Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, свойства и функции процесса обучения

Педагогический процесс как система и целостное явление.

План

1. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Понятие, свойства и функции процесса обучения

3. Педагогический процесс как целостное явление

4. Структурные элементы процесса обучения

5. Этапы и закономерности педагогического процесса

 

(Слайд 2) В.1. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. Развивают творческие навыки, расширяют кругозор и мышление, укрепляют здоровье и физические способности наших детей:

1) кружки;

2) секции;

3) курсы;

4) студии и др.

Знания и навыки, которые усваивает ребенок, так обширны, что родитель попросту не в силах выступить еще и учителем, освоить с детьми на дому полный объем нужного материала. Труд школьного учителя и воспитателя детского сада является дополнительным к домашнему обучению и воспитанию.

(Слайд 3) В целом педагогический процесс нацелен на то, чтобы развить в ребенке те качества, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, освободят его от возможных конфликтов или неверных путей. Однако зачастую та сила, которую воспитатели хотят выработать в детях, не предохраняет их от трагедий, от жестоких и мучительных неудач, от безрадостной и даже бессмысленной жизни.

Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека, не охраняют его в страшные часы одинокого раздумья. Человек оказывается шире и глубже, сложнее и запутаннее, чем представление о нем, принятое в современной системе педагогических ценностей. «Яркая личность», «человек с сильным характером» – эти понятия могут быть одинаково приложимы не только к всецело положительным, высоконравственным натурам, но часто, увы, и к натурам противоречивым, своевольным, а то и прямо одержимым демоническим началом. Современное образование и воспитание не затрагивает основной тайны в человеке, проходит мимо самого существенного в жизни.

Это возможно, если научить его употреблять силы души и тела для служения высшим идеалам и ценностям, а не для угождения своим слабостям.

«Новое время» принесло с собой радикальный поворот «к проблемам ребенка и детства», исследовало ребенка в деталях, добралось до самых глубин детской души. Но как собрать целое из этого пестрого и разнокалиберного «конструктора»? Налицо изобилие различных, подчас противоречивых концепций и теорий. Одни ратуют за дисциплину и распорядок, другие защищают свободу ребенка и индивидуальный подход. А. Рогозянский говорит: «Одни стремятся интенсифицировать процесс обучения и развития, другие считают: пусть все происходит плавным, естественным образом. Одни хотят уберечь детей от дурных влияний и продлить „розовое детство“ своих подопечных, другие возражают: нужно готовить ребенка ко встрече с реальностью – и советуют учить плавать, разом бросая детей в глубокую воду». Каждая позиция выглядит по-своему выигрышной и аргументированной. Но вместе с тем установить общую истину, привести все теории к единому знаменателю не представляется возможным. Все объясняется просто: исполнением никаких формальных правил нельзя заменить живого участия в детской жизни.

Образование и педагогический процесс должны быть не просто «обязаловкой», но частью жизни обучающегося.

В отношении структуры образовательного процесса можно поставить следующие вопросы.

1. Какая деятельность и какая информация развертывается в каждом фрагменте?

2. Какая деятельность в каждом фрагменте культивируется?

3. Подразумевают ли они друг друга?

4. Как именно эти фрагменты подразумевают друг друга?

(Слайд 4) В отношении анализа реального образовательного процесса выдвинутые принципы ставят следующие вопросы:

1) насколько образовательный процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение в информацию (и, следовательно, насколько его организация основана на внутренней логике архива – научных, теоретических тезисах);

2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность, т. е. насколько составляющие образовательного процесса вместе представляют из себя функциональное целое;

3) даже если образовательный процесс представляет из себя функциональное целое своих частей, то насколько реально осуществляется функционализация информации, соответствующей этим частям.

Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются:

1) желание следовать архивной организации знания и, превращать образовательный процесс во введение в «знание», а не в деятельность. С одной стороны, при этом не происходит нормального культивирования деятельности, так как эта стратегия дезориентирует учащегося. С другой стороны, не происходит и функционализации информации, а следовательно она не превращается в знание;

2) искушение не сообразовывать друг с другом разные части образовательного процесса как целого;

3) стремление каждого фрагмента процесса проводить исключительно свою логику

в культивировании деятельности и, соответственно, подачи информации, не сообразуясь с тем, как она связана с другими частями;

4) искушение не сообразовываться с тем, насколько реально осуществляется функционализация информации, превращается ли она в знание или так и остается информацией.

Другой ракурс проблемы функциональности знания – это проблема функциональной целостности знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом – проблема воспроизводства функциональности знания. Поскольку знание остается знанием до тех пор, пока сохраняется его реальная функциональность в деятельностной структуре сознания, то, следовательно, знание, функционализированное однажды, требует постоянного воспроизводства своей функциональности для того, чтобы оставаться знанием. Для анализа реального образовательного процесса это ставит вопрос о том, какие элементы знания сохраняют свою функциональность в течении всего процесса и как их функциональность изменяется.

Основным искушением для образовательного процесса здесь является желание разделить информацию на крупные функциональные блоки (например, логика, систематика и т. п.) и давать эти блоки сразу целиком, но:

1) величина объема и однородность информации не позволит функционализировать ее целиком, и, следовательно, преобладающая часть ее не превратиться в знание;

2) то же самое желание не даст возможности развернуть и глубину этой информации, такой способ развертки будет обречен на поверхностность.

 

(Слайд 5) Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Под содержанием образования следует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

(Слайд 6) Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:

1) физическое воспитание и образование;

2) эстетическое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) умственное воспитание;

5) нравственное воспитание.

Составные части каждого направления содержания воспитания:

1) знания;

2) навыки;

3) умения;

4) способности.

(Слайд 7) Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:

1) в понятиях;

2) в категориях;

3) в принципах;

4) в законах и закономерностях;

5) в идеях;

6) в символах;

7) в концепциях;

8) в теориях.

Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:

1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;

2) обеспечивать умственное развитие;

3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;

4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Существует несколько основных правил для содержания образования, а именно:

1) содержание образования строится на строго научной основе;

2) содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения;

3) учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции;

4) содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки;

5) содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами;

6) образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся;

7) образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями;

8) содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.

(Слайд 8) В. 2. Понятие, свойства и функции процесса обучения

Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик. Как элементы процесса обучения могут теоретически рассматриваться:

1) цели и содержание образования;

2) мотивы субъектов обучения;

3) формы его организации;

4) средства и результаты.

Взаимодействие названных элементов составляет механизм процесса обучения.

Функции процесса обучения обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной общественной потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития.

(Слайд 9) Процесс обучения рассматривается на четырех уровнях:

1) теоретическом (обобщенной модели);

2) отдельных учебных предметов;

3) проекта конкретного осуществления процесса обучения в форме плана для каждого урока и системы уроков;

4) реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня.

Процесс обучения отличает три группы свойств. Знание свойств процесса обучения помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения эффективности обучения и качества образования и устранения недостатков.

(Слайд 10) Первая группа – неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением социального опыта; единство преподавания, учения и содержания образования; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; взаимосвязь формы предъявления преподавателем учебной информации и воспроизводящей деятельности учащихся; наличие в обучении исходных мотивов у учителя и учащихся, адекватных целям и функциям обучения; обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность учащегося.

Вторая группа отличает обучение определенной цивилизации, специфического социального организма, т. е. направленность воспитания и образования и развитие личности человека; соотношение общего образования с жизнью общества; формирование социально ценной активности личности и ее готовности к самореализации. Вторая группа свойств содержательно наполняет первую.

Третья группа признаков процесса обучения обусловлена конкретным временем

и зависит от знаний учителя, его гражданских и профессиональных воззрений и воли.

Средством познания и управления процесса обучения является его моделирование. Педагог имеет обширное пространство для творческой конкретизации методик, средств и путей проектирования и построения учебного процесса в целом и каждого его урока в частности.

Сложность установления закономерностей процесса обучения привела к попыткам преодолеть ее путем определения аспектов процесса, для которых эти закономерности поддаются формулировке. Ю.К. Бабанский выделил (1983 г.) следующие дидактические закономерности:

1) зависимость процесса обучения от общественных потребностей;

2) связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения;

3) зависимость от возможностей учащихся и внешних условий.

