Предмет и метод в эпидемиологии
План лекции: 1. Объект и предмет исследования в эпидемиологии. 2. Эпидемический процесс – специфический предмет познания в эпидемиологии. 3. Структура и содержание эпидемиологического метода.
Цель лекции: Определить объект и предмет исследования в эпидемиологии, дать анализ определений понятия "эпидемический процесс", раскрыть структуру и содержание эпидемиологического метода.
Предмет эпидемиологии. Самостоятельность каждой отрасли науки как совокупности знаний о тех или иных аспектах природы, общества и мышления определяет совокупность трех взаимосвязанных компонентов: а) объект и предмет познания науки; б) метод, адекватный для познания своего предмета; в) теоретическая база науки. Объектом в эпидемиологии являются инфекционные болезни как процесс взаимодействия паразита-возбудителя и хозяина-человека на организменном уровне. Инфекционные болезни составляют объект исследования во многих отраслях медицинской науки - клинической медицине, микробиологии, вирусологии, иммунологии и т. д. Эпидемиологический аспект познания инфекционных болезней - изучение их возникновения и распространения среди людей. Процесс возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей получил определение - эпидемический процесс. Именно эпидемический процесс составляет предмет познания эпидемиологии и именно тем, что больше ни одна другая наука предметом своего познания не имеет эпидемический процесс, определяется самостоятельность эпидемиологии как науки. Инфекционные болезни были объектом внимания эпидемиологии на протяжении почти 3000 лет. За этот период представления о закономерностях и особенностях их распространения среди людей менялись по мере накопления и осмысления новых научных фактов во многих областях науки. Таким образом, при неизменности объекта исследования, предмет познания - эпидемический процесс - на каждом этапе общественного и научного развития отражал соответствующий ему достигнутый уровень знаний о природе распространения инфекционных заболеваний среди людей. Об этом свидетельствуют приводимые ниже определения понятия «эпидемический процесс».
Эпидемический процесс – это непрерывная цепь инфекционных заболеваний, следующих одно за другим, что является результатом «соотношения между особенностями данной инфекции и состоянием населения» (Ш.Д. Мошковский, 1950, 1951). Эпидемическим процессом называется цепь заражений и развивающихся затем инфекционных процессов (заболеваний), чередующихся с выходом возбудителя во внешнюю среду и имеющая характер своеобразной эстафеты (В.М.Жданов, 1961). Эпидемический процесс представляет цепь закономерно следующих один за другим случаев инфекционной болезни, представляющих ту единственно реальную форму, в которой существуют в природе все заразные болезни (Л.В. Громашевский, 1965). Эпидемический процесс есть процесс взаимодействия между популяцией возбудителя и коллективами людей, оказывающий влияние на эпидемиологическое состояние населения и обеспечивающий непрерывное существование паразитического вида в эндемических очагах (И.И. Елкин, 1973). Эпидемический процесс - это процесс распространения инфекционных болезней среди людей, осуществляющийся при наличии источников заразного начала, факторов передачи и восприимчивых лиц, приводящий к возникновению новых заражений и зависящий главным образом от ряда социальных условий (Д.В. Виноградов-Волжинский, 1973). Эпидемический процесс - это эволюционно сложившийся специфический способ сохранения паразитирования возбудителя, обеспечиваемый взаимодействием находящихся в единстве противоречивых сторон источника инфекции, механизма передачи и восприимчивости населения, опосредованных природными и социальными факторами (Н.И. Лебедев. 1980).
Эпидемический процесс - цепь непрерывно следующих друг за другом инфекционных состояний, от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. Данный процесс проявляется в виде эндемических очагов, с одним или несколькими случаями болезни или носительства (Э.Н. Шляхов, 1983). Эпидемический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний (в виде болезни или носительства). Эпидемический процесс обозначает закономерности заражения человека возбудителями инфекций (инвазий), естественно обитающими в живых организмах или на объектах окружающей среды и проникающими в организм с помощью того или иного механизма передачи, следствием чего является развитие инфекционного процесса (В.И. Покровский с соавт., 1993). Эпидемический процесс – это процесс взаимодействия возбудителя-паразита и организма людей на популяционном уровне, проявляющийся при определенных социальных и природных условиях единичными и (или) множественными заболеваниями, а также бессимптомными формами инфекции (В.Д. Беляков, Р.Х. Яфаев, 1989). Определение понятия «эпидемический процесс», сформулированное В.Д. Беляковым и Р.X. Яфаевым, является в настоящее время наиболее точным и будет в дальнейшем использоваться в процессе освоения программы преподавания эпидемиологии.
