Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

Примерные конспекты занятий по программе «Настроение»

(психокоррекция эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет)

Автор: Рыженко Светлана Ивановна

 

Тема №1 ''Давайте познакомимся!''

Программное содержание:

· Cоздать эмоционально приятную атмосферу в группе. Развивать навыки позитивного социального поведения.

· Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

· Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.

Материал: магнитофон с записью спокойной музыки. Клубок ниток.

Ход занятия:

  1. Педагог-психолог сообщает, что рад видеть всех детей, говорит о том, что они будут заниматься для того, чтобы стать умными, смелыми, добрыми.
  2. Приветствие «Волшебный клубочек».

Дети сидят по кругу. Педагог-психолог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до взрослого.

  1. Упражнение «Друг к дружке» (см. Фопель К. Как научить детей сотрудничать)

Психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями- внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.

Психолог стимулирует творчество учащихся в придумывании необычных приветствий.

4. Игра ''Давайте познакомимся!''

Цель: сближение детей и взрослых, четкое произношение своего имени и фамилии. Мяч передается по кругу, дети называют свое имя.

5. Игра «Весёлые человечки»

Цель: развитие произвольных движений и самоконтроля


Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно –

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо.

(Хлопают в ладоши.)

Удивлялись человечки:

- Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо!

(Пожимают плечами.)

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

- Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

(Исполняют «пружинку».)

Ты похожа на овечку. Прочитать тебе стихи?

Разобиделась собака и ушами затрясла.

Потряхивают головой.

Человечки же хохочут:

- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

(Потопывают ногами).


6. Игра «Замри!»

Процедура игры. Играет весёлая и подвижная музыка. Дети прыгают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем, через 1 1,5 мин. Музыка вновь возникает и дети продолжают движение и т.п.

Рефлексия. Какие чувства испытывал ты? С кем тебе было приятно?

Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет. До свидания!

Тема №2 ''Какой я?''

Программное содержание:

· Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами.

· Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения.

Ход занятия:

· Ритуал начала занятий «Дружба начинается с улыбки».

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

· Игра «Назови себя»

Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли.

· Беседа «Какие мы разные»: Все вы неповторимы, индивидуальны,

единственны. Чем вы похожи и не похожи? Каждый имеет свой характер. Какой? А могут ли люди походить на вещи, растения, животных?

· Игры в «ассоциации». «Солнышко и тучка» ( «ассоциации» настроения человека с

погодой): «Солнышко зашло за тучку, пошёл дождь, стало холодно - ребёнок плачет, обижен. Сжаться в комок, подрожать. Солнышко блестит, стало жарко – расслабиться, солнышко разморило – ребёнок улыбается».

· Игра «На какое растение, животное ты похож?»

Посмотрите, у этих растений и животных разное настроение. Какое растение (животное) и почему точнее характеризует настроение детей? Какое (животное) похоже на тебя и почему?

  • Игра «Волшебный круг (см. Фопель К. Как научить детей сотрудничать)

Психолог: Я хочу научить вас новой игре. Образуем круг. Внутри круга – пространство, волшебное и загадочное. Попадая туда, человек становится самым замечательным, славным, чудесным, милым. Он заслуживает комплиментов. Водящий говорит ему, глядя в глаза, от души искренние, добрые, ласковые слова о нём самом, признаёт у него только достоинства и успехи. Помогают ему в этом «волшебные очки», которые он получает от стоящего внутри круга, который смотрит ему в глаза и произносит: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Тот, кому предназначен комплимент, благодарит водящего за него и передаёт «волшебные очки» другому, который становится водящим. Он после прослушивания 3-4 комплиментов, называет лучший из них, а его автор становится внутрь круга.

· Игра «Свеча»

Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Ход: Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи и в течение нескольких секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза, свеча в это время гаснет. Открыв глаза, дети рассказывают, какие образы они увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

· Игра «Рисование на спине». Цель: развивать кожную (тактильную) чувствительность.

Дети разбиваются на пары: один ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка и т.д.), печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.

· Игра «Сова» Цель: развитие произвольности, самовыражения.

Дети сами выбирают водящего – «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». Дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь!». Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто пошевелится или рассмеется, тот становится совой.

