Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона.




ТЕМА 4. РИМСКАЯ CIVITAS. ЕЁ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. АНТИЧНАЯ ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ.. 28

Вопрос 5 – 6. Римская civitas. Борьба патрициев и плебеев. 28

ТЕМА 8. ЗАВОЕВАНИЕ РИМОМ ИТАЛИИ. СОЮЗНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.. 32

Вопрос 7. Завоевание Италии в V - III вв. до н. э. Римско-италийский союз. 32

ТЕМА 9. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РАБОВЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РИМЕ. ИСТОЧНИКИ РАБСТВА. РАСЦВЕТ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ. РИМСКАЯ АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА. 36

Вопрос 16. Характеристика классического рабства II - I вв. до н. э. Сословная структура общества. 36

Вопрос 18. Экономика Рима во II-I вв. до н.э. развитие товарного производства. Восстания рабов в Риме II-I вв. до н.э. 39

ТЕМА 10. ЗАВОЕВАНИЕ ЗАПАДНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.. 44

Вопрос 9. Экономика Рима и Италии в VI - III вв. до н. э. Первая Пуническая война. Организация первых провинций. 44

Вопрос 10. Вторая Пуническая война. Ее значение для создания средиземноморской державы. 47

Вопрос 11. Битва при Каннах как образец военного искусства. 50

Вопрос 12 (1). Третья пуническая война. 51

ТЕМА 11. ЗАВОЕВАНИЕ ВОСТОЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ.... 52

Вопрос 12. Рим и эллинистические государства во второй половине II в. до н. э. Образование новых провинций. 52

Вопрос 14. Войны с Македонией и Сирией (селивкиды) в первой половине II в. до н. э. Их последствия. 54

ТЕМА 12. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РИМСКО-ИТАЛИЙСКОГО ОБЩЕСТВА III-I вв. до н.э. ВЫДВИЖЕНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ. 57

Вопрос 19. Военно-политические реформы Мария и их последствия. 57

ТЕМА 13. БОРЬБА ПО АГРАРНОМУ ВОПРОСУ В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ РЕСПУБЛИКИ. ЛИНИИ БОРЬБЫ. 59

Вопрос 17. Борьба за землю в к. II-I вв. до н.э. Линии борьбы. 59

ТЕМА 14. РИМ И ПРОВИНЦИИ. НАПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ III-I вв. до н.э. 62

Вопрос 13. Провинциальная система в эпоху Республики. 62

ТЕМА 15. БОРЬБА ВНУТРИ ФРАКЦИЙ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА В РИМЕ ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ РЕСПУБЛИКИ... 69

Вопрос 20. Союзническая проблема и ее решение. 69

Вопрос 23. Гражданская война в 80-х гг. I в. до н. э. Диктатура Суллы. 71

Вопрос 24. Политическая борьба в Риме. Заговор Катилины. 74

ТЕМА 16. КРИЗИС И ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. I И II ТРИУМВИРАТЫ.... 77

Вопрос 26. Завоевание Цезарем Галлии. 77

Вопрос 27. Диктатура Юлия Цезаря. Подготовка монархических структур. Гражданские войны после смерти Цезаря. Падение республики. 80

ТЕМА 19. УКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПАТА В I в. н.э. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС И СМЕНА ДИНАСТИИ. ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМСКОЙ ИМПЕРИИ... 86

Вопрос 36. Укрепление принципата во II в. 86

ТЕМА 20. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИМПЕРИИ. СТРУКТУРА РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА. ИСТОЧНИКИ КОЛОНАТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ИХ РАЗВИТИЕ. 89

Вопрос 34. Социальная структура общества и социальная политика империи в I в. (династии Клавдиев и Флавиев). 89

Вопрос 37. Развитие колоната в 1-3 вв. Кризис рабовладения. 100

ТЕМА 21. КРИЗИС III в.н.э. ЕГО ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ, ПОПЫТКИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ.. 102

Вопрос 44. Внутренняя и внешняя политика Северов. 102

Гражданская война. 102

Рим при Септимии Севере (193-211). 103

Рим при приемниках Септимия Севера. 104

ТЕМА 23. РАЗВИТИЕ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ. САМОБЫТНЫЙ ХАРАКТЕР ЕЁ ПРОИСХОЖДЕНИЯ. ВОСПРИЯТИЕ РИМЛЯНАМИ ГРЕЧЕСКИХ, ЭТРУССКИХ, ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВЛИЯНИЙ. СОЗДАНИЕ ВЕЛИКОЙ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЕЁ ГЛАВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ. 106

