Лекция 7. Философское понимание мира: бытие, материя.
Основная идея темы: Мир есть движущаяся материя во всё богатстве своих проявлений форм.
Гераклит Эфесский: "Этот космос, единый из всего; не создан никем из богов и никем из людей... Он всегда был, есть и будет вечно живым огнём". Основные термины и понятия: бытие, время, материя, пространство.
Вопросы темы 1.Филосовское понимание категории «бытие". 2.Материальное единство мира. 3.Движение, пространство и время-способ и формы бытия материи.
1.При рассмотрении первого вопроса "Философское понимание категории "бытие"" студенту необходимо обратить внимание на то, что проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую методологическую проблему. Обшей тенденцией в осмыслении проблемы бытия была и остаётся сегодня постановка вопросов о существовании мира "здесь и теперь", о его вечности и бесконечности. И если констатация того, что мир есть, имеется "здесь и сейчас" т.е. наличествует в пространстве и времени, опирается на очевидные предпосылки, факты человеческой жизни, то идея о непреходящем, не имеющем границ мире, не вытекает из непосредственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Отсюда можно сделать вывод, что первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивого единства непреходящего и преходящего бытия вещей, состояния природы, общества, человека. Второй аспект проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Бытие мира как целого неотделимого от бытия в мире всего, что существует. Миров своём существовании образует неразрывную целостность. Иными словами существование всего, что есть, было и
будет в мире, является предпосылкой понимания единства мира. Третий аспект проблемы бытия сводится к осознанию того, что мир есть совокупная реальность. Эта реальность выступает как совокупная (нерасчленённая) целостность, как единое, обладающее собственной логикой как существование и развитие бытие. Частью этой реал- ности является жизнедеятельность людей. Особо следует отметить, что не только природное, но и духовное, идеальное, следует рассматривать как наличное, данное как имеющее характер особой реальности. Наличие идеальной (субъективной) реаль- ности в совокупной реальности бытия - факт человеческого способа существования. Студентам следует знать, что философия трактует категорию бытия не просто как существование вещи, а как сложную связь всеобщего характера, которая объединяет все существующее в мире. Иными словами, под бытием в философии понимается достоверность существования всего того, что и кто есть. Бытие - это существование чего-либо вообще. Бытие как всеохватывающее понятие, включающее в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок,имеет определённую структуру. Не вдаваясь в подробные её анализа, отменим основные формы или виды бытия: 1.Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояние природы, которое: а) возникли, существовали до человека-нА "первую природу"; б) на "вторую природу» - вещи произведённые человек- ком. 2.Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно ее вещь среди вещей. В то же время индефикация человека с миром вещей не сводит его сущности к физиологически процессам, происходящим в человеческом организме, собственно человеческое бытие включает в себя природно- биологический, психологический и социально-исторический компонент. 3.Бытие духовное. Оно включает в себя бытие индивидуализированного
и объективированного духовного. Индивидуализированное духовное-это прежде всего, сознание. Его специфика состоит в том, что оно не отделимое природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Объективированное духовное бытие также имеет свои особенности. Его отдельные фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусствен- ные языки и т. п.) способны сохраняться, совершенствоваться и свобо- дно перемещаться в социальное пространстве и времени. 4.Бытие социального. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества. 5. Виртуальное бытие. Оно связанно с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации. В этой среде человек может осуществлять любые превращения и невероятные действия, не обременяя себя заботой о последствиях своих поступков.
2.Рассматривая второй вопрос "материальное единство мира", студен- ту следует исходить из того, что в категории бытие объединяются по признаки существования самые различныеявления, предметы и процессы. Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мысли- тали всех времён полагали, что многообразие явлений, событий, процесс- сов, включённых в эти сферы, объединено некоторой обшей основой. Идея единства всего многообразия мира получила своё воплощение в понятии "субстанция» (от лат. Сущность, основа). Субстанцией как общей основой всего существующего, может быть и дух, и материя. Идеалы встречаются,что в основе предметов и явление лежит некая идеальная субстанция в виде божественной воли, абсолютной идеи, мирового разума (Платон, Гегель) или комплекса ощущений (Беркли Фихте). Древнекитайский, древнеиндийские и древнегреческие философы- материалисты под материей понимали наиболее часто встречающуюся вещество природы, воду, воздух,огонь,землю. Материалисты XVIII вв. отмечали, что материя - это всё то, что, воздействуя на органы чувств человека, вызывают ощущения.
В начале ХХ в. В.И.Ленин даёт определение материи как философской категории для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях его,и существующей независимости от них. Фактически и это определение рассматривает материю как вещество. Учитывая, что материя существует не только в виде вещества (частиц и макросистем,обладающих массой покоя),но и поля (гравитационного, электромагнитного и т.п.не обладающих массой покоя), и что поля какправило, не фиксируютсячеловечискими ощущениями, а регестрируются с помощью приборов, некоторые иследоватили пытаются уточнить понятие материи.)В качестве предварительного операционного определения предлагается следущее.Материя - это объективная реаль- ность,существующая независимо от создания и предстающая перед нами в виде вещества,поля и других её обективных состояний. Основным признаком материи как объективной реальности выступает свойство "существовать независимо от сознания ".В этом отношении сознание вторично,производно от материи,является её особым свойством. Материя не исчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств.Вместе с тем она имеет сложную ситемную организацию.любой объектматериального мира может быть рассмотрен в качестве системы. Устойчивые связи и отношение между элементами системы и образует её структуру. Современная наука выделяет три уровня организации или три вида материи: неорганический,органический и социально организованный.Все виды материи свазанные между собой генетически,т.е.каждые развива- ется из другого.Каждый уровень организации материи необычайно сложен и характеризуется своими закономерностями.взаимосвазь всех уровней (видов) материи,понижение каждого материального объкта, в том числе и человека как продукта глобальной космической эволюции, позволяют научно решить проблему единства мира.