· Рефлексия. «Вам понравилось?», За кого ты порадовался? Что чувствовал?

· Прощание «Солнечные лучики» Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Тема №3'' Возьмемся за руки, друзья!''

Программное содержание:

· Обращение внимания на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

· Знакомство с приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.

· Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение, повышать уверенность в себе, развивать сенсомоторную координацию.

Материал: магнитофон с записью спокойной музыки, свеча в подсвечнике. Обручи по количеству детей. Клубки цветных ниток. Бусинки, шнурки, палочки, камешки, ленточки.

Ход занятия:

· Приветствие «Бабочки на ладонях»

Дети кладут руки ладонями вверх. Психолог: «Закройте глаза. На ваши ладони (пальцы врозь) будут садиться бабочки и здороваться с вами. Бабочка села на ладонь Вани, Маши» и т.д. Дети должны поднять тот палец, на который села бабочка и сказать о своих ощущениях.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»(Фопель К. Как научить детей сотрудничать)

Психолог:Как вы думаете, что чувствует артист после концерта, спектакля, когда публика ему от души аплодирует? Хотите испытать, что он чувствует? Каждый из вас заслужил аплодисменты, так как он замечательный, необыкновенный. В этой игре каждый участник получит свою долю аплодисментов. Сначала они будут звучать тихо, а потом они станут сильнее. Станьте в круг, водящий выбирает игрока, подходит к нему, смотрит ему в глаза и дарит ему тёплые аплодисменты. Затем они оба выбирают следующего игрока, которому они смотрят в глаза и дарят аплодисменты. Затем они втроём выбирают следующего игрока, достойного комплиментов. Игра идёт до тех пор, пока все не получат аплодисменты.

  • Игра «Иванушка».

Выбирается «Иванушка», он ложится на живот, остальные вокруг него, кладут ему на спину руки ладонями вверх. Психолог припевает и одновременно прикасается по очереди «камушком» к подставленным ладоням детей, слегка надавливая их:

Наш Иванушка лежит и на нас не глядит (2-3 раза),

А мы для Иванушки сейчас положим камушки».

На последней фразе он оставляет камушек в ладони одного из детей. Все дети убирают руки со спины и сжимают их в кулак. Иванушка садится и пытается угадать, у кого в руке камушек. Психолог подчёркивает, что если быть внимательным, когда лежишь на животе, можно почувствовать, у кого остался камушек.

  • Игра ''Домик в обруче''.

Звучит музыка, педагог предлагает детям взять обруч и положить его там, где хочет.

Обойдите обруч с закрытыми глазами. Откройте глаза, найдите середину обруча и сядьте. Закройте глаза и представьте, что это ваш домик. Расскажите, какой он. - Как можно украсить домик? Возьмите на столе украшения (бусинки, пуговицы, ленточки и т.д.), через 2 мин. я позвоню в колокольчик.

Пока дети работают, педагог-психолог привязывает по клубку ниток к каждому обручу. После звонка детям предлагают проложить ''дорожку'' к большому обручу, к любому домику и вернуться домой. Давайте оформим большой домик. Каждый пусть положит что-нибудь из своего домика, а в середину поставим свечу, чтобы дом был теплым. Встаньте на стульчики, полюбуйтесь: у каждого есть свой домик и дороги ведут в большой дом, где каждый положил, что-то свое, значит, у нас есть большой общий дом, где все могут жить вместе.

А теперь встанем вокруг большого обруча со свечой и скажем:


Солнце, я тебя люблю,

Солнце, я тебя прошу:

Дай мне света и тепла,

Дай мне счастья и добра


  • Рефлексия. З адать вопросы о чувствах и ощущениях: За кого ты порадовался?
  • Прощание «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.

Тема № 4 «Наши чувства»

Программное содержание:

· Знакомство с изображениями чувств радости, гнева, страха из серии «Страна Эмоций»

· Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

· Осознание ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.

· Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.

· Учить решать конфликтные ситуации, не обижая других.

Ход занятия:

  • Приветствие «Волшебный клубочек».

Психолог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до психолога.

