Рекомендовано УМО ВУЗов РФ по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических ВУЗов по специальности «Логопедия»
Стр 1 из 2Следующая ⇒
ББК 74.3 «Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» — Ю.Ф. Гаркуша, А.А. Харитончикова. A. T. Бордо; «Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР» — Т.Н. Кроткова. Ю.Ф. Гаркуша: «Развитие лексико-грамматнческих средств речи у детей с фонетико-фонематнческим недоразвитием речи» — Л.И. Анискович, Ю.Ф. Гаркуша; «Особенности использования игры в процессе фронтальных занятий в группе детей с фонетико-фонематнческим недоразвитием речи» — Ю.Ф. Гаркуша. Н.М. Трифонова; «Некоторые возможности развития творческой игры у детей с нарушениями речи» — Ю.Ф. Гаркуша. Е.П. Емельянова. Г.В. Ильина. РФ. Астахова; «Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с нарушениями речи» — И.В. Новикова, Ю.Ф. Гаркуша; «Логопедическое обследование детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях диагностических групп» — Ю.Ф. Гаркуша. М.П. Москалык; «Педагогическое обследование детей раннего возраста с задержкой речевого развития» — Ю.Ф. Гаркуша, Г.И. Словеснова, Т.С. Смирнова; «Особенности логопедической работы с детьми двух-трехлетнего возраста с задержкой речевого развития» — Ю.Ф. Гаркуша. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с. ISBN 978,5-88923-018-2 Настоящее научно-методическое пособие создано педагогами базовых учреждений кафедры логопедии МПГУ под руководством и при непосредственном участии доцента кафедры, канд. пед. паук Ю.Ф. Гаркуши. Основу пособия составили работы педагогов ДОУ № 57 Северо-Восточного учебного округа компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. В разработке методических материалов участвовали также педагоги УВК № 1853 Зеленоградского учебного округа и УВК № 1820 Южного учебного округа г. Москвы.
В пособии обобщен опыт экспериментальной и многолетней практической работы логопедов, воспитателей, других педагогов специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Пособие состоит из двух разделов, первый из которых посвящен конкретным проблемам воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а второй — вопросам проведения обследования детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии и некоторым аспектам логопедической работы с данным контингентом в условиях коррекционно-диагностических групп.
Составление — Гаркуша Ю.Ф., 1999 Издание — Секачев В.Ю., 2007 Оформление — ТЦ "Сфера", 2007
Раздел 1. Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
В литературе по логопедии отмечается большое значение правильного проведения обследования речи и других высших психических функций у детей с речевыми нарушениями (Левина Р.Е., 1968; Миронова С.А., 1991; Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., 1987; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1993 и др.). Согласно научным данным, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития (Ляпидевский С.С., Гриншпун Б.М., 1969; Лубовский В.И., 1989; Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., 1990; Усанова О.Н., 1990 и др.). Нередко данный контингент детей отстает в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой обучения детей дошкольного возраста (Юртайкин В.В., Ефименкова Л.Н., 1981; Гаркуша Ю.Ф., 1987, 1992 и др.). В связи с этим важно тщательно и всесторонне обследовать каждого ребенка, поступающего в специальное дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи.
В специальной научно-методической литературе указываются основные направления логопедического обследования, намечаются его разделы, предлагается речевой материал для проверки состояния речевых навыков детей. Вместе с тем остается недостаточно разработанной процедура и содержание логопедического обследования в различных возрастных группах детей с речевыми нарушениями. Представляется чрезвычайно значимым, чтобы у логопеда, особенно специалиста без достаточного опыта работы с детьми, были четкие представления о различных методических аспектах проведения обследования речи. Предлагаемая нами система заданий может быть использована в процессе логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В каждом из заданий указаны цель, материал, инструкция логопеда, ход выполнения задания ребенком, виды необходимой ему помощи. Выбор речевого материала заданий осуществлялся нами на основе анализа речи нормально развивающихся детей пяти-шести лет и с учетом программных требований к вербальному развитию дошкольников данного возраста. Учитывалась также частотность употребления в речи отдельных лексических единиц. Последовательность заданий, а также их количество (в каждой единичной процедуре обследования), может варьироваться в зависимости от возможностей контакта логопеда с ребенком, ситуации обследования в целом, индивидуальных особенностей ребенка (состояния его внимания, степени утомляемости и пр.), а также некоторых других факторов, влияющих на ход проведения исследования. Материал для обследования речи необходимо подготовить заранее и расположить в удобной для логопеда форме (предметные и сюжетные картинки, а также другой наглядный материал и карточки с заданиями могут быть расположены по разделам в виде картотеки). Наглядные и словесные инструкции должны предъявляться ребенку четко и точно. В случае возникновения затруднений у детей при выполнении заданий в зависимости от конкретной ситуации можно использовать такие виды помощи, как: привлечение внимания ребенка, стимуляция его речемыслительной деятельности посредством указаний, советов («Посмотри внимательно», «Не спеши выполнять задание, подумай» и др.), использование вопросов разного типа (в том числе прямых, наводящих, подсказывающих и др.), повтор инструкции, применение дополнительных наглядных опор (картинок, игрушек, схем), помощь в планировании деятельности, демонстрация образца отдельного действия или деятельности в целом и др. Частные виды помощи указаны при описании отдельных заданий.