3.Приступая к расматрения третьего вопроса "Движение, пространство и время - способ и формы бытия материи",студенту необходимо знать,что
среди различных свойств материи есть такие, без которых она не может существовать.Эти свойства называются атрибутами.К ним относятся такие неотъемлемые свойства материи как движение, пространство и время. Материя во всех своих видах и формах находится в движении. В самом общем смысле слова, движение - это изменение вообще.Оно охватываетразличные типы изменчивости, наблюдаемые в обектном мире, начиная отперемещения объектов в пространстве и заканчивая процессами социальной эволюции. Движение является всеобщим свойством материи,способом её существования. Движению присуще такие свойства как обективность,всеобщность, неуничтожимость и несотворимость,абсолютность. Под обективностью движение понимается его существование незави- симо от создания как внутреннее свойство материальных обектов. Свойство всеобщности связанно с отсуцтвием в мире материальных объектов,не претерпевающих никаких изменений.Понимание обсалютности движениясвязано с понятием "покой" Движение и покой расматриваются как противоположности,свазанные между собой.Покой является моментом всякого движения, характеризуя материальные объекты с точки зрения его устойчивости.Покой преходящ, временен,относителен,а движение постоянно,вечно адсолютно. О покое можно говорить только по отношению к определённой системе отчёта (если речи идёт о механической изменчивости) или по отношению к определённой форме движения (если речь идёт о других типах измерений). Покой относителен, поскольку он всегда временен, преходящи, снимается совокупном движении материи. Тезис о несотворимости и неуничтожимости движение вытекает из самого определения движения как атрибута материи. Об этом свидетель- ствует и закон сохранения и превращения энергии. Из него следует, что движение не может исчезнуть, а способно переходить из одной формы в другую, сохраняя свои количественные и качественные параметры. Основным, качественно различающимся видам материи соответствуют определённые формы движения как атрибута материи. Классификация форм движения была начата Аристотелем, выделившим 6 видов движения. В новое время Ф.Бекон выделял 19 его видов. В ХIХ в. Ф. Энгельс указал 5 форм движения, каждая из которых связанна с определённым материальным носителем. Эти формы движения следующие: махани- ческая материальный носитель макротела, физическая-молекулы, химическая-атомы, биологические - белки, социальная - человек, материальное производство. К настоящему времени такая классификация в чем-то устарела: механика стала разделом физики, был открыт электрон, а вместе с ним
заявила о себе ядерная форма движения и т. д. Современное представ- влениео формах движения связано с тремя видами или уровнями ограни- зации материи: неорганическая природа, органическая природа, общество.Органическую природу характеризует в первую очередь,хими- ческа и физическая формы движения определяется степенью возра- стания их сложность и генетической обусловленности каждой после- дующей формы предыдущей. Каждая высшая форма движения представляет собой естественный продукт развития низших форм. Вместе с тем каждая форма движения имеет свою спецефицескую качественную определённость. Она не сводима ни к высшим, ни к низшим по отношению к ней формам. Например, сущность человека нельзя познать через изучение биохимических, про- цессов происходящих в живом организме. В свою очередь закономер- ностями социального нельзя объяснить биохимические, физические и др. процессы, протекающие в природе. Все тела и явления в мире находятся не только в движении, но и Обладают определённой протяженностью и временной длительностью, т.е. имеют пространственные и временные формы своего существования. Пространство- это форма бытия материи, которая характеризует протя- жонность, структурность всех составляющих её материальных систем. Время-это форма бытия материи выражающая длительность ей существования, последовательности смены состояния и изменении и развитии всех материальных систем. К общим свойствам, характеризующим пространство и время как формы существования (бытия) материи, прежде всего, относятся объективность и всеобщность. К основным свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность (равноправность всех направлений), трёхмерность (длинна, ширина, высота). Время харак- тезируется такими свойствами как длительность однородность, необра- тимость, одномерность. Она течёт от прошлого через настоящее к будущему, обратное течение не возможно. Далее студенту следует остановиться на особенностях пространственно- временных отношений на различных уровнях организации материи. Так, в неорганической природе существует мега, макро и микромир, где пространство и время имеет определённую специфику своего проявлен- ния.В органической природе пространственно временные структуры проявляются в формахлевизны и правизны, симметрии и асимметрии и т.п. В обществе пространство и время имеет качественно своеобразную структуру, которая не сводится только к отношениям материальных вышей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. По-разному протекает время у животных и келовека. время жизни человека определяется тем, насколько он жил по человечески. Социально историческое время измеряется поколениями, веками, которые характеризуют те или иные события в памяти человече- ства. В заключении следует отметить, что представления о движении, про- странствие и времени постоянно углубляются, расширяются.
Термины 1. Бытие -это существование чего-либо вообще. 2. Время -это форма бытия материи, выражающая длительность его существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. 3. Материя -это объективная реальность, существования независимо отсоздания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других её объективных состояний. 4. Пространство -это форма бытия материи, которая характеризует протяженность, структурность всех составляющих её материальных систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|