Особенности реабилитации инвалидов с детства
Инвалиды с детства и дети-инвалиды (до 16 лет) составляют существенную часть в контингенте инвалидов всех категорий. В РФ за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В городе он выше, чем в сельской местности; имеются колебания и в зависимости от комплекса социально-экономических, социально-демографических, экономических и медико-социальных особенностей региона. Инвалидность у детей определяется значительным ограничением жизнедеятельности, приводящим к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность с детства устанавливается лицам, у которых она наступила до начала трудовой деятельности — до 16 лет (учащиеся — до 18 лет) — вследствие врожденного или возникшего в детстве заболевания или увечья. Выдача медицинского заключения на ребенка-инвалида возлагается на лечебно-профилактические учреждения, обслуживающие детей. Состав инвалидов с детства неоднороден. В структуре патологии детской инвалидности (до 16 лет) преобладают психо-неврологические состояния (более 60 %), заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, слуха. Среди инвалидов с детства более 80 % составляют инвалиды вследствие психических заболеваний и заболеваний нервной системы. В первой группе в подавляющем большинстве умственно отсталые (олигофрены), больные шизофренией, эпилепсией; во второй — с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП). Инвалидность с детства устанавливается больным с поражением опорно-двигательного аппарата. Чаще это врожденные физические дефекты (вывихи тазобедренного сустава, аномалии верхних и нижних конечностей, позвоночника, хондродистрофии). К инвалидам с детства также относятся слепые и слабовидящие в результате двустороннего врожденного или приобретенного поражения органа зрения. Среди других причин инвалидности с детства следует назвать врожденные пороки сердца, тяжелые заболевания почек, эндокринные заболевания. Около 80 % инвалидов с детства имеют первую и вторую группу инвалидности. Тяжелая инвалидность обусловлена недостаточно активными реабилитационными мероприятиями на ранних этапах жизни детей, страдающих указанными заболеваниями. Подтверждением этому служит установленный факт, что если с первых периодов жизни ребенка, у которого диагностирован ДЦП, начать последовательное лечение и применить весь широкий набор реабилитационных мер, то к 15 годам 70 % инвалидов, страдающих этим недугом, оставляют коляски и начинают полноценно жить и трудиться.
При разработке реабилитационных мер для инвалидов с детства учитываются принципы, заложенные в международных документах, большинство из которых ратифицированы РФ. Реабилитация инвалидов с детства, особенно детей-инвалидов, имеет свои особенности, так как она должна обеспечить, учитывая, что речь идет о растущем организме, развитие всех систем и функций, предупредить задержку в росте и развитии ребенка. Поэтому под реабилитацией инвалидов с детства с учетом основополагающих теоретических и методологических положений реабилитации, особенностей этого контингента инвалидов принято понимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и других мероприятий, направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, и на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, трудовой деятельности.
Адаптация в широком смысле означает «соответствие», «согласие» человека с окружающим миром и проявляется в спо-собности к выполнению различных ролей и функций, в устой-чивости социальных связей, в сформированности навыков об-щественного существования. Реабилитация инвалидов с детства должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, процесс этот должен осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. К детям-инвалидам чаще всего относятся умственно отсталые, плохо слышащие, глухие, дети с расстройством речи, с нарушением зрения, с серьезными эмоциональными расстройствами, ортопедическими недостатками, с множественными нарушениями и т. д. В Конвенции о правах ребенка, принятой, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Для этого ребенку-инвалиду должен быть обеспечен эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинской помощи, подготовки к трудовой деятельности и т. д. Указанное должно способствовать наиболее полному вовлечению ребенка в жизнь общества, его культурному и духовному развитию. Говоря о детской инвалидности, необходимо обращать внимание на этический аспект проблемы. Эксперты ВОЗ рекомендуют оценивать имеющиеся нарушения в результате болезни или других расстройств и возникшие вследствие этого те или иные ограничения жизнедеятельности, а не наклеивать сразу ребенку ярлык инвалида. Под ограничением жизнедеятельности понимается любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, обратимым и необратимым, а также прогрессирующим и регрессивным.