Общение логопеда с детьми в процессе обследования их речи на наш взгляд должно происходить на благоприятном эмоциональном фоне. Важно, чтобы логопед создавал у каждого ребенка с речевым нарушением положительную мотивацию выполнения заданий, не фиксировал внимание ребенка на ошибках, поощрял правильное выполнение необходимых действий и формировал у него уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей. Система заданий для обследования речи разработана нами в соответствии с речевыми картами (см. Приложение 1), которые используются в работе логопедов с детьми пяти-шести лет с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения № 57 компенсирующего вида СВУО г. Москвы. Практика показывает, что при изучении речи детей пяти-шести лет с фонетико-фонематическими нарушениями целесообразно использовать задания 1-1 — 1-4, II-1 — П-7, что связано со спецификой проявления ФФН. Обследуя речь детей четырех лет с общим недоразвитием речи, логопед может применять большинство предлагаемых заданий (1-1 — 1-10, II-1 — П-7), внеся некоторые изменения с учетом особенностей нормативного лексикона детей данного возраста. Для оценки состояния речи детей, посещающих логопедические группы, по отдельным заданиям (и в целом возможности экспрессивной и импрессивной речи) возможно использование некоторых методов количественной обработки данных. С этой целью результаты выполнения заданий можно дополнительно оценить как «выполнено правильно», «выполнено с ошибками», «выполнено неправильно» (соответственно 3, 2, 1 балл). Это может помочь соотнести уровни выполнения заданий разных детей в группе, а при повторном обследовании ребенка — проследить динамику развития его речи. Однако количественная оценка не должна заменять тщательный качественный анализ полученных результатов, а лишь дополнять его. Особое внимание необходимо обратить на характер помощи логопеда ребенку, возможности переноса способа действия в другие условия.
Следует отметить, что параллельно с обследованием речи детей с речевыми нарушениями осуществляется медицинское (проводит педиатр, психоневролог, при необходимости привлекаются другие специалисты; данные вносятся в медицинскую карту) и психологическое обследование (проводит психолог или логопед, сведения вносятся в соответствующую карту), выясняется состояние умений и навыков детей по программным разделам обучения (проверяется воспитателями, отмечается в педагогическом листе). Результаты комплексного медико-психолого-педагогического обследования обсуждаются логопедом совместно с другими специалистами, что позволяет получить точные представления о вербальном и невербальном развитии детей, уточнить заключение об их речевом статусе, а также обосновать и разработать индивидуальную коррекционную программу для каждого ребенка. Ниже приводится описание конкретных заданий для обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
• Обследование импрессивной стороны речи Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога Цель: выявление возможностей понимания речи в условиях диалога. Материал: перечень вопросов (см. Часть II. Обследование экспрессивной речи). Ход выполнения задания. Педагог беседует с ребенком. Специальных инструкций предварительно не дается. Задание 1.2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, Действия, признаки предметов. Цель: уточнить понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов. Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. Инструкции: «Покажи, где книга (мяч, кастрюля и т.д.)?»; «Я буду называть слова. А ты показывай, где нарисовано то, о чем я скажу: сидит (пишет, смеется и т.д.)»; «Покажи, какая машина едет близко? А какая далеко? (аналогичные инструкции по сюжетным картинкам или к заданной ситуации, которые включают те или иные наречия)». Задание 1.3. Понимание инструкций Цель: выявить возможности понимания простых и сложных словесных инструкций. Материал: предметы, необходимые для выполнения инструкций. Инструкции: «Возьми со стола куклу»; «Положи ручку под книгу»; «Встань со стула, положи карандаш в коробку»; «Подойди к шкафу, возьми на нижней полке пирамиду и положи ее на стол»; «Положи мяч на пол, возьми тетрадь и открой дверь».
