Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы и организации, осуществляющие финансовый контроль за деятельностью образовательный организаций

 

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

выявлении внутренних резервов производства;

устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

 

Вопросами финансового контроля в России занимаются многие федеральные и региональные органы государственной власти, которые можно подразделить на две основные группы: органы финансового контроля, созданные законодательной властью, которые осуществляют внешний финансовый контроль и органы финансового контроля исполнительной власти (внутренний контроль).

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти в отношении бюджетных средств, реализуют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность как напрямую, так и через свои территориальные органы. В процессе проведения контрольных мероприятий исполнительные органы государственного финансового контроля за средствами бюджетов основной акцент ставят на выявлении нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Счетная палата РФ в соответствии с законом РФ "О счетной политике Российской Федерации" от 11 января 1995 г. выступает ведущим органом финансового контроля.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за исполнением федерального бюджета, социальными внебюджетными фондами, состоянием внутреннего и внешнего долга государства.

Деятельность Счетной палаты РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ и Регламентом Счетной палаты РФ, утвержденным Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 N 3ПК.

Субъекты РФ и муниципальные образования создают контрольно-счетные органы на своих территориях по нормам Федерального закона N 6-ФЗ. Контрольно-счетный орган субъекта РФ и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ или представительному органу муниципального образования.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований).

 

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Помимо Росфиннадзора и Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований), внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль должны осуществлять органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

Органы государственного финансового контроля (ГФК) в сфере образования руководствуются в своей деятельности различными законодательными актами:

– федеральными законами;

– положениями о соответствующих федеральных службах.

В целом правовую основу ГФК в РФ составляют:

– Конституция РФ;

– Гражданский кодекс РФ;

– Бюджетный кодекс РФ;

– Налоговый кодекс РФ;

– Таможенный кодекс РФ;

– Трудовой кодекс РФ;

– Федеральный закон от 11.01.1995 No 4-ФЗ «О

Счетной палате Российской Федерации»;

– иные федеральные законы;

– указы Президента РФ и другие нормативные

правовые акты, издаваемые участниками бюджетного процесса;

– международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

 

Вопрос 47. Налоговая ответственность образовательной организации, ее содержание.

Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);

Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

Прибыль;

Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;

Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

 

1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

 

Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

 

Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;

В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

2. Налог на прибыль организаций.

Налог на прибыль входит в группу федеральных налогов и сборов и уплачивается организациями (в том числе бюджетными) с валовой прибыли, уменьшенной (увеличенной) на установленные регулирующие суммы.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям, порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями устанавливается ст. 321 Налогового кодекса РФ

В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;

Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Земельный налог — основная форма платы за пользование земельными ресурсами.

Размер земельного налога независимо от размеров хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

 

4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

Налог на имущество — один из налогов субъектов РФ. Причем налог на имущество организаций входит в группу региональных налогов (ст. 14), а налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (ст. 15). Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, считающиеся юридическими лицами. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.

Налоговая ответственность – это ответственность участников на логовых правоотношений за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Например, в силу положений ст. 24 НК РФ образовательная организация выступает в качестве налогового агента. В случае невыполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов указанный субъект налоговых правоотношений привлекается к налоговой ответственности на основании положений ст. 123 НК РФ.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  

НК РФ устанавливает ответственность. Исчерпывающий перечень составов налоговых правонарушений содержится в НК РФ.

В случае совершения образовательной организацией налогового правонарушения к ответственности может быть привлечена только сама организация, ответственность для должностных лиц НК РФ не предусмотрена. В то же время в соответствии со ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации [3].

Это обусловлено тем, что правовая охрана сферы налогообложения в России обеспечивается сразу несколькими отраслями права: налоговым, административным и уголовным. Все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три вида:

- собственно налоговые правонарушения (ответственность за них предусмотрена НК РФ);

- нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (ответственность за данные правонарушения устанавливается КоАП РФ, например, нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ);

- нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (преступления, ответственность за которые предусмотрена УК РФ, например, уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ).

Статья 108 НК РФ устанавливает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Одной из отличительных особенностей ответственности за совершение налоговых правонарушений является имущественный характер применяемых санкций.

Санкции за совершение налоговых правонарушений устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Штраф за правонарушение устанавливается в качестве фиксированной суммы либо в процентном отношении. Кроме того, статьей 75 НК РФ за несвоевременную уплату сумм налогов и сборов предусмотрено начисление пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки уплаты.

 

 

 Вопрос 48. Материальная и финансовая ответственность образовательной организации.

Материальная ответственность – это ответственность стороны трудового договора за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия). Привлечение к материальной ответственности регламентировано разделом XI ТК РФ. К материальной ответственности могут привлекаться как работодатель, так и работник. Например, работник, своими действиями уничтоживший имущество работодателя, возместит стоимость этого имущества (либо ее часть).

 

1. Субъектами материальной ответственности по трудовому праву могут быть только работники, состоящие (или состоявшие на момент причинения ущерба) в трудовых отношениях с тем работодателем, которому они причинили материальный ущерб. В связи с трудовыми отношениями на работников правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными правовыми актами возлагаются дополнительные обязанности по сохранности имущества данного работодателя. В тех случаях, когда ущерб причиняется другими лицами (подрядчиком или исполнителем по договорам подряда, поручения), возмещение должно производиться по нормам гражданского права, так как они не состоят с организацией в трудовых отношениях.

2. По нормам трудового права взысканию подлежит только прямой действительный ущерб, как правило, в пределах среднего месячного заработка, а неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат. По нормам гражданского права вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его (ст. 1064 ГК РФ).

3. В трудовом праве размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого с учетом степени его вины (ст. 245 ТК РФ). Речь идёт только о долевой материальной ответственности. В гражданском праве применяется солидарная материальная ответственность (ст. 1080 ГК РФ).

4. По нормам трудового права работники освобождаются от материальной ответственности за ущерб, который может быть отнесен к категории нормального хозяйственного риска (ст. 239 ТК РФ). В гражданском праве в таких случаях ущерб подлежит возмещению (ст. 401 ГК РФ).

5. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причинённого организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда (ст. 392 ТК РФ). Для защиты прав в гражданско-правовых отношениях с участием граждан установлен трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

6. По нормам трудового права установлен особый порядок при взыскании ущерба, не превышающего среднего месячного заработка. Взыскание в этом случае может производиться по распоряжению работодателя (ст. 248 ТК РФ).

Материальная ответственность работника перед работодателем может быть ограниченной и полной. Различают также индивидуальную материальную ответственность работника и коллективную (бригадную).

 

Материальная ответственность работника за ущерб, причинённый работодателю

 

Одной из основных обязанностей работника (ст. 21 ТК РФ) является бережное отношение к имуществу работодателя и других работников. В трудовых отношениях защита имущественных интересов работодателя осуществляется посредством привлечения работника к материальной ответственности в случае причинения им материального ущерба работодателю. Материальная ответственность по трудовому праву может наступить лишь в случае, если будет установлена совокупность следующих условий:

наличие прямого действительного ущерба;

противоправность поведения работника;

вина в причинении ущерба;

причинная связь между виновным противоправным поведением и причинённым ущербом.

 

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества (ч. 2 ст. 238 ТК РФ). К излишним денежным выплатам, в результате которых работодателю причинён материальный ущерб, подлежащий возмещению виновными должностными лицами, относятся суммы, выплаченные работникам в нарушение действующего законодательства. Такие выплаты могут возникнуть в случаях: выплаты заработной платы в связи с незаконным отстранением, увольнением, переводом; отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения суда или государственного правового инспектора о восстановлении работника на прежней работе; задержки выдачи трудовой книжки (ст. 234 ТК РФ).

 

Статья 239 ТК РФ называет обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника: непреодолимая сила, нормальный хозяйственный риск, крайняя необходимость, необходимая оборона.

