Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коэффициенты значимости факторов привлекательности профессии




Факторы Количество обследуемых 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 15 20 3 1 0 13 17 13 14 3 13
n- 4 0 2 19 20 0 0 2 5 15 0
КЗ 0,55 1 0,05 -0,9 -1 0,65 0,85 0,55 0,55 -12 0,65

 

По данным исследования видно, что положительный коэффициент значимости преобладает над негативным коэффициентом значимости. Где испытуемые сделали максимальный выбор в пользу шести факторов. 4 из них положительные, а это: №2 - работа с людьми (100% испытуемых); №6 - возможность самосовершенствования (65% испытуемых); №7 - работа соответствует моим способностям (85% испытуемых); №11 - возможность достичь социального признания, уважения (65% испытуемых). И 2 негативного фактора: №4 - работа вызывает переутомление (95% испытуемых); №5 -небольшая зарплата (100% испытуемых).

Примечание. Указано среднее значение КЗ+ и КЗ-

Рис №3 Соотнесение положительных и негативных факторов определяющие отношение к профессии студентов - психологов, обучающиеся на военной кафедре


Что подтверждает заинтересованность, испытуемых в выборе своей специальности, а, следовательно, и превосходство курсантов с внутренней учебной мотивации над внешней, что подтверждает данные исследования направленности и уровня развития внутренней и внешней мотивации учебной деятельности студентов на военной кафедре. (см. Приложение №7).

Из этих данных выделены 6 преобладающих факторов, определяющие отношение к профессии испытуемых: 2, 4, 5, 6, 7, 11 (см. Приложение №6), где приведено соотношение этих факторов, в соответствии, с определенным ранее, типом профессии курсантов. А также на основе этого произвели соответствие направленности мотивации с ведущими факторами, описанные выше. (см. Рис. №3)

 

Рис. №4. Соотнесение ведущих факторов, определяющие отношение к профессии учащихся с направленностью учебной мотивации

Подобные данные позволяют, на наш взгляд, утверждать, что за результатами диагностики по ДДО, Тесту - (ОНУМ), стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии. Профессиональные интересы кристаллизуются и четко определяются в определенной степени по механизму позитивного подкрепления. Как видно по данным таблицы №5 (приложение №6), что положительные факторы выбранной профессии преобладают над негативными.

Успешные начинания личности в определенных видах деятельности способствует развитию и закреплению интереса к этим видам деятельности, а следовательно развитию мотивации к обучению данной специальности.


Заключение

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, М.Аргайл, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев, З.Фрейд и др.).

Исследованием учебной мотивации активно исследуется такими исследователями как: Л.И. Божович, А.К. Маркова, С.М. Бондаренко, Е.И. Савонько, Н.М. Симонов, Б.И. Додонов и др. Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.

На базе общей мотивации учебной деятельности можно выделить профессиональную, познавательную, прагматическую, социально - общественную и лично - престижную мотивации у студентов, у которых появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обуславливается:

1. Важностью предмета для профессиональной подготовки;

2. Интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части;

3. Качеством преподавания (удовлетворенностью занятиями по данному предмету);

4. Мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей;

5. Взаимоотношениями с преподавателем данного предмета.

Разные авторы называют разные мотивы поступления, обучения в вузе, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений. Все же можно отметить стабильно проявляющиеся мотивы, не утрачивающие своего значения при различном укладе общественного строя.

Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и творческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу ее применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности.

В нашей работе мы хотим привлечь внимание к тому, что в практике возможности изучения учебной мотивации необходимо проводить на каждом этапе развития личности студента, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и широких социальных мотивов, а также и от уровней; по иерархичности учебной мотивационной сфере, т.е. подчинению непосредственным побуждений произвольным, осознанным их формам; по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой; по стабильности и устойчивости положительно окрашенных мотивов; по наличию мотивов ориентированных на длительную временную перспективу; по действенности мотивов и их влияния на поведение и т.д.

Анализ данных исследования позволяют, на наш взгляд, утверждать, что за результатами диагностики, стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии.

В данной работе мы сделали акцент на исследование внутренней и внешней учебной мотивации студентов, что является одной из оценок зрелости учебной мотивационной сферы. Эта оценка мотивов варьируется, как видим из анализа полученных данных. Профессиональные интересы кристаллизуются и четко определяются в определенной степени по механизму позитивного подкрепления, где положительные факторы выбранной профессии преобладают над негативными. Успешные начинания личности в определенных видах деятельности способствует развитию и закреплению интереса к этим видам деятельности, а следовательно, можно констатировать, что формирование учебной мотивации у студентов - будущих военных психологов характеризуется тенденцией, связанной с развитием внутренней мотивации и преобладания ее над внешней, что подтверждает нашу гипотезу.

Необходимо обратить внимание на студентов с внешней мотивацией, то есть способствовать развитию внутренней учебной мотивации. Пути становления и особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление учебной мотивации студента. Поэтому в дальнейшем мы предполагаем разработать и провести коррекционную программу по данной проблеме со студентами данного исследования.


Список используемой литературы

 

1.  Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза / А.Г. Бугрименко // Психология в вузе.- 2006 - №3 - с. 15-29.

2.  Вилюнас В.В. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 288 с.

3.  Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2005.- №1.- с. 73-79.

4.  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. вузов. Доп. МО РФ / Е.А. Климов.-М.- Академия, 2004.

5.  Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002,- 342-363 с.

6.  Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 182 с.

7.  Мотивация и мотивы / Е. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с: ил.

8. Реан А.А. Социально - педагогическая психология:

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Под ред. Б.М. Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986. с.9

9. Холостов В.И., Орлов В.Н. Психологическая работа в войсках радиационной, химической и биологической защиты вооруженных сил РФ. Учебно-методическое пособие. -М.,2002.- 408 с.

10.Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности: Моногр.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000, - 104 с

12. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования / Р.И. Цветкова // Психологическая наука и образование. - 2006.- №4 с. 76-81

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...