Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обустройство игровой комнаты для реабилитационной работы с детьми.

 

В идеале игровая комната должна быть достаточно просторна, чтобы ребенок мог активно в ней двигаться, не подвергая себя опасности, не ударяясь о мебель, и при этом не так велика, чтобы ребенок, чувствовал себя в ней потерянным. Таким образом, минимальный размер игровой комнаты – 9,5 кв м, а максимальный – 14,5 кв м. Если использовать эту же комнату для групповых занятий, она должна быть больше: 4,5 на 7,6 кв м. Независимо от величины комнаты, желательно, чтобы половина пространства пола была покрыта линолеумом – для «грязной» работы с глиной, в песочнице, с красками. А другая половина – ковром, предназначенным для спокойной игровой деятельности, отдыха и других упражнений, которые удобнее выполнять на мягкой поверхности. В идеальном варианте, в игровой комнате должна быть небольшая раковина, которая используется в качестве источника воды для песочной терапии, для водной игры, для рисования и просто для мытья рук. Рядом с игровой комнатой должна быть уборная, внутренняя дверь которой не должна запираться. Хорошо бы иметь возможность закрыть оконные стекла в игровой комнате пластиком, чтобы ребенок во время вспышки гнева запустивший чем-нибудь тяжелым в первую попавшуюся мишень, случайно не разбил их.

Мебель: хорошо иметь в игровой комнате стол на регулируемых ножках, несколько стульев разного размера, один или два ящика, закрывающиеся сверху крышками для песочной терапии размером 45х70 см, стоящие на низком столике или на полу, и стеллажи высотой до 150 см.

Основная идея подбора игрушек для реабилитационного пространства игровой комнаты заключается в том, что игрушки и игровой материал должны облегчать самовыражение ребенка, обеспечивая ему широкий спектр игровой активности.

Так, один из основателей недирективного подхода в игровой терапии Гарри Лэндретт предлагал начинающим игровым терапевтам иметь следующий минимальный набор игрушек: - кукольная мебель (деревянная)

- кукольные фигурки членов семьи(гнущиеся)

-куклы

- одежда для кукол

-соски-пустышки

-пластмассовая бутылка с соской

-классная доска, мел, цветные мелки, губка

-кукольная посуда (тарелки,кастрюли, сковородки,ложки,вилки,чашки,блюдца)

-пищевые продукты (пластмасса)

- полотенце

- мыло,щетка,расческа

-совок,метелка

- бумага, цветные карандаши,краски,кисти

- прозрачная лента,клей

- игрушечные часы

- ершики для бутылок

- строительный материал - кубики (разной формы и размера)

-молот и наковальня

- пластилин или глина

- машины (грузовик, трактор,лодка,автобус, легковой автомобиль, самолет)

- ксилофон, барабан

-игрушечные солдатики

-резиновый нож,пистолет,ружье, автомат,наручники

-головные уборы (пожарный.солдат,врач и т.д.)

- сосновое полено,гвозди,молоток

-ящик с песком,большое сито,воронка,ложка,ведро

-дикие и домашние животные

-мишень и дротики с присосками

-мячи (большие и маленькие)

-телефон

-ножницы,цветная бумага

-докторский саквояж

-игрушечные деньги

-куклы «би-ба-бо»: доктор, милиционер,семья,крокодил,волк

-пластмассовые конструкторы,головоломки

-лоскуты, веревочки

 

Современные психологи рекомендуют наполнять игровую комнату игрушками, подразделяя их на разные категории в зависимости от решаемых ими конкретных задач.

Например:

1.Игрушки из реальной жизни: куклы, машины, дома, классная доска и т.д.

Такие игрушки: делают возможным непосредственное выражение чувств ребенка,дают ребенку играть свободно(это особенно важно для упрямых и застенчивых), позволяют безопасно передвигаться по комнате и являются переходным объектом для контакта с терапевтом, создают атмосферу некоторой вседозволенности,что позволяет терапевту установить контакт с ребенком.

2.Игрушки, помогающие отреагировать агрессию: игрушечные солдатики,ружья,пистолеты,игрушки-дикие животные,дарт и т.д.

Они могут использоваться детьми для выражения гнева,враждебности

3.Игровой материал для творческого самовыражения и снятия эмоциональной напряженности: песок, вода. глина,пластилин,кубики,краски и т.д.

Такой материал позволяет ребенку узнать и прочувствовать,что такое созидание и разрушение, научиться безопасным способам выражения собственных эмоций.

