Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретический материал по теме «Введение в предмет»

ЛЕКЦИЯ №1

 

Вопрос 1.Основы социального обслуживания населения. Важность психологии как науки в жизни человека и работе служб социального обеспечения и обслуживания.

 

Актуальность проблемы обеспечения нормальной жизнедеятельности людей пожилого возраста и инвалидов не вызывает сомнения. Согласно «Декларации о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г., инвалидом признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу наличия врожденных или приобретенных недостатков и нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности инвалидов выражается в полной или частичной утрате ими способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

В последние десятилетия цивилизованное мировое сообщество озабочено проблемой инвалидов, ведь в настоящее время примерно 10% населения планеты, около 1 млрд. человек, – это инвалиды.Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 48-й сессии 20 декабря 1993 года.

Термин «обеспечение равных возможностей» означает процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными всем, особенно инвалидам.

В рамках процесса обеспечения равных возможностей ООН было признано необходимым создать условия для оказания помощи инвалидам, с тем, чтобы они могли в полной мере выполнять свои обязанности как члены общества.

В Конвенции о правах инвалидов от 24 января 2007 г., принятой Генеральной Ассамблеей ООН, было определено, что инвалидность – это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, мешающими их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Там же было установлено, что к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Основы социального обслуживания населения в Российской Федерации были определены в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ, в соответствии с которым социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К социальным службам относятся предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

 

К учреждениям и предприятиям социального обслуживания относятся:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

 

Они призваны оказывать социальные услуги – то есть действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации помощи, предусмотренной настоящим федеральным законом. Подобные помощь и услуги необходимы людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, т.е. ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

Содержание социально-психологической работы непосредственно вытекает из ее функций:

1. Диагностическая — социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз».

2. Прогностическая — специалист прогнозирует развитие событий, процессов, происходящих в семье, группе, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения.

3. Организационная — специалист способствует организации социальных и социально-психологических служб на предприятии и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи, социальных услуг населению.

4. Предупредительно-профилактическая — работник ЦСО приводит в действие различные механизмы (педагогические, психологические, юридические, медицинские и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся.

5. Социально-медицинская и социально-педагогическая — специалист организует работу по профилактике заболеваний, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, художественного творчества и т.д.).

6. Психологическая — специалист проводит различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся.

 

Специалисты, взаимодействующие с клиентом (психологи, социальные работники, юристы, медицинские работники), поступают так, а не иначе в зависимости от рабочей ситуации и, используя специфику профессий, каждая из которых имеет свои собственные язык, практику и теоретические подходы. Межведомственное, а, следовательно, и междисциплинарное взаимодействие, принцип работы в команде требуют, чтобы ученый и практический работник активно включали системный подход в стратегии профессиональной деятельности.

Законом четко определен перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Исходя из принципа социальной справедливости, гражданам пожилого возраста и инвалидам государством обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...