Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7. Философское понимание мира: бытие, материя.

 

Основная идея темы:

Мир есть движущаяся

материя во всё богатстве

своих проявлений форм.

 

Гераклит Эфесский: "Этот космос, единый из всего;

не создан никем из богов и

никем из людей... Он всегда

был, есть и будет вечно

живым огнём".

Основные термины и понятия: бытие, время, материя, пространство.

 

 

Вопросы темы

1.Филосовское понимание категории «бытие".

2.Материальное единство мира.

3.Движение, пространство и время-способ и формы бытия материи.

 

1.При рассмотрении первого вопроса "Философское понимание категории

"бытие"" студенту необходимо обратить внимание на то, что проблема

бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую

методологическую проблему.

Обшей тенденцией в осмыслении проблемы бытия была и остаётся

сегодня постановка вопросов о существовании мира "здесь и теперь",

о его вечности и бесконечности. И если констатация того, что мир есть,

имеется "здесь и сейчас" т.е. наличествует в пространстве и времени,

опирается на очевидные предпосылки, факты человеческой жизни, то

идея о непреходящем, не имеющем границ мире, не вытекает из

непосредственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Отсюда

можно сделать вывод, что первый аспект проблемы бытия связан с

осмыслением противоречивого единства непреходящего и преходящего

бытия вещей, состояния природы, общества, человека.

Второй аспект проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира.

Бытие мира как целого неотделимого от бытия в мире всего, что

существует. Миров своём существовании образует неразрывную

целостность. Иными словами существование всего, что есть, было и

будет в мире, является предпосылкой понимания единства мира.

Третий аспект проблемы бытия сводится к осознанию того, что мир есть

совокупная реальность. Эта реальность выступает как совокупная

(нерасчленённая) целостность, как единое, обладающее собственной

логикой как существование и развитие бытие. Частью этой реал-

ности является жизнедеятельность людей.

Особо следует отметить, что не только природное, но и духовное,

идеальное, следует рассматривать как наличное, данное как имеющее

характер особой реальности. Наличие идеальной (субъективной) реаль-

ности в совокупной реальности бытия - факт человеческого способа

существования. Студентам следует знать, что философия трактует

категорию бытия не просто как существование вещи, а как сложную связь

всеобщего характера, которая объединяет все существующее в мире.

Иными словами, под бытием в философии понимается достоверность

существования всего того, что и кто есть.

Бытие - это существование чего-либо вообще.

Бытие как всеохватывающее понятие, включающее в себя все виды

материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок,имеет

определённую структуру.

Не вдаваясь в подробные её анализа, отменим основные формы или

виды бытия:

1.Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на

состояние природы, которое: а) возникли, существовали до человека-нА

"первую природу"; б) на "вторую природу» - вещи произведённые человек-

ком.

2.Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире

вещей и собственно человеческое бытие, оно

ее вещь среди вещей.

В то же время индефикация человека с миром вещей не сводит его

сущности к физиологически процессам, происходящим в человеческом

организме, собственно человеческое бытие включает в себя природно-

биологический, психологический и социально-исторический компонент.

3.Бытие духовное. Оно включает в себя бытие индивидуализированного

и объективированного духовного. Индивидуализированное духовное-это

прежде всего, сознание. Его специфика состоит в том, что оно не

отделимое природно-биологических процессов, но не сводимо к ним,

являясь по своей сути идеальным (духовным). Объективированное

духовное бытие также имеет свои особенности. Его отдельные

фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусствен-

ные языки и т. п.) способны сохраняться, совершенствоваться и свобо-

дно перемещаться в социальное пространстве и времени.

4.Бытие социального. Оно включает в себя бытие отдельного человека

в обществе и бытие общества.

5. Виртуальное бытие. Оно связанно с существованием виртуальной

реальности. Эта реальность представляет собой синтетическую среду,

возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии

(компьютера) и соответствующей информации. В этой среде человек

может осуществлять любые превращения и невероятные действия, не

обременяя себя заботой о последствиях своих поступков.

