Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация финансирования предпринимательской деятельности

МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Партнерские связи в предпринимательстве

Партнерские связи - это такие договорные отношения, которые устанавливаются между предпринимателями и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции), выступающими в товарной или денежной форме. Каждый предприниматель заинтересован в установлении наиболее эффективных форм партнерских связей. Определить самую эффективную форму взаимоотношений с партнером можно лишь путем сравнительного анализа различных вариантов. Схема предпринимательских действий как раз дает возможность выбрать ее для каждого партнера.

Важнейшая составляющая схемы предпринимательских действий -экономико-правовая форма реализации предпринимательской цели. Под данной формой понимается конкретный вид сделки, которая может быть приемлема для партнера и отвечает цели, поставленной предпринимателем. Сделкой называют коммерческий (т.е. с целью получения прибыли) обмен ценностями между партнерами или объединение их усилий для достижения коммерческой выгоды. Сделку следует отличать от простой передачи. Если вы передаете партнеру какой-то товар, а он вам взамен - деньги или другой товар, то это сделка. Если же вы передаете товар, но взамен не получаете ничего, то это передача. Если вы договариваетесь с партнером о том, что будете производить полуфабрикаты, а он из полуфабрикатов будет выпускать товары, готовые к потреблению, то это сделка. Если же вы в кооперации с другими партнерами договорились произвести товар на тех же условиях, но не продать его, а передать (бесплатно) школе, то это передача.

Сделки могут быть выгодные и невыгодные. Отметим, что сделки с одним и тем же товаром могут иметь разный эффект (вчера сделка с данным товаром принесла прибыль 20 тыс. руб., а сегодня уже 35 тыс. руб.). Отчего зависит коммерческая результативность сделки? Прежде всего, оттого, какие условия закладываются в процесс подготовки и осуществления сделки, т.е. в какую экономико-правовую форму облекается и сама предпринимательская цель, и средство ее достижения. В этой связи говорят о формах партнерских связей (и формах сделок как средства внешнего оформления таких связей).

Форма партнерских связей всегда предлагается одним из партнеров (инициатором) другому. Иными словами, каждый предприниматель в своей практической деятельности или должен предложить какую-либо конкретную форму сотрудничества, или дать ответ своему партнеру на его предложение об избранной им или предпочтительной для него форме сотрудничества. Но для того чтобы предложить или ответить на предложения, необходимо достаточно полно представить себе все разнообразие партнерских связей в сфере предпринимательства.

Все разнообразие партнерских связей в предпринимательстве можно сгруппировать по трем основным сферам (направлениям предпринимательского сотрудничества):

1) сотрудничество в сфере производства;

2) сотрудничество в сфере товарообмена;

3) сотрудничество в сфере торговли;

4) сотрудничество в сфере финансовых отношений.

Сделка считается заключенной, когда на каждую из сторон возлагаются определенные данной сделкой права и обязанности. В целом выстраивается следующая логическая цепочка: вначале предприниматель-инициатор определяет сферу сотрудничества с возможными партнерами, затем ищет конкретную форму сотрудничества, а после этого предлагает заключить договор.

 

Организация финансирования предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность в процессе осуществления своих целей использует большое количество разных видов ресурсов. Одним из важнейших ресурсов являются финансовые ресурсы, обладание которыми позволяет предпринимателю реализовать свои планы, производить продукцию, выстраивать свои взаимоотношения с поставщиками оборудования, сырья, материалов, а также кредиторами, налоговыми органами и другими контрагентами.

Учитывая, что возможности предприятия по сравнению с его желаниями более ограничены, необходимо разобраться, откуда же оно в принципе может получать финансовые ресурсы. В целом предприятие может генерировать финансовые ресурсы за счет своей хозяйственной деятельности, а также привлекать внешние источники финансовых ресурсов. В первом случае это будет прибыль и амортизационные отчисления, которые обязаны своим происхождением умению, навыкам и опыту предпринимательской деятельности руководителей предприятия.

В качестве источников привлеченных финансовых ресурсов могут выступать:

- дополнительная эмиссия акций;

- взносы учредителей предприятия в уставный капитал предприятия;

- дотации и гранты, полученные предприятием от государства;

- «благотворительные взносы» конкурентов данного предприятия.

Как правило, структура источников финансирования предприятия меняется в зависимости от фазы делового цикла, а также этапа жизненного цикла наиболее важных видов продукции предприятия. Доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита. Это вполне объяснимо, так как в случае ухудшения деловой конъюнктуры кредитные учреждения начинают переливать свой капитал в более выгодные сферы и соответственно снижают объемы финансирования промышленных предприятий. Ярким подтверждением этого могут служить также сроки предоставления кредитов в условиях инфляции, не превышающие трех лет.

В качестве внешних заемных финансовых ресурсов предприятия следует выделить следующие:

- выпуск облигаций;

- кредиты банков;

- целевой государственный кредит;

- лизинг.

Выпуск предприятием облигаций и размещение их на финансовом рынке дает возможность привлечь дополнительные средства без потери контроля за управлением проектами предприятия, а также на приемлемых для предприятия условиях. Владельцы облигаций имеют право на фиксированный и гарантированный доход по данным ценным бумагам взамен отказа от вмешательства в дела предприятия. Доход по облигациям не зависит от дивидендной политики менеджеров предприятия, поэтому в случае неэффективных действий предприятия заемщик финансовых ресурсов не теряет доход. Для предприятия же удобно самому определить безопасные условии привлечения заемных средств, учитывая деловую конъюнктуру рынка и свои финансовые возможности. При этом предприятие само диктует плату за заемные средства, а не соглашается на условия, предлагаемые финансово-кредитными учреждениями. Конечно, предприятие должно иметь положительный имидж в глазах потенциальных покупателей облигаций, убедить их в том, что облигации являются надежным и ликвидным средством вложения средств, в противном случае ценные бумаги предприятия не будут пользоваться спросом.

Привлечение средств за счет коммерческих кредитов является наиболее распространенным способом мобилизации финансовых ресурсов предприятия. В этом случае предприятие получает возможность расширить масштабы своей деятельности, при этом отсрочив возврат средств на определенный срок за установленную плату. Характерной чертой данного способа является необходимость наличия ликвидного обеспечения или надежных гарантий для банка. Правда, необходимо учитывать, что российские банки располагают дешевыми ресурсами в ограниченном количестве, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 5-7 лет.

Рассматривая государственный кредит, следует отметить следующие его основные черты:

-Во-первых, это достаточно традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков.

-Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные.

-В-третьих, государство - самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты предприятий, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников.

В настоящее время широкое распространение получило также лизинговое финансирование предприятия. Суть данного метода заключается в том, что предприятие использует какое-либо оборудование в предпринимательских целях, не обладая полным правом собственности на него. В качестве платы за использование данного источника финансовых ресурсов предприятие уплачивает лизинговые платежи, а в роли обеспечения выступает само оборудование, которое остается в собственности предприятия-лизингодателя. Характерной чертой данного метода является также возможность переноса риска морального износа оборудования на владельца данного оборудования, что снижает финансовый риск предприятия в случае неблагоприятной конъюнктуры рынка или появления на рынке более совершенного оборудования. О привлекательности данного метода говорит также тот факт, что темпы роста рынка лизинговых услуг составляют около 36 % в год, а также отмена лицензирования лизинговой деятельности.

Также широкое применение имеет финансирование предприятиями поставщиками материально-технических ресурсов. Суть данного источника заключается в предоставлении отсрочки по платежам за приобретенные ресурсы, что позволяет предприятию начать использование оборудования, получить доход и расплатиться за поставленное оборудование из полученного дохода. В свою очередь, поставщик имеет возможность расширить объемы продаж своего оборудования за счет рационального управления дебиторской задолженностью своих контрагентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...