Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности производства следственных действий




 

Одной из особенностей расследования с участием иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом (дипломатической неприкосновенностью), является то, что в соответствии с ч.2 ст.3 УПК РФ все процессуальные действия с участием таких лиц производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство процессуальных действий испрашивается через МИД РФ. Таким образом, до обращения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом с просьбой об участии в производстве процессуальных действий либо до получения через МИД РФ согласия на их участие в производстве процессуальных действий, следует выполнять неотложные следственные и иные процессуальные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета. Согласно Положению о дипломатических и консульских представительствах такие лица не обязаны давать показания в качестве свидетелей, а в случае их согласия дать показания - не обязаны для этого являться в судебные или следственные органы[3]. Этим правом, как показало изучение дел, заинтересованные лица достаточно широко пользуются. Из лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, в 1998-2003 годах лишь около 50% пожелали принять участие в процессуальных действиях.

В уголовно-процессуальном законе не установлена форма обращения лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, с просьбой допустить их к участию в следственных и иных процессуальных действиях, производимых по уголовному делу, возбужденному в связи с обнаружением признаков преступления, совершенного лицом, обладающим дипломатическим иммунитетом либо в отношении данного лица. Поэтому в предыдущем учебном пособии я предложила ввести в УПК РФ бланк такого согласия. В связи с этим и опираясь на данное исследование, полагаю, что при получении согласия иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, на производство следственного действия необходимо разъяснить ему последствия такого согласия. А именно, в этом случае данное лицо приобретает такой же правовой статус, как и иностранный гражданин, не обладающий иммунитетом, т.е. наделяется правами и обязанностями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, для данного участника процесса, но с некоторыми исключениями, определенными в международно-правовых актах (например, отсутствие обязанности являться на допрос к месту производства предварительного расследования, отсутствие уголовной ответственности за дачу ложных показаний[4]). В этом случае протокол следственного действия, произведенного с участием иностранного гражданина, будет иметь доказательственное значение. Кроме того, существует необходимость заручаться согласием лица, обладающего иммунитетом, на производство с его участием ряда процессуальных действий.

Так, например, если процессуальные действия производились с участием свидетеля - иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, и с его согласия, а затем данное лицо приобретает новый статус подозреваемого, то перед производством процессуальных действий с участием подозреваемого необходимо снова заручиться согласием на дальнейшее производство. А что касается подозреваемого и обвиняемого, то на производство каждого процессуального действия с их участием необходимо каждый раз заручаться согласием на его проведение. В случае наличия у иностранного гражданина абсолютного иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации, оно не может быть наделено каким-либо процессуальным статусом без его согласия и соответственно без согласия аккредитующего государства.

Очевидно, что невозможность принудительного привлечения данной категории лиц для производства необходимых следственных действий значительно затрудняет производство по уголовному делу, отрицательно влияет на сроки возбуждения уголовных дел и их расследования. А, следовательно, результатом того, что потрачено время на переговоры и уведомления центральных органов, является возможная утрата следов и вещественных доказательств. В этой связи от следователей требуется особое чувство такта, умение устанавливать необходимый психологический контакт с иностранными гражданами, чтобы они сами пожелали принять участие в следственных действиях для установления истины по делу. Ведь от того, насколько быстро и полно будут раскрыты рассматриваемые преступления и будут соблюдены права и законные интересы иностранных граждан, во многом зависит международный престиж правоохранительных органов РФ и авторитет России на международной арене.

Другой особенностью расследования уголовных дел с участием иностранных граждан является также то, что в соответствии с нормами международного права помещения дипломатических представительств неприкосновенны. Доступ в них возможен лишь с согласия главы дипломатического представительства.

Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое, находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях) [5]. Такой же иммунитет установлен в отношении помещений международных организаций, имеющих представительства на территории РФ[6].

Содержание ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях[7] находит своё отражение в ст.3 УПК РФ, где установлены следующие правила: "Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации" (ч.2).

В законодательстве РФ не устанавливается особый порядок производства других следственных действий в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а, следовательно, они производятся в общем порядке, предусмотренном УПК РФ, однако с применением условий ст.3 УПК РФ. Вместе с тем следственная практика идёт по пути производства следственных действий в помещениях дипломатических представительств с участием представителя МИДа РФ и должностных лиц дипломатических представительств. Это связано с тем, что должностные лица, осуществляющие производство следственных действий в таких помещениях, не знают норм международного права, регулирующих такое производство. А соответствующие сотрудники МИДа обладают данными знаниями и могут влиять на производство следственных действий.

