Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция по теме №13 Диалектичекская логика как методология научного познания

 

Динамизм бытия продуктивно рассматривается и в философии. Уже с самых ранних этапов своего развития она пытается построить целостный теоретический образ мира в его динамике. Решение этой задачи привело к становлению специфического раздела философии – диалектики. С момента своего зарождения диалектика выявляет причины развития, его механизмы и направления. Кроме того, в предмет ее исследования включается познание связей между предметами и явлениями объективного мира. Этим самым диалектика есть общая теория развития, учение о развитии и связях бытия.

Данные особенности диалектики, хотя и в стихийной форме, были развиты еще философами Древней Греции. Так, Гераклит бытие мира пытался выразить в его вечном изменении, движении. А само движение рассматривалось им как результат взаимоперехода противоположных состояний. У него не только бытие и небытие неразрывны, но и состояния отдельных вещей связаны между собой. Одно состояние порождает другое, одно переходит в другое. «Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом», ‑ говорил Гераклит. Подобная форма бытия считалась универсальной для всего мира. Философами Древней Греции был сформулирован диалектический взгляд на мир. Ими было обоснована первая историческая форма диалектики.

Диалектические воззрения на мир высказывались и мыслителями эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно). В философии и науке Нового времени идея развития являлась методологической основой учения Б. Спинозы о субстанции. Непрерывность процессов развития, связь прошлых и настоящих состояний развивающихся объектов и другие черты развития фиксировались Лейбницем. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития. Их современник Кондорсе обосновывал положение о непрерывном прогрессе как преобладающей форме социального развития.

Особое место учение о развитии занимало в немецкой классической философии. Диалектику ее представителей правомерно называют второй исторической формой диалектики. У ее истоков стоял И. Кант. Его гипотеза о происхождении солнечной системы была одной из первых философских концепций развития природы. Причем его идея развития была и принципом познания природы. Важность этого познавательного принципа он видел в том, что «знание естественных вещей – как они есть теперь – всегда заставляет желать еще и знания того, чем они были прежде, а также через какой ряд изменений они прошли, чтобы в каждом данном месте достигнуть своего настоящего состояния». Иными словами, «настоящее состояние» природы – это не только результат развития ее предшествующих состояний, но развитие есть и принцип ее познания. И.Кант считал, что принцип развития должен использоваться всеми другими науками в познании ими природы.

Вершиной обоснования диалектики в немецкой классической философии стали представления Гегеля. Он развил диалектику в последовательной и целостной форме. Эта заслуга Гегеля выражается в том, что он «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». (Ф. Энгельс) Им был предложен и понятийный аппарат, который отражает процесс развития. Но диалектика Гегеля развивалась на идеалистической основе.

Чтобы диалектика стала приложимой к анализу природы и общества, ее надо было поставить на материалистическую основу. Эту задачу выполнили К.Маркс и Ф. Энгельс. Они развили качественно новую форму диалектики – материалистическую диалектику. Эта диалектика считается третьей исторической формой диалектики. Материалистическая диалектика является ядром философии марксизма, методом познания объективного мира, раскрытия закономерностей его бытия и развития.

Развитие является основным предметом исследования диалектики. А сама диалектика в марксистской философии выступает как наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Основными чертами всякого развития следует считать: 1) закономерный характер изменений, 2) их направленность и необратимость, 3) наличие качественных изменений в процессах развития. Вот почему развитие – это закономерное, направленное и необратимое качественное изменение систем. Развитие всегда есть саморазвитие, его источник содержится в самой развивающейся системе. Динамизм бытия определяет и характер мысли. Но степень постижения ею реального мира, его глубины и сложности, может быть разной. Вот почему в философии давно определились и два типа мышления – диалектическое и догматическое (или метафизическое). В их противостоянии и противоборстве преимущественное положение заняло диалектическое мышление. Оно ориентирует, особенно научное знание, на рассмотрение различных процессов и явлений в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сторон, сил и тенденций, выявление их роли в процессах развития.

В настоящее время вопросы самоорганизации и саморазвития систем исследуются синергетикой. Это – междисциплинарная область знания, ориентирующаяся на познание общих принципов самоорганизации и управления в сложных системах. С позиций синергетики стало возможным по-новому решать и обсуждать и те проблемы развития, которые традиционно рассматривались диалектикой. Синергетикой вскрылись некоторые новые черты развития: отсутствие его направленности, множественность путей развития, закономерность хаотических процессов и т.д.

Всё это породило проблему соотношения синергетики и диалектики. В научной литературе имеют место и разные точки знания по этой проблеме. Так, одни авторы считают, что диалектика должна стать частью синергетики как её частный метод, либо вообще синергетика заменит диалектику (А.Б. Венгеров). Другие – ставят вопрос о создании новой нелинейной диалектики (В.В. Афанасьева). Третьи исследователи полагают, что синергетика является математической основой диалектического материализма (Д.С. Чернавский).

Синергетика представляет собою современную теорию эволюции открытых сложных систем. В качестве таковых в синергетике рассматривается биосфера со всей совокупностью своих элементов, наблюдаемая Вселенная, общество и создаваемое им материальная и духовная культура. Она исследует и отдельные подсистемы названных систем. Она ориентирует познавательный процесс на выявление нелинейного характера их развития, общих закономерностей и принципов самоорганизации самой разной сложности и природы: физических, химических, биологических, технических, социальных и т.д. В этом плане синергетика приобретает и парадигмальный статус. Она становится парадигмой современной научного знания. В ней возможно существование и самых разных подходов в познании системных объектов. Её утверждение приводит к отказу от образа мира, построенного из элементарных частиц материи, в пользу картины мира, состоящего из системных объектов и совокупности нелинейных процессов. Всё это определяет и её особую роль в формировании современной картины мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...