Сравнительная характеристика основных положений моделей Д. Орэм и В. Хендерсон.
Основные представления о моделях сестринского дела см. Таблица 1.
Модель предложенная Орем в 1971 году, рассматривает человека как единое целое, основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за свое здоровье. В модели выявлены три группы потребностей:
1. Универсальные:
- достаточное потребление воздуха,
- достаточное потребление жидкости,
- достаточное потребление пищи,
- достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом,
- сохранение баланса между активностью и отдыхом,
- предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия,
- стимулирование желания соответствовать определенной социальной группе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями,
- время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей.
2. Потребности, связанные со стадией развития, удовлетворяются всеми взрослыми людьми, поддающимися обучению и воспитанию.
3. Потребности, связанные с нарушением здоровья:
- анатомические изменения (ожоги, раны и т.д.)
- функциональные физиологические изменения (одышка, тугоподвижность суставов),
- изменение поведения или повседневных привычек (бессонница, изменение настроения).
Литература:
1.Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела/ учебное пособие в двух частях. Ч. II. – М.: Родник 1998, стр.18-28, 52-109.
2. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела; под ред. Б.В. Кабарухина. – Изд. 15-ое, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2011, стр. 82-141.
2. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела; по ред. В.В. Морозова. –Изд. 2-ое. – Ростов н/Д: Феникс, 2012, стр..
Таблица 1
Основные представления о моделях сестринского дела
Характеристики моделей
| Врачебная модель
| Хендерсон
| Орэм, 1971 год
| Аллен
|
Основные положения моделей
| Пациент – это набор анатомических органов. При таком подходе пациент рассматривается как «пассивный носитель болезни». Уход направлен на поддержание функций того или иного органа или системы, а не на человека в целом.
| Пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей, вне зависимости от того, болен человек или здоров.
| Пациент – единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу
| Пациент – это биологическое существо, духовная и физическая сущность которой неразделимы
|
Источник проблем пациента
| Сестра знакомится с симптомами, описанными врачом в истории болезни, оценивает его состояние, нарушение деятельности определенных органов или систем и в конечном итоге констатирует факт «одышки» и т.д.
| Проблемы возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут возникнуть в период выздоровления или длительного умирания.
| Если пациент не может сохранить равновесие между своими потребностями и возможностями в самоуходе, а потребности самоухода превышают возможности самого пациента, - возникает необходимость в сестринской помощи. Помощь осуществляется при активном участии пациента и его родственников
| Для восполнения ограниченных возможностей человека действовать самостоятельно в ситуациях, связанных со здоровьем, которое он бы мог обеспечить себе сам, если бы имел для этого силы, желания и значения
|
Направленность сестринского вмешательства
| Направлены на то, чтобы вызвать изменения в нарушенных физиологических и анатомических системах организма, восстановив их деятельность до прежнего уровня. Интересы пациента редко находятся в центре внимания.
| При обследовании пациента медицинская сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи.
| Направлено на выявленный дефицит самоухода и его причины. Причинами дефицита могут быть: отсутствие знаний; умений выполнять отдельные действия по самоуходу, непонимание важности самоухода. Для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна: определить уровень требований самого пациента к самоуходу; оценить возможности пациента удовлетворять эти требования, оценить возможности пациента безопасно осуществлять самоуход; оценить возможности восстановления самоухода в будущем.
| Создания благоприятной для обучения среды, которая бы стимулировала, привлекала и заинтересовывала семью в качестве полноправного участника процесса обучения и укрепления здоровья пациента. Взаимоотношения медицинской сестры и пациента должны строиться на основе договоренностей, сотрудничества и координации действий
|
Цель ухода
| Определяется врачом и направлена на быстрое и эффективное устранение нарушений деятельности того или иного органа
| Должна ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента в удовлетворении им 14 повседневных потребностей. Краткосрочные и промежуточные цели только при экстренных состояниях (шок, лихорадка).
| Выявление и обсуждение с пациентом возможности по самоуходу. Цели по Орэм делятся на краткосрочные, промежуточные и долгосрочные.
| Направлена на достижение жизненных целей, мобилизацию и поддержание на должном уровне сил и ресурсов личности и семьи
|
Способы сестринского вмешательства
| Выбор зависит от опыта врача и набора способов сестринского вмешательства, практически одинакового для различных пациентов, имеющих одно и тоже заболевание.
| Сестринский уход должен быть связан с лекарственной терапией и с процедурами, назначенными врачом. Для осуществления сестринских вмешательств может потребоваться участие семьи пациента.
| Направлены как на расширение возможностей самоухода, так и на изменения уровней потребностей в нем.
Способы СВ: делать что-либо за пациента; руководить пациентом, направлять его действия; оказывать физическую поддержку; оказывать психологическую поддержку; создавать среду для обеспечения самоухода; обучать пациента и его родственников. Пациент должен стремиться к самоуходу, хотеть и быть готовым получить сестринскую помощь.
| Помочь пациенту и семье успешно справляться с различными проблемами, связанными со здоровьем и возникающими на протяжении всего жизненного цикла семьи
|
Оценка качества и результатов ухода
| Определяется степень успеха при устранении (уменьшении) нарушений функций той или иной системы или анатомического органа. Итоговая оценка не обязательна.
| Можно тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых были предпринято сестринское вмешательство
| Возможность пациента и его семьи в последующем осуществлять самоуход
| Медицинская сестра при проведении тех или иных мероприятий плана ухода руководствуется результатами непрерывной оценки готовности к ним как пациента, так и его семьи
|
Роль медицинской сестры
| Помощник врача, всецело от него зависящий.
| Представлено двояко: - это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения, выполняющий те же функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя независимым; - это помощник врача, выполняющий его назначение
| Сестра помогает обучать пациента осуществлять самоуход. Помогает пациенту сохранить здоровье, справиться с последствиями травмы и болезни.
| Дополняет деятельность других специалистов здравоохранения. Данная модель позволяет медицинским сестрам полностью реализовать свою роль в области здравоохранения.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: