Переводы важнейших произведений древнегреческих и латинских авторов, содержащие изложение греческих мифов
⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45 А. Древнегреческие авторы Гомер, Илиада, пер. Н. И. Гнедича, М.-Л., 1935, ХХХVII, 603 стр. Гомер, Илиада, пер Н. М. Минского, М., 1935, 352 стр. Гомер, Одиссея, пер. В. А. Жуковского, М.-Л., 1935, 535 стр. Гомер, Гомеровы гимны, пер. В. Вересаева, М., 1926. Гесиод, "Работы и дни" и "Теогония" (Происхождение богов). Подстрочный перевод поэм Георгия Властова, СПБ, 1885 IХ, 280 стр. Гесиод, Работы и дни (Земледельческая поэма), пер. В. Вересаева, М., 1927, 87 стр. Эсхил, Драмы, т. I, пер. с греч., СПБ, 1864, 326 стр. Эсхил, Прометей прикованный, пер. с греч. С. Соловьева и В. Нилендера, вступ. ст. А. В. Луначарского и С. Соловьева: "Прометей освобожденный", по отрывкам Эсхила восстановленный С. Соловьевым", М.-Л., 1927, стр. 146. Эсхил, Трагедии: "Молящие", "Семь против Фив", "Прикованный Прометей", "Орестея", "Освобожденный Прометей", (фрагменты), пер. А. И. Пиотровского, М.-Л., 1937, 411 стр. Софокл, Трагедии: т. I: "Эдип-царь", "Эдип в Колоне", "Антигона", пер. В. О. Нилендера и С. В. Шервинского, М.-Л., 1936, 231 стр. Софокл, Драмы, М., 1914-1915 ("Памятники мировой литературы. Античные писатели"): т. I: "Аякс-биченосец, "Филоктет", "Электра", 1914, 422 стр.; т. II: "Царь Эдип", "Эдип в Колоне", "Антигона", 1915, 438 стр. Еврипид, Театр Еврипида СПБ, 1906, стр. 628 ("Алкеста", "Медея", "Ипполит", "Геракл", "Ион", "Киклоп"). Еврипид, т. I: "Алкеста", "Андромаха", "Вакханки", "Гекуба", М., 1916; т. II: "Гераклиды", "Геракл", "Елена", "Ипполит", М., 1916, 516 стр.; т. III "Ифигения в Авлиде", "Ифигения в Тавриде", "Ион", "Киклоп", М., 1921, 548 стр. Павсаний. Описание Эллады, т. I-II, пер. С.П.Кондратьева, М., 1938, 1940, 362, 590 стр.
Павсаний, Описание Эллады, пер. Г. Я. Янчевецкого, СПБ, 1887-1889, 839 стр. Пиндар, пер. А. В. Майкова, журн. министерства народного просвещения, 1892, <186> 8-10; 1893, <186> 1, 4, 12; 1896, <186> 6; 1898, <186> 5. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, пер. с греч. В. Алексеева. СПБ, 1891, т. 1, "Тесей". Б. Латинские авторы Вергилий, Энеида, пер. В. Брюсова и С. Соловьева, М.-Л., 1933, 379 стр. Овидий, Баллады-послания, пер. Ф. Ф. Зелинского. М., 1918 ХIII, 344 стр. Овидий, ХV книг превращений, пер. А. Фета, М., 1887, ХХIV, 793 стр. Овидий, Метаморфозы, пер. С. В. Шервинского, М.-Л. 1937, ХIV, 359 стр. Овидий, Героини, пер. Ф. Ф. Зелинского, СПБ, 1913, 222 стр.
*1 Крон - всепоглощающее время (хронос - время). *2 Зевс - римский Юпитер. *3 Богиня жертвенного огня и огня домашнего очага, покровительница городов и государства. В Риме впоследствии с Гестией была отождествлена Веста, богиня домашнего очага, *4 Великая богиня плодородия земли, дающая рост всему, что произрастает на земле, дающая плодородие нивам, благословляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини плодородной нивы - Церерой. Мифы о Деметре см. ниже. *5 У римлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун. *6 Полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите жрецов Зевса и Реи. *7 У римлян греческим богиням Гере, Артемиде, Афродите и Афине соответствовали: Юнона, Диана, Венера и Минерва. *8 У римлян - Вулкан. *9 У римлян - грации. *10 У римлян - парки. *11 У римлян - Фортуна. *12 Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий свои воды в вечном водовороте. *13 Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших, мрачным и страшным, а "загробную жизнь" - несчастьем. Недаром тень Ахилла, вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве Аида. *14 Отсюда выражение: "канула в Лету", т. е. забыто навсегда.
