Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь музыкальной формы с организацией риторической диспозиции

Учение о музыкально-риторических фигурах

 

Фигуры в античной риторике – выражения, отступавшие от той нормы, которая считалась разговорной естественностью.

Нарушения общепринятых грамматических правил имеют определенное значение, если они сделаны ради выразительности.

 

Музыкально-риторические фигуры определяются аналогично.

Есть повседневный музыкального языка (контрапунктические правила построения мелодии и гармонии, и т. п.),

отклонение – сильное впечатление на слушателя

 

За рядом устойчивых интонаций закрепились семантические значения

 

Фигуры могли базироваться на приемах

· нарушение плавного мелодического движения,

· отклонение от диатонической системы,

· нарушение непрерывной линии развития.

· Особую роль играло употребление диссонансов:

v долго выдерживаемый диссонанс,

v неправильное или запаздывающее его разрешение (или вовсе отсутствие такового),

v повтор диссонантных звуков мелкими длительностями, и т. п.

 

И. А. Шайбе, «фигуры придают наибольшую экспрессию музыкальному стилю и сообщают ему необыкновенную силу <…>. Это одинаково как для музыки, так и для ораторского искусства и поэзии. Оба эти искусства не обладают ни огнем, ни способностью трогать, если уклоняются от использования фигур. Можно ли без них в самом деле пробуждать и выражать страсти? Никоим образом. Ведь именно фигуры являются языком аффектов»

 

В классификации музыкально-риторических фигур теоретики XVII-XVIII вв. исходили из разных признаков.

Один из первых теоретиков музыкальной риторики И. Бурмайстер основывал свою классификацию на чисто музыкальных признаках

фигуры

гармонические, мелодические смешанные.

 

К. Бернхард и И.Г. Вальте р рассматривали фигуры по их отношению к строгому стилю и выделяли две группы:

fundamentals («основные») приемы из композиторской практике строгого стиля

superficales («дополнительно привнесенные»). менее традиционные приемы, появлявшиеся вначале в исполнительской практике.

 

Обобщая различные классификации, Х. Майстер приводит следующее деление фигур на три типа: С6

1) Грамматические фигуры – проходящие ноты, каденции и так далее, которые только в редких случаях имеют ценность или значение для интерпретации.

2) Изобразительные фигуры, передающие звук, образ или идею музыкальными средствами, например, с помощью восходящего или нисходящего движения, крайне высокой или низкой тесситуры, звукописи.

3) Эмфатические фигуры, которые привносят особую интенсивность и этим усиливают действие аффекта: возгласы, фигуры повторения, сильные диссонантные построения и т. п.

 

 

Наличие закрепленных фигур –- типизация музх средств, для их выражения той или иной фигуры.

яготение к типичному даже на уровне отклонений от обычного

Типизация часто была двухсторонней, музыкально-словесной, то есть типичный музыкальный «лексикон» использовался для передачи типичного словесного лексикона.

 

В немецкой теории музыки XVII в. – списки слов для отражения в музыке

Д. Шпером,:

«небо, земля, высокий, глубокий, плохой хороший, добро, зло, идти, стоять, длинный, короткий, проворный, вздыхать, бежать, преследовать, громкий, тихий, 1, 2, 3, вместе друг с другом, один возле другого, Kyrie eleison, Alleluja, Amen, всегда, вечный, постоянно, лежать, прыгать, поднимать, понижать, восходить, нисходить, восход, заход солнца, роскошный, скромный, приятный, грубый, черный, белый, резкий, мягкий, бездна, гора…»

 

 

не только на уровне отдельных слов, но могло использоваться и на уровне целых фраз, предложений.

(использования одного и того же круга текстов, библейские.)

---------

В инструментальной музыке, нет словесного текста

больше роль фигур.

фигуры часто становились главным строительным материалом, из которого складывалось произведение.

Если в вокальной музыке часть нагрузки брал текст, то в инструментальной – в первую очередь фигуры как экспрессивные приемы с закрепившейся за ними более или менее определенной семантикой.