Эпидемиологический метод. Эпидемиологический метод - это совокупность методических приемов, основанная на анализе особенностей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназначенная для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности. В рамках эпидемиологического метода объединены четыре группы методических приемов: 1) описательно-оценочные;
2) аналитические; 3) экспериментальные; 4) прогностические. Описательно-оценочные (дескриптивные) методические приемы позволяют на количественной основе выявить болезни, характеризующиеся наибольшей эпидемиологической, социальной и экономической значимостью. На данном этапе работы используются данные официальной регистрации заболеваемости. Эпидемиологическая значимость определяется уровнями заболеваемости населения. Социальная значимость оценивается совокупностью отрицательных явлений, возникших в обществе в связи с распространением определенной болезни. Экономическая значимость указывает на затраты, которые понесло общество в результате заболеваемости и проведения мер профилактики и борьбы. В ряде случаев для доказательства значимости болезни, кроме данных официальной регистрации, целесообразно проведение поперечного исследования. Под поперечным исследованием понимают одномоментное определение в популяции людей какого-либо признака, свидетельствующего о распространенности определенного заболевания. Аналитические методические приемы заключаются в формулировании и проверке гипотез о причинах, приведших к распространению заболеваемости. В результате аналитической работы необходимо выявить причины и условия (факторы риска), приведшие к заболеваемости, вскрыть механизм влияния причин на заболеваемость, а также найти в причинах такие переменные, на которые можно повлиять доступными противоэпидемическими мероприятиями. Гипотезы формулируются на основе описательной эпидемиологии, а также специальных исследований, среди которых наиболее часто используются: 1) метод "случай-контроль": исследование этого типа основывается на сопоставлении информации о подверженности действию изучаемого фактора больных и небольных определенной болезнью; 2) метод ретроспективного эпидемиологического анализа: позволяет выявить наиболее типичные и устойчивые причины и условия, формирующие заболеваемость в течение определенного периода времени;
3) метод оперативного эпидемиологического анализа: позволяет выявлять причины и условия, формирующие заболеваемость в настоящее время. Экспериментальные методические приемы предполагают получение новых знаний, необходимых для совершенствования мероприятий по профилактике и борьбе с болезнями. В эпидемиологических исследованиях различают три варианта экспериментов: а) контролируемый эксперимент; б) неконтролируемый эксперимент; в) естественный эксперимент. Контролируемый эксперимент предполагает формирование двух групп, одна из которых подвергается воздействию профилактического мероприятия, в расчете на нейтрализацию выявленного фактора риска, а другая, равноценная по всем признакам группа, этому воздействию не подвергается. В обеих группах учитывается заболеваемость определенной болезнью и итогом контролируемого эксперимента является доказательство гипотезы о факторе риска, а также количественная оценка профилактического действия (мероприятия). Неконтролируемый эксперимент в эпидемиологии - это вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости в результате повседневной профилактической работы органов здравоохранения. По истечении определенного периода времени оценивают уровень, структуру и динамику заболеваемости и на основании изменения этих параметров обосновывают вывод об эффективности (неэффективности) повседневно проводимых мероприятий. Естественный эксперимент – это различные чрезвычайные ситуации (эпидемические вспышки), изучение которых дает новые знания, необходимые для совершенствования профилактической работы. Прогностические методические приемы. Совокупность прогностических методик, используемых в эпидемиологии, может быть разделена на две группы: 1) формально-математические прогностические методы; 2) детерминированные прогностические методы. При использовании формально-математических методов, прогнозируя заболеваемость на предстоящий период, используют определенный математический аппарат и полагают, что причины и условия, формирующие заболеваемость в будущем существенно меняться не будут. При разработке прогнозов развития заболеваемости на основе детерминированных моделей учитывают степень влияния на заболеваемость изменяющихся причин ее формирующих. Этот вид прогнозирования относится к области научных исследований. Таким образом, самостоятельность эпидемиологии определяется выделением оригинального предмета изучения (эпидемический процесс) и использованием для этих целей специфического метода (эпидемиологический метод).
УЧЕНИЕ ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ: ФАКТОРЫ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА; МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА План лекции: 1) Общая характеристика учения об эпидемическом процессе. 2) Факторы эпидемического процесса. 3) Механизм развития эпидемического процесса.
Цель лекции: Сформировать представление об эпидемическом процессе как саморегулирующейся системе, определить теоретическую и практическую значимость современного учения об эпидемическом процессе.
