Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, система и правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации




Государственной службой, является тот вид социальной службы, который осуществляется в органах государст­венной власти. К государственной относится служба, решающая государственно значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и проч., т. е. задачи, без решения которых существование государства немыслимо.

Все это предопределяет особенности правового регулирования государственной службы. Конституционный Суд РФ в определе­ниях неоднократно подчеркивал, что «специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельно­сти по обеспечению исполнения полномочий государственных ор­ганов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое поло­жение государственных служащих, порядок поступления на госу­дарственную службу и ее прохождения, государство может уста­навливать в этой сфере и особые правила».

Действующий Закон о системе государственной службы содер­жит следующее определение: Государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных феде­ральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных госу­дарственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конститу­цией РФ, федеральными законами для непосредственного испол­нения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих должности, устанавливаемые конститу­циями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственная служба потому является государственной, что это прежде всего социальный институт публично-правового регу­лирования, а не только административно-бюрократический эле­мент государственного аппарата. Для госслужащего главным явля­ется добросовестное и самоотверженное служение людям, качест­венное «осуществление целей и функций государства посредством практического исполнения должностных обязанностей и право­мочий в государственном аппарате»1. В таком случае госслужащий выступает не только как профессионал-управленец, но и как пуб­личное должностное лицо, в круг полномочий которого входят реализация государственных функций и профессиональное обес­печение выполнения государственными органами или лицами, за­нимающими государственные должности, полномочий органов государственной власти.

Специфическими особенностями государст­венной службы выступают:

1. публичность; направленность на реализацию функций государства;

2. внешневластный характер служебной деятельности;

3. особая организационная структура, неотделимая от государ­ственного аппарата;

4. наличие прямой публично-правовой связи между государст­вом и государственным служащим.

Данные особенности проявляются в государственной службе в неразрывном единстве, и исключение любой из них так же неоп­равданно, как и придание большей значимости какой-либо харак­теристике.

Единство государственной службы вместе с тем не исключает возможности ее разделения на виды, образующие систему.

Вышесказанное позволяет трактовать государственную службу как «публично-правовое отношение между государством и служа­щим, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, идущую от лица государства и направ­ленную к осуществлению определенной государственной задачи в целях обеспечения реализации прав и законных интересов граждан».

Систе­ма государственной службы Российской Федерации в настоящее время включает следующие виды:

1. государственная гражданская служба;

2. военная служба;

3. правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба направлена на реализа­цию общеадминистративных функций государственного управле­ния в узком смысле.

В соответствии с Законом о гражданской службе государственная гражданская служба Российской Федера­ции это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на долж­ностях государственной гражданской службы Российской Федера­ции по обеспечению исполнения полномочий федеральных госу­дарственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Феде­рации, и лиц, замещающих государственные должности субъек­тов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Военная служба особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ (далее — МВД России), в войсках гражданской обороны, инже­нерно-технических и дорожно-строительных воинских формиро­ваниях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ (далее — СВР России), органах федераль­ной службы безопасности, федеральном органе специальной свя­зи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воин­ских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, дру­гих войсках, воинских формированиях и органах (ст. 2 Закона о воинской обязанности).

Правоохранительная служба — это вид федеральной государст­венной службы, основной целью которой является охрана общест­венного порядка; это деятельность граждан, которым присваива­ются специальные звания, на должностях в правоохранительных органах. Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о системе государственной службы определение правоохранитель­ной службы как вида федеральной государственной службы приме­няется со дня вступления в силу федерального закона о правоохра­нительной службе. В настоящее время такой закон пока не принят.

В соответствии с законодательством выделение правоохрани­тельной службы как вида государственно-служебной деятельности предлагается производить по двум критериям:

1. функциональному (охрана общественного порядка);

2. организационному (прохож­дение на должностях в правоохранительных органах).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...