(Слайд 11) Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции процесса обучения:

1) образовательная;

2) развивающая;

3) воспитывающая.

Успешная реализация каждой функции предполагает решение определенной группы задач обучения. В группу образовательных задач входит формирование знаний, выработка специфических умений и накопление личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности. Даже простое перечисление задач свидетельствует о многозначности образовательной функции, и главная обязанность преподавателя в процессе их решения состоит в том, чтобы не увлечься одной какой-либо стороной образования.

Задачи общего развития обучаемого (образовательная функция) лежат в плоскости развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер человека, в плоскости формирования навыков учебно-познавательной деятельности и в области развития его разного рода способностей и продуманно взвешенных потребностей.

В центре группы задач педагогики, касающихся второй функции – развития личности в процессе обучения – находится обязанность обеспечить развитие у обучаемых необходимых качеств экономического, технического, нравственного мышления, действенных приемов и методов самообразования, т. е. умения рационально учиться и образовываться.

Воспитывающая функция обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого высокого социального звучания – формирование зрелого мировоззрения и важнейших личностных качеств, образующихся в процессе нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового, физического воспитания и т. д.

Разумеется, нельзя взять отдельно одну из перечисленных задач и пытаться только ее решить. Все они взаимосвязаны и реализуются в органическом единстве. Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением, одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над созданием которых придется потрудиться преподавателю. Это действенная положительная мотивация учебной деятельности (ее можно выразить словами «я очень-очень хочу учиться»); обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей (словесная формула – «учиться, оказывается, очень тяжело»); насыщенность всех занятий положительными эмоциональными переживаниями (формула – «учиться тяжело, но очень и очень интересно, мне нравится»); высокая степень активности обучаемых (формула – «больше выигрывает тот, кто более активен в учебе»); осознание учащимися значения и сути учебного труда и необходимости учиться самим (формула – «учиться очень нужно, причем деятельно, активно, и можно учиться самостоятельно»).

Обучение – процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая

роль принадлежит обучающему – педагогу. Он и осуществляет одну сторону процесса обучения – преподавание.

Вторая сторона этого процесса – учение, она реализуется в деятельности обучаемых.

 

(Слайд 12) В. 3. Педагогический процесс как целостное явление

Как уже отмечалось выше, педагогическая система, находящаяся вдинамике, т.е. когда все ее компоненты начинают активно взаимодействовать, становится педагогическим процессом. Педагогический процесс – этодинамическая педагогическая система.

Главными компонентами педагогического процесса, его субъектами, являются педагоги и воспитанники. Взаимодействие субъектов педагогического процесса ориентировано на передачу определенных знаний,опыта, формирование навыков, развитие способностей и др. Это означает,что в основе педагогического процесса лежит содержание образования, являющееся еще одним его компонентом. Осуществление педагогическогопроцесса невозможно без соответствующей материальной базы, средствобучения и воспитания, поэтому они является его четвертым компонентом.

Таким образом, сущностная характеристика педагогического процесса, проте-

кающего в любой педагогической системе, состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств.

Важнейшим, системообразующим фактором педагогического процесса является его цель. Именно ради достижения вполне определенныхцелей складывается та или иная педагогическая система. При ее функционировании, иначе говоря, осуществлении педагогического процесса, цельреально присутствует и в деятельности педагогов и воспитанников, и всредствах обучения и воспитания. Педагогический процесс направлен надостижение заданной цели, заранее намеченного изменения состояния,преобразование качеств воспитуемых.

Исходя из этого, основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача. В педагогической деятельности, являющейся в своей основе взаимодействием педагогов и воспитанников, возникаютразнообразные педагогические ситуации. Их разрешение предполагает постановку определенных целей. Это придает педагогическому взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности, и есть педагогическая задача.

Педагогические задачи бывают разного типа и уровня сложности.Для их успешного разрешения требуется установление соответствующейиерархии задач. Наименьшей единицей являются оперативные задачи. Органично выстроенная совокупность оперативных задач дает возможностьдля решения тактических задач, а те в свою очередь – стратегических.

