Источники выплаты премий на АТП.
Выплата премий работникам подразумевает выплату денежных сумм, помимо основного заработка, чтобы таким образом стимулировать результаты работ сотрудников или поощрять их. Само премирование может быть осуществимо в двух формах, это: · - выплата премии, которая предусмотрена системой оплаты труда; · - премия, как поощрение, отдельно от системы оплаты труда. Есть отдельные случаи, например, когда работнику выплачивается премия за достижение тех производственных показателей, которые были заранее установлены и относятся к системе оплаты труда. В таком случае, может быть предоставлена система или повременно-премиальная, или сдельно-премиальная. Выплата премий по итогам года или тринадцатая зарплата представляет собой денежную сумму, размер которой рассчитывается с учетом размера заработной платы за год и количества отработанного сотрудником времени на предприятии. В основном, выплата производится в декабре, и за счет средств одного из фондов: оплаты труда, материального поощрения, либо социального развития. Один из этих фондов, как правило, прописан в уставе организации, как источник выплат.
В условиях рыночной экономики работодатель самостоятельно устанавливает систему премирования. Организация премирования означает разработку и применение системы воздействия на интересы работника посредством стимулов, охватывающих самые актуальные количественные и качественные стороны результатов труда. Система воздействия предусматривает наличие соответствующего инструментария, выбор мотивированных интересов работников, адекватных им стимулов, определение видов, периодичности и размеров премирования. При выборе круга интересов работника важно, чтобы его личные интересы адекватно и точно отражались в соответствующих стимулах. Например, интерес к профессиональным знаниям может быть отражен путем установления повышенной заработной платы при росте мастерства или при учебе в институте; заинтересованность в жилье — путем предоставления предприятием жилья семье работника или частичной оплаты стоимости жилья. Существенным недостатком системы премирования может стать появление антистимула как следствие недостаточно продуманного отбора стимулов к труду. Показатель, выбранный в качестве стимула, на деле может обернуться антистимулом. Например, если премирование медицинских работников установить в зависимости от количества пациентов — наиболее распространенного объемного показателя работы медицинских учреждений, то у работников может появиться стремление к росту числа больных. Если в торговом предприятии премировать продавцов только при росте товарооборота, то у них может появиться стремление к увеличению цен на товары или росту продажи дорогостоящих товаров. Чтобы предупредить появление антистимула, применяются разные способы, например в систему поощрения включают другие показатели, корректирующие действие основного показателя.
В системе премирования обычно предусматривается иерархия стимулов. Как правило, это происходит либо упрощенно, посредством применения двух-трех показателей, либо путем установления обязательных и дополнительных условий премирования, либо путем установления главного, основных и дополнительных показателей премирования.
Обеспечить достаточно высокий уровень профессиональной надежности работников АТП не может, если оно не имеет шкалы оплаты труда, стимулирующую высокую эффективность труда и не выплачивает денежное вознаграждение по конкурентоспособным ставкам. Система и величина заработной платы влияет на решение человека при поступлении на работу, на отношение к работе, а также на желание дальше работать на данном предприятии. Для достижения таких целей, как повышение, а также полное и рациональное использование трудового потенциала, важно верная направленность мотивации- процесса побуждения работников к деятельности в соответствии с производственными и коммерческими задачами АТП. Особое внимание в ходе мотивации уделяется организации заработной платы (З/П), денежного вознаграждения работнику (оно влияет на его поведение). Условия, учитывающиеся при разработке системы денежного вознаграждения работников: 1) система вознаграждения работников должна быть согласована с целями АТП и показателями, характеризующими степень эффективности его деятельности. Часто вознаграждения базируются на поощрениях, привязанных с финансовыми показателями деятельности предприятия. Другие показатели для вознаграждения: потребительские, операционные и образовательные. Потребительские - отражают цели предприятия с позиции потребителей транспортных услуг. Операционные (процессные)- характеризуют внутренние стороны организации процесса, обеспечивающего перевозку пассажиров и грузов. Образовательные - отражают цели обучения работников и направление инноваций в кадровой политике предприятия.
Соответствие между показателями деятельности предприятия и вознаграждением за труд работников ОБЯЗАТЕЛЬНО. Система вознаграждения должна реально воздействовать на поведение работников предприятия и обеспечивать их положительную реакцию на решение управленческого персонала. 2) Распространение зоны действия системы вознаграждения за пределы предприятия. Оно может быть согласованно с экономическими партнерами или со специальной мотивацией их деятельности. Если в пределах предприятия система вознаграждения выделяется как заработная плата, то по отношению к клиентам, поставщикам и другим экономическим партнерам приходится действовать по другому, предоставлять им ценовые скидки, вручая награды, приглашая на торжественные мероприятия и т.д. 3) Его выполнение позволяет разработать эффективную систему вознаграждения- с участием работников в определении ее сути и их непосредственная заинтересованность в этой системе. Надо помнить, что наиболее эффективные системы вознаграждения предлагают не только оплату труда и признание заслуг, но и вознаграждение не материального характера, таких как, предоставление права работникам разрабатывать и реализовывать свои собственные идеи, существование реальной перспективы повышения уровня профессионализма, карьерного роста. Таковы общие требования и особенности формирования системы вознаграждения рабочих. Как и в других отраслях экономики, на АТП используется как сдельная, так и повременная форма оплаты труда. Величина З/П зависит или от количества единиц продукции или от затрат времени на производство продукции. На участках в АТП в силу ряда причин, которые обусловлены особыми требованиями по безопасности движения автотранспорта, а также спецификой производственного процесса, целесообразно использовать повременную заработную плату с одновременным установлением нормированного задания и определением величины премии за его выполнение. Такая система оплаты труда применяется АТП в европейских странах. При выборе показателей премирования надо учитывать преимущества (усиливать) и недостатки(сглаживать) форм оплаты труда. При оплате труда по сдельным расценкам следует обращать внимание на качество транспортных услуг, при повременной оплате труда премия должна обеспечивать высокие количественные показатели выполнения заданий, даваемых водителям и ремонтным рабочим. Премии должны развивать достижения таких результатов труда, которые не стимулируются выплатами, такие как, экономия автомобильного топлива, уменьшение износа шин, износа запасных частей и т.д. Система премирования работников должна быть увязана с характером выполняемых перевозок, с уровнем труда (технической вооруженности) работников, занятых ремонтом и ТО подвижного состава, а также производства на определенном участке с конкретными задачами предприятия. Права АТП в области премирования довольно широки. Премию можно назвать одним из самых мощных и гибких стимулов к труду, однако этот стимул применяется не всегда эффективно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|