*15 Асфодел - дикий тюльпан. *16 Иначе - Цербер. *17 Чудовищные собаки подземного царства Аида, с берегов подземной реки Стикса. *18 Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы; они много древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли более значительную роль. *19 Гера (у римлян Юнона) - богиня неба, покровительница брака, охранительница матери во время родов; особо почиталась в Спарте, Коринфе, в Олимпии и в Аргосе, где находился знаменитый храм. В мифах о Гере отразилось и положение женщины в Греции. Как греческая женщина не пользовалась равноправием с мужчиной и в значительной мере находилась в подчинении у мужа, так и Гера находится в подчинении у своего мужа Зевса. В культе Геры сохранились следы тотемизма; мы имеем сведения, что ее иногда изображали, например, с головой лошади. Уже это указывает на то, что Гера - одна из древнейших богинь Греции. *20 Стоокий Аргус - олицетворение звездного неба. *21 Аполлон - один из древнейших богов Греции. В его культе ясно сохранились следы тотемизма. Так, например, в Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он все больше становился богом света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а затем покровителем искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москве на здании Большого академического театра стоит статуя Аполлона с лирой в руках, едущего на колеснице, запряженной четверкой коней. Кроме того, Аполлон стал богом, предсказывающим будущее. Во всем древнем мире славилось его святилище в Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания. Предсказания эти, конечно, составляли жрецы, хорошо знавшие все, что делалось в Греции, и составляли так, что их можно было толковать и в ту, и в другую сторону. Известно было в древности предсказание, данное в Дельфах царю Лидии Крезу во время его войны с Персией. Ему сказали: "Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство", но какое царство, свое или персидское, этого не было сказано. *22 Древнегреческий струнный музыкальный инструмент, подобный лире. *23 Город на берегу Коринфского залива, служивший гаванью для Дельф.
*24 Богиня памяти. *25 Величайшие горы в Греции на побережье Эгейского моря, в Фессалии. *26 То есть играющий на кифаре. *27 Артемида (у римлян Диана) - одна из древнейших богинь Греции. Как можно предполагать, Артемида - богиня-охотница - первоначально была покровительницей животных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды - один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм в городе Эфесе (Артемида эфесская). *28 Долина в Беотии с одноименным родником, от которого через всю долину протекал ручей. *29 Афина (у римлян Минерва) - одна из наиболее почитаемых богинь Греции: играла большую роль в греческом народном эпосе. Афина - хранительница городов. В гомеровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба, так называемый палладиум: считалось, что она охраняет Трою. С ростом греческой культуры Афина стала также и покровительницей науки. *30 Государство в Малой Азии, разгромленное персами в VI в. до н. э. *31 Сцена спора Афины с Посейдоном была изображена на фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени. *32 Гермес (у римлян Меркурий) - один из древнейших богов Греции; был первоначально богом - покровителем стад, его изображали иногда с бараном на руках. В гомеровском эпосе Гермес прежде всего посланник богов и проводник душ умерших в подземное царства Аида. Гермес - покровитель путешественников; с развитием торговли Гермес становится богом - покровителем торговли, а следовательно, изворотливости, обмана и даже воровства. Кроме того, Гермес - покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики; его статуи ставились в палестрах и гимнасиях - учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанью диска, бегу, прыганью и т. д. После завоевания Александром Македонским всей персидской державы (конец IV в. до н. э.), когда в Азии и Египте возникают греческие государства, Гермес отождествляется с египетским богом науки и магии Татом и становится также богом магии и астрологии (т. е. гадания по звездам); его начинают называть богом Гермесом трижды величайшим.
