Нередки случаи, когда предприниматели идут на поводу внешне заманчивых предложений, оформляют кредит для ведения бизнеса, руководствуясь верой в свою компанию и надеждой на рынок, не уделяя должного внимания доскональному просчету своей финансовой стратегии. Сами того не замечая, они подвергают свое дело риску несостоятельности. Порой это случается даже с опытными бизнесменами и крупными компаниями.
Другие, напротив, занимают консервативную позицию: «Никаких кредитов. Развиваться только на собственные средства, чтобы не оказаться в долговой яме и не потерять бизнес». Это очень хорошо для финансовой устойчивости компании, но иногда может стать сдерживающим фактором роста доли рынка.
Более зрелая позиция заключается в том, что кредит – это один из финансовых инструментов, который при учете ряда ограничений (стадии развития компании, отрасли, зрелости рынка, конкретной рыночной ситуации) может принести положительный эффект для развития бизнеса. Но все эти факторы нужно знать и учитывать при принятии решения.
Кредит для открытия бизнеса.
§ Кредит для старта бизнеса. Очевидно, что у начинающего предпринимателя выше риск не выйти на рентабельность и достаточную прибыльность для возврата долга. Даже опытным предпринимателям новый бизнес-проект не гарантирует успеха и высокой прибыли на начальном этапе.
§ Перевес в структуре капитала заемных денег, на которые постоянно начисляется %, только увеличивает риск банкротства нового предприятия.
§ Банки прекрасно понимают все эти «отягчающие обстоятельства» – и либо вообще не кредитуют бизнес на старте, либо задают жесткие условия к его формату (например, франшиза), либо предлагают сверхвысокие ставки.
§ Некоторые собственники бизнеса, чтобы получить деньги под меньший %, оформляют потребительские кредиты на себя как на физическое лицо, надеясь быстро погасить задолженность. Это удается не всегда.
Совет опытных предпринимателей и финансистов:не стоит начинать бизнес на кредитные деньги. Подойдут только собственные сбережения или партнеры и инвесторы.
Кредит как финансовый рычаг.
Классическое кредитование компании (не проектное финансирование и не лизинг), которая уже успешно работает на рынке.
Пример: у компании стабильная рентабельность капитала на уровне 15% в месяц. То есть на 1 млн. руб. капитала она получает прибыль в 150 тыс. руб. в месяц. Годовая прибыль с этого капитала – 1,8 млн. руб. Руководство компании, проанализировав рынок, выяснило, что существующий спрос и конкуренция позволяют масштабировать бизнес. Для этого компания привлекает кредитные средства в размере 1 млн. руб. под 20% годовых. Сохраняя существующую рентабельность капитала, компания получает дополнительно 150 тыс. руб. месячной прибыли до выплаты процентов. В год – это 1,8 млн. руб.
Посчитаем, насколько этот заем выгоден. Если кредит взят на год, отдать компании нужно будет 1 млн. руб. долга и 200 тыс. руб. «процентов». 1 млн. руб., полученный от банка + 1,8 млн. руб. прибыли – 1,2 млн. руб., который компания возвращает = 1,6 млн. руб., оставшиеся по итогам года.
Таким образом, компания за год работы не только вернет долг с %, но и заработает дополнительно 133 333 рублей в месяц.
§ Этот пример показывает, что кредит выгоден в том случае, когда процентная ставка значительно ниже, чем норма операционной прибыли предприятия (в нашем случае это 20% против 180%). Говоря проще, компания зарабатывает деньги быстрее, чем начисляются % на сумму, полученную от банка. Такой эффект от использования заемных средств называют финансовым рычагом.
Семь раз посчитай, 1 раз возьми кредит.
Прежде чем решиться на займ для развития бизнеса, Вам нужно проанализировать ряд вещей:
§ Во-первых, нужно ответить на два вопроса: что конкретно даст мне внешнее заимствование и можно ли это преимущество измерить в абсолютном денежном выражении?
§ Во-вторых, нужно знать рынок и быть уверенным, что для масштабирования предложения есть спрос и известна стоимость его привлечения. Еще лучше до вложений в инфраструктуру провести тестирование, собрать заявки и т.д. Опытные компании, никогда не стремятся удовлетворить спрос на 100%, если это позволяет конкуренция на рынке. Их предложение всегда немного дефицитно. Это они учитывают и при расширении мощностей.
§ В-третьих, нужно знать рентабельность активов своего бизнеса. Некоторые, надеются на то, что, увеличив бизнес, в том числе за счет заемных денег, они добьются роста рентабельности за счет эффекта масштаба. Нужно помнить, что эффект масштаба работает не в 100% случаев.
Нужно ориентироваться также на длительность производственных циклов (скорость генерации дохода). Срок кредита должен значительно превышать срок производственного цикла, чтобы получаемая в результате прибыль позволяла возвращать долг.
§ В-четвертых, надо четко понимать все условия, которые предлагает финансовая организация. Далеко не все предприниматели могут определить реальную стоимость кредита и рассчитать эффективную ставку. Так же, как и на потребительском рынке, банки включают в кредитный договор различные комиссии, которые увеличивают реальную стоимость кредита. Если Вы сталкиваетесь со сложной запутанной схемой, лучше пригласите консультанта или откажитесь от предлагаемой сделки.
§ В-пятых, всегда имейте «план Б» на случай, если что-то пойдет не так, как Вы запланировали. Например, на рынке вдруг возникнет новый игрок, появление которого для Вас будет неприятной неожиданностью – особенно если он начнет ценовую войну.
Только на основе всех собранных данных – самостоятельно или с помощью профессионала – проведите расчет эффективности использования заемных средств.Не забывайте,что получить кредит – мало, нужно еще и грамотно распорядится полученными деньгами, направить их на то, что обеспечит рост прибыли.
После, подписав кредитный договор, Вы можете быть абсолютно уверены только в одном: деньги придется вернуть в любом случае, а прибыль нужно еще получить, и никто не застрахован от форс-мажоров.
Сколько брать?
§ Финансовый рычаг позволяет повысить рентабельность собственного капитала, однако по мере увеличения доли заемного капитала растет риск потери финансовой устойчивости. К тому же банки повышают ставку по кредитам для компаний, у которых соотношение заемного капитала к прибыли велико. Поэтому при планировании займа ориентируйтесь только на ту сумму, которую Вы рассчитали при составлении финансовой модели.
§ Вы наверно слышали, что в крупных компаниях, которые активно развиваются за счет кредитования (например, торговые сети) доля заемных средств в общей структуре капитала может составлять до 70%, а долг превышать годовую прибыль в 3-4 раза.
Малому и среднему бизнесу не стоит ориентироваться на эти показатели. У корпорации всегда больше возможностей для финансового маневра: выпуск облигаций, продажа акций и т.п. К тому же долговые обязательства могут быть сосредоточены на одной компании, входящей в группу. У компаний малого и среднего бизнеса таких возможностей нет.
Кредит на покрытие кассового разрыва.
Когда у компании заканчиваются деньги на счетах, и она не может рассчитаться по своим обязательствам - возникает кассовый разрыв.
§ Такие ситуации могут быть связаны как с задержкой оплаты от заказчиков, так и с ошибками в финансовом управлении.
§ Привлечение кредита в этом случае, скорее, вынужденное зло, и кассового разрыва нужно стараться избегать.
§ Своевременно увидеть наступающий кассовый разрыв можно, настроив прогноз движения денежных средств в Excel или используя сервисы по управлению финансами.