  • Картинки-ситуациии «Страна Эмоций», отображающие эмоциональное состояние

радости, гнева, страха. Рассматривание персонажей: Веселинка, Раздражинка, Сердитка: «Ты знаком с Раздражинкой самого большого роста? А ты можешь её изобразить? Как она хмурит брови? Какое выражение лица? Как она стоит или сидит? Может, она любит говорить какие-то слова? Каким голосом? Покажи, как она выглядит? Ой, настоящая Раздражинка. Представляю, что ты чувствуешь при встрече с ней! И т.п.

  • «Детский футбол»

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый-судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Замечание: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

  • Игровое упражнение «Рубка дров»

Каждый ребёнок должен представить себе, что он рубит дрова, то есть, пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его на чурку. Опуская топор, он громко выкрикивает: «Ха!», затем продолжает рубить вновь. Через 2 мин. дровосек говорит, сколько чурок разрубил.

  • Игра «Пирамида любви»

Психолог: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите». (Рассказы детей).

«А сейчас давайте построим пирамиду любви из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку». (Дети выстраивают пирамиду). «Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что все мы любимы и любим сами».

  • Игра «Исследование лица».

Цель: развивать тактильную память.

Дети разбиваются на две шеренги, встают лицом друг к другу. Дети одной шеренги закрывают глаза; в другой шеренге дети меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедших и называют их имена.

  • Рефлексия.

Вместо вопроса «Вам понравилось?», задать вопросы о чувствах и ощущениях:

За кого ты порадовался? Что было приятно, почему?

  • Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Тема № 5 ''Знакомство с чувством радости, удовольствия ''

Программное содержание:

  • знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние и умения понимать состояние другого, учить способам преодоления своего эмоционального неблагополучия.

Ход занятия:

  • Приветствие «Волшебный клубочек»
  • Игра «Подними, покачай».

Цель: дать ребенку понять, что сверстники поддерживают его, заботятся о нем. Ребенок ложится на ковер, расслабляется, закрывает глаза. Воспитатель поддерживает его под мышки. Дети осторожно поднимают его со всех сторон, затем легко качают. Воспитатель спрашивает: «Тебе приятно? Не страшно? Друзья крепко тебя держат, они не позволят тебе упасть».

  • Картинки-ситуациии «Страна Эмоций», отображающие эмоциональное состояние

радости, удовольствия. Персонажи Веселинка, Добрин. Радостное состояние характеризуется улыбкой, смеющимися прищуренными весёлыми глазами. Дети проявляют большую двигательную активность, чем обычно: хлопают в ладоши, прыгают, громко разговаривают, что-то напевают.

  • Сочинение сказки о Веселинке-эмоции радости, с кем она дружит? с Добрином? Как они относятся к животным? Где встретили, какие они, почему?
  • Игра «Разноцветный букет»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.

  • Упражнение: ''Передай по кругу''

(воображаемую воду, цветок, бабочку, гирю, птенчика, теплый ветерок и т.д.), дети по очереди, стоя в кругу, говорят комплименты с улыбкой, глядя в глаза.

· Этюд "Встреча с другом"

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразительные движения.

Ход: психолог рассказывает историю: "У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!" Дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

  • ЭТЮД «НОВЫЕ ИГРУШКИ»

Ведущий предлагает детям послушать рассказ о том, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Серёже – новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит весёлая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа. Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют.

  • Игровое упражнение: нарисуй радостное, грустное, смешное лицо детей.
  • Рефлексия. З адать вопросы о чувствах и ощущениях:

Что тебе доставило удовольствие, радость? За кого ты порадовался?

Ритуал прощания «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет.

Тема № 6 ''Как понять настроение человека?''

Программное содержание:

1. Организация ощущений детьми мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения.

2. Знакомство с релаксацией через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.

3. Учить распознавать эмоции по жестам, интонации, мимике, пантомимике и голосу.

Ход занятия: Ритуал начала занятий «Дружба начинается с улыбки». Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.

Возьмемся за руки, друзья! Друг другу улыбнемся.

Мы пожелаем всем добра и скажем: «Здравствуй, солнце!»

  • Беседа «Какие мы разные».

Отличаемся друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внутренний мир. Что такое внутренний мир? Внешний мир: природа, небо, солнце. В нашем внутреннем мире тоже бывает солнце – хорошее настроение, мы радуемся, поём песенки. Если на солнце находят тучи – настроение портится, идёт дождь – бегут слёзки. От настроения зависит всё: в плохом настроении появляются плохие черты характера. У человека в плохом настроении надуты губы, человек грустит, капризничает, не играет (говорится капризным тоном).