Ход выполнения задания. Ребенку предлагается последовательно выполнить ряд словесных инструкций. Одним из видов помощи ребенку может быть повторение инструкции. В случае возникновения затруднений у ребенка при выполнении двух-трехчленной инструкции возможно расчленение сложной инструкции. При этом ребенок последовательно выполняет части сложной инструкции. Задание 1.4. Понимание предложений Цель: выяснить возможности детей в понимании фраз. Материал: список предложений; сюжетные картинки, иллюстрирующие предложения. Список фраз (пример): В лесу слышатся голоса птиц. (Кто поет в лесу?,) Петя идет за Сашей. (Кто идет первый?) Володя пришел домой с братом. (Кто пришел домой?) Валя бежит за Наташей. (Кто бежит быстрее?) Ход выполнения задания. Педагог произносит фразу и предлагает ребенку ответить на вопрос. Характер ответа ребенка может свидетельствовать о правильности понимания предложения. В случае затруднений ребенка в речевом оформлении ответа можно использовать сюжетные картинки, иллюстрирующие соответствующие предложения. При этом ребенок может вербальный ответ заменить (или дополнить) невербальным (показом и т.д.). Задание 1.5. Различение значений существительных единственного и множественного числа Цель: уточнить возможности понимания категории числа существительных. Материал: предметные картинки (стол — столы, стул — стулья, игрушка — игрушки, книга — книги). Инструкция: «Покажи то, что назову: стол (столы; стул; стулья и т.д.)»; «Покажи, где стол (столы и т.д.)». Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки. Задание 1.6. Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности Цель: выяснить возможности понимания существительных с суффиксами уменьшительности. Инструкция: «Покажи то, что назову: дом (домик, утюг — утюжок, сумка — сумочка, кровать — кроватка)»; «Покажи, где дом (домик и т.д.)». Ход выполнения задания. Аналогично тому, как в задании 1.5. Задание 1.7. Понимание значений грамматических категорий глаголов Цель: выяснить возможности понимания грамматических категорий числа (в изъявительном наклонении), времени и рода (в прошедшем времени) у глаголов. Материал: сюжетные картинки, куклы (Петя и Маша). Ход выполнения задания. Часть 1. Ребенку предлагается указать на картинку, о которой говорит педагог. Возможны варианты инструкции. Инструкция: «Покажи картинку, о которой я скажу: «идет» (идут и т.п.)»; «Покажи, где идет (идут; летит — летят; везет — везут и т.п.)». Часть 2. Педагог рассказывает ребенку о знакомом мальчике Пете. Предлагает отгадать, что он делал вчера, а что делает сегодня. Инструкция: «У меня есть друг Петя. Я буду говорить, что он делал вчера, а что делает сегодня. Отгадай, когда это было — вчера или сегодня: читал (читает; ел — ест и т.д.)». Часть 3. Педагог знакомит ребенка с Петей и Машей (куклы) и предлагает отгадать, что делал каждый из них. Инструкция: «Это Петя и Маша. Отгадай, что делал Петя, а что делала Маша: играл (играла; писал, читала и т.п.)». Задание 1.8. Различение значений глаголов совершенного и несовершенного вида Цель: уточнить, как ребенок понимает значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Материал: сюжетные картинки. Ход выполнения задания. Педагог последовательно выкладывает перед ребенком по две картинки и предлагает указать на ту, о которой он говорит. Инструкция: 1 вариант. «Покажи ту картинку, о которой я скажу: рубит (срубил, рисует — нарисовал, моет — вымыла, ловит — поймал)». 2 вариант. «Покажи, где рубит (мальчик рубит дерево); где срубил (мальчик срубил дерево)» и т.д. Задание 1.9. Различение значений глаголов с приставками (близких и далеких по значению) Цель: выявить, как ребенок понимает значения приставочных глаголов. Материал: картинки с изображениями дома и моста; контурное изображение мальчика. Примечание: наглядный материал может быть объемным по форме. Ход выполнения задания. Перед ребенком выкладываются вырезанные по контуру изображения дома, моста и фигурка, изображающая мальчика. Педагог предлагает показать с помощью этих картинок то, о чем он скажет. Инструкция: «Покажи, как мальчик шел (подошел к мосту, перешел мост; подошел к дому, вошел в дом, из дома вышел, от дома отошел и т.д.). Задание 1.10. Понимание значений возвратных глаголов (единственного и множественного числа) Цель: уточнить возможности понимания ребенком значений возвратных глаголов. Материал: сюжетные картинки. Ход выполнения задания. Ребенку попарно предлагаются сюжетные картинки. Педагог предлагает показать ту картинку, на которой отображено называемое им действие. Инструкция: «Покажи ту картинку, о которой скажу: «одевается» (одеваются, оделся — оделись, умывается — умываются, умылся — умылись)». Задание 1.11. Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу: а) опознание изолированного звука в ряду звуков, слогов, слов; б) опознание позиции звука в слове: в начале, в середине, в конце слова Цель: выявить состояние фонематического восприятия и возможность проведения элементарного фонематического анализа у ребенка. Материал: перечень произносимых педагогом звуков, слогов, слов. Ход выполнения задания, а) Ребенку предлагает хлопнуть в ладоши, если он услышит в ряду звуков (слогов, слов) звук С (слог или слово с заданным звуком). Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук С (слог со звуком С; слово со звуком С)»: и, а, с, п, т, с, д, ш, с, з, ц, щ, с... (па, са, та, ас, ат, ав, ша, са, за, ша, са шапка, цапля, собака, жук, зайка, сайка...)». б) Педагог предлагает ребенку определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Инструкция: «Угадай, где «спрятался» (слышится) звук С — в начале, середине или конце слова: сом, усы, нос». II. Обследование экспрессивной стороны речи Задание II.1 Исследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых средств в процессе диалога Цель: изучить возможности общения ребенка в процессе диалога. Материал: перечень вопросов. Ход выполнения задания. Педагог беседует с ребенком. Специальных инструкций предварительно не дается. В ходе диалога педагогу следует побуждать ребенка к использованию развернутых ответов. Перечень вопросов: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою маму (папу)? Где ты живешь? Кто тебя привел в детский сад? Как ты добирался сюда? Какие у тебя есть любимые игрушки? В какие игры ты любишь играть? У тебя есть друзья? Задание II.2. Изучение активного словарного запаса существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, наречий Цель: выявить у ребенка состояние активного лексикона. Материал: предметные картинки. Ход выполнения задания. Часть 1. Педагог последовательно выкладывает перед ребенком предметные картинки и предлагает назвать предметы, изображенные на картинках. Инструкция: «Назови то, что нарисовано на картинках» («Стол, мяч, стул, дом, кукла, машина, телевизор» и т.д.). Часть 2. Педагог последовательно выкладывает перед ребенком сюжетные картинки и предлагает ответить на вопросы. Инструкция: «Посмотри на картинку. Что делает мальчик?» («Рисует, прыгает» и т.д.) Часть 3. Ребенку предлагается с опорой на реальный предмет или предметную картинку ответить на вопросы Педагога. Инструкция: «Скажи, какой мяч по цвету (по форме)? Какой чай? Скажи, какое мороженое?» и т.д. Часть 4. В процессе беседы педагогом выявляются возможности использования ребенком личных и притяжательных местоимений (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они; мой, моя, мое, мои, твой, твоя, твое, твои, наш, наша, наше, наши, ваш, ваша, ваше, ваши, их). При необходимости могут быть использованы предметы, предметные и сюжетные картинки. Часть 5. Педагог, используя конкретные ситуации или сюжетные картинки, стимулирует ребенка к использованию тех или иных наречий (близко — далеко, высоко — низко, светло — темно и др.). Задание П.З. Изучение объема и типов предложений Цель: выявить, какие типы предложений использует ребенок в речи. Материал: сюжетные картинки. Ход выполнения задания. Ребенку предлагается составить предложения с опорой на сюжетные картинки. Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку. Скажи, что нарисовано на картинке». Задание II.4 Состояние связной речи Цель: изучить возможности контекстной речи ребенка. Материал: предметы, сюжетная картинка, серия из трех сюжетных картинок, текст рассказа. Ход выполнения задания. Часть 1. Ребенку предлагается рассмотреть предмет (яблоко, куклу и т.п.) и описать его. Инструкция: «Посмотри внимательно на яблоко. Опиши его (или: Расскажи о нем)». Часть 2. Педагог предлагает ребенку составить рассказ по сюжетной картинке (например, «Летом у реки»). Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Расскажи, что здесь нарисовано (или: составь рассказ по этой картинке)». Часть 3. Ребенку предлагается рассмотреть серию из трех сюжетных картинок (например, «Два козлика на мостике»), разложить их по порядку и составить рассказ по этим картинкам. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Разложи их по порядку. Расскажи, что случилось: что было сначала, что потом, чем все закончилось». Часть 4. Педагог читает короткий несложный рассказ и затем предлагает ребенку пересказать его. В случае необходимости используется повторное чтение рассказа, вопросы по содержанию текста, наводящие вопросы. Инструкция: «Я буду читать рассказ. Слушай внимательно. Потом расскажешь, о чем узнал». Задание 11.5. Обследование грамматического оформления речи Цель: выяснить уровень развития грамматического строя речи у ребенка. Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. а) беспредложные падежные формы существительных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|