Психолог значительно расширила классификацию игрушек и предметов для игровой комнаты и так описала предназначение предметов в игровом пространстве:

1. Песок, вода - эти неструктурированные природные материалы позволяют ребенку вести как конструктивную, так и деструктивную игру. Служат для выражения широкого спектра чувств (агрессии, печали, радости и т.д.), особенно для зажатых детей, которым не разрешается не позволено свободно проявлять свои эмоции. Используется как основа для создания композиции (песочной картины) – «своего мира», в котором можно строить свои ландшафты, создавать горы, реки, озера и т.д.

2. Камушки, ракушки, корешки, кристаллы, кора, желуди, засушенная трава, цветы, перья, кусочки меха, шишки, каштаны, грецкий и лесной орехи, деревянные бруски - эти природные материалы дают ребенку возможность непосредственного контакта с природой. Необходимы для творческого самовыражения, создания композиций, коллажей, скульптур, стимулируют фантазию, их можно использовать в работе с песком.

3. Глина, тесто – это пластичные, изменчивые природные материалы. Глина дает ребенку возможность спонтанной манипуляции и создания случайных объектов, что часто приводит к планомерной творческой деятельности. Поэтому она важна для творческого самовыражения, создания композиций, скульптур, а также для отыгрывания желания испачкаться, для снятия слишком жестких социальных запретов, для выражения чувств агрессии, боли. Глина и тесто могут быть эффективно использованы в работе со всеми детьми, как агрессивными, так и подавленными, общительными и замкнутыми, одаренными и более ординарными.

4. Акварель, кисти, карандаши, гуашь, краски для рисования руками, мелки, пастель. Бумага разного качества, формата, формы, цвета.

Изобразительные материалы очень важны для экспрессивного выражения чувств, желаний, потребностей. Могут использоваться для выражения как ясных осознанных чувств, так и неясных недифференцированных. Являются средством символического выражения бессознательного материала, могут использоваться как в диагностическом, так и в терапевтическом процессе.

5. Стеклярус, различные бусинки, бижутерия, стеклянные шары, пуговицы, веревочки, тряпочки, кусочки оберточной бумаги, картон, целлофан, гофрированная бумага, искусственный мех, туалетная, пергаментная бумага, фольга. Искусственные цветы, листья, деревья, трава, мох, ягоды, фрукты, овощи.

Это искусственные, сделанные человеком материалы. Также необходимы для создания композиций, коллажей, скульптур. Используются в песочной терапии для создания песочных картин, имеют символический смысл «сокровищ» и часто используются детьми для создания ресурсных образов «секретиков», «тайного богатства» и т.д.

6. Фигурки, куклы: детей, мужчин и женщин, разных профессий, с различным выражением эмоций, разного размера, возраста. Важно, чтобы была возможность составить из них семью: мама, папа, дети разного возраста и пола, бабушка, дедушка. Куклы с анатомическими пропорциями. Машины, мотоциклы, самолеты, корабли, ракеты (по несколько штук из разного материала, разного размера, разной смысловой нагрузки: скорая помощь, пожарная машина, милиция, гоночный автомобиль, грузовик, военная техника). Инструменты, домашняя утварь, поварские принадлежности, аптечка. Кукольный дом и мебель, дома, разного размера и конструкций для игры в песке, школьные фигурки, в общем должно быть достаточно фигурок, связанных с обыденной жизнью, миром человека.

Все это необходимо для реалистического самовыражения ребенком своих потребностей, эмоций, желаний. Эти игрушки дают возможность проецировать на них максимальное количество осознаваемого и неосознаваемого материала. Позволяют ребенку отыгрывать конфликтный материал, взаимоотношения в семье, школе, д/саду, наделяя фигурки определенным символическим смыслом. Также используются для создания песочных композиций, отражения динамики внутреннего мира ребенка через символическое развитие «мира» внутри песочницы.

7. Фигурки диких и домашних животных разной среды обитания: рыбы, обитатели подводного мира (море, пруд, река), насекомые (пауки, бабочки, стрекозы, жуки, тараканы), червяки, змеи, ящеры, а также животные-хищники (львы, волки) и травоядные (олени, овцы), несуществующие животные (например, динозавры). Желательно иметь по несколько животных каждого вида и разного размера, чтобы они могли составлять семью животных.

Эти фигурки позволяют отыгрывать инстинктивные импульсы, страхи, ассоциироваться с миром животных и символически выражать конфликты и проблемы через мир и взаимоотношения животных. Дают возможность ребенку проецировать на них максимальное количество осознаваемого и неосознаваемого материала. Многие фигурки животных приобретают глубинный символический смысл индивидуального и коллективного бессознательного. Позволяют ребенку косвенно отыгрывать конфликтный материал, играя в «семью животных» и создают для ребенка безопасную возможность выразить свои агрессивные чувства через «плохих зверей». Передавая ответственность за агрессию дикому животному, ребенок учится признавать свои чувства и выражать их открыто.