 

Одним из условий наступления ответственности является противоправное поведение (действие или бездействие). Под таковым понимается поведение, противоречащее предписаниям правовых актов (норм), а также законным приказам и распоряжениям работодателя. Чтобы дать правовую оценку действий (бездействия) работника, надо чётко определить круг его обязанностей по трудовому договору.

В качестве обстоятельства, освобождающего работника от материальной ответственности вследствие отсутствия противоправного поведения, может выступать исполнение приказа администрации о совершении действий, приведших к материальному ущербу. В то же время следует иметь в виду, что, если приказ неправомерен и эта неправомерность очевидна, выполнивший такой приказ работник не освобождается от материальной ответственности.

Материальная ответственность работника перед работодателем за причиненный ущерб бывает следующих видов: ограниченная; полная; коллективная; индивидуальная.

Ограниченная материальная ответственность. Предусматривает возмещение работником ущерба в заранее установленных пределах. Как правило, таким пределом является средний месячный заработок (ст. 241 ТК РФ).

Полная материальная ответственность. В этом случае работник возмещает ущерб в полном размере без всякого ограничения, но не более размера прямого ущерба.

Статья 243 ТК РФ устанавливает следующие случаи полной материальной ответственности:

если в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей (на кассиров, работников связи, работающих с переводами, бандеролями);

недостача ценностей, вверенных работнику на основании письменного договора или полученных им по разовому документу (например, бригадир по доверенности членов бригады получил для них заработную плату и потерял её);

умышленное причинение ущерба (в том числе, когда работник не желал, но сознательно допускал возможность возникновения ущерба);

причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда (например, хищения). Если же виновный работник будет освобождён от наказания вследствие акта амнистии или помилования, то это не является основанием для освобождения его от материальной ответственности;

причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую, иную), в случаях, предусмотренных законами;

причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей (например, в рабочее время работник сломал станок, когда изготавливал деталь для своего гаража; водитель использовал после работы служебную машину в личных целях, и в результате аварии она была повреждена).

Коллективная (бригадная) материальная ответственность устанавливается при совместном выполнении работниками отдельных видов работ. Коллективная материальная ответственность за причинение ущерба вводится, если невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере (ст. 245 ТК РФ).

Порядок взыскания ущерба, причинённого работником работодателю

 

Статья 247 ТК РФ закрепляет обязанность работодателя устанавливать размер причинённого ему ущерба и причину его возникновения. Проверка для определения размера ущерба проводится работодателем самостоятельно или специально созданной комиссией с участием специалистов. В обязательном порядке работодатель должен потребовать от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба. Если работник не согласен с выводами, сделанными в результате проверки, он вправе обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате или порче имущества, определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих на день причинения ущерба в данной местности, но не может быть ниже балансовой стоимости имущества, основанной на данных бухгалтерского учета. ТК РФ предусматривает возможность для работодателя отказаться от взыскания с работника материального ущерба полностью или частично (ст. 240 ТК).

 

Обязанности должностных лиц по созданию работникам необходимых условий д ля нормальной работы и обеспечения сохранности вверенного им имущества конкретизируются правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Поэтому ненадлежащее обязанностей руководителями образовательных учреждений представляет собой противоправное деяние, совершаемое по неосторожности, халатности, отсутствии способности или навыков управлять большим коллективом. Следствием невыполнения администрацией своих обязанностей, способствовавшим возникновению ущерба, может стать уменьшение сумм размера ущерба, подлежащего возмещению работником, и привлечению к материальной ответственности за этот ущерб виновных должностных лиц.

Руководители образовательных учреждений и их заместители несут материальную ответственность за причиненный по их вине ущерб в размере не выше своего среднего месячного заработка, а также за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, неправильной постановкой учета и хранения материальных и денежных ценностей, непринятием мер для предотвращения хищений, уничтожения или порчи материальных или денежных ценностей.

Кроме того, руководитель образовательного учреждения, виновный в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу, несет материальную ответственность за ущерб, причиненный в связи с оплатой за время его вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...