 t 2 - 24 t + 24 > 0 для любых t, так как

а>0, а дискриминант – отрицательный. Следовательно, все неравенство будет больше нуля.

Ответ: решений нет.

Метод введения новой переменной.

Суть метода:

1. В уравнении какая-то его часть заменяется другой переменной (a,y,t,...) (прежнее неизвестное одновременно с новым в уравнении быть не может);

2. Решается новое уравнение;

3. Возвращаются к обозначенному и, используя полученное число (корни), вычисляется требуемое неизвестное.

Но в уравнениях и неравенствах олимпиадного характера не всегда очевидно что надо заменять.

Решим уравнение:

+ - - - - + + = 0 Заменим: y = x+7

+ - - - - + + = 0

+ + + - ( + ) – ( + ) = 0

+ - - = 0

2y ( + - - ) = 0

1) 2y = 0

y = 0 x = -7

2) + - - = 0 = z

+ - - = 0

+ = 0

+ = 0

3 – 102z + 675 + – 50z + 49 = 0

4 – 152z + 724 = 0

- 38z + 181= 0

z = 19 ± 6

y = ±

x = -7 ± Ответ: -7; -7 ±

Здесь надо было заметить, что 7 – это число, относительно которого симметричны числа, стоящие в знаменателях исходного уравнения.

Функционально-графический метод.

 

Чаще всего функционально-графический метод применяют, когда в обеих частях

уравнения стоят функции разного вида.

Такое уравнение имеет вид f (x) = g (x)

Алгоритм функционально-графического метода заключается в следующем.

 

1. Правую и левую части уравнений f (x) и g (x) рассматривают как функции, входящие в уравнение.

2. В одной координатной системе строят графики функций у = f (x) и y = g (x).

Корнями уравнения будут являться абсциссы точек пересечения построенных графиков.

Пример 1.

Решите уравнение + 2x = 3,

[Всероссийская олимпиада по математике школьный этап 2012–2013 учебный год].

Упростим левую часть + 2x=|x| + 2x = -x+2x= x, если x< 0

x+2x=3x, если x >0

График будет такой:

Значение функции будет равно 3 при х= 1.

Ответ: 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...