Общая характеристика учения об эпидемическом процессе. Несмотря на различия, в многочисленных определениях понятия "эпидемический процесс" в большинстве случаев эпидемический процесс рассматривается как процесс возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей. Как правило, из определения понятия "эпидемический процесс" невозможно уяснить: "Почему возникают? Как распространяются? Чем проявляются инфекционные болезни среди населения?" Ответы на эти вопросы в определенной мере дает современная теория эпидемического процесса, разработанная В.Д. Беляковым. Современное учение об эпидемическом процессе включает три раздела: 1) факторы эпидемического процесса; 2) механизм развития эпидемического процесса; 3) проявления эпидемического процесса.
Факторы эпидемического процесса. Различают биологический, социальный и природный факторы эпидемического процесса. Биологический фактор в эпидемическом процессе представлен взаимодействием двух популяций - возбудителя-паразита и человека-хозяина. Популяцию возбудителей определяют как совокупность особей данного биологического вида, относительно изолированную в своей естественной жизнедеятельности от других совокупностей особей этого вида. Популяция людей - это территориальные, социальные, бытовые, возрастные и (или) иные группы людей, в пределах которых циркулирует возбудитель. Социальный фактор в эпидемиологии – это совокупность социальных условий, влияющих на биологический компонент эпидемического процесса (взаимодействие популяций возбудителя и человека) и способствующих или препятствующих проявлениям паразитизма возбудителей инфекционных болезней. Эпидемическая значимость социального фактора может рассматриваться с трех позиций: а) с позиции влияния социальных условий на эволюцию возбудителей, историческое формирование инфекционных болезней человека, становление эпидемического процесса; б) с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней на различных этапах развития человеческого общества, а также при различных социальных потрясениях (войны, голод и т.д.); в) с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней в современных условиях. Природный фактор в эпидемиологии - это совокупность биотических и абиотических элементов внешней среды, которые влияют на биологический компонент эпидемического процесса (взаимодействие популяций возбудителя и человека) и способствуют или препятствуют проявлениям паразитизма возбудителей инфекционных болезней. Таким образом, взаимодействие популяций возбудителя и человека в определенных природных и социальных условиях составляет биологическую основу эпидемического процесса и является причиной существования инфекционных болезней. Механизм развития эпидемического процесса: теория саморегуляции эпидемического процесса. В рамках данного раздела учения об эпидемическом процессе выделяют три теории: 1) теория саморегуляции эпидемического процесса; 2) теория механизма передачи возбудителей инфекционных болезней; 3) теория природной очаговости инфекционных болезней. Основными положениями теории саморегуляции эпидемического процесса являются: 1) неоднородность (гетерогенность) взаимодействующих популяций возбудителя и человека составляет основу развития эпидемического процесса; 2) динамическое (фазовое) изменение гетерогенности (неоднородности) биологических свойств взаимодействующих популяций возбудителя и человека; 3) стабилизирующая (управляющая) роль обратных отрицательных связей в процессах саморегуляции; 4) регулирующая роль социальных и природных условий в фазовых преобразованиях эпидемического процесса.
Первое положение теории саморегуляции указывает на то, что в основе развития эпидемического процесса лежит взаимодействие двух неоднородных (гетерогенных) популяций возбудителя-паразита и человека-хозяина. Неоднородность популяции возбудителя. Среди признаков неоднородности, характеризующих популяцию возбудителя, для развития эпидемического процесса значение имеет прежде всего неоднородность по вирулентности, то есть, по способности вызывать в организме человека развитие патологических процессов. Неоднородность по вирулентным свойствам является универсальной характеристикой всех патогенных возбудителей. В различные периоды распространения инфекционных болезней среди людей циркулируют возбудители, различающиеся по степени и характеру неоднородности по вирулентным свойствам. Неоднородность по контагиозности. Контагиозность как способность возбудителя к распространению среди людей и приживаемости в организме отдельных хозяев также является признаком вариабельным, меняющимся в ходе эпидемического процесса. Неоднородность по иммуногенности характеризует способность возбудителя вызвать в организме хозяина те или иные формы иммунитета (антимикробный, антитоксический, антивирусный, гуморальный, клеточный, местный, общий). Как и контагиозность признак иммуногенности является варьирующим. Для развития эпидемического процесса отдельных инфекций значение имеет неоднородность популяции возбудителя по антигенным свойствам (грипп), по чувствительности к антибиотикам (внутрибольничные инфекции), по чувствительности к бактериофагам (дизентерия) и т.