Как выглядит грустный человек? Брови нахмурены, голова опущена. (Показ).

Как выглядит весёлый человек? Дети показывают, прыгают, смеются, обнимаются. Как выглядит уставший человек? Уф, выдохнули, согнулись пополам, как будто кто-то сидит на плечах, руки тяжёлые, упали, все, лежим, отдыхаем. Мы передавали настроение с помощью жестов. Давайте, грустно помашем вслед рукой маме. На нашем лице – грусть. Это наша мимика. Покажем мимикой, какие мы сонные, глаза слипаются….

Ещё у нас есть интонация. Давайте голосом покапризничаем: «Мама, не хочу спать, хочу играть!». Все эти приспособления – жесты, интонация, мимика – действуют вместе. Мы все очень разные, уникальные, неповторимые.

  • Упражнение ''Назови и покажи эмоцию '' (работа с пиктограммами).
  • Игра «Огонь, вода, земля, воздух»

Цель: изображение внешнего мира с помощью средств понимания.

Играющие стоят по кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, напрячься, как бы врасти в землю; если скажет слово «вода», то вытянуть руки вперед и сделать «плавательное» движение; на слово «воздух» — поднять руки вверх - вдох; опустить - выдох; на слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

  • Релаксация «Из семени в дерево»

Ведущий – «садовник» предлагает детям превратиться с маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С тёплым весенним солнышком «семечко» начинает медленно расти. (Поднимаются.) У него раскрываются «листочки» (руки тянутся кверху), растёт «стебелёк» (вытягивается тело), появляются «веточки» с «бутонами» (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и «бутоны» лопаются (резко разжимается кулачки), и росток превращается в прекрасный и сильный «цветок». Наступает лето, «цветок» хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается соседям- цветам (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. «Цветок» качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), «цветок сгибается, клонится к земле, и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. «Цветок» опять превратился в маленькое «семечко» (свернуться на полу). Снег укутал «семечко», ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт!

  • Рефлексия. Что тебе доставило удовольствие, радость?
  • Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

Тема № 7 ''Волшебные'' средства взаимопонимания

Программное содержание:

· Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

· Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Регуляции двигательной активности и поведения.

· Знакомство с «волшебными средствами понимания – интонацией и мимикой». Развитие сочувствия и внимания к людям, умений описывать свои ощущения. Ввести понятие положительной и отрицательной эмоции.

Ход занятия:

· Приветствие. Волшебный клубочек.

Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

· Упражнение «Друг к дружке» (см. Фопель К. Как научить детей сотрудничать)

Психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями- внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.

Психолог стимулирует творчество учащихся в придумывании необычных приветствий.

  • Знакомство с «Волшебными средствами понимания»

Что может помочь человеку, которому грустно, страшно, плохо? Что помогает вам, когда вас обидели, когда вы провинились? Что делают люди, с которыми вам приятно общаться?

· «Волшебные средствами понимания»:

улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый, ласковый голос, мягкие, нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека.

Педагог вводит понятие об интонации, затем детям предлагают по очереди произнести фразы (зло, радостно, с обидой) - Пойдем играть! - Дай мне игрушку!

Как можно еще узнать настроение человека? (По выражению лица).

  • Картинки-ситуациии «Страна Эмоций», отображающие эмоциональное

состояние радости, удовольствия. Персонажи: Веселинка, Обидка, Раздражинка.

  • Этюды на различные позиции в общении.

Общение в парах идет в диалоговом режиме. Предлагаются темы: ''Моё любимое животное'', ''Мой самый радостный день''. Сначала дети сидят лицом друг к другу, потом один сидит, другой стоя рассказывает. В 3-м диалоге дети сидят спиной друг к другу. Как удобнее было разговаривать? Идёт обсуждение общения.

  • Игра ''Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся''.
  • Игра «Мы - силачи»

Дети встают в круг. Психолог предлагает им поиграть в «силачей». «Силачи» показывают всем, какие они сильные: набирают воздуха и напрягают мышцы рук, сгибая их в локте. Затем делают выдох и расслабляют руки, опуская их и тряся ими.