В консульских конвенциях и соглашениях между Правительством РФ и международными организациями, имеющими представительства на территории РФ, установлена неприкосновенность консульских помещений и представительства ряда международных организаций.

Под консульскими помещениями понимаются используемые исключительно для целей консульского учреждения здание или части зданий, включая резиденцию главы консульского учреждения, и обслуживающий данное здание или части здания земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них.

Следует иметь в виду, что в некоторых консульских конвенциях установлена неприкосновенность жилых помещений консульских должностных лиц и консульских служащих (например, ст.15 Консульской конвенции между РФ и Республикой Польша) [8]. В некоторых консульских конвенциях в этой связи содержится оговорка, согласно которой неприкосновенность распространяется на жилые помещения указанных лиц, если они не являются гражданами РФ или лицами, постоянно проживающими в РФ (например, ст.15 Консульской конвенции между РФ и Республикой Болгарией) [9].

Как правило, консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульских учреждений, средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции, а потому на них не распространяется иммунитет от обыска и выемки.

В соответствии с нормами международного права, закреплёнными в Венской конвенции о дипломатических сношениях, консульских конвенциях между РФ и другими государствами, а также в соглашениях между Правительством РФ и международными организациями, официальная корреспонденция и архивы дипломатических и консульских представительств, а также представительств международных организаций на территории РФ неприкосновенны. Это значит, что на корреспонденцию не может быть наложен арест, она не может быть изъята, а в архивах не могут производиться обыски и выемки.

Как уже было отмечено, дипломатические представители и консульские служащие не обязаны давать свидетельские показания. В том случае, если консульский служащий согласился дать свидетельские показания, то следует выяснить, как в международном праве решается вопрос о месте допроса. Так, например, в ст.20 Консульской конвенции между РФ и Республикой Болгарией[10] закреплено правило, согласно которому "согласие консульского служащего дать свидетельские показания не должно препятствовать выполнению им своих служебных функций. В случаях, когда это допустимо и возможно, устные или письменные свидетельские показания могут быть даны в консульстве или на квартире соответствующего консульского служащего". Аналогичные нормы закреплены в консульских конвенциях между РФ и Республикой Беларусь (п.2 ст. 20) [11], между РФ и Республикой Молдова (п.4 ст.36) [12], между РФ и Литовской Республикой (п.2 ст. 20) [13], между РФ и Республикой Узбекистан (п.2 ст. 20) [14] и др.

Предварительное расследование имеет некоторые особенности и тогда, когда в нём принимают участие иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим или иным иммунитетом. При этом особенности могут быть обусловлены как процессуальным положением иностранных граждан, так и местом их пребывания во время предварительного расследования.

Иностранные граждане, находящиеся во время производства по уголовному делу на территории РФ, вызываются в органы предварительного расследования РФ по правилам, установленным в УПК РФ.

Иностранные граждане, находящиеся во время производства по уголовному делу на территории государств-участников Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года могут быть вызваны в органы предварительного расследования РФ в качестве свидетелей, экспертов и обвиняемых в порядке, установленном ст. ст.7-12, 14-15 названной Конвенции[15]. При этом следует иметь в виду, что государствами-участниками Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года являются Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, ФРГ, Греция, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвийская Республика, Литовская Республика, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Республика Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстонская Республика.

Иностранные граждане, находящиеся на территории СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) могут быть вызваны в органы уголовной юстиции РФ в качестве свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей и экспертов по правилам, установленным в ст.7-11 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (Минская конвенция) [16].

Граждане, находящиеся на территории иных государств могут быть вызваны в органы предварительного расследования РФ в том случае, если между РФ (СССР) и соответствующим государством заключен договор об оказании правовой помощи, в том числе и по уголовным делам. В настоящее время действуют договоры о правовой помощи, заключенные Союзом ССР и РФ с такими государствами как Албания, Алжир, Вьетнам, Грузия, Ирак, Йемен, Кипр, Китай, Корея, Куба, Монголия, Румыния, США, Тунис, Финляндия и др. Тексты договоров опубликованы в сборнике международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи[17]. Кроме того, 8 апреля 2000 года ратифицирован договор между РФ и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанный в городе Дели 21 декабря 1998 года[18].

Процессуальной формой вызова иностранных граждан в органы уголовной юстиции РФ является просьба о взаимной помощи или поручение об оказании правовой помощи, направляемые органам уголовной юстиции соответствующих государств.

Согласно ст.14 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года просьба о взаимной помощи должна содержать следующие данные:

а) наименование органа, направляющего просьбу;

б) предмет и причину просьбы;

в) по возможности, сведения о личности и гражданстве соответствующего лица и, если необходимо, фамилию и местопребывание адресата[19].