 

 

более 70 зафиксированных в трактатах XVII-XVIII вв. музыкальных фигур –.

Большая часть фигур получили свои названия от определенных риторических приемов и понимались как их точный аналог.


Anabasis («восхождение»)

Движение мелодии в восходящем направлении. Может изображать восхождение или относиться к чему-то возвышенному, великому, выдающемуся, указывать на аффект радости, ликования.

 

Circulatio («кружение»)

Кругообразное движение мелодии. Используется, прежде всего, для символического изображения соответствующих слов.

 

Exclamatio (« взывание, возглас»)

Музыкально-риторическая фигура, выражающая взволнованное восклицание. Часто изображается с помощью скачка на малую сексту вверх. Малая секста вверх была в классическом вокальном контрапункте Ренессанса наибольшим интервалом (октава расценивалась как смена тесситуры), поэтому была особенно выразительна. Exclamatio может выражать и радостный аффект, но употребляется почти всегда в скорбном аспекте.

 

Katabasis («спуск, нисхождение»)

Движение мелодии в нисходящем направлении. Может изображать движение сверху вниз, «сошествие с небес», но также и аффект унижения, уныния, покорения, адские муки.

 

Passus duriusculus («жестковатый ход»)

Восходящее или нисходящее движение по полутонам или другим узким хроматическим интервалам. Эта фигура связана с аффектами боли и страдания.

 

Suspiratio («вздох»)

Нисходящие интонации и паузы, прерывающие течение музыки в подражание вздохам страдающих людей

 

 

Связь музыкальной формы с организацией риторической диспозиции

 

риторическое учение о расположении материала – Dispositio.

 

Теоретическая разработка уступала учению о фигурах,

Но значение для музыкальной практики - очень велико.

 

Именно это явление оставило наиболее прочный след в музыке: большая часть используемых сейчас риторических по происхождению музыкальных терминов восходит именно к учению о расположении и разработке материала речи (тема, период, экспозиция, и т. д.)

 

Простейшее трехчастное устройство Dispositio С15

·

Были выработаны и более дифференцированные построения. Образцом считался план речи, состоящий из 6 частей: С16

 

Риторическая диспозиция – не искусственнй канон

фиксировала естественную логику мышления.

Оратор должен так упорядочить свои мысли, чтобы логически и психологически убедить слушателей.

В музыкальной речи это происходит аналогично:

основную мысль следует

· осветить со всех сторон, то есть повторить её в различных модификациях для того, чтобы она как можно глубже проникла в сознание слушателей.

· представить тему в вопросительном аспекте, подвергнуть сомнению (например, с помощью контрастов, проведения темы в обращении, гармонических и мелодических изменений и т. д.),

· чтобы затем ещё более отчетливо подтвердить основную мысль.

 

 

Маттезон: «Наша музыкальная диспозиция отличается от риторического устройства простой речи лишь в сюжете, предмете или объекте, в остальном она имеет те же шесть частей, что предписываются и оратору».

 

Он давал следующее описание разделов музыкальной диспозиции:

· «exordium – вступление и начало мелодии, в котором одновременно должны быть указаны цель и весь замысел, дабы подготовить слушателя и привлечь его внимание».

· «narratio – сообщение, рассказ, в котором поясняется смысл и свойство предстоящего сообщения». В вокальных сочинениях этот раздел начинается сразу после инструментального вступления.

· «propositio, или собственно изложение, представляет собой краткое содержание или цель звуковой речи».

· «confutacio – разрешение возражений, в мелодии может быть выражено или через лиги, или через введение и опровержение чужеродных элементов, ибо именно благодаря противопоставлениям, если они достаточно выделены, слух укрепляется в своем удовольствии, и все, что могло раздражать его в диссонансах и сопоставлениях, сглаживается и разрешается».

· «confirmatio – искусное закрепление сообщения».

· «peroratio – исход или заключение нашей звуковой речи, который в сравнении со всеми другими разделами должен содержать особенно убедительное движение».

·


Exordium

Narratio

 

Propositio

Confutacio

Confirmatio

 

 

Peroratio

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...