Предложено выделить шесть основных категорий для оценки характера ограничения жизнедеятельности: 1. Снижение способности адекватно вести себя. 2. Снижение способности общаться с окружающими. 3. Снижение способности передвигаться. 4. Снижение способности действовать руками. 5. Снижение способности владеть телом при решении некоторых бытовых задач. 6. Снижение способности ухаживать за собой. Контингент с отклонениями в умственном развитии состоит прежде всего из больных олигофренией различной степени выраженности. Различают дебильность, имбицильность и идиотию. Олигофрения представляет сборную группу нозологических форм заболеваний, ведущим синдромом которых является отставание умственного развития. Следует отметить, что практически любые тяжелые инвалидизирующие заболевания у ребенка при недостаточном или неадекватном лечении могут привести к отставанию в умственном развитии. Группа с отклонениями в умственном развитии включает детей-инвалидов вследствие энцефалопатий, органического поражения головного мозга, детей с интеллектуальными нарушениями, шизофренией с ранним умственным дефектом, эпилепсией с изменениями личности и отставанием умственного развития, различными заболеваниями центральной нервной системы с сопутствующей задержкой или отставанием умственного развития. Контингент детей с отклонениями в физическом развитии также неоднороден. Это прежде всего дети с врожденной и приобретенной патологией нервной системы, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и последствиями травм, а также с хронической патологией носоглотки и врожденными пороками развития лица, с врожденными и приобретенными заболеваниями внутренних органов, с заболеванием органов чувств. Физическое развитие этих детей страдает из-за длительной неподвижности или ограниченной подвижности в результате самой патологии или длительного лечения в условиях постельного режима, развития организма ребенка в условиях хронической интоксикации, гипоксии и гипоксилии. Причиной отклонений в физическом развитии детей с врожденной или приобретенной патологией нервной системы являются чаще всего травмы центральной и периферической нервной системы, полученные при родах или в силу разных причин в детском возрасте и приведшие к параличам и парезам конечностей, генера-лизованным гиперкинезам, нарушению координации и другим дефектам.
Причиной отклонения в физическом развитиии детей с различной патологией опорно-двигательного аппарата являются проявления указанной патологии в виде выраженных нарушений функций суставов в результате контрактур, анкилозов, ложных суставов, патологических изменений мышц, вторичных неврологических нарушений, повторных патологических переломов и других изменений. Заболеваниями внутренних органов, которые чаще всего приводят к отклонениям в физическом развитии, являются врожденные пороки сердца, хронические неспецифические за-болевания легких, развивающиеся на фоне аномалий развития бронхо-легочного аппарата, тяжелая патология желудочно-кишечного аппарата, тяжелая патология эндокринной системы, тяжелая патология почек Выделяют следующие аспекты реабилитации: медицинский, психологический, педагого-воспитательный, профессиональный, социально-бытовой, социальный. Каждый аспект имеет свои задачи и специальные реабилитационные меры. Индивидуальная программа реабилитации для инвалидов с детства разрабатывается по всем аспектам, поэтому она и получила название комплексной, многоаспектной или многопрофильной программы реабилитации. Уровень реабилитационного потенциала определяется мно-гими факторами, прежде всего особенностями клинической картины, характером протекания адаптивных процессов, уровнем и возможностью компенсации патологического процесса, возрастом и другими как клиническими, так и социальными факторами. Медицинский аспект комплексной программы реабилитации предусматривает меры лечебно-диагностического и восста-новительного характера. Их цель — восстановление нарушенных или утраченных функций. Основой медицинской программы реабилитации является комплексное использование взаимодо-полняющих средств и методов лечения, физического воздействия, рефлексотерапии, трудотерапии, психотерапии и др. Особенностью восстановительного лечения инвалидов с детства является то, что начало этого лечения в детском возрасте должно предусматривать не только ликвидацию дефекта, вызванного тем или иным заболеванием, но и стимуляцию развития функций (двигательной, речевой, психической и др.), задержанного влиянием болезни. Своевременная коррекция нарушенных болезнью функций у детей особенно важна, так как отсутствие или недостаточная коррекция функций у развивающейся личности при реакции на дефект, ограничение движения могут привести к нарушению формирования ее в целом. Особенностью реабилитации инвалидов с детства, с учетом того что она начинается в детском или подростковом возрасте, является то, что проведение медицинской реабилитации невозможно без одновременной педагого-воспитательной. Педагого- воспитательный аспект реабилитации имеет своей целью воспитание, обучение и развитие ребенка для подготовки к жизни в обществе, в семье и к профессиональной деятельности.