Вопрос 39. Культура империи I - II вв. и ее средиземноморский характер. 106

Вопрос 40. Римская литература I- II вв. 112

ТЕМА 24. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РИМЛЯН: ЯЗЫЧЕСТВО, ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА И ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ... 116

Вопрос 42. Возникновение христианства в I - II вв. Канонические евангелия как исторический источник. 116

Вопрос 43. Создание христианской церковной организации. 118

 

Вопросы, которых у нас нет:

3. Этруски и их культура. Этруски и их вопрос в историографии

4. Рим царской эпохи. Становление общества. Реформы Сервия Туллия.

8. Колонизация Италии в V- II вв. до н. э. Последствия организации колоний.

15. Государственное устройство Республики в III - I вв.

21. Войны с Митридатом Евпатором. Организация провинций на востоке в I в. до н. э.

22. Югуртинская война.

28. Римская литература в I в. до н. э. в эпоху поздней республики.

29. Основные источники по истории поздней республики II- I вв.

30. Римская культура III - I вв.

31. Религиозная жизнь III - I вв.

33. Реформы Августа. Установление принципата.

35. Внешняя политика империи. Оформление границ.

38. Населения римского Средиземноморья. Соотношение этнического и юридического статуса.

45. Римское и латинское гражданство и их распространение

46. Общий кризис империи в III в. Правление солдатские императоров.

47. Реформы Диоклетиана. Становление домината.

48. Правление Константина. Оформление системы домината. Утверждение христианства.

49. Правление Юлиана Отступника. Борьба с церковью.

50. Распространение колоната в IV-V вв. Формирование протофеодальных отношений.

51. Религиозная жизнь в поздней империи. Деятельность Августина Блаженного.

52. Распад единой империи и гибель Западной римской империи.

53. Основные источники по истории поздней империи 4-5 вв. Юридические источники.

54. Биографический жанр в римской историографии.

 

Темы, которые у нас не освещены:

Тема 3. Проблемы истории царского Рима.

Тема 5. Соотношение civitas и res publica.

Тема 6. Формирование римского республиканского строя в процессе патрицианско-плебейского противостояния.

Тема 7. Социальная структура раннереспубликанского Рима. Римское гражданство.

Тема 17. Судьбы полисных образований в Италии и Риме. Взгляды учёных.

Тема 18. Борьба в Риме после смерти Цезаря. Установление принципата Августа. Оценка его в историографии.

Тема 22. Эпоха Домината. Появление новых форм собственности. Изменение государственного управления при Диоклетиане и Константине. Стабилизация Империи.

Все темы здесь - http://ancient.hist.msu.ru/content/view/27/19/

ТЕМА 1. ГРУППЫ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА. НОВЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ. ИХ АВТОРЫ И И ЗНАЧЕНИЕ.

Вопрос 25. Литературная деятельность Цицерона

В обстановке социальной и политической борьбы конца II - начала I в. до н.э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография, мемуарная и эпистолярная литература.

Ораторское искусство.

Особенного успеха достигло ораторское искусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияние на все виды литературы, и прежде всего на прозу. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н.э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. В красноречии были известны два направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистым языком, пристрастием к афоризмам и к метрическому построению концов периода и его частей. Представителем этого направления был Гортенсий Гортал, старший современник Цицерона, консул в 69 г. до н.э. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Лициний Кальв, республиканец Марк Юний Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат "Брут". Сам же Цицерон выработал средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направлений.

Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона.

Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства. Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине, к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного в то время юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике - искусству спора и аргументации.

Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во многих своих произведениях он излагал взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата "О государстве" он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии - в лице сената, а демократии - народного собрания.

Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить другие законы, возродить "обычай предков" (трактат "О законах").

Свой протест против тирании Цицерон выражает и в ряде произведений, в которых преобладают вопросы этики: таковы его трактаты "О дружбе", "Об обязанностях"; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном. Он написал трактаты "О границах добра и зла", "Тускуланские беседы", "О природе богов". Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, признавая вместе с тем необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания (трактат "О гадании").