Кроме того, в поручениях, касающихся уголовных дел и направленных в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов и документов, указывается определение преступления и содержится краткое изложение фактов.

Содержание просьбы о взаимной помощи (поручения об оказании правовой помощи) может быть конкретизировано в договорах о правовой помощи, заключенных РФ с другими государствами. Например, в ст.7 Договора между РФ и Эстонской Республикой[20] закреплено правило, согласно которому в поручении об оказании правовой помощи должно быть указано наименование запрашивающего учреждения; наименование запрашиваемого учреждения; наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь, имена, фамилии сторон, обвиняемых, подсудимых или осуждённых, их гражданство, занятие и постоянное местожительство или местопребывание; фамилии и адреса их уполномоченных; содержание поручения, а по уголовным делам также описание фактических обстоятельств совершённого преступления и его юридическую квалификацию.

В соответствии со ст.7 Минской конвенции[21] помимо названных реквизитов в поручении об оказании правовой помощи по уголовным делам должно быть указано также: дата и место рождения вызываемого лица (свидетеля, подозреваемого, подсудимого, осуждённого и потерпевшего) и, по возможности, данные о размере ущерба, если он был причинён в результате деяния.

К просьбе о взаимной помощи или к поручению об оказании правовой помощи прилагается повестка или судебное постановление (по терминологии Европейской конвенции от 20 апреля 1959 г. [22]) или вызов (по терминологии Минской конвенции от 22 января 1993 г. [23] и ряда двухсторонних договоров об оказании правовой помощи) обвиняемому, свидетелю, потерпевшему, эксперту и другим лицам. При этом вызов или повестка, направляемые в соответствии с Минской конвенцией (п.4 ст.9) и отдельными договорами о правовой помощи (например, п.2 ст.12 Договора между РФ и Эстонской Республикой[24]) не должны содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки. В ст.8 Европейской конвенции от 20 апреля 1959[25]года этот вопрос решается следующим образом: "свидетель или эксперт, который не ответил на повестку, о вручении которой просила Договаривающаяся Сторона, не может, даже если она содержит предупреждение о санкциях, быть подвергнут какому-либо наказанию или применению меры пресечения, если только впоследствии он добровольно не окажется на территории запрашивающей Стороны и вновь не будет там должным образом вызван повесткой".

Просьба о взаимной помощи (поручение об оказании правовой помощи) вместе с повесткой (судебным постановлением, вызовом) направляется в юридические органы соответствующего государства в порядке, установленном нормами международного права.

В соответствии со ст.15 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года подобного рода поручения направляются Министерством юстиции РФ Министерству юстиции запрашиваемого государства, и ответы на них возвращаются по тем же каналам (п.1).

В случаях, не терпящих отлагательства, поручения могут быть направлены непосредственно юридическим органам запрашиваемого государства, однако ответы на них возвращаются через Министерство юстиции государства (п.2).

Передача просьб о помощи в проведении расследований до предъявления обвинения может осуществляться непосредственно между юридическими органами (п.3).

В тех случаях, когда разрешается прямая передача, она может осуществляться через Международную организацию уголовной полиции /Интерпол/ (п.4).

В двухсторонних договорах об оказании правовой помощи может быть установлен иной порядок направления просьб (поручений) об оказании правовой помощи.

Например, в договорах между РФ и Эстонской Республикой (ст.4) [26], между РФ и КНР (ст.2) [27] установлено, что при оказании правовой помощи юридические органы сносятся друг с другом через Министерства юстиции и Прокуратуры республик.

В соответствии со ст.3 Договора между СССР и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 сентября 1988 года[28], при оказании правовой помощи юридические органы сносятся друг с другом через свои центральные органы: Министерство юстиции, генеральную прокуратуру и Верховный Суд. По вопросам пересылки и вручения документов, допроса обвиняемых, подсудимых, свидетелей и по другим вопросам, перечисленным в ст.4 этого договора, возникающим на приграничных территориях, их учреждения юстиции могут сноситься друг с другом непосредственно. В этой связи протоколом к данному договору устанавливается, что сношения по вопросам правовой помощи применительно к РФ (по терминологии договора - СССР) будут осуществляться в Тувинской и Бурятской республиках - министерствами юстиции и прокуратурами республик, а в Алтайском крае и Читинской области - отделами юстиции и прокуратурами. Применительно к МНР сношения будут осуществляться в Баян-Ульгийском, Убсунурском, Завханском, Хубсугульском, Булганском, Селенгинском, Хэнтэском и Восточном аймаках - судами и прокуратурами этих аймаков.