По определению, профессиональная реабилитация инвалидов — это научно обоснованный выбор трудового пути инвалида, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности, а также максимальной эффективности обучения и дальнейшего трудоустройства в выбранной профессии.
В комплексной программе реабилитации инвалидов с детства профессиональная подготовка, профессиональное обучение относятся к так называемому профессиональному аспекту реа-билитации, который кроме перечисленных мер реабилитации включает переобучение и рациональное трудовое устройство. Меры реабилитации в рамках социального аспекта направлены на решение задач материально-бытовой, материально-технической и социальной поддержки как таковой инвалида с детства и его семьи, члены которой, как правило, являются непосредственными проводниками реабилитационной программы. Обсуждая вопрос об особенностях реабилитации инвалидов с детства, нельзя не остановиться на роли семьи в этом процессе. Участие членов семьи, особенно матери, оказывается определяющим в результатах реабилитации. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совета, помощи. Уверенность родителей в успехе реабилитации оказывает влияние на образ жизни ребенка-инвалида, формирует ее уклад, психологический климат, социально-экономическую активность родителей и т. д., что в свою очередь способствует адаптации, успешности обучения и всему процессу интеграции ребенка-инвалида в общество. Характер реабилитационной работы с инвалидом с детства в семье определяется особенностью заболеваний. Реабилитация инвалидов вследствие заболеваний, приводящих к умственной отсталости, требует систематических, многолетних занятий с целью обучения навыкам самообслуживания и гигиены, в школьном возрасте и далее — дополнительных занятий по овладению школьной программой, профессиональными навыками. В настоящее время при разработке региональных программ социальной помощи семьям, имеющим инвалида с детства, предусматриваются меры по обучению и инструктажу родителей, методам реабилитации по всем аспектам, материальному обеспечению этих мер, социально-педагогическому патронажу семьи и т. д. Среди инвалидов с детства подавляющее большинство составляют, как указывалось, больные психическими заболеваниями и патологией нервной системы. В общих чертах представляем процесс реабилитации инвалидов с детства вследствие ДЦП. Церебральный паралич — полиэтиологическое заболевание, приводящее к поражению центральной нервной системы. Развивается во внутриутробной жизни плода или во время родов. Причины могут быть разными, но непосредственное влияние на мозг оказывает гипоксия во внутриутробном периоде или во время патологических родов. Основными проявлениями ДЦП являются нарушения функции опорно-двигательного аппарата, психики и речевой сферы. Эти нарушения могут быть в разных сочетаниях и разной степени выраженности. Нарушения опорно-двигательного аппарата могут привести к полной обез-движенности. Что касается состояния интеллекта, то могут быть колебания от полной его сохранности до выраженной умственной отсталости. Эффективность медицинской и социальной адаптации зависит от того, как рано начинается лечение. Оно должно начинаться при первых проявлениях заболевания и проводится комплексно с использованием медикаментозного, физиотерапевтического, хирургического, ортопедического и других методов. При выборе трудовой деятельности больным с последствиями детского церебрального паралича принимаются во внимание степень нарушения психической деятельности, формы заболевания, способ передвижения, наличие навыков самообслуживания и др. В осуществлении реабилитационных мер для больных ДЦП чрезвычайно важным является учет необходимости проведения коррекции личностных нарушений, привитие навыков общения. Эту работу проводит специалист-психолог совместно с лечащим врачом и педагогом. Целесообразно эту работу проводить одновременно и с родителями, так как оценка родителями личностных особенностей ребенка, его возможностей часто бывает неадекватной.