Вопросы философии имели для Цицерона прикладной характер и рассматривались им в зависимости от практического их значения в области этики и политики. Считая всадников "опорой" всех сословий, Цицерон не имел определенной политической платформы. Он стремился сначала приобрести расположение народа, а затем перешел на сторону оптиматов и признавал государственной основой союз всадников с нобилитетом и сенатом. Первая дошедшая до нас речь (81 г. до н.э.) "В защиту Квинкция", о возвращении ему незаконно захваченного имущества принесла Цицерону успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью "В защиту Росция Америнского". Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники обвинили в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилий суллан-ского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Корнелия Хризогона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии добился популярности в народе.

Из опасения репрессий со стороны Суллы Цицерон отправился в Афины и на остров Родос якобы ввиду необходимости более глубокого изучения философии и ораторского искусства. Там он слушал ритора Аполлония Молона, оказавшего влияние на стиль Цицерона. С этого времени Цицерон стал придерживаться "среднего" стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем.

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала ему в этом содействие. Первую государственную должность квестора в Западной Сицилии он занял в 76 г. до н.э. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретора Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. Речи против Верреса имели политическое значение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу, несмотря на то что судьи принадлежали к сенаторскому сословию и защитником Верреса был знаменитый Гортенсий. В 66 г. до н.э. Цицерон был избран претором; он произносит речь "О назначении Гнея Помпея полководцем" (или "В защиту закона Манилия"). Цицерон поддерживает законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет. Речь эта, защищая интересы денежных людей и направленная против нобилитета, имела большой успех. Но этой речью заканчиваются выступления Цицерона против сената и оптиматов.

Между тем демократическая партия усиливала свои требования радикальных реформ (кассация долгов, наделение бедноты землей). Это встретило явную оппозицию со стороны Цицерона, который в своих речах резко выступал против аграрного законопроекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупке земли в Италии и заселении ее бедными гражданами.

Когда в 63 г. до н.э. Цицерон был избран консулом, он восстановил сенаторов и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены. Цицерон клеймит позором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. до н.э. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ей это не удалось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному шпионажу.

В своих четырех речах против Каталины Цицерон приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим и уничтожить всех честных граждан. Катилина покинул Рим с небольшим отрядом и, окруженный правительственными войсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. до н.э. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного суда над ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме. Заискивая перед сенатом, Цицерон в своих речах проводит лозунг союза сенаторов и всадников. Реакционная часть сената одобрила действия Цицерона по подавлению заговора Каталины и даровала ему титул "отца отечества". Деятельность Каталины достаточно тенденциозно освещена римским историком Саллюстием. Между тем сам Цицерон в речи за Мурену (XXV) проводит следующее замечательное высказывание Каталины: "Только тот, кто сам несчастен, может быть верным заступником несчастных; не верьте, пострадавшие и обездоленные, обещаниям преуспевающих и счастливых... наименее робкий и наиболее пострадавший - вот кто должен быть призван вождем и знаменосцем угнетенных". Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпеи, Цезарь и Красе, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. до н.э. отправиться в изгнание. В 57 г. до н.э. Цицерон снова возвратился в Рим, но уже не имел прежнего политического влияния и занимался главным образом литературной работой. К этому времени относятся его речи в защиту народного трибуна Сестия, в защиту Милона. В это же время Цицероном был написан известный трактат "Об ораторе". В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51-50 гг. до н.э.), Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Солдаты провозгласили его императором (высшим военным начальником). По возвращении в Рим в конце 50 г. до н.э. Цицерон примкнул к Помпею, но после его поражения при Фарсале (48 г. до н.э.) он отказался от участия в борьбе и внешне помирился с Цезарем. Он занялся вопросами ораторского искусства, издав трактаты "Оратор", "Брут", и популяризацией греческой философии в области практической морали. После убийства Цезаря Брутом (44 г. до н.э.) Цицерон снова вернулся в ряды активных деятелей, выступая на стороне сенатской партии, поддерживая Октавиана в борьбе против Антония. С большой резкостью и страстностью он написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются "Филиппиками". За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н.э. убит. Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного дарования и усидчивой, терпеливой работы. Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской войны в Риме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...