Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция: 13. Тема: Культура и цивилизация.

Основная идея темы: Культура – это мир, высших творений, созданный и

создаваемый человеком в ходе своей деятельности.

Н.К.Рерих: «Культура есть любовь к человеку. Культура есть

сочетанием жизни и красоты. Культура есть синтез

возвышенных и утонченных достижений. Культура

есть спасенье. Культура есть сердце».

Основные понятия и категории темы: диффузионизм, духовная культура, культура, культурные ценности, материальная культура, семиотика, современная культура, цивилизация.

План:

1. Общие понятия культуры.

2. Закономерности культурно – исторического процесса.

3. Цивилизация – как уровень развития культуры.

 

1. Понятие «культура» входит в обиход XVIII веке (от лат. уход, обра-

ботка, возделывание).

В начале культура осмысливалась, как нечто противоположное «натуре», т.е. природе. Гердеру принадлежит определение культуры, как второй природы. Противопоставление культуры и природы, будучи осмысленным философией, прошло эволюцию от понимания природы, как враждебного культуре начала до осознания необходимости гармонизации отношений между человеком и природой.

Культура представляет собой совокупность ценностей, созданных человеком. Когда говорят о культуре, подразумевают, прежде всего, нечто ценное для человека не как физического, но как духовного существа. Поэтому под культурой подразумевают в первую очередь ценности этические, эстетические, религиозные. Их называют духовными ценностями, а сферы их функционирования – духовной культурой. Однако они проникают и в сферу производства, и в сферу быта (например, дизайн), поэтому есть еще и понятия материальной культуры. Их объединяет то, что они не только созданы человеком, но и существуют для человека. Поэтому существенной стороной культуры является человек, как субъект и как результат культурного процесса.

Проще понять сущность культуры через рассмотрение её функций. Культура выполняет следующие основные функции: во-первых, культура служит преобразованию, гуманизации человека и отношений между людьми, а, следовательно, и самого общества; во-вторых, через культуру человек познает самого себя и другого человека, т.к. самосознание любой культуры не возможно без интереса к другой культуре и попытка понимания ее, диалога культур; в-третьих, культура выполняет семиотическую (семиотика – учение о знаках и знаковых системах), функцию, т.е. закрепляет в системе принятых в ней знаков и символов, содержание ее духовных ценностей; в-четвертых, культура определяет систему ценностных ориентиров; в-пятых, внутри культуры формируется система общения между людьми, нормы и характеристики поведения.

Современная культура формируется как структура, состоящая из образов жизни или стилей жизни. Существует общий тип культуры, который трансформируется до противоположности. Всякая культура рождает свою антикультуру, непросто как отверждение господствующих принципов, а реальность, где эти господствующие принципы не отвергаются, а выступают в иной форме выражения. Например, патологический стиль жизни, социокультура нищеты.

В основе разделения культуры на материальную и духовную лежат потребности человека и способ удовлетворения. Здесь подходим к понятию цивилизация, т.к. ее связывают с качественно новым этапом в развитии материальной культуры – использованием техники. В науке известно деление ранней истории человека на дикость, варварство и цивилизацию. Начало последней связано с умением применять металлы в производстве.

Участки человеческой цивилизации, возникая и существуя локально относительно долгое время, в период крупной машинной индустрии сливаются в единую человеческую цивилизацию. Распространение технических достижений европейской цивилизации связано с динамическим характером европейской культуры.

Понятие культуры и цивилизации часто употребляют, как синонимы, но иногда противопоставляют их, заявляя о враждебности цивилизации к культуре. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составлять культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.

К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе. Духовная культура отлагается в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д.

Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства.

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь, не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями.

Культура – это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, их приемы, а также уровень мышления.

Культура – это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется, введу определение того или иного объекта материальной и духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение, для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством. Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете от одного поколения к другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отмечало достижения предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что уже отошло в прошлое.

 

2. При рассмотрении второго вопроса «Закономерности культурно – исторического процесса» важно понять, что столкновение культуры и цивилизации приводят к необходимости понять закономерности движения культурно-исторического процесса, соотнести их с закономерностями социального развития в целом.

Идея развития общества, как правило, рассматриваются в связи с общественным прогрессом. Если исходить из того, что определяющим в развитии общества является прогресс производительных сил, то идея прогресса выступает, как универсальная, как закономерность развития общества от простых форм к формам более сложным и совершенным. Однако если определение уровня цивилизации по степени развития ее технического потенциала сомнений не вызывает, то с культурой дело обстоит не так прямолинейно. Часто культурная ценность того или иного явления определяется его древностью. Иными словами, истинные ценности культуры определяет время.