 

2.Рассматривая второй вопрос "материальное единство мира", студен-

ту следует исходить из того, что в категории бытие объединяются по

признаки существования самые различныеявления, предметы и процессы.

Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мысли-

тали всех времён полагали, что многообразие явлений, событий, процесс-

сов, включённых в эти сферы, объединено некоторой обшей основой.

Идея единства всего многообразия мира получила своё воплощение в

понятии "субстанция» (от лат. Сущность, основа). Субстанцией как общей

основой всего существующего, может быть и дух, и материя.

Идеалы встречаются,что в основе предметов и явление лежит некая

идеальная субстанция в виде божественной воли, абсолютной идеи,

мирового разума (Платон, Гегель) или комплекса ощущений (Беркли

Фихте).

Древнекитайский, древнеиндийские и древнегреческие философы-

материалисты под материей понимали наиболее часто встречающуюся

вещество природы, воду, воздух,огонь,землю.

Материалисты XVIII вв. отмечали, что материя - это всё то, что,

воздействуя на органы чувств человека, вызывают ощущения.

В начале ХХ в. В.И.Ленин даёт определение материи как философской

категории для обозначения объективной реальности, данной человеку

в ощущениях его,и существующей независимости от них.

Фактически и это определение рассматривает материю как вещество.

Учитывая, что материя существует не только в виде вещества

(частиц и макросистем,обладающих массой покоя),но и поля

(гравитационного, электромагнитного и т.п.не обладающих массой покоя),

и что поля какправило, не фиксируютсячеловечискими ощущениями, а

регестрируются с помощью приборов, некоторые иследоватили пытаются

уточнить понятие материи.)В качестве предварительного операционного

определения предлагается следущее.Материя - это объективная реаль-

ность,существующая независимо от создания и предстающая перед нами

в виде вещества,поля и других её обективных состояний.

Основным признаком материи как объективной реальности выступает

свойство "существовать независимо от сознания ".В этом отношении

сознание вторично,производно от материи,является её особым

свойством.

Материя не исчерпаема, существует в бесконечном числе видов и

свойств.Вместе с тем она имеет сложную ситемную организацию.любой

объектматериального мира может быть рассмотрен в качестве системы.

Устойчивые связи и отношение между элементами системы и образует

её структуру.

Современная наука выделяет три уровня организации или три вида

материи: неорганический,органический и социально организованный.Все

виды материи свазанные между собой генетически,т.е.каждые развива-

ется из другого.Каждый уровень организации материи необычайно

сложен и характеризуется своими закономерностями.взаимосвазь всех

уровней (видов) материи,понижение каждого материального объкта, в

том числе и человека как продукта глобальной космической эволюции,

позволяют научно решить проблему единства мира.

 

3.Приступая к расматрения третьего вопроса "Движение, пространство и

время - способ и формы бытия материи",студенту необходимо знать,что

среди различных свойств материи есть такие, без которых она не может

существовать.Эти свойства называются атрибутами.К ним относятся

такие неотъемлемые свойства материи как движение, пространство и

время.

Материя во всех своих видах и формах находится в движении. В самом

общем смысле слова, движение - это изменение вообще.Оно

охватываетразличные типы изменчивости, наблюдаемые в обектном

мире, начиная отперемещения объектов в пространстве и заканчивая

процессами социальной эволюции.

Движение является всеобщим свойством материи,способом её

существования.

Движению присуще такие свойства как обективность,всеобщность,

неуничтожимость и несотворимость,абсолютность.

Под обективностью движение понимается его существование незави-

симо от создания как внутреннее свойство материальных обектов.

Свойство всеобщности связанно с отсуцтвием в мире материальных

объектов,не претерпевающих никаких изменений.Понимание

обсалютности движениясвязано с понятием "покой"

Движение и покой расматриваются как противоположности,свазанные

между собой.Покой является моментом всякого движения, характеризуя

материальные объекты с точки зрения его устойчивости.Покой преходящ,

временен,относителен,а движение постоянно,вечно адсолютно. О покое

можно говорить только по отношению к определённой системе отчёта

(если речи идёт о механической изменчивости) или по отношению к

определённой форме движения (если речь идёт о других типах

измерений).

