Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательно-правовое пространство Европы и СНГ




 

Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Российская Федерация.

Это, прежде всего, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, с дополнениями, внесенными одиннадцатью протоколами. Развивая Всеобщую декларацию прав человека, Протокол № 1 к Конвенции провозглашает норму, согласно которой никому не может быть отказано в праве на образование. При этом особо подчеркивается, что участие государства в сфере образования не должно нарушать право родителей обеспечивать образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и нравственными принципами [8]. В рамках ЕС большую работу проводит Совет по культурному сотрудничеству, который организует экспертизу, решает актуальные вопросы образования, готовит крупные документы, касающиеся судеб школ. В одном из них - «Нововведения в начальное образование», 1988 - предусматривалась необходимость дифференциации обучения, обновление содержания образования в духе мира, гуманизма, защиты природы, связи семьи и школы, сотрудничества учителей и учащихся. В целях содействия глубокому взаимопониманию среди молодежи через сотрудничество во всех областях образования и преподавания, подготовки на языках других государств-участников в 1990 г. была принята Парижская хартия для новой Европы [27].

Среди документов, принятых Советом Европы в последнее десятилетие по вопросам образования, немаловажное значение имеет Программа «Ценности обучения в обществе. Элементарный закон в гражданском образовании. Среднее образование для Европы», акцентирующая внимание на том, что образование для демократических граждан является условием усиления европейского национального единства [1, c. 179].

Таким образом, образовательная политика ведущих стран Западной Европы с конца 1990-х гг. была сориентирована, прежде всего, на:

a) предоставление социальных, экономических, политических гарантий;

b) обеспечение равного доступа к получению любого образования на протяжении всей жизни;)   максимально широкий охват населения образованием;) повышение уровня и качества образования населения;) предоставление человеку максимальных возможностей в его выборе своего пути получения образования;)    улучшение условий образования и образовательной среды для всех субъектов образовательного процесса;)    стимулирование и развитие научных исследований, создание для этих целей специальных фондов и научных учреждений;)    выделение средств для развития образовательной среды, технологического и информационного обеспечения систем образования;) расширение автономии образовательных учреждений;) создание межгосударственного образовательного пространства в рамках ЕС [11, с. 47; 35].

И все же в рамках образовательного сотрудничества предпочтительное внимание было отдано вопросам высшего, в том числе университетского, образования. В 1994 г. на Венском заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята официальная прокламация Декады ООН по правам человека в образовании на 1995-2004 гг. и разработан План действий на Десятилетие [28]

Цель Десятилетия - возведение к его окончанию в ранг закона требования уважения прав человека на образование и фиксация соответствующей структуры направлений действий в национальном законодательстве. Данный документ предполагает и нацеливает страны Европы на выработку образовательной политики по введению всеобщеобязательного школьного образования во всем мире, на отстаивание основных прав человека и оправдывает необходимость систематического и мотивированного образования. Основной правовой базой межгосударственных отношений в области

сотрудничества по формированию единого образовательного пространства СНГ являются различного рода концепции, соглашения и модельные законодательные акты (законы).

Почти сразу образования СНГ, в 1992 г., главы правительств десяти входящих в Содружество Независимых Государства (СНГ) государств подписали Соглашение о сотрудничестве в области образования в рамках СНГ. В этом документе государства заявили о своем стремлении удовлетворять взаимные потребности в обучении граждан, подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров и специалистов. Они гарантировали равноправие всех образовательных учреждений, входящих в их национальные системы, и бессрочное признание на своих территориях выданных в государствах-участниках к моменту заключения данных соглашений документов государственного образца о среднем, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий. В связи с этим в 1997 г. главами государств Республик Азербайджан, Молдова, Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Армения, Кыргызстан была принята Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств [16], на основе которой было выработано и подписано важное Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Данная Концепция действовала до 2000 г., однако она сыграла исключительно большую роль в развитии образовательно-правовых отношений между государствами-членами СНГ.

В Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств определялись основные принципы, направления, условия и этапы создания единого образовательного пространства,

Основная идея Концепции состояла в том, чтобы интеграция государств - участников СНГ в области образования способствовала бы свободному приобщению граждан к ценностям национальных культур, созданию условий для развития и формирования культурного межнационального общения. Основными принципами общего пространства являются сближение национальных систем образования, согласованности образовательных стандартов, требований подготовки и программ обучения и др. Одним из последних было принято Соглашение об обеспечении гражданам государств-участников СНГ доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений (2004 года). Так, в соответствии с данным Соглашением, государства-участники СНГ обязались содействовать приему в общеобразовательные учреждения граждан Сторон, постоянно проживающих на их территориях, по прямым договорам, а также по договорам между общеобразовательными учреждениями.

Из нормативно-правовых актов, принятых государствами-участниками СНГ по вопросам образования, наибольший интерес представляют модельные законы, к числу важнейших из которых следует отнести такие законы, как «Модельный закон «Об образовании» [20], «Модельный закон «Об образовании взрослых» [19], «Модельный закон «О среднем общем образовании» [18].

Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» принимались не просто хронологически в прошлом веке, они появились в иную эпоху образовательного права, когда оно формировалось национальным законодателем самостоятельно, по собственному усмотрению, лишь учитывая тенденции развития международного права [35].

Сегодня источники международного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферах образования, становятся международными стандартами, обязательными для законодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права.

Этот фактор еще раз подтверждает своевременность начала обсуждения нового проекта закона «Об образовании в Российской Федерации».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...