д. Следует подчеркнуть, что параметром популяции возбудителя, имеющим определяющее значение в развитии эпидемического процесса, является неоднородность по вирулентности. Неоднородность по другим признакам чаще бывает сопряженной с вирулентностью, хотя в отдельных случаях развитие эпидемического процесса бывает связано именно с возбудителями, неоднородными по признакам, независимым от вирулентности. Неоднородность популяции человека (хозяина). Для развития эпидемического процесса значение имеет неоднородность популяции человека по восприимчивости к возбудителям инфекционных болезней. Восприимчивость - это видовой признак, под которым понимают способность организма человека реагировать на патогенные свойства возбудителя. В различные периоды распространения инфекционных болезней популяцию человека составляют лица, различающиеся по степени и характеру неоднородности по восприимчивости к возбудителям, вызывающим эти болезни. Второе положение теории саморегуляции гласит о том, что в ходе эпидемического процесса происходит динамическое (фазовое) изменение гетерогенности (неоднородности) вирулентности в популяции возбудителя и восприимчивости в популяции человека. Фазовая перестройка взаимодействующих популяций предполагает последовательную смену четырех фаз: 1) резервации; 2) эпидемического преобразования; 3) эпидемического распространения; 4) резервационного преобразования. В фазе резервации популяция человека (хозяина) по восприимчивости однородна (гомогенна) и представлена иммунными и высокоиммунными лицами. Популяция возбудителя (паразита) в этой фазе также однородна и представлена авирулентными и мало вирулентными возбудителями. У различных возбудителей авирулентность проявляется по разному и наиболее типичными чертами авирулентных вариантов возбудителей являются: - образование мукоидных форм, R-форм, L-форм, цист, спор; - утрата наружных клеточных структур, поверхностных молекул и антигенов (капсулы, жгутики, пили, адгезины, лектины, рецепторы к бактериоцинам, фагам. А- и М-белки, К-антигены); - снижение или отсутствие токсинообразования, ферментов агрессии, сидерофоров, плазмид; - ослабление метаболической и пролиферативной активности (стационарная фаза размножения, замедленная репликация ДНК, РНК, торможение синтеза структурных и регуляторных белков, низкая концентрация клеток); - антигенная и молекулярно-рецепторная мимикрия, смена имму- нодоминирующих эпитопов, снижение иммуногенности, серологическая конверсия, гено- и фенотипическая изменчивость. Численность популяции возбудителя в резервационной фазе минимальная и большая часть паразитов сконцентрирована в организме хозяев с дефектами иммунной системы. Состояние популяции возбудителя соответствует состоянию среды обитания: авирулентная популяция возбудителя - иммунная среда обитания. Фаза резервации соотствует межэпидемическому периоду и характеризуется отсутствием заболеваемости. Бесконечно долго эта фаза продолжаться не может, так как в однородных популяциях паразитов нарушаются процессы естественного отбора. Поэтому в процессе эволюции выжили и сохранились те виды возбудителей, у которых выработались способности к эпидемическим преобразованиям. Фаза эпидемического преобразования начинается с того, что бывшая однородной в фазе резервации популяция хозяина со временем начинает становиться все более и более неоднородной за счет появления и увеличения числа восприимчивых лиц. Восприимчивые лица появляются в результате рождаемости. Неоднородность по восприимчивости усиливается за счет разноскоростного угасания постинфекционного иммунитета у различных лиц. Этому также способствует неодинаковое снижение у разных лиц общей резистентности к возбудителям инфекционных болезней под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды (химических, радиационных и т.д.). Значительно усиливают неоднородность по восприимчивости миграционные процессы и фактор «перемешивания», приводящие к тому, что в коллективах появляются новые лица, которые не встречались с циркулирующими возбудителями и являются восприимчивыми к ним. Авирулентные возбудиетьли, пассируясь через организм восприимчивых лиц, начинают повышать свою вирулентность. В этой фазе действует направленный отбор, который закрепляет в циркуляции возбудителей, в наибольшей мере приспособившихся к паразитированию в изменившейся среде обитания, то есть, закрепляются вирулентные варианты возбудителя. В фазе эпидемического преобразования, как правило, роста заболевае не происходит или появляются отдельные случаи заболеваний у наиболее воспримчивых лиц. Эта фаза может быть выявлена по иммунологическим сдвигам, сопровождающим циркуляцию среди людей вирулентных возбудителей инфекционных болезней. При накоплении в популяции человека необходимого и достаточного количества восприимчивых лиц возбудитель-паразит таким образом повышает вирулентность, что переходит в качественно иное состояние - фазу эпидемического распространения. В фазе эпидемического распространения состояние популяции возбудителя вновь начинает соответствоватьсостоянию