  • Упражнение «Угадай, что в мешочке».

По кругу передаётся мешочек, дети, ощупывая его, называют, что в нём (орехи, каштаны, крупа, семечки и т.п.

  • Игра «Волшебники»

Ход: Детям предлагают вообразить, что они - волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алеше - ловкости, и т.д.

  • Рефлексия. За кого ты порадовался? Что тебя огорчило? Что тебе доставило

удовольствие, радость? Что бы ты хотел изменить? Кто тебе помогал и кому ты помог?

8. Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

Тема № 8 «Застенчивость и Уверенность»

Программное содержание:

· Повысить у детей уверенность в себе, преодолевать замкнутость, пассивность, скованность; научить двигательному раскрепощению, общению.

· Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения.

Ход занятия:

  • Приветствие. «От сердца к сердцу». Сидящие в кругу дети берутся за

руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе и передаёт сердечко или цветок.

  • Картинки «Страна Эмоций», отображающие эмоции «Застенчик», Растерянчик-

Нерешительный». Мальчик Коля первый раз пришёл в детсад, приоткрыл дверь группы и заглянул внутрь. На его лице было вот такое чувство (робость, застенчивость). Давайте, изобразим его. Глаза чуть опущены, голова наклонена вбок. Выбор картинок.

  • Игра «Я – лев». Цель: повышение уверенности в себе. Закройте глаза представьте,что

каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, красивый, мудрый. Откройте глаза и представьтесь от имени льва: «Я – лев Коля», пройдите по кругу гордой, уверенной походкой.

  • Игра «У кого руки теплее». Цель: Регуляция мышечного напряжения, ощущения

тепла. Дети встают в круг и берутся за руки. Один из стоящих пожимает руку стоящему справа, тот в свою очередь подает руку следующему и так далее. Психолог предлагает им почувствовать, у кого руки теплее.

  • Игра «Марш самооценки».

Дети, встав друг за другом по кругу, идут, с силой ставя ногу на пол. Педагог «Я чувствую землю под ногами, земля прочная, твердая, я иду смело и уверенно». Предлагает детям на каждый шаг при выдохе произносить «хо-хо-хо» (10-15 сек), затем, ударяя ладонью в грудь, на выдохе произносить «я-я-я» (10-15 сек). В заключение спокойная ходьба.

  • Игра «Прорвись в круг».

Цель: помочь поверить в себя, преодолеть робость, войти в коллектив сверстников. Ребенка, испытывающего наибольшие сложности в общении с детьми, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

  • Игра «Сидящий — стоящий».

Цель: развивать эмоциональную сферу. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу весело, со страхом, сердито, спокойно и т.п.

  • Игра «Следование за ведущим».

Цель: развивать умение понимать и передавать чужие эмоции; развивать воображение.

Дети делятся на две-три группы (по 3-4 человек). В каждой группе - ведущий. Он ходит по кругу, выполняя движения, отражающие различные эмоции; дети повторяют их.

  • Упражнение «Подари камешек».

Дети берут по 1-2 камешка и дарят их, кому захотят со словами: «Я дарю тебе камешки, потому что ты самый…»Тем кому ничего не досталось, камешек дарит педагог, отмечая лучшие качества ребёнка.

  • Этюд «По тонкому льду»

Детям предлагается, как можно аккуратнее пройти по обручу или нарисованному мелом кругу, изображающему прорубь. Ступать надо мягко, осторожно, стараясь не попасть в «воду» и не проломить «лёд» вокруг проруби.

  • Рефлексия. Что тебе доставило радость? С кем понравилось общаться?
  • Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

Тема №9 ''Рисуем настроение''

Программное содержание:

  • Передавать в рисунке свое настроение с помощью цвета, линий, фигур, пятен.
  • Закрепление понятий пантомимики и жестов, развитие внимания ко всем детям в группе. Развитие эмпатии.
  • Диагностирование по тесту цветопредпочтение.

Материал: магнитофон с записью спокойной музыки. Краски, фломастеры, мелки, уголь, карандаши, кисти, тычки, печатки.

Ход занятия:

  • Ритуал начала занятий. Приветствие «Дружба начинается с улыбки».