Некоторую сложность представляет решение вопроса о том, на каком языке следует направлять просьбу о взаимной помощи юридическим органам государств участников Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года. Это объясняется тем, что в ст.16 данной Конвенции сформулированы следующие нормы: "Каждая Договаривающаяся Сторона может во время подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении посредством заявления на имя Генерального Секретаря Совета Европы сохранить за собой право потребовать, чтобы просьбы и прилагаемые документы направлялись ей вместе с переводом на её родной язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею. Другие Договаривающиеся Стороны могут применять принцип взаимности (п.2). Настоящая Статья не затрагивает положений, касающихся перевода просьб или прилагаемых документов, содержащихся в соглашениях или договоренностях, которые действуют или будут заключены между двумя или более Договаривающимися Сторонами (п.3)". Ратифицируя названную Конвенцию и Дополнительный протокол к ней Российская Федерация заявила, "что направляемые в Российскую Федерацию в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Конвенции запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводами на русский язык"[29].

Таким образом, принимая решение о направлении просьбы о взаимной помощи, следует выяснить, каким образом был решён вопрос о языке таких просьб тем государством, юридическим органам которого она должна быть направлена. Если между РФ и соответствующим государством заключен двухсторонний договор о правовой помощи, то приоритетными являются нормы двухстороннего договора. Данное положение можно проиллюстрировать на следующем примере. Эстонская Республика является участницей Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года и одновременно субъектом Договора с РФ о правовой помощи от 26 января 1993 года[30]. Согласно ст.25 этого Договора "Просьбы об оказании правовой помощи составляются на языке запрашивающей Договаривающейся Стороны, если настоящим Договором не предусмотрено иное". Следовательно, поручения об оказании правовой помощи, направляемые органами предварительного расследования РФ юридическим органам Эстонии, могут быть составлены на русском языке.

На русском языке может быть и повестка о вызове свидетеля или эксперта, прилагаемая к поручению об оказании правовой помощи. Однако в этой связи следует иметь в виду, что согласно ч.1 ст.9 этого же Договора "Запрашиваемое учреждение осуществляет вручение документов в соответствии с правилами, действующими в его государстве, если вручаемые документы составлены на его языке или снабжены заверенным переводом. В тех случаях, когда документы составлены не на языке запрашиваемой Договаривающейся Стороны или не снабжены переводом, они вручаются получателю, если он согласен добровольно их принять"[31].

Поручение об оказании правовой помощи должно быть подписано и скреплено гербовой печатью органа предварительного расследования РФ.

Направляя просьбу (поручение) о вручении повестки, следует учитывать то, что в международно-правовых актах, на основании которых направляются просьбы (поручения), могут быть установлены сроки передачи просьбы (поручения). В частности, в п.3 ст.7 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года сформулирована норма следующего содержания: "Любая Договаривающаяся Сторона может при подписании настоящей Конвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении, путём заявления на имя Генерального Секретаря Совета Европы, просить о том, чтобы повестка для вызова обвиняемого, находящегося на её территории, передавалась компетентным органам за определённое время до установленной даты явки. Это время указывается в вышеупомянутом заявлении и не может превышать 50 дней. Это время учитывается при определении даты явки и при передаче повестки". В этой связи следует иметь в виду, что РФ воспользовалась таким правом и заявила о необходимости передачи поручения о вручении повестки о явке лица не менее чем за 50 дней до установленной даты явки лица[32].

В двухсторонних договорах о правовой помощи может быть установлен иной срок передачи поручения о вызове лица, причём не только обвиняемого, но и свидетеля, потерпевшего и других лиц. Например, в ст.7 Договора между СССР и Финляндской Республикой[33] закреплено правило, согласно которому "Документ о вызове лица в учреждение подлежит передаче запрашиваемой Договаривающейся Стороне не менее чем за 90 дней до упомянутого в вызове дня рассмотрения дела".

В Минской конвенции и некоторых договорах установлено право иностранных граждан, вызываемых в юридические органы РФ на возмещение расходов, связанных с проездом и пребыванием на территории РФ, а также на возмещение неполученной заработной платы за дни отвлечения от работы, а эксперты, кроме того, имеют право на вознаграждение за проведение экспертизы. Соответственно, в вызове должно быть указано, на какие виды выплат имеют право вызванные лица; по их ходатайству органы предварительного расследования РФ, от которых исходит вызов, выплачивают аванс на покрытие соответствующих расходов[34]. В соответствии со ст.9 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года "денежные выплаты, включая суточные и транспортные расходы, возмещаемые свидетелю или эксперту запрашивающей Стороной, исчисляются от места его проживания по нормам, по крайней мере равным нормам, предусмотренным тарифами и правилами, действующими в стране, где должно состояться рассмотрение дела". По смыслу ст.10 данной Конвенции приблизительные размеры денежных выплат, а также возмещаемых транспортных расходов и суточных указываются в повестке тогда, когда запрашивающая Сторона считает личную явку свидетеля или эксперта особенно необходимой и указывает это в своей просьбе о вручении повестки Согласно п.3 этой статьи запрашиваемая Сторона по просьбе запрашивающей Стороны может выдать свидетелю или эксперту аванс. Сумма аванса указывается в повестке и возмещается запрашивающей Стороной.