Основными этапами в развитии болезни являются
1. Нарушение. Возникновение изменений в организме является реакцией организма на различные причинные обстоятельства- «этиологию». «Этиология» дает начало изменениям в структуре или функциях организма, то есть «патологии». Проявления патологических изменений определяются как «симптомы и признаки»
Этиология а патология а проявления
Человек начинает понимать, что в его организме что-то происходит, другими словами, патологическое состояние проявляется конкретно, материализуется. В большинстве случаев сам человек осознает проявление болезни, которое можно определить как «клиническое состояние».
Таким образом, клиническое состояние включает в себя и патологические изменения, и проявления болезни, и реакцию пациента на свое состояние. Длительно текущая болезнь предвещает развитие нарушений, ненормальной структуры тела, изменения внешнего вида, а также расстройства функционирования органов и систем организма. Нарушение представляет собой расстройство на органном уровне.
2. Ограничение жизнедеятельности. Деятельность или поведение человека могут измениться в результате возникновения нарушений. Возникает дефицит физических и социальных действий – ограничение жизнедеятельности. С точки зрения функциональной деятельности и активности индивида снижение жизненных функций представляет собой расстройство на уровне человека (личности).
3. Социальная недостаточность. Само знание о болезни или изменившееся поведение индивида или ограничения его деятельности, вытекающие из этого знания, могут поставить конкретного человека в невыгодное положение по отношению к окружающим. Таким образом, болезнь приобретает социальный характер. Этот уровень развития болезни отражает реакцию общества на состояние индивида, она проявляется во взаимоотношениях индивида с обществом, которые могут включать и такой специфический инструмент как законодательство. Это проявление отражает социальную недостаточность (иными словами – социальную дезадаптацию). Явная связь со значением, которое придает деятельности индивида или его состоянию общество, делает социальную недостаточность самым проблематичным уровнем развития болезни среди всех ее последствий.
Эта последовательность в ряде случаев может быть неполной, или возможен ее разрыв на любом этапе.
Для организации помощи пациенту в восстановлении здоровья, необходимы
четкая диагностика возникающих нарушений, ограничений жизнедеятельности, социальной недостаточности,
анализ степени выраженности функциональных способностей,
возможность осуществления вмешательств на различных уровня Задачи медицинской реабилитации
Главной задачей медицинской реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.
К частным задачам реабилитации относятся:
· 1. восстановление бытовых возможностей больного, то есть способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;
· 2. восстановление трудоспособности, то есть утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата;
3.предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, то есть осуществление мер вторичной профилактики.
Цель реабилитации – наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае – замедление прогрессирования заболевания. Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом обладают физические упражнения, природные факторы (как естественные, так и преформированные), различные виды массажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Даже из этого перечня видно, что ведущая роль в реабилитации принадлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа у этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация». Понятие о физической реабилитации
Физическая реабилитация – составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.
Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их – всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями. Принципы медицинской и физической реабилитации
Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:
· физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.) · механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия.) · массаж, · традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие), · трудотерапия, · психотерапия, · логопедическая помощь, · лечебная физкультура, · реконструктивная хирургия, · протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь), · санаторно-курортное лечение, · технические средства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парэнтерально, другие технические средства), · информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации · другие мероприятия, услуги, технические средства. Психотерапия в работе медицинской сестры
Психотерапия – это лечебный метод воздействия на психику больного для улучшения его самочувствия, соматического состояния и повышения эффективности применения других методов лечения. Основным «инструментом» психотерапии является слово (имеющее смысловое содержание и эмоциональную окраску).
В практике работы медицинской сестры применяется так называемая «малая психотерапия», в которую входят «стерильность слова и поведения», потенцирование и опосредование. С помощью методов психотерапии медсестра может усилить благоприятное влияние физических факторов на пациента. Она должна психологически настроить больного на то или другое средство лечения, выявить, как больной относится к лечебному методу.
Потенцирование - это метод усиления специфического лечебного фактора с помощью словесного внушения. Пациенту объясняют положительное действие лечебного средства: чем лучше это объяснение, тем выше эффективность лечения. При этом больной осознает терапевтическую ценность назначенных методов лечения, у него формируется психологическая готовность к восприятию этих методов.
Опосредование – это метод косвенного внушения с помощью использования лечебных факторов вне связи с их специфическим действием для получения какого-либо психологического эффекта. Например, пациенту с нарушением сна может внушаться хороший сон после воздействия какой-либо процедуры, хотя в «чистом» виде она этого действия не оказывает.