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

  • Упражнение ''Угадай настроение' '

Каждому участнику дается задание выразить мимикой: боль, радость, страх, счастье и т.д. Остальные отгадывают. Ролевое проигрывание ситуаций в парах.

«Волшебные средствами понимания»: улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый, ласковый голос, мягкие, нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека.

  • Этюд «потянулись-сломались»

Исходное положение, стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… А теперь наши ладони как бы сломались, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол… лежим, отдыхаем, хорошо».

  • «ПОХОДКА И НАСТРОЕНИЕ»

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение:

· «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжёлые, большие капли».

· «Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орёл».

· «Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как весёлый клоун».

· «Пройдёмся, как маленький ребёнок, который учится ходить».

· «Осторожно подкрадываемся, как кошка к птичке».

· «Пощупаем кочки на болоте».

· «Задумчиво пройдёмся, как рассеянный человек».

· «Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем её».

· Игра «День рождения»

Ход игры: выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передаёт воображаемый «подарок-образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено и выразить радость.

· Рисование «Моё настроение» (разными техниками: пальцами, ладошкой, тычком, ниткопись, по сырому, по тонированному фону и т.п.)

· Игра «Замри!»

Цель игры: Развитие произвольных движений.

Процедура игры. Играет весёлая и подвижная музыка. Дети прыгают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем, через 1 1,5 мин. Музыка вновь возникает и дети продолжают движение и т.п.

· Рефлексия. Вместо вопроса «Вам понравилось?», задать вопросы о чувствах и ощущениях: Что тебе доставило удовольствие, радость?

  • Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

Тема № 10 ''Посели себя в дом ''радости'' и ''щедрости''

Программное содержание:

· Закрепление и обобщение знаний о чувстве радости; развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека.

· Организация опыта ощущений детьми мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.

· Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.

Ход занятия:

  • Приветствие «Осьминожки».

Дети сидят в кругу на ковре. Пальцами рук или ног изображают осьминожек, которые передвигаются по полу, встречаются, здороваются с другими осьминожками и т.п.

  • Картинки-ситуациии «Страна Эмоций», отображающие эмоциональное

состояние радости, удовольствия. Персонажи: Веселинка, Фантазёр-Придумка.

«Волшебные средствами понимания» -закрепитьв упражнениях:

улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый, ласковый голос, нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека.

  • Игра «Общение в паре».

Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-либо, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. (Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения).Предлагается тема ''Моя любимая игрушка''.


  • Игра «Поссорились два петушка»

Цель игры: развитие раскованности и самоконтроля.

Звучит весёлая музыка (А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу броуновского движения и слегка толкаются плечами. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры

  • Упражнение «Путешествие на сказочную планету»

«На одной из сказочных планет случилась беда. Там побывал злой волшебник. Им нужна помощь. Он заколдовал зверей, птиц, деревья, цветы(проводится под спокойную музыку). Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: «тук, тук, тук». Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас, предлагается детям послать этой планете немного света и тепла, и, может быть, она оживёт (руки вынести вперед, кисти рук вертикально)». Психолог говорит, что планета стала оживать, так как каждый подарил ей немного тепла и света.

  • «Групповое рисование по теме «Путешествие на сказочную планету»

На столе - альбомный лист, за столом 4-6 человек. Ребенок рисует, затем по сигналу передает лист другому ребенку - и так до тех пор, пока лист не вернется к ребенку, который первым начал рисовать. Он оценивает рисунок и говорит, чем понравился ему рисунок.

  • Игра «Подарок». Цель: научить детей пониманию другого человека, быть

щедрыми душой. Педагог предлагает каждому подарить соседу подарок, но не настоящий. Для этого ребёнку нужно жестами изобразить, что он дарит, сказать что-то приятное с ласковой интонацией и преподнести подарок.

  • ЭТЮД «ТАНЕЦ РАДОСТИ»

Дети становятся в круг, берутся за руки, затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляя бока солнышку, как радостные котята, а потом прыгают как радостные ребята на солнечной прогулке.

  • Рефлексия. З адать вопросы о чувствах и ощущениях:

За кого ты порадовался? Приятно ли быть щедрым? Что

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...