(Слайд 13) Решение педагогических задач любого типа и уровня сложностистроится на основе прохождения следующих взаимосвязанных этапов:

· анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

· проектирование вариантов и выбор оптимального решения;

· осуществление плана решения задачи на практике;

· анализ результатов решения.

Современный педагогический процесс характеризуется педагогическим взаимодействием. В традиционной педагогике, характеризующейсясубъект-объектными отношениями, существует понятие педагогическоевоздействие. Его наличие связано с самой сущностью отношений междуучастниками педагогической деятельности, основанной на авторитаризме:педагог, как субъект педагогического управления, оказывает соответствующее воздействие на учащегося, являющего объектом управления.

Сегодня педагогическая деятельность все более основывается на том,чтобы сделать обучающегося соучастником процесса обучения и воспитания, превратить педагогические отношения в субъект-субъектные. Этопредполагает реальное осуществление «педагогическоговзаимодействия». Его важнейшее значение обусловлено тем, что воспитание и развитие ребенка основывается на взаимодействии с реальныммиром, которое организуется и направляется педагогами, родителями идругими воспитателями. По мере развития ребенка возрастает его собственная роль в этих взаимодействиях.

Сущность педагогического взаимодействия строится на сочетаниидвух взаимообу-

словленных компонентов: педагогического воздействия и ответной реакции воспитанника. Воздействия бывают прямые и косвенные, различаются по направленности, содержанию, наличию той или инойцели и т.п. Многообразны и ответные реакции воспитанников. Восприятиеи переработка ими получаемой информации могут быть активными, а могут игнорироваться, даже осуществляться противодействие, может иметьместо эмоциональное переживание, а может быть безразличие и т.п.

Главное свойство педагогического процесса состоит в его способности к выполнению социально обусловленных функций, связанных с подготовкой молодежи к жизни в современном обществе, обеспечением ее готовности к социальной адаптации. Общество заинтересовано в том, чтобы выполнение этих функций соответствовало необходимому уровню, а онопределяется задачами формирования современной, всесторонне развитой личности. Однако целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Отсюда следует объективная обусловленность функционирования педагогического процесса какцелостного явления.

Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многихпроцессов. Прежде всего, это процессы обучения, воспитания, развития иформирования личности. Однако это не простое механическое соединениеуказанных процессов, а новое качественное образование, подчиняющеесяособым закономерностям. Единство педагогического процесса основывается на подчинении всех его составляющих единой цели, сбалансированном воздействие на все сферы личности воспитуемого - его сознание, чувства и волю.

В целостном педагогическом процессе в каждом акте педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи развития всех сторон личности. Доминирующей функцией процесса обучения является обучение, процесса воспитания - воспитание, процесса развития - развитие. Вместе с тем каждый из этих процессоввыполняет и сопутствующие функции. Так, воспитание осуществляет нетолько воспитательную, но и развивающую, и образовательную функции.

Обучение невозможно без сопутствующего ему воспитания и развития.Добиваясь целостности педагогического процесса, следует глубжеанализировать цели, задачи, содержание, формы и методы осуществленияотдельных процессов, обеспечивать их взаимосвязь. Так, научные представления, понятия, формирующиеся в процессе обучения, оказываютбольшое влияние и на развитие личности, ее воспитанность. Исходя из этого, при отборе содержания образования следует учитывать полезность знаний не только в интеллектуальном, но и в воспитательном, развивающемзначении. Одновременно содержание воспитания, направленное на формирование убеждений, норм, идеалов, мотивационных установок, включает в себя и определенные представления, знания, умения. Все это оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие, формированиеличности. И процесс обучения, и процесс воспитания ведут к общей главной цели - формированию личности, при этом каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

Таким образом, единство обучения и воспитания - это не что иное,как единство преподавания и воспитательной работы, которое представляет собой целостную педагогическую деятельность. Одновременно сэтим должна осуществляться целостная деятельность школьника, организуемая педагогом или им самим. Она состоит в единстве учения и другихвидов деятельности. Реализация в единстве всех компонентов содержанияобразования, а они отражают образовательные, развивающие и воспитательные задачи, при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления.