Психотерапевтическое воздействие медсестры на больного условно можно разделить на 3 этапа:
· предварительную беседу о назначении применяемого лечения, · воздействие во время прохождения лечения и · заключительную беседу.
Медсестра обязательно должна знать цель назначения того или иного метода, знать характер и механизм действия назначаемого лекарства и процедуры.
План анализа возможных проблем пациента в связи с применением фактора.
1. Ощущения во время процедуры (ожидаемые, патологические) 2. Эмоциональные реакции пациента на данный фактор (недоверие, ожидание боли, ожога, боязнь облучения). 3. Влияние фактора на жизненные циклы (особенности реакций у детей, пожилых, во время полового созревания, во время менструального цикла, во время беременности, во время климактерического периода). 4. Возможные сестринские вмешательства (подготовка пациента к процедуре – уход за кожей, гигиена, информирование, оценка состояния, эмоциональная коррекция, одежда; оценка ответной реакции пациента на процедуру – ожидаемая, патологическая; помощь в составлении режима дня – контроль за питанием, диурезом, стулом, временем отдыха) 5. Ожидаемые результаты - положительная физиобальнеореакция, активное отношение пациента к своему здоровью, готовность сотрудничать с медперсоналом. Основные принципы реабилитации
К основным принципам реабилитации относятся:
· раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ), · комплексность использования всех доступных и необходимых РМ, · индивидуализация программы реабилитации, · этапность реабилитации,
· непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации, · социальная направленность РМ, · использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.
Раннее начало проведения РМ важно с точки зрения профилактики возможности дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях). Раннее включение в лечебный процесс РМ, адекватных состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).
РМ нельзя применять при очень тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью больного, резком угнетении адаптационных и компенсаторных механизмов. Однако и это не является абсолютно верным, так как некоторые РМ, например, надувание шариков, назначаются в острый послеоперационный период при достаточно тяжелом состоянии больного, но это служит для профилактики застойной пневмонии.
Комплексность применения всех доступных и необходимых РМ. Проблемы медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: терапевтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и методистов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психиатров, адекватной физическому и психическому состоянию пациента на отдельных этапах реабилитации. В зависимости от причин, приведших больного к состоянию, требующему применения РМ, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.
Индивидуализация программ реабилитации. В зависимости от причин, требующих применения РМ, а также особенностей состояния больного или инвалида, их функциональных возможностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специалистов и используемых методов и средств будут, то есть реабилитация требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ.
Непрерывность и преемственность РМ на протяжении всех этапов реабилитации важна как в пределах одного этапа, так и при переходе от одного к другому. Улучшается функциональное состояние различных систем организма, повышается тренированность, а всякий боле или менее длительный перерыв в использовании РМ может привести к его ухудшению, когда приходиться начинать все сначала.
Чрезвычайно важным принципом реабилитации является преемственность при переходе с этапа на этап, из одного медицинского учреждения в другое. Для этого важно, чтобы на каждом этапе в реабилитационной карте было задокументировано, какие методы и средства лечения и реабилитации применялись, каково было функциональное состояние реабилитируемого.
Социальная направленность РМ. Основная цель реабилитации – эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество и семью, восстановление личностных свойств человека как полноправного члена общества. Оптимальным конечным результатом медицинской реабилитации может быть полное восстановление здоровья и возвращение к привычному профессиональному труду.
Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации. Реабилитационный процесс может быть успешным только в случае учета характера и особенностей восстановления, нарушенных при том или ином заболевании функций. Для назначения адекватного комплексного дифференцированного восстановительного лечения необходима правильная оценка состояния больного по ряду параметров, значимых для эффективности реабилитации. В этих целях применяется специальная диагностика и методы контроля за текущим состоянием больного в процессе реабилитации, которые могут подразделяться на следующие виды:
а) медицинская диагностика, б) функциональная диагностика, в) мотодиагностика, г) психодиагностика. Средства медицинской и физической реабилитации
К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезотерапия), физиотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др.
Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: произвольная экономизация дыхания, разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы; к психорегулирующим – психопотенцирование, аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.
