Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация налогов. Виды налогов

Лекция 2. Сущность налогов, их классификация и принципы. Налоговая политика. Налоговый механизм.

Сущность налогов и сборов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

· субъект налогообложения (налогоплательщики);

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговая ставка;

· налоговый период;

· льготы по налогу;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

· юридические лица;

· физические лица;

· физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

· прибыль;

· стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

· совокупный доход физических лиц;

· транспортные средства;

· имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

· пропорциональными;

· прогрессивными;

· регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом. Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. Ярким примером прогрессивной (сложной) процентной ставки в российской налоговой системе служит шкала обложения физических лиц подоходным налогом, действовавшая до 2001 г. Вся сумма годового облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%; вторая часть (от 50 тыс. до 150 тыс. руб.) — по ставке 20%; третья часть (более 150 тыс. руб.) — по ставке 30%. В настоящее время прогрессивные ставки в НК РФ не применяются.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы. В РФ регрессивные ставки применяются по страховым взносам.

Пример регрессивной шкалы налогообложения

Предельная база для страховых взносов в 2017 г.

Доходы работника Ставка
  В ПФР
Меньше или равно 876 000 22%
Свыше 876 000 10%
  В ФСС
Меньше или равно 755 000 2,9%
Свыше 755 000 0%
  В ФОМС
Вся сумма дохода 5,1%

Пример:

Ежемесячный доход сотрудника, облагаемый страховыми взносами – 90 000 руб. Соответственно, его годовой доход превышает установленные лимиты и равен 1 080 000 руб. (90 000 * 12 мес.). Рассчитаем страховые взносы за год с учетом предельных лимитов 2017 года.

ПФР: 876 000 руб. * 22% = 192 720 руб. – взносы с сумм в пределах лимита.

(1 080 000 руб. – 876 000 руб.) * 10% = 20 400 руб. – взносы с дохода, превышающего лимит начисления страховых взносов 2017.

Итого: 192 720 руб. + 20 400 руб. = 213 120 руб. – пенсионные взносы работника за 2017 год.

ФСС: 755 000 руб. * 2,9% = 21 895 руб. – взнос с суммы, не превышающей лимит. С суммы превышающей предельную базу – 325 000 руб. (1 080 000 – 755 000) взнос на соцстрахование начисляться не будет.

ОМС: 1 080 000 руб.* 5,1% = 55 080 руб. – взнос на медстрахование за 2017 год начисляется на весь доход работника.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

· необлагаемый минимум;

· освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;

· снижение налоговых ставок;

· изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ взимания налогов предполагает сбор соответствующих платежей исходя из сведений, зафиксированных в государственном кадастре. Данный источник включает сведения об объектах налогообложения, что предусмотрены законодательством. Таковыми могут быть жилая недвижимость, земельные участки. Рассматриваемый способ взимания налогов предполагает формирование усредненных показателей доходности, не требующее детального просчета налогооблагаемой базы по каждому объекту, находящемуся в собственности граждан или организаций.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

 

Для каждого налога существует свой порядок уплаты.

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензии) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Разновидностью сборов является таможенная пошлина.

Классификация налогов. Виды налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

• федеральные:

• региональные;

• местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления:

1. Федеральные:

ü Налог на добавленную стоимость

ü Акцизы

ü Налог на доходы физических лиц

ü Налог на прибыль организаций

ü Налог на добычу полезных ископаемых

ü Водный налог

ü Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

ü Государственная пошлина

2. Региональные

ü Налог на имущество организаций

ü Транспортный налог

ü Налог на игорный бизнес

3. Местные:

ü Земельный налог

ü Налог на имущество физических лиц

ü Торговый сбор

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

• прямые;

• косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на прибыль организаций;

• налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы;

• таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

• закрепленные;

• регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения:

1. Налоги, уплачиваемые юридическими лицами:

· Налог на прибыль организаций

· Налог на имущество организаций

2. Налоги, уплачиваемые физическими лицами:

· Налог на доходы физических лиц

· Налог на имущество физических лиц

3. Смешанные налоги

· Налог на добавленную стоимость

· Транспортный налог

· Налог на игорный бизнес

4. Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

· упрощенная система налогообложения;

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

· патентная система налогообложения.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

3. Функции налогов, взаимосвязь налогов, денежные отношения

Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.

Функции налогов

· Фискальная

· Стимулирующая

· Регулирующая

· Распределительная

· Контрольная

Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.

 

Фискальная функция

Фиск (от лат. fiscus — корзина) в Древнем Риме начиная с VI в. н.э. — единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение государственной казны термином «фиск»).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством нее реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

 

Регулирующая функция

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений. Системы налогообложения, существующие в экономически развитых странах, представляют широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется посредством повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 г. ставка налога на прибыль составляла 90%) налога на вывоз капитала и установления повышенных таможенных пошлин на имущество, акцизов и др.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр.

Налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не столько налоговыми льготами, сколько потребностями развития производства и расширения бизнеса, ожидаемыми прибылями и пр.

В качестве дополнения к регулирующей функции можно выделить контрольную функцию.

Контрольная функция заключается в том, что через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечить минимум налоговых поступлений в бюджет, достаточный для выполнения государством своих основных функций.

Распределительная (социальная) функция

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл данной функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на наиболее обеспеченные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим.

Примером реализации распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

В некоторых социально ориентированных странах (например, в Швеции) признается почти официально, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность в обществе.

4. Принципы налогообложения. Системы принципов налогообложения

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах.

Первые такие принципы были сформулированы шотландским экономистом Адамом Смитом (1723 – 1790 гг.), который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения:

· Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

· Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

· Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

· Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...