Классификации факторов риска и предохраняющих факторов
Предохраняющие факторы и факторы риска. Понятие уязвимости. Впервые понятия о факторах риска и факторах защиты (предохраняющих факторах) применительно к поведению было дано М. Раттером. Факторы риска ассоциируются с повышенной вероятностью развития девиантных форм поведения (в том числе связанных с отклонениями в психическом здоровье). Защитные факторы – это условия и сопротивляемость людей к факторам риска: их определяют как факторы, которые улучшают или изменяют реакцию человека на некоторые средовые факторы риска, предрасполагают к развитию способности адаптироваться. Т.е. факторы риска являются элементы социальной и природной среды, а также особенности поведения людей и состояния внутренних систем организма, которые нарушают действие компенсаторно-приспособительных механизмов, тем самым способствуя возникновению и развитию патологии. Это такие условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т.е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Как понятие «Фактор риска» первоначально использовался в медицине. В конце 60-х годов XX в. он был перенесен в психологию, переосмыслен и постепенно распространен с анализа патологии на проблемы психического развития ребенка в рамках нормы, например, те или иные трудности в поведении, обучении и формировании личности и т.д.
Предохраняющими называются все те факторы, которые способствуют нормальному развитию, помогают адаптироваться, не смотря на подверженность факторам риска. Предохраняющие механизмы — это процессы, обуславливающие действия предохраняющих факторов. К ним относят:
- снижение влияния фактора риска - факторы, повышающие самооценку и самоэффективность - использование возможностей Предохраняющие факторы личности в травматической ситуации можно назвать феноменом стойкости. Стойкость, по сути, не абстрактный фактор, а работа, обеспечивающая противодействие травматизации, поддержание устойчивости психической деятельности, восстановление устойчивости при нарушении равновесия, эффективную адаптацию и развитие. Наличие множественных факторов риска в отсутствие защитных факторов дает кумулятивный эффект, что предрасполагает индивида к повышенной уязвимости и развитию различных форм девиантного поведения. Психологическая уязвимость - определенные психологические особенности личности, при которых любое физическое или психическое воздействие (даже малозначимое) может стать психической травмой. Классификации факторов риска и предохраняющих факторов Факторы риска (лат. factor – делающий, производящий) – понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие человека. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, факторы риска – это такие условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т.е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. В зависимости от: степени вероятности угрозы выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска; времени действия - однократные факторы и факторы хронического действия; источников возникновения – биологические, психологические и социальные факторы риска. К биологическим факторам риска относятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Известно, что некоторые патологии чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах, существует наследственная предрасположенность к заболеванию и т.д.
Экологические факторы риска. Исследования последних двух десятилетий показали, что неблагоприятная экологическая обстановка также служит источником факторов риска, представляющих серьезную опасность не только для здоровья детей, но и для разных сторон их психического развития. Токсичные продукты промышленного производства, радиация, высокий уровень шума и др. могут оказывать крайне негативное влияние на общее умственное развитие детей, внимание, память, эмоциональную сферу. Социальные факторы риска. Неблагоприятные условия жизни, трудные жизненные ситуация, частые стрессы, являются серьезным фактором риска и влияют на развитие многих заболеваний, в том числе психических нарушений. Первостепенное место среди социально-психологических факторов риска принадлежит неблагоприятным особенностям семейного воспитания ребенка. Высокая степень риска здесь обусловлена не только огромной значимостью для ребенка взаимоотношений с родителями и другими членами семьи, но и постоянным, хроническим характером их влияния. Применительно к разным типам вредностей установлено, что факторы хронического действия обычно приводят к более тяжелым последствиям по сравнению с факторами хотя и сильного, но однократного действия (например, острыми психологическими травмами).
Предохраняющими или защитными факторами называют личностные и средовые характеристики, которые целиком или частично оберегают от негативного влияния факторов риска. По своему характеру могут быть индивидуальными, семейными, социальными, средовыми. Индивидуальные – это сильные стороны самого человека. В человеке заложен огромный природный позитивный потенциал, который может быть конструктивно использован в преодолении сложных жизненных ситуаций. Интеллектуальные способности, сильная мотивация достижений, положительная самооценка и факторы темперамента могут выполнять защитную функцию.
Семейные – это наличие благоприятной внутрисемейной ситуации. Поддержка близких, является одним из сильнейших предохраняющих факторов. Социальные - это социальная поддержка, благоприятные условия жизни. Для детей важным социальным фактором защиты является благоприятные условия в школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|