Результатом правильно оказанной сестринской помощи в области реабилитации пациента является активная жизненная позиция по отношению
к своему здоровью и самореализации в жизни при оптимальном использовании внутренних резервов и условий окружающей среды.
Осуществляя процесс реабилитации, медицинская сестра выполняет самые разнообразные обязанности, оказываясь в различных ситуациях и часто изменяющихся отношениях с пациентом и его семьей. Весь комплекс подобных взаимоотношений удобно описывать через теорию ролей. С этой точки зрения для медсестры оказываются наиболее значимыми такие роли:
А) Сестра как лицо, предоставляющее уход. Сестра предоставляет непосредственный сестринский уход по мере необходимости до тех пор, пока пациент или его семья не приобретут необходимые навыки по уходу. Эта деятельность направлена на · восстановление функций · поддержание функций · профилактику осложнений
Б) Сестра как учитель Медицинская сестра обеспечивает пациента и его семью информацией и помогает в выработке навыков, необходимых для возвращения к нормальному состоянию здоровья и достижения независимости. Медицинская сестра может предоставлять пациенту обучающую информацию и материалы о его болезни или инвалидности, а также предоставляет информацию о новых методах выполнения задач в повседневной жизни.
В) Сестра как «адвокат» Медицинская сестра сообщает о потребностях и желаниях пациента другим специалистам, выступая от его имени.
Г) Сестра как «советник» Сестра действует как постоянный и объективный помощник пациента, вдохновляя его использовать функциональные возможности, помогает пациенту распознать и увидеть сильные стороны личности пациента, организует образ жизни пациента, благоприятный для удовлетворения его потребностей.
Этапы сестринского процесса Программы по профессиональной и социальной реабилитации включают в себя вопросы по информированию пациента о программах, создание условий наиболее благоприятных для достижения поставленных целей, обучение пациента самообслуживанию, использованию специальных реабилитационных приспособлений.
Сестринский процесс – систематическое определение ситуации, в которой находится пациент и медицинская сестра, и возникающих проблем в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма пациента.
Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
· Создание базы информационных данных о пациенте; · Определение потребности пациента в сестринском уходе; · Обозначение приоритетов сестринского обслуживания; · Оказание сестринской помощи; · Оценка эффективности процесса ухода.
Первый этап сестринского процесса – сестринское обследование. Он включает оценку состояния пациента, сбор и анализ субъективных и объективных данных о состоянии здоровья перед осуществлением сестринских вмешательств. На этом этапе медицинская сестра должна:
· Получить представление о состоянии пациента до начала выполнения каких – либо вмешательств. · Определить возможности самоухода пациента. · Установить эффективное общение с пациента. · Обсудить с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты. · Заполнить сестринскую документацию.
Субъективные данные о здоровье пациента медицинская сестра получает в ходе беседы. Эти данные зависят от состояния пациента и его реакции на окружающую обстановку. Объективные данные не зависят от факторов окружающей среды.
Качество проведенного обследования и получения информации определяет успех последующих этапов сестринского процесса.
Второй этап сестринского процесса – определение сестринских проблем.
Сестринский диагноз – это описание состояния пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры.
Сестринский диагноз нацелен на выявление реакций организма пациента в связи с болезнью, может часто меняться в зависимости от реакции организма на болезнь, связан с представлениями пациента о состоянии его здоровья.
Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Особое внимание в сестринской диагностике уделяется установлению психологического контакта.
После формулирования всех сестринских диагнозов медсестра устанавливает их приоритетность, опираясь на мнение пациента о первоочередности оказания ему помощи.
Третий этап сестринского процесса – постановка целей, составление плана сестринских вмешательств.
Пациент активно участвует в процессе планирования, медсестра мотивирует цели, определяет вместе с пациентом пути достижения этих целей. При этом все цели должны быть реальными и достижимыми. Иметь конкретные сроки достижения.
При планировании целей необходимо учитывать приоритетность каждого сестринского диагноза, который может быть первичным, промежуточным или вторичным.
По времени выполнения все цели делятся на:
Краткосрочные (их выполнение осуществляется в течение одной не
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|