В некоторых международно-правовых актах установлено правило, согласно которому документы, подлежащие вручению в связи с вызовом лица в юридические органы запрашивающей Стороны, должны направляться в юридические органы запрашиваемой Договаривающейся Стороны в двух экземплярах[35].

Допрос явившегося по повестке (вызову) иностранного гражданина производится по правилам, установленным УПК РФ, за некоторыми исключениями. В частности, свидетели, потерпевшие и эксперты, вызванные в порядке, предусмотренном ст.9 Минской конвенции, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний либо за дачу заведомо ложного заключения. Это обусловлено тем, что согласно п.3 данной статьи такие лица не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их показаниями или заключениями в качестве экспертов либо в связи с деянием, являющимся предметом разбирательства. Аналогичное правило закреплено в большинстве двухсторонних договоров об оказании правовой помощи[36].

Органы предварительного расследования РФ могут направлять юридическим органам соответствующих государств поручения: о допросе граждан в качестве обвиняемых и свидетелей; о признании граждан потерпевшими и допросе их в качестве потерпевших; о получении от граждан предметов и документов с последующей их передачей органам предварительного расследования РФ; о производстве осмотров; о производстве обысков; о наложении ареста на имущество; о проведении экспертиз и допросе экспертов и др. Однако, при этом следует иметь в виду, что в международно-правовых документах установлен различный объем правовой помощи[37].

В конвенциях и договорах об оказании правовой помощи установлена юридическая сила документов, составленных или засвидетельствованных компетентными органами и определенными лицами запрашиваемого государства в связи с исполнением просьбы (поручения) об оказании правовой помощи. Так, например, в ст.13 Минской конвенции сформулированы следующие нормы: "Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов".

В ст.11 Договора между СССР и МНР[38] приведенное выше правило распространяется на документы, составленные гражданами, если их подпись засвидетельствована по правилам, установленным на территории соответствующей Договаривающейся Стороны.

В международно-правовых документах иногда содержатся оговорки, связанные с выполнением определённых просьб (поручений) об оказании правовой помощи. Так, например, в ст.5 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года[39] установлено, что "Любая Договаривающаяся Сторона может, в момент сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении, путём заявления на имя Генерального Секретаря Совета Европы, оставить за собой право исполнять поручения в отношении обыска или наложения ареста на имущество при соблюдении одного или нескольких из следующих условий:

а) преступление, с которым связано поручение, наказуемо как по закону запрашивающей Стороны, так и по закону запрашиваемой Стороны;

b) преступление, с которым связано поручение, является в запрашиваемой стране преступлением, в связи с которым предусматривается выдача;

c) исполнение поручения не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны (п.1). Когда Договаривающаяся Сторона делает заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей Статьи, любая другая Сторона может применить правило взаимности (п.2)".

Ратифицируя названную Конвенцию, Российская Федерация заявила следующее: "Российская Федерация в соответствии со статьей 5 Конвенции оставляет за собой право исполнять поручения по проведению обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении условий, предусмотренных в подпунктах "а", "b" и "с" пункта 1 указанной статьи Конвенции"[40]. Отсюда следует, что другие государства участники данной Конвенции могут применить такое же правило в отношении поручений органов предварительного расследования РФ.

В ст.11 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года установлены особенности исполнения поручения о вызове в качестве свидетеля или для очной ставки лица, находящегося под стражей. Согласно п.1 данной статьи такое лицо "временно передаётся на территорию, где должно состояться рассмотрение дела, при условии, что оно будет отправлено обратно в сроки, указанные запрашиваемой Стороной, и при соблюдении положений Статьи 12 в той мере, в какой они применимы.

В передаче может быть отказано:

а) если лицо, находящееся под стражей, не даёт на это согласия;

b) если его присутствие необходимо для уголовного судопроизводства, осуществляемого на территории запрашиваемой Стороны;

с) если передача может продлить его содержание под стражей;

d) если есть другие веские основания не передавать его на территорию запрашивающей Стороны".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...