Попытки определить закономерности культурного процесса сводятся к необходимости ответить на следующие вопросы: что лежит в основе культуры, что определяет стадии ее развития, каковы взаимоотношения между ее элементами, характер отношения к другим культурам. Начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.) сложились основные концепции культурного процесса: эволюционная, диффузная, культурных циклов. Каждая из них исходила из объективно присущей культуре какой-либо закономерности существования, выделяя ее в качестве ведущей.

Эволюционная теория выдвинула ряд идей, очень созвучных нашему времени. Культура эволюционирует, наслаивается одна на другую и может существовать лишь слой за слоем.

Эволюция в культуре и в природе имеет общие закономерности, но культура обладает собственным энергетическим потенциалом, поэтому, припадая к культуре, люди получают положительный или отрицательный заряд. Эволюционизм настаивает на единстве культуры. Поэтому разные культуры равноценные и равноправные, а, будучи частью единства, могут быть понятны. Диффузионизм как культурологическое течение сложился в конце XIX в.- начале XX в. Его сторонники отрицали эволюционистскую направленность культуры по стадиям, т.к. полагали, что культура не эволюционирует, а разливается, взаимопроникает. Диффузионизм изучает культурные круги, или культурные автономии, и создает на их основе этнокультурную карту мира, которая не совпадает с политической. Основой культурной автономии выступают следующие элементы, делающие культурный тип устойчивым: язык, бытовые привычки, жилищные постройки, керамика, одежда.

Теория культурных циклов исходит из того, что культура представлена различными сменяющими друг друга типами культур. Каждый тип обладает определенной устойчивостью, проживает свой путь и погибает. Элементы делающие культурно – исторический тип устойчивым: язык; политическая независимость; культурная самобытность; богатство культуры, достигаемое через многообразие ее национальных черт; сохранение реликвенных культур; отсутствие заимствований в младенческом периоде культуры.

Итак, многообразие теорий культурного развития свидетельствует о сложности осмысления закономерностей развития культуры, а попытки их выявления часто связаны с конкретными кризисными ситуациями, переживаемыми культурой.

 

3.Цивилизация (от лат. гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни). Слово и понятие цивилизации столь же многозначны, как и культура. Зачастую лексемы «цивилизация» и «культура» толкуются, как синонимы, в литературном и публицистическом языке они часто взаимозаменяемы, хотя стилистически и различны. У многих авторов, в том числе и у русских философов, понятия культуры и цивилизации разделяются и даже противопоставляются. К культуре относят сферу духовности, а к цивилизации – область результатов материальной деятельности. Цивилизация стала трактоваться как материальный аппарат культуры. Утверждается, что культура гибнет и сникает перед торжеством цивилизации. Распространено и другое толкование, когда она представляется как общая характеристика исторически конкретных типов социальности и культуры. В этом случае цивилизация понимается как определенная степень общественной истории, длительный период развития народов и мира в целом, определяемый наличным состоянием социальной структуры и духовного мира. Наиболее краткое определение цивилизации таково: «Цивилизация – социально – культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия». Именно поэтому встречаются выражения «цивилизация инков», «греческая цивилизация», «древняя цивилизация», «современная цивилизация».

 

Вопросы

1.Кому принадлежит определение культуры, как второй природы?

2.Что относится к материальной и духовной культуре?

3.Что вы можете сказать об истории культуры?

4.К чему приводит столкновение культуры и цивилизации?

5.Чем определяется культурная ценность того или иного явления?

6.В каком веке сложился диффузионизм, как культурологическое течение?

7.Что многие авторы и украинские философы относят к цивилизации?

 

Термины

Диффузионизм – определенное течение философии, изучающие культурные круги, или культурные автономии, и создает на их основе этнокультурную карту мира, которая не совпадает с политической.

Духовная культура – включает науку и степень внедрения ее достижений в производство, и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе.

Культура – представляет собой совокупность ценностей, созданных человеком. Культура – это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, их приемы, а также уровень мышления.

Культурные ценности – определение того или иного объекта материальной и духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение, для человека и человечества.

Материальная культура – это широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку.

Семиотика – учение о знаках и знаковых системах.

Современная культура формируется как структура, состоящая из образов жизни или стилей жизни.

Цивилизация – социально – культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе социального и культурного своеобразия.

 

Литература

1.Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций – М: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998.-325с., сс.38-43

2.Губарь О.М. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч. I – Макеевка: МЭГИ, 1997 – 160с., сс.64-75

3.Несмеянов Е.Е., «Философия в вопросах и ответах», М., Гардарики, 1999 – 351с., сс.138-145

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...