*33 Каменные столбы, наверху которых высекалась голова Гермеса. *34 Музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом. *35 В античной Греции существовали, главным образом при школах, особые площадки, окруженные часто колоннами, на которых обучали физическим упражнениям, борьбе, кулачному бою и т. п. Такие площадки называли палестрами. *36 Арес (у римлян Марс) - бог войны, несущий гибель и разрушение, древнегреческий идеал храброго воина. Он сравнительно с другими богами Греции пользовался меньшим почетом. Это сказывается и в том, что сам бог Зевс, по словам греков, недолюбливает своего сына Ареса, постоянно затевающего раздоры, губящего людей и радующегося, когда во время битвы рекой льется людская кровь. *37 У римлян Афродита - Венера; Эрот - Амур или Купидон; Гименей - бог брака. *38 Афродита - первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (Амур) - ее сын. *39 По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой. *40 Гимерот - бог страстной любви. *41 Миф об Адонисе и Афродите заимствован греками у финикиян. Имя Адонис не греческое, а финикийское и значит "господин". Финикияне же заимствовали этот миф у вавилонян, у который был миф о богине любви Иштарь и прекрасном Таммузе, умирающем и каждую весну воскресающем боге. *42 Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития. *43 Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки. *44 Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце. *45 Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.
*46 Деметра (у римлян Церера) - одна из наиболее почитаемых богинь Греции. Это богиня плодородия и земледелия, которую особенно чтили земледельцы. В честь ее повсеместно в Греции справлялись многочисленные празднества. Характерно, что в поэмах Гомера богиня Деметра как бы отодвинута на второй план. Это доказывает, что чтить ее как величайшую богиню греки стали тогда, когда земледелие стало их главным занятием, а скотоводство потеряло былое значение. *47 Изложено по гомеровскому гимну. *48 Долина в области Могары, на берегу Саронического залива. *49 Амврозия - пища богов, дающая бессмертие. *50 Считался иногда сыном царя Карии, Эфлия, иногда сыном Зевса. Возможно, что Эндимион - древний карийский бог сна. Кария - страна в Малой Азии, на побережье Средиземного моря. *51 Созвездия Тельца, Кентавра, Скорпиона и Рака. *52 Два созвездия, называвшиеся у греков Змея и жертвенник. *53 Киферон - между Аттикой и Бестией; Геликон - на юго-западе Беотии; Тмол - в Лидии; Ида - во Фригии, в Малой Азии; Пелион и Осса - в Фессалии, на побережье Эгейского моря. *54 Оронт - в Сирии, Алфей - на западе Пелопоннеса, Эврот - в Лаконии; на берегу Эврота находилась Спарта. *55 У греков эти названия имели: 1) река в Аттике: 2) река на севере, возможно Зап. Двина; 3) река По. *56 Дионис (у римлян Вакх) - бог виноделия, бог вина, в Греции "пришлый" бог, принесенный из Фракии. Празднества в честь Диониса важны были тем, что они послужили началом театральных представлений в Афинах. Во время празднеств в Афинах (великие Дионисии) выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов и исполняли особые гимны - дифирамбы; их начинал запевала, а хор ему отвечал; пение сопровождалось пляской. Из этих дифирамбов создалась трагедия (само слово можно объяснить как "песня козлов"). На сельских же празднествах в честь Диониса (сельские Дионисии) исполнялись шуточные песни, которые тоже начинал запевала; они тоже сопровождались плясками; из них произошла комедия. *57 Город в Беотии, на берегу Капаидского озера. *58 Гиадами называется скопление звезд (звездная куча) в созвездии Ориона, одном из наиболее ярких созвездий на небе. *59 Фракийское племя, жившее по берегам реки Стримона (современная Струма, или Карасу). *60 Тирренские, или тирсенские, то есть этрусские морские разбойники; этруски - народ, живший в древнейшее время на западе Италии, в современной Тоскане. *61 Страна на северо-западе Малой Азии. *62 Река в Лидии, впадающая в реку Герм (современная Гедис). *63 Бог Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек - полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога. Первоначально Пан - бог леса, бог пастухов, охранитель стад. Даже в Аркадии и в Аргосе, где Пана больше чтили, его не включали в числа богов-олимпийцев. Но постепенно бог Пан утрачивает свой первоначальный характер и становится богом-покровителем всей