(Слайд 14) В.4. Структурные элементы процесса обучения

Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения знаниями, умениями и навыками. Перечислим основные структурные элементы.

Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым материалом начинается с его восприятия. Сущность этого познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т. е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений, воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов.

Осмысление изучаемого материала. Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию научных понятий означает работу мысли. Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции:

1) анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представлениях, по степени их важности для раскрытия сущности этих предметов и явлений;

2) логическую группировку существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений;

3) «мысленное» постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов, явлений и формулирование обобщающих выводов, понятий, законов и мировоззренческих идей;

4) проверку обоснованности, истинности сделанных выводов.

В конечном итоге результатом осмысления учащимися изучаемого материала являются его понимание, осознание причин и следствий познаваемых предметов, явлений, процессов и формирование понятий.

В процессе осмысления изучаемого материала у учащихся формируется умение сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, к выдвижению гипотез и теоретическим обобщениям, т. е. происходит умственное развитие.

(Слайд 15) Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала. Запоминание изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием. Наоборот, оно должно базироваться на глубоком и всестороннем осмыслении и понимании усваиваемых знаний и способствовать умственному развитию учащихся. Для овладения изучаемым материалом существенное значение имеет способ запоминания. Как известно, запоминание бывает концентрированным, которое осуществляется «в один присест», и рассредоточенным, когда усвоение изучаемого материала осуществляется в несколько приемов и рассредоточивается во времени. При концентрированном запоминании знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное запоминание способствует переводу знаний в память долговременную. Вот почему в процессе обучения необходимо рекомендовать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминания.

Применение усвоенных знаний на практике. Существенным компонентом познавательной деятельности в процессе обучения является применение усваиваемых знаний на практике, развитие творческих способностей учащихся. Естественно, что как умения и навыки, так и творческие способности формируются и развиваются в процессе организации многократных упражнений.

(Слайд 16) В. 5. Этапы и закономерности педагогического процесса

Все педагогические процессы проходят в своем последовательномразвитии одни и те же этапы:

· подготовительный,

· основной,

· заключительный.

На подготовительном этапе создаются необходимые условия дляпротекания процесса. Он включает в себя:

· выделение и постановку конкретных задач;

· изучение (диагностику условий) развития процесса;

· прогнозирование достижений, проектирование и планированиеразвития процесса.

Завершается подготовительный этап проектом организации педагогического процесса, который воплощается в план. Это может быть планруководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательнойработы в классе, планы проведения отдельных мероприятий, уроков. План- это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и чтонужно делать.

(Слайд 17) Этап осуществления педагогического процесса (основной) состоит изтаких важных взаимосвязанных элементов, как:

· постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

· взаимодействие педагогов и учеников;

· использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

· создание благоприятных условий, осуществление разнообразныхмер стимулиро-

вания деятельности школьников;

· обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Важную роль на этом этапе играют обратные связи. Они способствуют своевре-

менному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса заключительным этапом - этапом анализа достигнутых результатов. Важно понять степеньсоответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу.

Педагогические процессы характеризуются разнообразными связямии зависимостями. Главные из них выражаются в закономерностях, средикоторых выделяют следующие.

(Слайд 18) Закономерность динамики педагогического процесса. Она состоит втом, что величина всех последующих достижений ученика на всех последующих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах.

Закономерность развития личности в педагогическом процессе.

Установлено, что темпы и достигнутый уровень развития личности зависятот наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Результативность педагогического процесса зависит от интенсивности обратных связей между учениками и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.

Закономерность единства чувственного, логического и практики впедагогическом процессе. Это означает, что для обеспечения действительно прочного усвоения норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе необходимо объединять эмоции, рассудок идействие.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней(познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качествомсобственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.

Вопросы и задания

1. Каковы основные компоненты педагогической системы, как онисвязаны между собой?

2. Что представляет собой образовательная система Российской Федерации?

3. Раскройте сущность педагогического процесса.

4. В чем состоит сущность понятия целостности педагогическогопроцесса.

5. Дайте характеристику основным этапам педагогического процесса.

6. Каковы закономерности педагогического процесса?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...