Используются для создания песочных композиций, отражения динамики внутреннего мира ребенка, через символическое развитие «мира» внутри песочницы.

8. Куклы-марионетки, перчаточные куклы, куклы без лица, и мягкие игрушки

дают возможность ребенку проиграть свои фантазии и выразить потребности и эмоции косвенно и безопасно для себя. Когда кукла одета на руку, ребенок не просто взаимодействует с помощью игрушки, а в игре создается эффект, что не ребенок действует куклой, а кукла выражает что-то с помощью ребенка. Куклы могут приобретать разное символическое значение. Важно, чтобы были куклы-люди, неопределенные куклы без лица, сказочные куклы, куклы-животные, причем как хищники, так и жертвы. Куклы можно использовать для создания спектаклей, спонтанной игры, сочинения историй и семейной терапии пары мать-ребенок.

9. Куклы – сказочные и мифологические герои, религиозные персонажи (бог,ангел,дьявол) в разных видах и из разных материалов.

Они необходимы для создания ребенком сказочных, мифологических и религиозных сюжетов. Стимулируют фантазию, являются необходимыми символами для проекции архетипических содержаний индивидуальной психики, коллективного бессознательного. Позволяют проецировать как негативные, так и позитивные чувства и переживания. Позволяют работать с базовыми страхами: рождения, смерти. Используются для создания песочных композиций, отражения динамики внутреннего мира ребенка, через символическое развитие «мира» внутри песочницы.

10. Батаки, дартц, мешочки с крупой, молоток (деревянный и настоящий), гвозди и деревянные чурбаки, боксерская груша с перчатками, подушки, мячи, мечи, пистолеты, ружья, военная техника, пустые жестяные банки. Шумовые игрушки: пищалки, бубны, барабаны,старые газеты и журналы.

Эти материалы помогают ребенку в выражении силы, злости, обиды, соперничества, необходимы для отреагирования агрессивных чувств. Особое значение имеют для застенчивых, зависимых детей, для детей с сильными страхами. Дают возможность выразить подавленные агрессивные чувства социально приемлемым способом.

11. Соски, бутылочки с соской, плед, «шалаш», подвесной мешок-качели. Игрушечная и реальная еда (использование реальной еды зависит от установок терапевта). Все эти материалы могут стимулировать проявление эмоциональных потребностей и зависимостей ребенка, позволяют обратиться к его наиболее ранним травматичным переживаниям. Провоцируют регрессию, фантазии о рождении ребенка, позволяют проиграть инфантильные фантазии. Особенно необходимы и эффективны в диагностике и работе с проблемами, которые обусловлены недостаточной родительской опекой, могут использоваться в работе с запущенными страхами и как игрушки-утешители при столкновении ребенка со сложными терапевтическими или реальными ситуациями.

12.Кубики, конструкторы.

Эти материалы позволяют ребенку создавать свои конструкции, и они могут иметь креативную направленность и быть ценными сами по себе (необычная модель автомобиля, самолет и.д.), или иметь важный смысл и создаваться в контексте игровой ситуации (н-р, ребенок строит дом для семьи, корабль для спасения животных и т.д.). В процессе конструирования важными аспектами становятся способность к анализу, креативность, самооценка, стремление к достижению результата, принятие неудачи, ощущение самоценности, возможность разрушить и построить заново.

13. Театральная одежда (шляпы, плащи, волшебные предметы, парашют). Игрушечные телефоны, кошельки, деньги. Эти стимулирующие игровые материалы дают возможность детям примерить на себя различные роли и проиграть фантазии или сцены из реальной жизни. Это могут быть какие-то социальные роли, отражающие стремление ребенка к зрелости и самостоятельности, либо сказочные, отражающие потребность ребенка в силе и волшебстве для изменения ситуации. Телефон позволяет ребенку вступать в непрямой контакт с терапевтом или другим лицом, и это дает дополнительную возможность самораскрытия и в тоже время отражает разнообразные социальные взаимодействия ребенка в семье и обществе.

14. Специальные игры, групповые и семейные («лепешка», «карточная игра для всей семьи», «куча мала», «чудо-мешочек», «хаос», «семейная доска» и т.д.).Специальные игры особенно необходимы на диагностическом этапе терапевтического процесса, и используются также на последующих этапах терапии. В основном они направлены на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, способствуют развитию терапевтических отношений, социализации, общению, укреплению эго. Могут быть жестко либо слабо структурированными. Особенно важную роль играют в терапии детей латентного возраста (6-12 лет).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...