Утешение страждущей Церкви
Неправильный подход Наше время - XX столетие и особенно последняя его часть - более, чем какое-либо прежнее, подходит под определение апокалиптического, т.е. времени, в которое совершаются такие события, что конец света видится совсем близким. Суть изобретений нашего времени такова, что даже очень рационально мыслящие люди говорят о возможности уничтожения целых стран и даже всего человечества или оружием, таким, как термоядерные бомбы, или из-за производства современных монстров - загрязнение среды, химические и биологические эксперименты и так далее. Принимая во внимание особенности нашего времени, не удивительно, что книга Апокалипсис сейчас популярнее, чем когда-либо прежде. Поэтому в начале этого курса мне хотелось бы указать Вам на то, каким будет наш подход к этой книге. Сегодня и интерес к этой книге, и большинство книг о ней носят, преимущественно, очень поверхностный характер. Одна из наиболее популярных книг по этой теме - это "Последняя великая планета Земля" Хэла Линдсея, протестанта-евангелиста. На обложке ее написано: "Проницательный взгляд на невероятные предсказания, касающиеся нашего поколения". Он говорит об Израиле, о России, о Гоге и Магоге, конце мира, ядерной войне. При чтении всего этого у Вас голова идет кругом. Написана она в развязном тоне: "Россия - это Гог". "Гог, что ты задумал?" и т.п. При поверхностном чтении очень легко увлечься этой книгой. Когда же Вы ее заканчиваете, то Вас просто трясет от волнения от всего происходящего. Встречаются такие фразы, как: "Взгляните на Иран", "Понаблюдайте, что будет дальше делать Россия". В ней говорится, что, когда в Европе объединятся десять народов, то есть когда десятая страна вступит в общий рынок - это знамение, это десять рогов зверя. Северный царь - это, очевидно, Россия; Египет - это южный царь; Китай - восточный царь и т.д., через какое-то время у читателя голова идет кругом.
Волнение, которое возбуждает чтение такой книги, не приличествует человеку, изучающему Писание. Это на уровне скорее кинематографа или телевидения. Автор пишет на бульварном языке. В целом, его подход к этому вопросу не дает понятия, о чем эта книга, единственный результат чтения - возбужденное состояние читателя. Возможно, что-то, о чем он говорит, верно. Как знать? Быть может, Россия действительно - северный царь, но это вопрос второстепенный. Для автора это главное, но это не так. Главное - это что-то совершенно другое. Не для того нам надлежит читать книгу Апокалипсис. Я знаю людей, которые прочитали ее, страшно переживая при чтении - они прочитали всю книгу за одну ночь, но когда закончили чтение, она не стала для них пищей духовной. Они в волнении, они готовы бежать на улицу за газетами, чтобы посмотреть, что собирается делать Россия, кто кого готов взорвать. В духовном плане они совсем не преуспели, поскольку все, что они делают - это теряются в догадках и рассуждениях, а цель книги - не в этом.
Откровение тайн Потому мы должны подходить к этой книге, к итогу библейских пророчеств, совершенно другим образом. Мы должны задать себе вопрос: "Зачем мы читаем эту книгу, книгу Апокалипсис?" Мы должны понять сначала цель написания этой книги. Можно сказать, что это книга тайн. В тайнах этих заключен некий глубинный смысл, который связан с началом и концом всего сущего, с конечной целью мира и человечества и откровением вечного Царства Божия. В Писании то и дело встречается это слово. В наших Богослужениях мы поем о тайне, бывшей до начала времен и неведомой Ангелам, т.е. о тайне Воплощения Господа. Обычное в этом мире мы не называем тайнами. Такие явления, как Лох-Несское чудовище или Бермудский треугольник - это не тайны. Это загадки или странные, таинственные происшествия, но не тайны в том смысле, в каком о них говорится в Писании. С другой стороны, "Тайна, скрытая в глубине времен", - это тайна о нашем спасении, об искуплении грехов наших Иисусом Христом, пришедшим в этот мир. Это нечто в мире сем, что уже вводит нас в мир иной, в вечное Царство Божие.
Мы также читаем в Библии о тайне беззакония (См.: 2Сол.2:7 и Ап.17:5. - Ред.). Это тоже нечто очень глубокое, поскольку в определенном смысле это противоположность тайны, скрытой в глубине времен - это тайна того, что творит диавол в мире. У диавола тоже есть вечное царство: он хочет всех низвергнуть в бездну ада. Тем и похожи творимые на земле дела, что начинаются они в этом мире, а ведут неведомо куда, в пропасть бездонную. Поэтому и должно нам читать эту книгу, связанную с тайной всего будущего человечества и конца мира. Из курса истории Вы не узнаете доподлинно ни где она начинается, ни где заканчивается. Вы узнаете о возвышении народов, о падении монархий, но нигде в истории Вы не прочитаете о том, когда все внезапно закончится. А эта книга о том, что произойдет, когда закончится история человечества. Это часть тайны о том, как мы перейдем в иной мир, в новый век.
Утешение страждущей Церкви Цель написания этой книги раскрывается в первом же ее стихе. Она в том, чтобы "показати рабом Своим (рабам Христовым), имже подобает быти вскоре". Т.е. тема Апокалипсиса - это мистическое изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира. Книга описывает борьбу Церкви против ее врагов, сугубо с диаволом, и ее победу над всеми врагами. Это великое утешение, особенно во времена гонений и скорбей для христиан - в такие, как наше время. Благодаря этой книге исторические события, которые мы наблюдаем, укладываются в контекст всей битвы Церкви против сил зла и окончательной победы Церкви и открытия вечного Царства Небесного. Каждый, кто читал о жизни гонимой Церкви в России, знает, что люди в этой Церкви часто сравнивают свою Церковь с женой, убежавшей в пустыню в последние времена (Ап.12:6 и 14). Они смотрят на себя как на живущих в апокалиптические времена. Поскольку во всем обществе царит богоборчество, и нигде для христиан нет утешения, сами они скрылись от гонений, то единственной отрадой для них становятся образы из книги Апокалипсис. Они показывают, что, несмотря на то, что все общество находится под пятой врага, Церковь в конце концов восторжествует. Поэтому гонимые люди, читающие эту книгу в такое время, обретают силы для своей многотрудной борьбы.
Когда силы зла обретают такую мощную форму, как современные богоборческие правительства, то очень просто отказаться от борьбы тем людям, которые не понимают значения своей борьбы, смысла кажущейся победы зла в этом мире и не знают того, что Церковь Христова, в конце концов, победит. Таким образом, эта книга особенно много читалась и толковалась христианами во времена великих испытаний и гонений, но сектантами она читалась совершенно неправильно: во времена преследований они тоже обращаются к ней и, не вникая в глубинны, мистический ее смысл, захваченные ее образами, они изобретают всевозможные новые доктрины, которые не соответствуют учению Церкви в целом, и, в итоге, договариваются до полной чепухи. Например, они открывают, что число 666 относится к той или иной персоне - папе римскому или еще кому-нибудь, и поэтому все у них обретает смысл только в связи с этим фактом, а когда история доказывает, что это неверно, это их угнетает. Конечно, не так следует читать эту книгу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|