природы. *64 Поэт Гесиод рассказывает, как современные ему греки смотрели на происхождение человека и на смену веков. В древности все было лучше, но постоянно жизнь на земле ухудшалась, и хуже всего жилось во времена Гесиода. Это понятно для Гесиода, представителя крестьянства, мелких земельных собственников. Во времена Гесиода все больше углублялось расслоение на классы и усиливалась эксплуатация бедноты богатыми, поэтому бедному крестьянству действительно жилось плохо под гнетом богатых крупных землевладельцев. Конечно, и после Гесиода жизнь бедняков в Греции лучше не стала, по-прежнему эксплуатировали их богатые. *65 В этом мифе дается рассказ о всемирном потопе и о том, как Девкалион и Пирра спасаются в огромном ящике. Миф о потопе существовал и в древнем Вавилоне: это миф о Пирнапиштиме, или Утнапиштиме, который заимствовали и древние евреи. У них - это библейский миф о всемирном потопе и Ное. *66 Область в центре Пелопоннеса. *67 Эсхил рассказывает о том, как Зевс, правящий всем миром в качестве жестокого тирана, наказывает восставшего против него титана Прометея. Могучий титан вопреки воле Зевса похитил с Олимпа огонь и дал его людям; он дал им знания, научил земледелию, ремеслам, постройке кораблей, чтению и письму; этим Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его помощников - олимпийских богов. Но главная вина Прометея, та, что он не хочет открыть Зевсу тайну, от кого родится у Зевса сын, который будет могущественнее его и свергнет его с престола. Маркс за те слова, которые говорит Прометей: "По правде всех богов я ненавижу", - и за его ответ Гермесу: "Знай хорошо, что я б не променял своих скорбей на рабское служение. Мне лучше быть прикованным к скале, чем верным быть прислужником Зевса", - говорит о нем так: "Прометей - самый благородный святой и мученик в философском календаре" (К. Маркс и Ф. Знгельс, Соч., том. I, стр: 26). *68 Грифы - чудовища с орлиными крыльями и головой и с львиным телом, сторожившие на крайнем севере Азии золотые россыпи; аримаспы - мифический народ, живший по соседству с грифами и ведший с ними непрекращавшуюся борьбу. *69 Этим кончается трагедия Эсхила "Прикованный Прометей". *70 Пандора значит - наделенная всеми дарами. *71 Миф об Эаке особенно интересен тем, что в нем ясно выражен пережиток тотемизма. В мифе рассказывается о том, как из муравьев произошло племя мирмидонян. Вера в то, что люди могут произойти от животных, свойственна первобытной религии. *72 От слова мирмекс - муравей. *73 Область на северо-западе Пелопоннеса. *74 Персей - один из наиболее популярных героев Греции. О нем сохранилось много мифов, которые рассказывали не всюду одинаково. Интересно, что ряд действующих в этих мифах лиц, древние греки перенесли на небо. И теперь мы знаем такие созвездия как Персей, Андромеда, Кассиопея (мать Андромеды) и Кефей (отец ее). *75 Один из Кикладских островов в Эгейском море. *76 Эфиопия - страна, лежавшая, по представлениям греков, на крайнем юге земли. Эфиопией греки, а затем римляне называли всю страну, лежащую Африке на юге от Египта. *77 Находился в оазисе Ливийской пустыни,на запад от Египта. *78 Один из древнейших городов Греции, находился в Арголиде. *79 Многое в этом мифе указывает на то, что Беллерофонт был местным солнечным богом: он несется по небу на крылатом коне, он поражает своими стрелами чудовищную Химеру, олицетворяющую бурю, землетрясения и вулканические силы Земли. Мифы о героях, подобных Беллерофонту, встречаются у многих народов земного шара. *80 Страна на юго-западе Малой Азии. *81 Именем Пегаса названо созвездие. Позднее Пегас стал и конем поэтов; на нем поэты возносятся на Парнас, к богу Аполлону и музам. *82 Гора, на которой находилась крепость (акрополь) Коринфа. *83 Племя, жившее на северной границе Ликии. *84 В этом мифе поражает нас дикая жестокость Тантала. Он убивает своего сына лишь для того, чтобы испытать, всеведущи ли олимпийские боги. В этом поступке Тантала ясно сказывается пережиток того времени, когда у греков существовали еще человеческие жертвоприношения. *85 В мифах о Пелопсе много черт глубочайшей древности. В них мы встречаемся с пережитком - похищением невесты, так называемым "умыканием". Состязание Пелопса с Эномаем - не что иное, как похищение невесты. На греческих вазах Пелопс изображался часто едущим на колеснице с Гипподамией, дочерью Эномая, как бы увозящим ее. Рассказывается, что Эномай вешал головы убитых им женихов на двери своего дворца. *86 Писа - город на западе Пелопоннеса в долине реки Алфея. *87 Истм - Истмийский перешеек, соединяющий Пелопоннес со средней Грецией. *88 Миф о похищении Европы Зевсом говорит нам о браке путем похищения невесты. Превращение же Зевса в быка - пережиток тотемизма. *89 В мифе о Кадме мы опять встречаемся с пережитками тотемизма - это войны, происшедшие от дракона, точнее - выросшие из его зубов. Да и сам Кадм с женой превращаются в змей. *90 Финикия - на восточном побережье Средиземного моря. Крупнейшие его города Тир и Сидон. *91 Киликия - на юге Малой Азии. *92 Река в Беотии, впадает в Копаидское озеро. *93 Страна, расположенная на восточном побережье Адриатического моря. *94 Название реки в Беотии. *95 Гора на острове Делосе. *96 Геракл (у римлян Геркулес) - величайший герой Греции. Первоначально он считался солнечным богом, разящим своими не знающими промаха стрелами все темное и злое, богом, исцеляющим и посылающим болезни. Он имел много общего с богом Аполлоном. Но Геракл - бог и герой, встречающийся не только у греков; подобных героев-богов мы знаем много. Из них особенно интересен вавилонский Гильгамеш и финикийский Мелькарт, мифы о которых оказали влияние на мифы о Геракле; и эти герои ходили на край света, совершали великие подвиги и страдали, подобно Гераклу. Поэты всех времен постоянно пользовались мифами о Геракле; их внимание привлекали подвиги, и страдания, которые выпали на долю Геракла. В звездную ночь мы можем видеть Геракла (под его римским названием Геркулеса) на небе, так как его именем называется одно из созвездий, а рядом с созвездием Геркулеса мы видим созвездие Гидры, той чудовищной многоголовой гидры, которую убил Геракл. *97 Одни из древнейших городов Греции, находился в Арголиде на Пелопоннесе. *98 Племя, жившее на западе средней Греции, в Акарнании. *99 Область на северо-западе Пелопоннеса. *100 Город в Арголиде, на северо-востоке Пелопоннеса. *101 Немейские игры - общегреческое празднество, происходившее каждые два года в Немейской долине в Арголиде; справлялись они в честь Зевса в середине лета. Во время игр, продолжавшихся несколько дней, состязались в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья; а также в беге колесниц. Во время игр объявлялся всеобщий мир во всей Греции. *102 Город на берегу Арголидского залива в Арголиде. *103 Так называли греки Черное море. *104 Современный Дунай; греки, плохо зная географию, думали, что Дунай берет свое начало на крайнем севере земли. *105 Гора и одноименный с ней город в Аркадии на Пелопоннесе, там же и город Псофис. *106 Область на северо-западе Пелопоннеса. *107 Олимпийские игры - важнейшее из общегреческих празднеств, во время которого объявлялся во всей Греции всеобщий мир. За несколько месяцев до игр по всей Греции и греческим колониям рассылались послы, приглашавшие на игры в Олимпию. Игры справлялись раз в четыре года. На них происходили состязания в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья, а также в беге колесниц. Победители на играх получали в награду оливковый венок и пользовались великим почетом. Греки вели летоисчисление по олимпийским играм, считая первыми происходившие в 776 г. до н. э. Существовали олимпийские игры до 393 г. н. э., когда они были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством. Через 30 лет император Феодосий II сжег храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место, где происходили олимпийские игры. Они обратились в развалины и постепенно были занесены песком реки Алфея. Только раскопки, производившиеся на месте Олимпии в XIX в. н. э., главным образом с 1875 и по 1881 г., дали нам возможность получить точное представление о былой Олимпии и об олимпийских играх. *108 Бистоны - мифический народ, живший, по мнению греков, во Фракии. *109 Горы на Пелопоннесе. *110 Древнейший город в Фессалии. *111 Один из Кикладских островов в Эгейском море, славившийся в древности своим мрамором. *112 Страна на западном берегу Малой Азии с главным городом Пергамом. *113 Столпы Геракла, или Геркулесовы столпы. Греки считали, что скалы по берегам Гибралтарского пролива поставил Геракл. *114 Иначе - Цербер. *115 Мыс, южная оконечность Пелопоннеса. *116 Мифическая река. *117 Река в Этолии, области на западе Средней Греции. *118 Город на западном берегу Малой Азии. *119 Город в Беотии. *120 Один