Покой относителен, поскольку он всегда временен, преходящи, снимается совокупном движении материи.

Тезис о несотворимости и неуничтожимости движение вытекает из

самого определения движения как атрибута материи. Об этом свидетель-

ствует и закон сохранения и превращения энергии. Из него следует,

что движение не может исчезнуть, а способно переходить из одной

формы в другую, сохраняя свои количественные и качественные

параметры.

Основным, качественно различающимся видам материи соответствуют

определённые формы движения как атрибута материи. Классификация

форм движения была начата Аристотелем, выделившим 6 видов

движения.

В новое время Ф.Бекон выделял 19 его видов. В ХIХ в. Ф. Энгельс

указал 5 форм движения, каждая из которых связанна с определённым

материальным носителем. Эти формы движения следующие: махани-

ческая материальный носитель макротела, физическая-молекулы,

химическая-атомы, биологические - белки, социальная - человек,

материальное производство.

К настоящему времени такая классификация в чем-то устарела:

механика стала разделом физики, был открыт электрон, а вместе с ним

заявила о себе ядерная форма движения и т. д. Современное представ-

влениео формах движения связано с тремя видами или уровнями ограни-

зации материи: неорганическая природа, органическая природа,

общество.Органическую природу характеризует в первую очередь,хими-

ческа и физическая формы движения определяется степенью возра-

стания их сложность и генетической обусловленности каждой после-

дующей формы предыдущей.

Каждая высшая форма движения представляет собой естественный

продукт развития низших форм. Вместе с тем каждая форма движения

имеет свою спецефицескую качественную определённость. Она не

сводима ни к высшим, ни к низшим по отношению к ней формам. Например,

сущность человека нельзя познать через изучение биохимических, про-

цессов происходящих в живом организме. В свою очередь закономер-

ностями социального нельзя объяснить биохимические, физические и др.

процессы, протекающие в природе.

Все тела и явления в мире находятся не только в движении, но и

Обладают определённой протяженностью и временной длительностью,

т.е. имеют пространственные и временные формы своего существования.

Пространство- это форма бытия материи, которая характеризует протя-

жонность, структурность всех составляющих её материальных систем.

Время-это форма бытия материи выражающая длительность ей

существования, последовательности смены состояния и изменении и

развитии всех материальных систем.

К общим свойствам, характеризующим пространство и время как

формы существования (бытия) материи, прежде всего, относятся

объективность и всеобщность. К основным свойствам пространства

относятся протяженность, однородность и изотропность (равноправность

всех направлений), трёхмерность (длинна, ширина, высота). Время харак-

тезируется такими свойствами как длительность однородность, необра-

тимость, одномерность. Она течёт от прошлого через настоящее к

будущему, обратное течение не возможно.

Далее студенту следует остановиться на особенностях пространственно-

временных отношений на различных уровнях организации материи. Так, в

неорганической природе существует мега, макро и микромир, где

пространство и время имеет определённую специфику своего проявлен-

ния.В органической природе пространственно временные структуры

проявляются в формахлевизны и правизны, симметрии и асимметрии и т.п.

В обществе пространство и время имеет качественно своеобразную

структуру, которая не сводится только к отношениям материальных

вышей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те

смыслы, которые фиксируются в системе

общественно значимых идей. По-разному протекает время у животных и

келовека. время жизни человека определяется тем, насколько он жил по

человечески. Социально историческое время измеряется поколениями,

веками, которые характеризуют те или иные события в памяти человече-

ства.

В заключении следует отметить, что представления о движении, про-

странствие и времени постоянно углубляются, расширяются.

 

 

Термины

1. Бытие -это существование чего-либо вообще.

2. Время -это форма бытия материи, выражающая длительность его

существования, последовательность смены состояний в изменении

и развитии всех материальных систем.

3. Материя -это объективная реальность, существования независимо

отсоздания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и

других её объективных состояний.

4. Пространство -это форма бытия материи, которая характеризует

протяженность, структурность всех составляющих её материальных

систем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...