среды обитания. Однако в сравнении с фазой резервации - это соответствие совершенно противоположное: высоковирулентная популяция возбудителя - восприимчивая среда обитания. Высоковирулентные варианты возбудителей: - продуцируют экстрацеллюлярные вещества, ингибирующие пролиферацию и дифференциацию иммунокомпетентных клеток, - образуют капсулы, поверхностные А-, G-, М-белки и антигены (К-полисахарид), препятствующие опсонизации, фагоцитозу и бактерицидному действию сыворотки крови, - имеют адгезины (пили, лектины, белки), специфические рецепторы, плазмиды и инвазивные факторы, способствующие адгезии, колонизации и транслокации бактерий; - выделяют вещества, тормозящие слияние эндосом и лизосом, а также инактивирующие лизосомальные ферменты, связывающие ионы железа (сидерофоры), снижающие действие температурного фактора (белки теплового шока); - образуют токсины (гисто-, цито-, энтеротоксины); - продуцируют вещества, разрушающие секреторный IgА и сывороточный IgG (протеазы), угнетающие нормальную микрофлору (бактериоцины, микроцины); - проявляют антилизоцимное и антикомплементарное действие. Численность популяции возбудителя в фазе эпидемического распространения максимальная. Эта фаза влечет за собой развитие эпидемии, во время которой заболевают как неиммунные лица, так и лица с частичным иммунитетом, который не защищает их от высоковирулентных (эпидемических) вариантов возбудителя. Фаза эпидемического распространения не может продолжаться неопределенно долгое время прежде всего в "интересах" возбудителя, так как в этом случае он истребит всех восприимчивых лиц и лишит себя среды обитания и энергетических ресурсов. Поэтому уже в фазе эпидемического распространения начинает закладываться начало следующей фазы -резервационного преобразования. Фаза резервационного преобразования начинается с того, что все большее и большее количество вирулентных вариантов возбудителя начинает пассироваться через организм иммунных лиц (переболевших и выработавших иммунитет во время данной эпидемии) и в циркуляции остаются лишь те варианты, которые снизили вирулентность и приспособились к новой (иммунной) среде обитания. В данной фазе значительная часть популяции возбудителя погибает, а заболеваемость людей идет на спад. Третье положение теории саморегуляции отражает стабилизирующую (управляющую) роль обратных отрицательных связей в процессах саморегуляции. Система «паразит-хозяин» на популяционном уровне не саморегулируется обратными отрицательными связями, которые складываются между вирулентностью популяции паразита и восприимчивостью популяции хозяина. Снижение числа иммунных лиц инициирует рост вирулентности и численности популяции возбудителя и, наоборот, увеличение числа иммунных лиц приводит к снижению как вирулентности, так и численности популяции возбудителя. Связи между вирулентностью популяции возбудителя и восприимчивостью популяции человека являются обратными потому, что они возвращают систему «паразит-хозяин» обратнов исходное состояние, а отрицательными потому, что они отрицают отклонения указанной системы от первоначального (исходного) состояния. Четвертое положение теории саморегуляции - это положение о регулирующей роли социальных и природных условий в фазовых преобразованиях эпидемического процесса. Социальные и природные условия, определяющие фазность развития эпидемического процесса, можно объединить в три обобщающие группы: а) факторы, определяющие различные формы «перемешивания» людей - формирование коллективов, естественные и искусственные миграции; б) факторы, определяющие активизацию механизма передачи возбудителя; в) факторы, снижающие иммунитет и резистентность. Любые из перечисленных условий приводят в конечном счете к возрастанию прослойки высоковосприимчивых лиц в цепи циркуляции возбудителя, что является сигналом к перестройке внутренней организации его популяции. С другой стороны, иммунизация коллектива и проведение мероприятий, снижающих активность механизма передачи возбудителя, уменьшают прослойку восприимчивых лиц в цепи циркуляции возбудителя и являются условием формирования резервационного варианта возбудителя. Материал, изложенный в данной лекции, позволяет сформулировать научно обоснованное понятие «эпидемический процесс». Эпидемический процесс - это результат взаимодействия популяций возбудителя-паразита и человека-хозяина, проявляющийся при определенных, необходимых и достаточных, социальных и природных условиях явными, или скрытыми формами инфекционных заболеваний среди людей. Таким образом, теория саморегуляции эпидемического процесса позволяет рационально объяснить временные и территориальные закономерности в распространении инфекционных болезней среди населения. Практическая значимость данной теории состоит в том, что она ориентирует на проведение профилактических мероприятий в фазе резервации. При этом рациональными мероприятиями будут являться те, которые предупреждают переход возбудителя из фазы резервации в фазу эпидемических преобразований и фазу эпидемического распространения.
ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|