из Спорадских островов у берегов Малой Азии. *121 Город в Эпире, на западе северной Греции, с знаменитым в древности оракулом Зевса. *122 Богиня справедливости. *123 Гора в Фессалии около города Трахины. *124 По некоторым вариантам мифа, на колеснице была не Афина, а богиня победы - Никэ. *125 Кекроп, основатель Акрополя, - получеловек-полузмея. *126 Эрихтоний, рожденный землей, тоже имеет вид змеи. Афиняне же называли себя кекропидами, т. е. потомками Кекропа. Отсюда ясно, что было время, когда афиняне верили в свое происхождение от змеи или от предка змеи. Это указывает на древность мифа. *127 Эрехтей - первоначально синоним Эрихтония. Лишь с конца V в. до н. э. в произведениях Еврипида Эрехтей упоминается как самостоятельный мифический герой. *128 Панафинеи - главный праздник Афин; справлялся в продолжении нескольких дней в месяце Гекатомбайоне, первом месяце года, по нашему счету, - в конце июля и начале августа. Раз в четыре года справлялись великие Панафинеи, отличавшиеся особой торжественностью. Начинались празднества ночью торжественным бегом с факелами. Утром устраивалось пышное шествие на Акрополь, шествующие несли богато затканный новый пеплос (верхняя одежда) богини. Его надевали во время Панафиней, кроме того, состязание в беге, борьбе, бросании диска и т. д., состязания в беге колесниц, а также состязания поэтов, певцов и музыкантов. В гимнастических состязаниях и в особом торжественном танце в полном вооружении участвовали мальчики, юноши и взрослые граждане. Конечно, ближайшее участие в празднестве могли принимать только зажиточные граждане, так как это требовало значительных расходов. *129 Миф о Дедале и Икаре указывает на то, что уже в глубокой древности люди стали думать о том, как овладеть способом передвигаться не только по земле и по воде, но и по воздуху. Характерно, что величайшим достижением мифического художника Дедала считались не его статуи и воздвигнутые им здания, а именно сделанные им крылья. Миф о Дедале создался в Афинах - важнейшем центре торговли, промышленности, искусства и науки древней Греции. *130 Часть Эгейского моря между островами Самосом, Паросом и берегом Малой Азии. *131 Тесей - величайший герой Афин, имеющий много общего с Гераклом. Тесей - герой военно-родовой аристократии, а затем герой правящей афинской рабовладельческой аристократии землевладельцев, которая приписывала создание всего древнего государственного строя Афин Тесею. Ему приписывалось прежде всего разделение населения на три класса: "звпатридов", или благородных, "геоморов", или земледельцев, и "демиургов", или ремесленников, и предоставление исключительного права на замещение должностей одним благородным. Характерен и следующий факт: рассказывали, что во время Марафонской битвы (490 г. до н. э.), в которой греки одержали победу над персами, многие афиняне якобы видели Тесея в шлеме с копьем и щитом, идущего впереди боевого строя афинян. Этими баснословными рассказами воспользовались аристократы. Их представитель Кимон перевез в Афины с острова Скироса останки Тесея, в действительности, конечно, не существовавшие, так как и Тесей-то никогда не существовал. *132 Город в Арголиде на Пелопоннесе. *133 Город на восточном побережье Арголиды. *134 Истмийские игры - общегреческое празднество, справлявшееся каждые два года на Коринфском перешейке - Истме. Во время игр, продолжавшихся несколько дней, происходили состязания в борьбе, беге, кулачном бою, бросании диска и копья, а также состязания в беге колесниц. *135 Город на Истме, недалеко от Коринфа. *136 Область на севере Истма, граничащая на востоке с Аттикой. *137 Греки считали, что пролитая кровь оскверняет человека. Поэтому всякий убивший человека должен совершить особые очистительные обряды у алтаря какого-либо бога. *138 Потомки героя Фитала, основавшего в Элевсине мистерии - особый религиозный культ в честь богини Деметры. *139 Мэлихий - значит "милостивый". *140 Лапифы - мифический народ. *141 В мифе о Мелеагре интересна следующая черта: мать Мелеагра, Алфея, узнав о том, что он в бою убил ее брата, молит богов покарать ее сына, и Аполлон убивает Мелеагра. Почему преступление Мелеагра так велико, что родная мать проклинает и осуждает на смерть своего единственного сына? Это можно объяснить лишь тем, что миф этот - пережиток времени материнского права, когда брат матери был ее ближайшим родственником, а за убийство ближайшего родственника нужно было мстить. Мифом о Мелеагре, как доказательством того, что у греков существовало в древнейшие времена материнское право, воспользовался Ф. Энгельс в своем труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства". *142 Город на берегу реки Эвена в области Этолии (на западе средней Греции). *143 См. часть II: "Аргонавты". *144 См. часть II (Троянский цикл). "Пелей и Фетида". *145 Остров у берегов Аттики в Сарочинском заливе; знаменит по морской битве греков с персами в 480 г. до н. э. *146 Были также следующие мифы о смерти Мелеагра. Когда родился Мелеагр, то к его матери Алфее явились богини судьбы мойры, и одна из них сказала ей: "Твой сын умрет тогда, когда сгорит вот эта головня на очаге". Услыхав это, Алфея тотчас погасила головню, спрятала в ларец и бережно хранила. И вот, когда Мелеагр убил в битве брата своей матери, вспомнила она о предсказании мойр. Гневаясь на сына, вынула она головню из ларца и сожгла ее. Лишь только сгорела головня и превратилась в пепел, как умер герой Мелеагр. *147 Один из Кикладских островов в Эгейском море. *148 Тэнар (теперь мыс Матапан) находится на юге Пелопоннеса. *149 Река во Фракии (современная Марица). *150 Остров на Эгейском море у берегов Малой Азии (современная Митилена). Родом с Лесбоса был знаменитый впоследствии поэт древней Греции Алкей и поэтесса Сапфо. *151 Созвездие Лиры, со звездой первой величины Вегой. *152 Греки считали, что на лепестках дикого гиацинта можно прочесть слово "ай-ай", что значит "горе, горе!". Празднества в честь Гиацинта, бывшего раньше божеством пастухов, так называемые гиацинтии, справлялись в июле, главным образом дворянами, на Пелопоннесе, в Малой Азии, на юге Италии, в Сицилии, в Сиракузах. *153 Идас похитил Марпессу на крылатой колеснице, данной ему Посейдоном. Аполлон хотел отнять Марпессу у Идаса и вступил с ним в бой. Зевс прекратил этот бой и повелел Марпесса самой выбрать себе мужа, Марпесса выбрала Идаса: она знала, что бог Аполлон не будет любить ее до самой ее смерти, что забудет ее бессмертный бог, когда она состарится. *154 См. миф о Пелопсе. *155 Овен - баран. *156 Область в средней Греции с главным городом Фивы. *157 Река Фасис - современный Рион на Кавказе. Колхидой называли греки Черноморское побережье Закавказья. *158 Руно - шерсть. *159 Область на востоке северной Греции. *160 Почему у Ясона была обута только правая нога, поясняется ниже. *161 Современное Мраморное море. *162 Поминальное пиршество и военные состязания в честь умершего. *163 Область на западе Малой Азии с главным городом Пергамом. *164 Область на северо-западе Малой Азии. *165 Во время кулачного боя греки обматывали руки до локтя ремнями, на которых часто прикреплялись медные выпуклые бляхи. Удар вследствие этого мог быть смертельным. *166 Миф о Финее в той версии, в которой его приводит историк Диодор, использован как пример пережитка матриархата Ф. Энгельсом в его труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Энгельс пишет: "... аргонавты под предводительством Геракла высаживаются во Фракии и находят там, что Финей, подстрекаемый своей новой женой, истязает своих двух сыновей, рожденных от отвергнутой жены его, бореады Клеопатры. Но среди аргонавтов оказываются также бореады, братья Клеопатры, т е, братья матери истязуемых. Они тотчас вступаются за своих племянников, освобождают их и убивают стражу" (Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.). *167 Страна в северо-восточной части Балканского полуострова. *168 Греки обыкновенно за столом не сидели, а полулежали, опираясь одной рукой на подушку. *169 Строфады - три небольших острова, лежащие на юге Греции, против западного побережья Мессении. *170 Симплегады, или Симплегадские скалы (в переводе на русский язык значит "сталкивающиеся скалы"), находились, по представлению греков, при входе в Черное море. *171 Эвксинский Понт - т. е. гостеприимное море; так стали греки называть Черное море, познакомившись с его плодородными, гостеприимными берегами. Раньше же они называли Черное море Авксинским, т. е. негостеприимным, так как их пугали бури этого моря. *172 Греки, плохо знакомые с географией Европы, думали, что Истр (современный Дунай) сообщается особым рукавом с Адриатическим морем. *173 Ливией греки называли берег Африки на запад от Египта. *174 Современный остров Санторин. *175 Современный остров Анафи. *176 Город в Арголиде на Пелопоннесе. *177 Область на западе средней Греции. *178 Главный город в области Лакония на Пелопоннесе. *179 Город в Фессалии, на берегу Пегасейского залива Эгейского моря. *180 Область в средней Греции между Бестией и Этолией. *181 Остров в Эгейском море на северо-восток от острова Эвбеи. *182 Плеяды - богини, именем их названо созвездие Плеяд. *183 Конечно, здесь сообщается о таком большом войске, какое не могло быть собрано в те времена, когда создана была легенда о троянской войне. Это обычное эпическое украшение, придающее характер грандиозности войне греков с троянцами. *184 Авлида - город на берегу пролива, отделяющего остров Эвбею от Средней Греции. *185 Современный Крым. *186 На севере Эгейского моря. *187 Мифический город, одноименный с Фивами, главным городом Беотии в Греции. *188 По верованиям греков, души умерших, лишенных погребения, были осуждены на вечные скитания и нигде не находили себе покоя. Поэтому лишение погребения считалось величайшим поруганием умершего. *189 Мифический народ, живший, по представлению греков, на самом южном крае земли. *190 Нот - южный ветер, Эвр - восточный ветер. *191 Весь эпизод с Терситом изложен в "Илиаде" в угоду аристократии, взгляды которой выражал поэт. В действительности же Терсит высказывает взгляды рядовых воинов, которые мало были заинтересованы в войне с Троей. Все они только о том и думали, как бы вернуться на родину. Война велась исключительно в интересах вождей-аристократов. *192 Конечно, громко смеялись и хвалили Одиссея не все греки: смеялись вожди-аристократы. Рядовые же воины, мнение которых выразил Терсит, вполне ему сочувствовали и знали, что они сами попали бы в такое же положение, как Терсит, если бы осмелились высказать свои мысли. *193 Река, протекавшая у самой Трои. *194 Гора в Малой Азии, на восток от Трои, в юго-западной Фригии. *195 Вира - плата, которую должен был уплатить убивший родственникам убитого. *196 Мера веса. Золото ценилось на вес, так как монет не существовало. *197 Западный ветер. *198 Бог реки Скамандра. *199 Река Сперхей на юге Фессалии. *200 Черное море. *201 Помогая троянцам, которым помогала и Артемида, Пенфесилия надеялась умилостивить эту богиню, гневавшуюся на нее за убийство. *202 Мифический народ, живший, как думали греки, на самом юге земли. *203 Река в Малой Азии (современная Чалталдере). *204 Фетида погружала младенца Ахилла в подземную реку царства Аида, Стикс, причем держала его за пятку, от этого тело его стало твердым, как железо, пятки же вода Стикса не коснулась. *205 Остров в Эгейском море у побережья Троады. *206 Греки считали, что Огигия лежала где-то на западе, на самой середине моря. *207 Один из островов на запад от Греции в Ионическом море. *208 Город на юге Пелопоннеса в Мессении. *209 Город на берегу Мессенского залива в Мессении. *210 Клятва водами подземной реки Стикса считалась нерушимой клятвой богов. *211 Борей - северный ветер, Нот - южный, Эвр - восточный, Зефир - западный. *212 Феакийцы - мифический народ, остров которых, по представлению греков, находился где-то на крайнем западе моря. *213 Мифический народ. *214 То есть люди, питающиеся лотосом. *215 Мифический остров; по представлению греков, находился на краю моря, на дальнем западе. *216 Мифический народ, живший будто на крайнем северо-западе земли. *217 Ахеронт, Коцит и Пирифлегетонт - реки, протекающие в подземном царстве Аида. *218 См. миф о Персее в части 1. *219 Греки иногда называли Тринакрией современную Сицилию. *220 Феспроты - народ, живший в Эпире. Одиссей упоминает о феспротах и Дулихии, чтобы придать большую достоверность своему рассказу, так как Итака лежала на пути из Феспротии в Дулихий, город в Акарнании. *221 Город в Эпире, на западе Северной Греции, с знаменитым в древности святилищем и оракулом Зевса. *222 Царь Ойхалии (см. часть 1, "Геракл и Эврит"). *223 Белая скала, находившаяся, как думали греки, у входа в подземное царство бога Аида. *224 Дикий тюльпан бледно-желтого цвета. *225 Энгельс в своем труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства" говорит, что Бахофен прав, когда он в своем труде "Материнское право", пользуясь мифом о мести Ореста матери за убийство его отца, доказывает, что в этом мифе изображена борьба между гибнущим материнским правом и побеждающим его отцовским правом. В этом мифе защитницами материнс<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|